Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Соборование Великим Постом!


Соборование Великим Постом!

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором».
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9-%D0%94%D1%83%D0%B4%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg
Священник Андрей Дудченко
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg
Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.

Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник.

Прощаются ли при Соборовании грехи?

Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви (таких как убийство, в т.ч. аборты, блуд и прелюбодеяние, в т.ч. сожительство в т.н. «гражданском браке», без регистрации, и отпадение от веры в разных формах, в т.ч. обращение к иным религиозным практикам, гадалкам, вызывание духов, разные формы магии и оккультизма, и других тяжких грехах по отношению к ближним) — требуется таинство Покаяния, которое для человека, совершившего тяжелые («смертные») грехи, по сути является таинством возвращения, вновь присоединения к Церкви. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека.

Соборование не гарантирует исцеления

Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман, вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из кн. «За жизнь мира»).

Над кем совершается таинство?

На Западе Соборование часто воспринимается как «последнее помазание» и совершается исключительно над умирающими

Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности (с IV века) известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие.

До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников (а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса»).

Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг.
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/14448.jpg
Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. В XVII веке этот чин совершался в Великий Четверг и Великую Субботу. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина.

Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию. Настоятель храма св. мученицы Татьяны при МГУ отец Максим Козлов по поводу этой практики задает справедливые вопросы: «Можно ли этой практике дальше развиваться или нужно положить ей предел? А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни?»

Эти вопросы еще требуют соборного церковного обсуждения и решения. Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими:

    * Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований.
    * Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу.
    * Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование.
    * Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику.

частые вопросы:

Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия

Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.
Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Прот. Максим Козлов

Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве?

Этого я как раз хотел бы спросить у Вас – как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.

Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости – это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов.

+1

2

Скажите, пожалуйста, можно ли только написать имя или обязательно нужно быть на соборовании? Спасибо. Алиса.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Алиса!

При совершении соборования священник помазывает освященным маслом участвующего в этом таинстве. Сделать это в отсутствии человека невозможно. Поэтому даже если имя Ваше указано в записке и прочитано во время молитвы на соборовании, этого недостаточно. Таинство в Ваше отсутствие над Вами совершить невозможно.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

0

3

ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ (ЕЛЕОСВЕЩЕНИЯ)

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor341.jpg

«Таинство Елеосвящения – духовный мед, живоносное питие. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт всего Евангелия» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Мы будем говорить сейчас об одном из Таинств, Таинстве Исцеления.
У этого священного церковного обряда несколько названий, о которых вы, вероятно, слышали.
Соборование – потому, что в этом Таинстве принимает участие «собор», то есть несколько священнослужителей.
Елеосвящение – потому, что во время Таинства мы помазываем больного освященным елеем (маслом).
Это Таинство совершается и индивидуально, и над большим количеством людей сразу. Последнее обычно происходит в дни Великого поста. Тогда все недугующие душою и телом могут прийти в храм и участвовать в совместной молитве и этом священном действе.

Фотографии, представленные в этой небольшой серии, сделаны в Свято-Троицком Измайловском соборе в 2007–2008 годах (фотограф Владимир Меклер) и в одной из городских больниц (фотографы – Людмила Галенко и свящ. Константин Пархоменко).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor342.jpg

Указания на обычай совместно молиться над больным человеком мы находим с первых веков христианства. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Соборование не совершается над здоровыми людьми, но только над больными.
По молитвам нашим, Господь действительно исцеляет людей, в чем автор этих строк многократно убеждался. Также во время Соборования прощаются забытые грехи (но не умышлено сокрытые ). В любом случае, после Соборования человек ощущает приподнятое и радостное состояние, духовный восторг, это Таинство поистине можно назвать посещением Божиим!

На фотографии: мы видим, как собравшиеся в храме люди поставили на стол бутылки с маслом. Это масло освятят, и потом егго можно будет взять домой, молиться, помазываться им, добавлять его в пищу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor343.jpg

Мы призываем в наших молитвах Господа обратить внимание на собравшихся и исцелить их от «всякого недуга и всякой язи душ и телес» - «от всякой болезни и слабости души и тела» (русск. пер).
Затем мы читаем Святое Евангелие.
Всего 7 раз во время Соборования мы будем читать Святые Апостольское и Евангельское чтения и 7 раз будем помазывать болящих елеем.

На фотографии: священник читает Святое Евангелие.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor344.jpg

Но вот началось помазание. Мы кисточкой начертываем знак креста на лице (лоб, ноздри, щеки, уста), груди и руках (с обеих сторон ладоней).
В знак духовного бодрствования и горячей молитвы участвующие в Таинстве держат зажженные свечи.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor345.jpg

А диакон и чтецы в это время читают и поют молитвы. В частности, диакон поименно перечисляет всех болящих.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor346.jpg

Во время Соборования можно молиться стоя, кто немощен – может молиться сидя. Главное – молиться. В Церкви никогда и ни в чем нет магизма. То есть, любое Таинство и обряд совершаются не сами по себе, не механически, после каких-то манипуляций или слов, но в ответ на человеческую просьбу, мольбу, движение навстречу к Богу.
Так и Соборование. Мы каемся в своих грехах, обещаем Богу исправиться (и действительно исправляемся), мы просим Бога «поверить в нас» и исцелить нас.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor347.jpg

Соборование – достаточно продолжительное Таинство. Оно совершается никак не меньше двух часов, но зато после него все испытывают легкость и радость.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor348.jpg

Заканчивается Таинство тем, что молящиеся преклоняют головы, священники простирают над головами раскрытое Евангелие, а другой священник читает молитву:
«Царь Святой, Милосердный и Многомилостивый Господь Иисус Христос, Сын Бога Живого! Ты не хочешь смерти грешника, но чтобы он покаялся и жил. Не полагаю мою грешную руку на голову пришедшего к Тебе грешника, просящего об оставлении грехов, но Твою руку крепкую и сильную, которую во Святом Евангелии этом мои сослужители держат на голове раба Твоего (имя). Молюсь вместе с ними и прошу милостивое и не помнящее зла человеколюбие Твое: …Сам и раба Твоего, кающегося в своих согрешениях, приими обычным Твоим человеколюбием, прощая все его прегрешения…»

Затем Евангелием осеняются все молящиеся, а если это возможно, то больной целует Святую Книгу.

И, стараясь не расплескать благодатное состояние, люди расходятся по домам.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor349.jpg

А вот то же Таинство, но совершаемое индивидуально, над больным человеком.
Начинается оно с беседы.
Священник напоминает присутствующим и в первую очередь больному, что сейчас, отложив «всякое житейское попечение», мы будем молиться.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor350.jpg

Зажигается 7 свечей. Впоследствии, после каждого помазания, свечи по очереди будут гаситься.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor351.jpg

Начинается молитва. Все стоят…

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor352.jpg

Больной молится от всей своей души: «Всемилостивый Господь, исцели, подними меня с одра болезни…»
И, несомненно, Господь слышит. А вот выздоровеет человек или будет и дальше болеть, а может быть, и умрет – зависит только от Его воли.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor353.jpg

…Вот как описывает Соборование Иван Шмелев в книге «Лето Господне».
Москва 1870-х годов, умирающий отец семилетнего мальчика, его домашние, прислуга…

«На другой день Покрова отца соборовали. Горкин говорил, какое великое
дело – особороваться, омыться «банею водною-воглагольною», святым елеем.
– Устрашаются эти, потому – чистая душенька... покаялась-приобщилась и
особоровалась. Седьмь раз Апостола вычитывают, и седьмь Евангелие, и седьмь
раз помазуют болящего. А помазки из хлопчатки чистой и накручены на стручцы.
Господне творение, стручец-то. А соборовать надо, покуда болящий в себе еще.
Уж не видит папашенька, а позвать – отзывается. Вот и особоруется в час
светлый.
Приехали родные, – полна и зала, и гостиная. Понабралось разного
народу, из всех дверей смотрят головы, никому до них дела нет. Какой-то в
кабинет забрался, за стол уселся. Застала его Маша, а он пальцами вертит
только, – глухонемой, лавошников племянник, дурашливый. И пропал у нас лисий
салоп двоюродной тетки, так она ахала. Горкин велел Гришке ворота припереть,
незнаемых не пускать.
Мне суют яблочки, пряники, орешки, чтобы я не плакал. Да я и не плачу,
уж не моту. Ничего мне не хочется, и есть не хочется. Никто у нас не
обедает, не ужинает, а так, всухомятку, да вот чайку. Анна Ивановна отведет
меня в детскую, очистит печеное яичко, даст молочка... И все жалеет:
«болезные-вы-болезные...»
Стали приходить батюшки: о. Виктор, еще от Иван-Воина, старичок, от
Петра и Павла, с Якиманки, от Троицы-Шаболовки, Успения в Казачьей... еще
откуда-то, меленький, в синих очках. И псаломщики с облачениями. Сели в
зале, дожидают о. благочинного, от Спаса в Наливках. О. Виктор Горкина
допросил:
– Ну, всевед, все присноровил? а седьмь помазков не забыл из лучинки
выстрогать?..
Ничего не забыл Панкратыч; и свечи, и пшеничку, и красного вина в
запивалочке, и росного ладану достал, и хлопковой ватки на помазки; и в
помазки не лучинки, а по древлему благочестию: седьмь стручец
бобовых-сухоньких, из чистого платочка вынул, береженых от той поры, как
прабабушку Устинью соборовали.
Прибыл о. благочинный Николай Копьев, важный, строгий. Батюшки его
боятся, все подымаются навстречу. Он оглядывает все строго.
– Протодьякона опять нет? Намылю ему голову. – И глядит на о. Виктора.
– Осведомили – с благочинным будет?
– Предуведомлял, о. Николай, да его загодя в город на венчание
пригласили, на Апостола... на рысаке обещали срочно сюда доставить. говорят от окна:
– Как раз и подкатил, рысак весь в мыле!
Все смотрят, и о. благочинный. Огромный вороной мотает головой, летят
во все стороны клочья пены, а протодьякон стоит на мостовой и любуется.
Благочинный стукнул кулаком в раму, стекла задребезжали. Протодьякон увидал
благочинного и побежал во двор, но ему ничего не было. Благочинный махнул
рукой и сказал:
– Что с тебя, баловника, взять. На «Баловнике» домчали?
– На «Баловнике», о. Николай. Летел на молнии, в пять минут через всю
Москву!
Горкин после сказал, что благочинный сам любит рысаков, и «Баловника»
знает, – вся Москва его знает за призы.
– Папашеньку тоже вся Москва знает. Узнали купцы, что протодьякон на
соборование спешит, вот и домчали на призовом.
Гости повеселели, и батюшки. И я тоже чуть повеселел, страшного будто
нет, выздоровеет папашенька с соборования. Благочинный погладил меня по
голове и погрозился протодьякону:
– Голосок-то посдержи, баловник. Бабушка у Паленовых с твоего рыку душу
Богу отдала за елеосвящением... и Апостола не довозгласил, а из нее и дух
вон!
И опять все повеселели, будто приехали на именины в гости. И стол с
закусками в зале, и чайный стол с печеньем и вареньем, – батюшкам
подкрепиться, служение-то будет долгое. Горкин велел мне упомнить: будет
протодьякон возглашать – «и воздвигнет его Господь!». Может, выздоровеет
папашенька, воздвигнет его Господь!...

Батюшки облачились в ризы и пошли в спальню. Родным говорят – душно в
спальне, отворят двери в гостиную, – «в дверях помолитесь». Тетя Люба ведет
нас в спальню и усаживает на матушкину постель. Занавески раздвинуты, видно,
как запотели окна. Ширмы отставлены. Отец лежит в высоких подушках, глаза
его закрыты, лицо желтое, как лимон.
Перед правым кивотом, на середине спальни, поставлен стол, накрытый
парадной скатертью. На столе – фаянсовая миска с пшеницей, а кругом воткнуты
в пшеницу седьмь стручец бобовых, обернутых хлопковой ваткой. Этими
помазками будут помазывать святым елеем. На пшенице стоит чашечка с елеем и
запивалочка с кагорчиком. Горкин, в великопраздничном казакинчике, кладет на
стол стопу восковых свечей.
Перед столом становится благочинный, а кругом остальные батюшки.
Благочинный возжигает свечи от лампадки и раздает батюшкам; потом влагает в
руку отцу и велит Анне Ивановне следить. Горкин раздает свечки нам и всем. В
дверях гостиной движутся огоньки.
Начинается освящение елея.
Служат неторопливо, благолепно. Отец очень слаб, трудно даже сидеть в
подушках. Все время поправляют подушки и придерживают в руке свечку то Анна
Ивановна, то матушка. Протодьякон возглашает: «о еже, благословитися, елеу
сему... Господу по-ма-а-лимся!..» Благочинный говорит ему тихо, но все
слышно: «потише, потише». Дрожит дребезжаньем в стеклах. Кашин в дверях
чего-то подмигивает дяде Егору и показывает глазом на протодьякона. А тот
возглашает еще громчей. Благочинный оглядывается на него и говорит уже
громко, строго: «потише, говорю... не в соборе». Протодьякон все возглашает,
закатывая глаза: «...по-ма-а-лимся!..» Благочинный начинает читать молитву,
держа над елеем книжку, батюшки повторяют за ним негромко. Отец дремлет,
закрыв глаза. Протодьякон берет толстую книгу и начинает читать, все громче,
громче. И я узнаю «самое важное», что говорил мне Горкин:
- «...и воздви-гнет его... Го-спо-о-дь!..»
В спальне жарко, трудно дышать от ладана: в комнате синий дым. По окнам
текут струйки, – на дворе, говорят, морозит. Мне видно, как блестит у отца
на лбу от пота. Анна Ивановна отирает ему платочком, едва касаясь. Такое у
ней лицо, будто вот-вот заплачет. Я чувствую, что и у меня такое же
скосившееся лицо. Отцу трудно дышать, по сорочке видно: она шевелится,
открывается полоска тела и знакомый золотой крестик, в голубой эмали.
Великим Постом мы были в бане, и отец сказал, видя, что я рассматриваю его
крестик: «нравится тебе? ну, я тебе его откажу». Я уже понимал, что это
значит, но мне не было страшно, будто никогда этого не будет.
Благочинный начинает читать Евангелие. Я это учил недавно: о
милосердном Самарянине. И думал тогда: вот так бы сделал папашенька и
Горкин, если пойдем к Троице и встретим на дороге избитого разбойниками.
Слушаю благочинного и опять думаю про то же. Открываю глаза...
Начинается самое важное.
Протодьякон громко возглашает. Благочинный берет из миски стручец,
обмакивает в святой елей и подходит к отцу. Анна Ивановна взбивает за
больным подушки. Благочинный помазует лоб, ноздри, щеки, уста... раскрывает
сорочку, помазует грудь, потом ладони... И когда делает стручцем крестики,
молится... – да исцелит Господь болящего Сергия и да простит ему все
прегрешения его.
Протодьякон опять читает Апостола. А после Апостола старенький батюшка
читает Евангелие и помазует вторым стручцем. Потом протодьякон стал опять
возглашать Апостола... Потом о. Виктор читает из Евангелия, как Иисус Христос
дал ученикам Своим власть изгонять бесов и исцелять немощных... Трудно
дышать от духоты. Анна Ивановна отирает лицо отцу одеколоном, слышен запах
«лесной воды». Матушку уводят, тетя Люба держит руку отца со свечкой. А
батюшки все читают... Мне душно, кружится голова... роняю свечку, она
катится по коврику под кровать... кидаются за ней... а я гляжу на свечку в
руке отца... с нее капает на сорочку.
Кашин глядит на свою свечку и колупает оплыв. Он у нас не бывал с того
дня, как обидел папашеньку, но дядя Егор каждый день заходит. Горкин поведал
мне, как папашенька слезно просил его обещать перед образом Спасителя, что
не обидит сирот. И он перекрестился, что обижать не будет. У него
«вексельки» за кирпич: отец строил бани в долг, задолжал и ему, и Кашину, и
они процент большой дерут, могут разорить нас. Узнал и еще: совсем мы
небогаты, трудами папашеньки только и живем, а папашенька – дядя Егор на
дворе кричал, - «не деляга, народишко балует». А Горкин говорит – «совесть у
папашеньки, сам не допьет – не доест, а рабочего человека не обидит, чужая
копеечка ему руки жгет». Трудами-заботами дедушкины дела поправил, –
«разорили дедушку на подряде чиновники, взятку не дал он им!» – новые бани
выстроил на кредит, и теперь, если не разорят нас «ироды», бани и будут
вывозить.
Протодьякон в седьмой раз возглашает Апостола. Батюшка в синих очках
прочитывает седьмое Евангелие и в последний раз помазует св. елеем. Все
стручцы вынуты из пшеницы... – конец сейчас?..
Благочинный спрашивает у матушки: «может ли болящий подняться – принять
возложение Руки Христовой
?» Тетя Люба в ужасе поднимает руки:
– Что вы, батюшка!.. он и в подушках едва сидит!..
Тогда все батюшки обступают болящего. Благочинный берет св.
Евангелие... И я подумал – «когда же перестанут?..». После сказал я Горкину.
Он побранил меня:
– Стра-мник!.. про священное так!.. а?.. – «пере-ста-нут»!.. а?! про
святое Евангелие!..
Нет, благочинный больше не читал. Он раскрыл св. Евангелие, перевернул
его и возложил святыми словами на голову болящему. Другие батюшки, все,
помогали ему держать.
Благочинный возглашал «великую молитву».
Горкин сказал мне после:
– Великая то молитва, и сколь же, косатик, ласкова!..
В этой молитве читается:
«Не грешную руку мою полагаю на главу болящего, но Твою Руку, которая
во Святом Евангелии... и прошу молитвенно: “Сам кающегося раба Твоего приими
человеколюбием... и прости прегрешения его и исцели болезнь...”
.
Отец приложился ко св. Евангелию и слабым шепотком повторил, что
говорил ему благочинный:
«Простите... меня... грешного...»
Соборование окончилось.
После соборования приехал Клин и дал сонного. Спальню проветрили. В
ней, от духоты, лампадочки потухли.
В зале тетя Люба потчует батюшек. Остались только близкие родные.
Матушку увели. Мы сидим в уголку. К нам подходит Кашин, гладит меня по
голове, не велит плакать и дает гривенничек. Я зажимаю гривенничек и еще
больше плачу. Он говорит – «ничего, крестничек... проживем». Я хватаю его
большую руку в жилах и не могу ничего сказать. Батюшки утешают нас.
Благочинный говорит:
– На сирот каждое сердце умягчается.
Кашин берет меня за руку, манит сестриц и Колю и ведет к закусочному
столу.
– Не ели, чай, ничего, галчата... ешьте. Вот, икорки возьми,
колбаски... Ничего, как-нибудь проживем. Бог даст.
Мы не хотим есть. Но батюшки велят, а протодьякон накладывает нам на
тарелочки всего. Хрипит: «ешьте, мальцы, без никаких!» – и от этого
ласкового хрипа мы больше плачем. Он запускает руку в глубокий карман, шарит
там и подает мне... большую, всю в кружевцах, – я знаю! - «свадебную»
конфетину! Потом опять запускает – и дает всем по такой же нарядной
конфетине, – со свадьбы?..
Все начинают закусывать вместе с нами. Дядя Егор распоряжается «за
хозяина». Наливает мадерцы-икемчику. Протодьякон сам наливает себе «большую
протодьяконову». Пьют за здоровье папашеньки. Мы жуем, падают слезы на
закуску. Все на нас смотрят и жалеют. Говорят – воздыхают:
– Вот она, жизнь-то человеческая!.. «яко трава...»
Благочинный говорит протодьякону:
– На свадьбу пировать?..
– Настаивали, о. благочинный, слово взяли. Не отмахнешься, – «трынка с
протодьяконом – молодым на счастье», говорят. Люди-то больно хороши, о.
благочинный. «Баловника» прислать сулились... за вечерним столом многолетие
возглашать, отказать нельзя...
– И слезы, и радование... – говорит благочинный. - Вот оно – «житейское
попечение». А вы, голубчики, – говорит он нам, – не сокрушайтесь, а за
папашеньку молитесь... берите его за пример... редкостной доброты человек!..
Все родные разъехались. А Кашин все сидит, курит. Анна Ивановна уводит
меня спать.
Начинаю задремывать – и слышу: кто-то поглаживает меня. А это Горкин,
уже ночной, в рубахе, присел ко мне на постельку.
– Намаялся ты, сердешный. Что ж, воля Божия, косатик... плохо
папашеньке. Господь испытание посылает и все мы должны принимать кротко и
покорно. Про Иова многострадального читал намедни... – все ему воротилось.
– А папашенька может воротиться?
– Угодно будет Господу – и свидимся. Не плачь, милок... А ты послушь,
чего я те скажу-то... А вот. Крестный-то твой, заходил к папашеньке... до
ночи дожидался, как проснется. И гордый, а вот, досидел, умягчил и его
Господь. Сидел у него, за руку его держал. Узнал, ведь, его папашенька!
назвал - «Лександра Данилыч». У-знал. По-хорошему простились.
По-православному. Только двое их и видали... простились-то как они... Анна
Ивановна... да еще...
Он перекрестился, задумался...
– А кто еще... видал?
– А кто все видит... Господь, косатик. Анна Ивановна поведала мне, за
ширмой она сидела, подремывала будто. Хорошо, говорит, простились. Ласково
так, пошептались...
– Пошептались?.. а чего?
– Не слыхала она, а будто, говорит, пошептались. Заплакал папашенька...
и Кашин заплакал будто».

замечательные по содержанию фото и комментарии священника Константина Пархоменко , источник   http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index … &id=21

0

4

"Соборование, или Елеосвящение, – одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.

Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.

Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13;  Иак. 5, 14-15). Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов.

Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино - искупительную Кровь Спасителя. Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещенные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании.

Таинство елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время, священника можно пригласить к больному домой. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики.

Участвующим в таинстве Елеосвящения желательно иметь чистый платок для отирания елея и небольшой листок бумаги для защиты руки от стекающего по горящей свече воска (в центре листа делается отверстие, сквозь которое продевается свеча).

Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места."

Закон Божий. Таинство елеосвящения.

0

5

О чинопоследовании Елеосвящения

1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения

Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским  Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» [1]. По словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» [2].

В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике.

Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Это свидетельство лежит в основе церковного таинства Елеосвящения. Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов.

Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов.

Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами.

По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще  в III веке Ориген, «существует отпущение грехов... через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое... В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя... » (Гомилии на Книгу Левит, II. 4). По словам святителя Иоанна Златоуста, священники «не только возрождают нас [в Крещении], но и имеют власть прощать грехи, сделанные после того: Болит ли кто в вас — сказано, — да призовет пресвитеры церковныя... » (О священстве III. 6). Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» (Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72). Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней.

2. Краткая история развития чинопоследования

Истоки чина Елеосвящения — в апостольской практике помазывать больных освященным елеем, совершая усиленную молитву о них. В ранней Церкви освящение елея обычно происходило во время Евхаристии. В рукописях древних редакций богослужебных книг сохранился целый ряд молитв над «елеем больных», освящаемым на литургии или вне ее. Нередко елей предписывалось освящать вместе с водой. Еще одним священнодействием, совершавшимся над болящими, было возложение рук епископа или священника (см. Мк. 16:18 «... возложат руки на больных, и они будут здоровы»; ср. Деян. 28:8). Существовало также множество отдельных молитв о больных — в том числе, предназначенных для чтения в той или иной конкретной болезни. Все эти элементы легли в основу чинопоследования Елеосвящения.

В византийских рукописях с X-XI вв. постепенно получает распространение развернутый чин, предполагающий совершение семи Божественных литургий — целую неделю подряд или же одновременно в нескольких храмах. На проскомидии этих литургий освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание болящего. Впоследствии семь литургий были заменены семью помазаниями, предваряемыми — как на литургии — чтением Апостола и Евангелия с сугубой ектенией. Для семи помазаний были выбраны семь молитв, взятых из числа либо молитв о болящих и освящения елея для них, либо из чинов таинства Покаяния. Кроме того, при каждом помазании читалась имеющая древнее происхождение молитва «Отче святый, Врачу душ и телес...», а цикл всех помазаний увенчивало возложение на больного Евангелия. Этот чин предварялся вечерней и утреней, на которых вместо рядовых песнопений пелись особые — о болящем. В такой форме чин получил широкое распространение — в том числе, на Руси, где он с конца XIV века вытеснил собой более древнюю традицию, где Елеосвящение состояло лишь из одной-двух молитв над елеем, к которым могли присоединяться молитвы в той или иной болезни.

С XV века особые песнопения Елеосвящения отделились от специальных вечерни и утрени и образовали начальную часть чинопоследования, которое окончательно приобрело свой современный вид: 1) серия псалмов и песнопений о болящем; 2) молитва освящения елея; 3) цикл из семи помазаний с молитвой «Отче Святый...», предваряемых чтением Апостола и Евангелия (которые, как на литургии, обрамлены прокимном, аллилуиарием и сугубой ектенией) и очередной молитвой; 4) возложение Евангелия на голову больного, с чтением молитвы, и отпуст. При этом выбор конкретных молитв и чтений из Апостола и Евангелия был предметом постоянных изменений, вплоть до наступления эпохи печатных изданий.

3. Последование Елеосвящения

Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения.

По Требнику, чин Елеосвящения совершается над больным, возле его одра. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе. Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер.

В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения, в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее (или же опускаются), а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу.

Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.

4. Общее соборование

В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми.

В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки.

Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями.

В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.

Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему.

5. Заключение

Исцеление — неотъемлемая часть христианского благовестия. Согласно Евангелию, оно является знамением , сопровождающим проповедь о Христе по всему миру (Мк. 16:17-18). Поэтому Елеосвящение, в какой бы форме оно ни совершалось, служит и будет служить к созиданию Церкви Христовой и спасению отдельных ее членов.

[1] Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной Церкви / [Сост. свт. Филарет (Дроздов)]. М., 2006. С. 84.

[2] Блж. Симеон Солунский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных 256 // Сочинения блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994. С. 378.

http://www.patriarchia.ru/db/text/2674617.html

+1


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Соборование Великим Постом!