Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ!

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии

http://s57.radikal.ru/i157/1005/4d/5370173f0126.jpg

Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово "Троица" (Trias) не библейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Никакая естественная философия не смогла подняться до учения о Пресвятой Троице.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Никакая спекулятивная философия не могла подняться до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: "Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы".

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Афанасий Александрийский (На ариан, слово первое, п. 18) определяет христианскую веру как веру "в неизменную, совершенную и блаженную Троицу".

Учение о Троице есть основание всего христианского веро – и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице "не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы"...

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

О БОГЕ-ТРОИЦЕ!

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.

Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума ( святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты. Соч., 2-е изд., СПб., 1886, т. 2, гл. 8, с. 130-131 ):

"Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа".

Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию — солнце, исходящие лучи и тепло, — то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию — источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что "один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен". "И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".

Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.

Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова:

"Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях (Писания...)"

Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата, все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно, в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений.

Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе "Троическое явися поклонение". Учение о Христе "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для "строгого" иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (арнане).
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2 … -all.shtml

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ,ныне и присно и во веки веков ! Аминь!!

0

2

..........в продолжение темы..

Что есть Бог?

Вера в Единого Бога. Лекция А.И.Осипова

Отлично,как всегда!  :cool:

0

3

Обьясните, пожалуйста. как вера в Пресвятую Троицу влияет на нашу жизнь? Важно ли знать догмат Троицы каждому верующему или только семинаристу и профессору богословия?
Валерий

Церковь в своем земном аспекте представляет собой общество людей, которое управляется в соответствии с определенными правилами, не признавая которых, человек не может быть Ее подлинным членом. Поэтому признания истинности догматов требует сама церковная дисциплина. Но такая обязательность признания догматов не носит характер формальности. Она обуславливается спасительностью догматов, которые являются ничем иным, как фундаментом для духовной жизни христианина. Преподобный Силуан Афонский говорил: "Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия".

Существует несколько этапов в процессе усвоения догматов человеческим сознанием. Первый - это когда догмат является предметом рационального убеждения и не более того. На этом этапе нет никакой связи между догматической истиной и духовной жизнью человека. Чаще всего причиной такого восприятия догматов является греховное нечувствие. На втором этапе догмат переживается человеком, как спасительная истина. Человек устанавливает связь между содержанием догматов и собственной духовной жизнью.
Третий этап - это благодатное переживание догмата, которое можно назвать созерцанием. Многие святые отцы переживали содержание догмата настолько, что для них между догматом о Боге и самим Богом исчезало всякое расстояние.

По словам известного русского богослова В.Н. Лосского, "для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Именно Ее мы ищем тогда, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования... Уклоняясь от Троицы, как единственного обоснования всякой реальности, всякой мысли, мы обрекаем себя на путь безысходный,мы приходим к апории, к безумию, к разрыву нашего существа, к духовной смерти".

Переживание догмата о Святой Троице есть переживание откровения о Божественной любви внутри Самой Троицы, приводящее к переживанию и осуществлению любви между людьми - множеству лиц в единой природе.
http://www.pravoslavie.ru/answers/q16.htm#7

Вопрос:

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?
Gaidukov

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому<...> Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13).

Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).

Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6).

Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

Духом Святым совершались все пророчества: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар.10:6); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).

Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос обещает ученикам послать им Святого Духа, Которого называет Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Это евангельское место очень ценно в богословском отношении, ибо показывает, что святые апостолы, как и пророки, писали по наитию Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветной Пятидесятницы привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21). Благодатью Святого Духа совершаются все семь церковных Таинств.

Вопрос:

Что означают слова: хула на Духа Святого?
lenaomar

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32).

Господь наш Иисус Христос говорит здесь о сознательном и упорном отвержении спасающей благодати Божией, которая подается Духом Святым. Слово на Сына Человеческого есть грех по неведению, а хула на Духа является ожесточенным противлением Божественной Истине. Святитель Игнатий Брянчанинов в «Слове в неделю Торжества Православия» пишет:

«Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.

…Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; не исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: анафема.

Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема».

0

4

Господь Бог, как Сам Живот и преизбыток жизни, Сам от вечности, как говорит св. Григорий Богослов, подвигся в три Лица и остановился на трех, т.е. Бог есть Отец, Слово и Дух. Ты спросишь, как в Боге - три Лица? Отвечаю: не понимаю - как, но знаю, что так быть должно и иначе быть не может. Ты еще спросишь: отчего в Боге третье Лицо называется Духом и отчего Он - особое Лицо, когда Бог без того есть Дух? - Отвечаю: Дух Божий назван Духом по отношению к твари; Господь дохнул ипостасным Духом Своим - и явилось, по манию Его Животворящего Духа, бесчисленное множество духов: Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6); дохнул Духом Своим в состав человеческий: и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7), и от этого дыхания доселе рождаются люди и будут рождаться до скончания века по заповеди: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28). Если столько личных отдельных существ Господь сотворил Духом Своим, то как же не быть Лицом или личным творящим Существом Самому Духу Божию? Дух, идеже хощет, дышет (Ин. 3, 8). Видите, Дух называется Духом как Ипостась Божия. Если есть бесчисленное множество сотворенных личных духов, то Самому ли Богу оставаться без Духа, как без Своего Лица - самостоятельного, ипостасного? А Сын, Премудрость Отца, личная, живая, не необходима ли в Боге? Посмотри на себя. Ты - тварь; и в тебе бывает такая премудрость, что тебе удивляются весьма многие: ты творишь иногда подлинно удивительные вещи, и тебя величают творцом этих вещей. Но ведь это ты - маленькое, немощное создание. Как же, посуди теперь, в Боге не быть Премудрости самоличной, как в Боге не быть Творцу, как Ему не иметь Своей живой, самосущей Премудрости? Посмотри на все в мире, как все премудро! Как во всем самомалейшем видна изумительная премудрость, удивительное выполнение всепремудрой мысли с изумительной точностью, чистотой безукоризненной! Как в Боге не быть личной Премудрости? Сообрази: как Бог, создав множество разумных, личных, мудрых живых существ, Сам не родил из Себя личную Премудрость? Лепо ли это? Возможно ли это? Сообразно ли это с совершенствами Творца? - Так в Боге должна быть ипостасная Премудрость, или ипостасное Слово Отца, равно как и Дух Животворящий, от Бога Отца исходящий и в Сыне почивающий. В тебе есть дыхание, вещественное, неличное, а у Бога, как Самого Живота, оно - Дух личный, не разливающийся, но простой, все оживотворяющий.
(св.прав.Иоанн Кронштадский "моя жизнь во Христе")

0

5

Ин., 15 зач., V, 17-24.

Евангельское чтение:

17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского

Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Иудеи обвиняют Христа в том, что Он совершил исцеление в субботу. А Он, как равный Отцу по чести и власти, говорит: как Бог и Отец Мой делает и в субботу, и вы не обвиняете Его, так и Меня не должны обвинять. Как же Отец делает доныне? Моисей говорит, что Бог почил от всех дел Своих (Быт. 2). Ты желаешь знать, как Бог делает доселе? Смотри на вселенную и познай дела Промысла: солнце восходит и заходит; посмотри на море, источники, реки, животных, вообще на все сотворенное, и увидишь, что тварь делает свое дело, особенно же приводится в действие и движение неизреченным способом Промысла. Без сомнения, Промысл делает свое дело и в субботу. Посему как Отец делает и управляет тварию и в субботу, то и Я, Сын Его, делаю справедливо. — Но они, подстрекаемые завистию, искали убить Его не только за то, что Он называет Бога Отцом Своим, делая Себя равночестным Богу. Ибо всякий сын бывает одного и того же естества с отцом. Где при этом Арий? Поистине, он при свете слеп. Называя Христа Сыном Отца, он не допускал единосущия Его с Отцом, но Сына несозданного Отца признавал тварию. Ему нужно было поучиться хотя бы у иудеев, которые гнали Господа за то, что Он называл Себя Сыном Божиим, а отсюда необходимо следовало и равенство Его с Богом. Если бы достоинство Сына не было важно и Он не делал Себя чрез оное равным Богу, то за что бы стали гнать Его?

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Сын не может творить Сам от Себя, потому что не имеет ничего чуждого или отличного от Отца, но не во всем подобен Отцу, и не иное имеет существо, чтобы иметь иную силу, а следовательно, и действие иное, но как существо имеет то же, то и силу имеет ту же. Посему и Сын делает то же и не может делать что-нибудь иное, кроме того, что делает Отец; ибо не иную имеет силу, меньшую или большую Отчей, но у Отца и Сына одно существо, одна сила, одно действие. Так, скажешь. Но Отец становится как бы учителем Сына, показывающим Ему, как должно делать? Ибо Сын ничего не творит, если не увидит Отца творящего. Итак, я спрашиваю Ария и Евномия, говорящих сие: как Отец учит Сына, премудростию ли, или нет? Без сомнения, премудростию. Кто же премудрость Божия? Не Сын ли? Да, без сомнения. Значит, Сын учит Самого Себя. Какое неразумие с вашей стороны! Вы поручаете Сына Отцу как бы отрока какого-нибудь в научение. А я, согласно с премудростию Божиею, утверждаю, что если Отец знает что-либо, то знает не без Сына, ибо премудрость Его есть Он; может ли что Отец, может не без Сына, ибо сила Его есть Он. Что это истинно, слушай: “что творит Отец, то и Сын творит также”. Если Отец имеет власть и силу, и Сын также; значит, Сын не меньше Отца. Если сказано уничиженно: “показывает Ему все” и “покажет больше сих”, то сему не нужно дивиться: ибо Он ведет речь с людьми, вопиющими против Него и снедаемыми завистью. Если бы Он не соединял везде с высоким смиренное, то чего бы они не сделали, когда восстают и в то время, как Он большую часть говорит уничижение? — Что это значит: “покажет и больше сих”? Укрепив расслабленного, Он намерен воскресить мертвого; посему и говорит: если вы удивляетесь, что Я исцелил расслабленного, то увидите больше сего. Что уничиженное выражение “покажет” Он сказал с намерением, чтоб смягчить их неразумие, то слушай, что следует далее. Он говорит: “как Отец воскрешает мертвых, так и Сын оживляет, кого хочет”. Итак, Сын воскрешает “как Отец”. Сим показывает безразличие силы, а словами: “кого хочет” — равенство власти. Ариане все это выставляют против славы Сына, а мы православные понимаем в пользу ее.

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Христос, сотворив многие знамения, доказал, что Он может благодетельствовать. Но так как не убедил и не привлек их к достойному почитанию Себя, то говорит, что Отец отдал Сыну всякий суд, чтоб страх суда преклонил их воздать Ему почтение. Ибо мы люди, и особенно неразумнейшие из нас, обыкновенно научаемся нужному более страхом, чем благодеяниями. Слова: “Отец отдал суд Сыну” понимай так, что Он родил Его судьею, подобно тому, как слышишь, что Он дал Ему жизнь, и понимаешь, что Он родил Его живущим. Так как Отец есть причина бытия Сына, то и говорится, что все, что ни имеет Сын, принял от Отца, как имеющий это от Него по естеству. Таким образом и суд имеет Он от Отца также, как имеет оный Отец. Чтобы мы, слыша, что Отец есть причина Сына, не стали понимать, что Он произвел Его, как и твари, и чрез то не ввели уменьшения чести, для сего Он говорит, что между Отцом и Сыном нет никакого различия. Ибо кто имеет власть наказывать и награждать, как хочет, тот имеет силу, одинаковую с Отцом; посему и почитать Его должно также, как Отца: “дабы, — говорит, — все чтили Сына, как чтут Отца”. Так как ариане думают чтить Сына как тварь, то оказывается, что они и Отца чтут как тварь. Ибо они или совсем не чтут и потому должны стать в ряд с иудеями, или если чтут Его как тварь, а Его должно чтить как и Отца, то решительно обличаются в том, что они и Отца чтут как тварь. — И иначе, судя по прибавлению, как чтут Отца не чтущие Сына? Ибо прибавляет: “кто не чтит Сына, тот не чтит Отца”, то есть, кто не чтит так, как и Отца. Если кто говорит, что Он есть тварь, превосходнейшая всех творений, и думает, что Ему (как Сыну) ложно и напрасно придается такая честь, тот решительно бесчестит и Отца, пославшего Его. Сказал “пославшего” для того, чтобы они не ожесточились, как мы выше сказали. Ибо Он, как сказано, чудно соединяет учение: иногда дает о Себе свидетельство высокое, как и следовало, иногда смиренное, из-за беснования враждебных иудеев. Ибо если после воскресения Его из мертвых, после вознесения на небеса, после обнаружения силы Его чрез апостолов Арий и Евномий восстали против Его славы и низвели Его в тварь, то современные Ему иудеи, видя Его ходящим во плоти, ядущего и пиющего с мытарями и блудницами, как одного из многих чего бы не сделали, если бы Он говорил о Себе одно высокое, а не присоединял и уничиженного? Посему и прибавляет: “слушающий слова Мои и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную”. Таким образом тем, что слушающие слова Его будут веровать Богу, успокаивает их умы. Ибо не сказал: верующий “Мне”, но “Пославшему” Меня. Верующий в Него не приходит на суд, то есть в муку, но живет вечною жизнию, не подлежа смерти душевной и вечной, хотя смерти телесной и временной и не избегнет.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/646/55646080_1267040678_810.gif

Проповедь протоиерея Александра Дягилева

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе, возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня мы с вами слышали очень важный отрывок из Священного Писания, где говорится о том, что мы должны чтить Сына так же, как чтим Отца. Это лишний раз показывает равенство Отца и Сына в Святой Троице. Это еще раз подчеркивает, что на земле явился не просто прекрасный человек или сверхумный пророк, но сам Бог, Творец мира. И что Отец суд над миром отдал Сыну, и поэтому слушающий слово Его и верующий в Того, Кто послал Его, будет иметь вечную жизнь и на суд не придет, но перейдет от смерти в жизнь. С этой фразы обычно начинается чтение Священного Писания на отпевании усопших, ибо мы действительно знаем, что смерть – это реальность, с которой нам придется столкнуться и приходится сталкиваться в жизни. Но смерть – это не конец, ибо не говорил бы Господь таких слов, что будет суд. Зачем судить мертвого, если его больше нет? Но мы знаем, что будет воскресение, будет суд, и, значит, «жизнь жительствует», как об этом говорит Иоанн Златоуст в Слове на день Пасхи. Жизнь продолжается, и даже смерть не в состоянии остановить жизнь человеческую, ибо эта жизнь бессмертна, ибо человек бессмертен. И вот мы, братья и сестры, слушаем этот отрывок из Священного Писания и помним, что мы, почитая Сына Божия, покланяясь Ему, мы посредством Сына чтим Отца и получаем вечную жизнь как дар. Как дар, конечно, несравненный ни с чем земным. Это тот дар, ради которого стоит забыть о земных благах, и святые показывают нам такой пример – они избирали лучше умереть за Христа, чем жить без Христа.

Поверьте, братья и сестры, нет ничего земного из того, что могло бы нас прельстить и оказаться большим, чем жизнь во Христе, потому что это вечная жизнь, это бессмертие – то, к чему стремятся люди. Но вот Христос нам дарует его. Поэтому не будем искушаться, не будем сомневаться, но зная об истине Воскресения Христова, о том, что воистину Христос воскрес, будем стараться жить по Его заповедям. И тогда мы получим вечную жизнь, ибо Христос воскресе!

Аминь.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/646/55646080_1267040678_810.gif
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы слышим ответ Господа на обвинение Его в разорении субботы. Он сказал им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Христос исповедует, что Он – Сын Божий, ясно называя Бога Своим Отцом. В тайне творения мира, промышления о нем и спасения его участвует вся Святая Троица. Тот, Кто все совершает – Господь всего. И потому Сын Человеческий – Господин субботы.

Что же иудеи отвечают на защиту Христом Себя? Еще более искали убить Его иудеи. За нарушение субботы и за то, что Он Бога называет Своим Отцом. Они изображают ревность о чести Божией и замышляют величайшее преступление против Бога.

Христос свидетельствует им, что Он равен Богу в силе и в славе. Истинно, истинно говорю вам – и это значит, что речь идет о страшных и великих и непоколебимых Божиих делах, которые Он творит. Но Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Так предан Христос воле Отца, что для Него невозможно творить что-либо отдельно от Него. Он – Исполнитель Совета Отча, Он знает все Его сокровенные замыслы. Он равночестен Отцу в делах, ибо что творит Отец, то творит также и Сын – с той же властью, с той же действенной силой.

Отец любит Сына. В этом мире Христос встречается с человеческой ненавистью и равнодушием. Но Ему неизменно дается утешение Отчей любви. Отец показывает Ему все, что творит Сам. Все, что творит Сын, совершается по водительству, по указанию Отца. И Он покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Дела большей силы, чем исцеление болящих. Он воскресит умерших. И Сам воскреснет из мертвых.

Являя Свое равенство с Отцом, Христос выделяет те Свои дела, которые могут быть совершены только Богом. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Во власти одного Бога – воскрешать мертвых и давать им жизнь. Воскрешение мертвых никогда не было в ряду обычных явлений естества и даже не приходило кому-либо на мысль, изучающих возможности сил природы. Это дело чисто Божественной силы. У Христа – мудрость и держава как у Бога. Он имеет ключи ада и смерти.

И Отец не судит никого, но суд отдал Сыну. Он благоволил совершить суд через Сына. Будучи нашим Творцом, Он может делать с нами все, как горшечник с глиной. Но мы видим Его безмерную милость. Бог во Христе примирился с миром и дал Своему Сыну власть приведения нас к вечной жизни. Книга жизни есть книга Агнца. Последний всеобщий Страшный суд предан Сыну Человеческому. Оттого что Он умалил Себя, став Сыном Человеческим, по воле Отчей, Он Господь всяческих. Будучи Сыном Человеческим, Он единосущен по естеству с теми, над кем Он поставлен. Христос часто называл Себя смиренно Сыном Человеческим, показывая, что Он – Начальник и Спаситель не одного только народа, а всего рода человеческого. Дабы все чтили Сына, как чтут Отца.

Мы должны чтить Сына, исповедовать, что Он – Господь и поклоняться Ему. Мы должны воздавать честь Тому, Кто принял бесчестие ради нас. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Поношение Искупителя нашего – поношение Отца. В крестных страданиях Господа, говорят святые, участвуют все лица Пресвятой Троицы. «Всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от диавола». Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, – говорит Христос, – имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Быть христианином значит слушать, что говорит Бог. Но недостаточно только слушать, надо слушаться – веровать жизнью своей в Пославшего Христа Бога Отца. Тем, для кого Христос – путь, открывается уже здесь на земле вечная жизнь, благодать Пасхи, переход от смерти в жизнь. К Богу Отцу – во Христе и Христом, Который от Себя не творит ничего, но творит волю пославшего Его Отца.

0

6

Ибо как сияние, хотя от пламени, однако же не позднее пламени, но вдруг и пламень вспыхивает, и свет от него воссиявает, так, по требованию Апостола, должно представлять и Сына от Отца, не отделять Единородного каким-нибудь разлучающим расстоянием от бытия Отца, но вместе с Виновником представлять всегда и сущее от Него.
(Святитель Василий Великий)

0

7

Дух Святой был всегда, и есть, и будет, не начавшись, не будет иметь и конца, но всегда поставляем вместе со Отцом и Сыном и причисляем к Ним: Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Сам благой и Источник благости.
Чрез Него Отец познается и Сын прославляется, и всеми постигается одна сила, одно сочетание, одно поклонение Святой Троице.


0