Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » КАК С ПОЛЬЗОЙ ПРОВЕСТИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ(в том числе и как питаться ?)


КАК С ПОЛЬЗОЙ ПРОВЕСТИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ(в том числе и как питаться ?)

Сообщений 31 страница 46 из 46

31

Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? (Митрополит Иоанн ( Снычев)

0

32

http://cs10226.userapi.com/u53836698/-14/x_b1848550.jpg

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В дни Великого Поста богослужение Православной Церкви - преимущественно молитвенное богослужение. Таинство Святой Евхаристии совершатся только по воскресеньям и субботам. Все прочие дни недели – молитва, молитва. Церковная же молитва насквозь проникнута библейским духом. Выражается не просто церковнославянским языком, но языком библейским. Содержит в себе множество образов и символов, которые непонятны без знания Божественного откровения, запечатленного в Библии.

И в Великом Посту чтению Библии уделяется особое внимание. Именно в эти 40 дней читается Ветхий Завет, который в прочие дни года читается лишь изредка по Великим праздникам. Это не случайно.

Когда-то в древней Церкви время Великого Поста было временем подготовки к принятию таинства крещения. Оглашаемые, то есть те взрослые люди, которых Церковь готовила к крещению, из Ветхого Завета должны были поучаться самым основным истинам веры и прежде всего готовиться к покаянию, то есть к готовности радикального поворота в своей жизни.

Исторически сложилось так, что Великий Пост перестал быть для большинства периодом подготовки к покаянию и крещению. В христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение поста. Мало помалу пост снизил свой смысл до соблюдения чисто формальных предписаний и ограничений в пище. Часто приходится слышать: «Вы поститесь?» - «Да я и вообще никогда мяса не ем» или: «Да, пощусь, врачи говорят, что это полезно для здоровья», или наоборот: «Нет, не пощусь, здоровье не позволяет». То есть подлинный призыв Великого Поста в настоящее время почти полностью не слышен. Поэтому главная цель древних поучений этого времени полностью сохраняет свое значение. Христианская вера требует постоянного возвращения к своим библейским корням и основаниям, так как не может быть предела нашему возрастанию в понимании Божественного откровения.

Нельзя рассматривать Библию, как сборник каких-то догматических истин, которые надо заучивать и запоминать. В слове Божием звучит живой голос Бога, Который вновь и вновь говорит с нами и вводит нас все глубже в неисчерпаемые богатства Его премудрости и любви.

К сожалению, в настоящее время среди даже членов Церкви наблюдается почти полное незнание Священного Писания и, что еще хуже, почти полное равнодушие к нему. То, что было великой радостью, интересом и источником духовного и интеллектуального роста для древних христиан, для отцов и учителей Церкви, теперь для многих превратилось в устарелые тексты, не имеющие никакого значения для их жизни. Вот мясо и овощи – они имеют значение, это важно. А слушание или чтение слова Божия – это так, как придется, если будет время и если будет не лень.

Но надо помнить, что Пост - время покаяния и ожидания дня Светлого Христова Воскресения, когда Церковь торжественно празднует событие Спасения. Вот и время Ветхого Завета в религиозном отношении было как бы временем поста, время покаяния и ожидания спасения во Христе. Время Ветхого Завета было временем истории спасения. Время Нового Завета – время спасения.

Нам, простым христианам, совершенно необходимо хотя бы раз в году вспоминать время до Христа и напоминать об этом далеком времени, что Православная Церковь и делает. Причина этого в том, что, хотя мы и живем в Новом Завете и причастны новой жизни во Христе, мы постоянно отпадаем от этой новой жизни в ветхое состояние. Хорошо бы еще в состояние людей Ветхого Завета. Многим, если не всем, приходится наблюдать за собою мысли и чувства, свойственные, скорее, людям допотопным, а не ветхозаветным. Поэтому чтение книг Ветхого Завета приобретает во время поста и ожидания Пасхи особое значение.

Здесь и псалмы, в поэтической форме отразившие всю сложную гамму чувств человека Ветхого Завета. Здесь и книга Бытия, которая дает нам самые начала веры в Бога. Здесь и книга пророчеств Исаии – величайшего из всех пророков. Чтение этой книги приоткрывает нам тайну нашего спасения. Наконец, книга Притчей, как бы итог нравственного учения Ветхого Завета.

...Не принимая во внимание эти поучения, оспаривая их, человек не может понять своего отпадения от Бога. И поэтому даже не способен услышать благую весть прощения, посылаемую нам Любовью и Благодатью.

Мир греха жесток и циничен. Многие, очень многие посмеются над древними нравственным поучениями, которые мы слышали сегодня. Ибо реальность очень далека от реализации их призывов к совести. Между делом и результатом должна существовать глубокая связь, - слышим мы. Но существует ли?

Человек неверующий скажет: «нет, далеко не всегда». Христианин ответит: «Да, такая связь существует. Добро ведет к Богу и спасению. Зло ведет от Бога и к погибели». Каждый из нас знает, что он не способен быть только добрым. Об этом нам свидетельствует наша совесть. И сознание этого приводило бы нас в глубокое отчаяние, ибо, как говорил о себе Апостол, так и каждый может сказать о себе: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».

Но мы знаем также, что все наше зло взял на Себя Сам Бог. оно было распято на Кресте и в сознании величайшей благодарности мы с верой, любовью, но также с чувством покаянного смирения приступаем к Нему, хвалясь не собственными добрыми делами, которых мы и совершаем-то мало, но тем единственным и великим делом нашего спасения, которое совершил Бог в Сыне Своем, к светлому празднику Воскресения Которого движемся мы сквозь дни Великого Поста. Аминь.

0

33

О Большом подвиге маленькой души...

0

34

Пост – весна духовная;
время, когда должны отпасть старые листья,
когда должны быть срублены иссохшие ветки,
когда все мертвое должно не только умереть,
но быть сожженным, чтобы осталось только живое.
Вот к чему нас призывает пост, вот о чем речь идет.
Я хотел бы, чтобы вы задумались о посте именно как о весне, когда все обветшалое отпадает,
когда зарождается новая жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский

0

35

Пост, угодный Богу

  "Моисей пробыл у Господа сорок дней и сорок ночей"
(Ис. 34, 28)
Уже в Ветхом Завете встречаются посты сорокадневные; все они вызваны были особенными обстоятельствами, имели от Бога особое назначение и приносили особые плоды. В самом начале Ветхого Завета мы читаем про Моисея, кротчайшего из людей, что он "видел Бога лицем к лицу". В самом начале трудного своего поприща - постоянной, тяжелой борьбы с народом, "раздражающим Господа Бога своего", - он взошел на гору, "и пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета" (Ис. 34, 28).
Он оставил на время свое земное дело, свои заботы и труды и поднялся прямо ко Господу Он видел Его, насладился Им, озарился Им, так что лицо его долго потом сияло, и пробыл с Ним наедине, в этом чудном, непрерывном общении, внимая Его воле и Его словам, сорок дней и сорок ночей! Вот удивительный пост! Пост тесного общения и сокровенной беседы с Богом.
Каким образом Моисей мог видеть Бога? Это нам не сказано; это словами описано быть не могло. Но мы верно знаем, что это свидание действительно было, и оно оставило след неизгладимый. "Лицо его стало сиять лучами, оттого что Бог говорил с ним", и душа его, явившаяся "перед Отцем, Который втайне", приняла силу и благодать на всю последующую жизнь его. Это был пост близкой встречи с Богом.
А наш пост? Заключается ли он в искании лица Божия, как говорил Давид: "Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я, Тебя жаждет душа моя... чтобы видеть силу твою и славу Твою" (Пс. 62, 2-3)? Уединяемся ли мы для беседы сокровенной с Господом, в которой заключается тайная сила христианской жизни? Угодный Богу пост - это сближение и общение души с Ним, и к этому посту призван не только Моисей, но и каждый из нас.

(из книги "день за днем" ,дневниковые записи православного священника)

0

36

Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. (Преподобный Силуан Афонский)

Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу.
(Преподобный Серафим Саровский)

0

37

"Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин. Но сперва изыдем в сретение Господу нашему Иисусу Христу, грядущему пострадать..."
Преподобный Авва Дорофей.

0

38

Всё самое главное в нашей жизни проходит в едва различимом мраке на дне нашего сердца, где между двумя полюсами «грех» и «праведность», как между минусом и плюсом, горит ниточка накала нашей жизни. Деньги, жильё, одежда, знакомства, погода, болезни, политика, новости… всё это лишь тонкая плёнка на поверхности глубокого озера, имя которому — сердце. Там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими (Пс. 103, 25). Жизнь снаружи целиком зависит от жизни внутри, от того, свободен ты или связан, силён внутренней силой — или утомлён и обескровлен. Время поста — это время путешествия внутрь. Как спелеологу в пещеру, как ныряльщику в глубину моря, человеку предстоит тяжёлое схождение внутрь сердца. Поэт сказал: «О, бурь уснувших не буди — под ними хаос шевелится». А мы как раз разбудим бури и потревожим хаос. Пойдём бороться со змеем, свернувшимся кольцами на самой глубине.
Сперва вооружимся. Непобедимой силой Животворящего Креста и смирением. Смирение будет нам щитом, а Крест — мечом обоюдоострым. И не будем бояться. Нас неизбежно изранят, даже истерзают и почти изорвут в клочья. Ни один после этой драки не останется цел. Все будут зализывать раны. Но венец награды, будущий триумф стоят того, чтобы ввязаться в схватку.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

0

39

***Если в жизни ты не успел найти Христа,
то ты не нашел ничего.***

Старец Симеон Афонский

0

40

Одна за другой проходят недели Великого Поста; и начав с вдохновением, чувствуя в себе силы совершить этот путь, мы часто, приближаясь к концу — а порой задолго до конца, — чувствуем, что мы ничего не совершили из того, что надеялись совершить: надеялись поститься строго и честно, надеялись молиться, надеялись оторваться от того, что нас держит в течение всей жизни в плену: интересы, заботы; и вот приходит момент, когда уже виднеется конец пути, и вдруг мы сознаем, что ничего или так мало мы исполнили из того, о чем мечтали. И тут на нас может найти разрушительный, подрывающий последние силы дух уныния: Как же мне войти в Страстные дни? Как же мне встретиться со славой и торжеством Воскресения Христова?
И вот здесь нам надо проявить и мудрость христианскую, и наше доверие к Богу. Мы не тем спасены, что трудимся и достигаем каких-то результатов: мы спасаемся той тоской души, которая нас влечет к Живому Богу, той любовью, которая нас влечет ко Христу. И даже когда мы срываемся, так же, впрочем, как и в человеческих отношениях, мы не должны забывать, что, как Апостол Петр ответил после троекратной измены на троекратный вопрос Спасителя Христа, мы можем сказать: Господи! Ты все знаешь! Ты знаешь и немощь, и падение, и колебание, и неверность мою, но Ты тоже знаешь, что я Тебя люблю, что это — последнее, самое глубинное, что во мне есть...

Митрополит Антоний Сурожский

http://cs10302.userapi.com/u60106932/-14/x_96cb2af1.jpg

0

41

Некоторые утверждают, что пост придумали священники, чтобы заставить людей молиться и поститься, но, дорогие братья и сестры, пост существовал еще в Раю. Пищей для Адама и Евы были плоды райских деревьев, однако Господь дал заповедь: не вкушать плодов от «дерева познания добра и зла». Это как раз и было указание на воздержание в чувствах и послушание Отцу Небесному. Я думаю, что после грехопадения Адам постился всю жизнь, ибо можно себе только представить: он пребывал в любви Божией, был окутан этой любовью, беседовал с Богом, но преступил Его заповедь и получил страшный приговор – покинуть обители Царства Небесного. Ни пища, ни питие ему уже не были в сладость, потому что он потерял то, ради чего был сотворен и чем должен был жить. Постились пророки, постились святые мужи и Сам Господь, выйдя из Иорданской купели, удалился в пустыню для подвига молитвы и поста. Исцелив бесноватого, Господь сказал Своим ученикам: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Это наущение для всех поколений людей, живущих на земле, потому что все мы имеем недуг греха, одержимы страстями и пороками.

Павел,
Архиепископ Вышгородский,
Наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры

http://cs5797.userapi.com/u15722792/-14/x_7a343d92.jpg

0

42

Иоанн Златоуст о посте:

Святитель Иоанн Златоуст риторически вопрошает: “Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть?”.

Вот почему пост для христианина должен быть и телесным, и духовным. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

0

43

10 важных дел, которые надо успеть сделать до окончания Великого Поста
Протоиерей Александр Ильяшенко

Осталась одна неделя Великого Поста: следующая за ней – Страстная – это та неделя, к которой мы так долго готовились, и которая вся будет посвящена воспоминанию Крестного пути Спасителя к Голгофе и Воскресению.

Пост как всегда пролетает незаметно, поэтому перед его завершением нужно остановиться и вырваться из потока суеты, который поглощает наши силы и отнимает время, чтобы успеть исполнить хотя бы часть из того, что мы планировали. В эти последние дни поста нужно мобилизоваться. Список дел, которые нужно завершить постом может быть, например, таким.

1. Усердно помолиться, чтобы Господь дал увидеть свои грехи, подготовиться к подробной исповеди и просить духовника найти время ее принять.

2. Сходить на Литургию преждеосвященных Даров, которая служится в среду и пятницу, и причаститься на ней.

3. Начать читать утреннее и вечернее молитвенное правило полностью или хотя бы немного расширить свое молитвенное правило. Или постановить молиться с большим вниманием, чем обычно.

4. Прочитать хотя бы одно Евангелие. Великим Постом верующие стараются прочитывать все четыре Евангелия, но если не получилось, то хотя бы одно нужно успеть перечитать.

5. Доделать неотложные дела, которые мы откладывали и откладывали, чтобы освободить Великий Четверг и Великую пятницу на Страстной седмице.

6. Навестить родственников и уделить внимание домашним – хотя бы просто без спешки и с любовью пообщаться с ними и выслушать их.

7. Выполнить одно давнее обещание – прибить ли к стене картину, разобрать ли завалы в шкафу или что другое, что обещаешь много недель и все откладываешь.

8. Ограничить свое интернет-общение – силой воли, или специальными программами, контролирующими время на определённом сайте – минимизировать хотя бы на эти две недели свое пребывание в социальных сетях и интернет-дневниках.

9. Попросить прощения и примириться с теми, кого обидел давно или недавно.

10. Принять участие в каком-либо деле милосердия – хотя бы и посильной суммой или небольшим временем — главное -  сделать первый шаг к тому, кому плохо, и кто нуждается в нашей помощи.
источник

http://cs10302.userapi.com/u60106932/-14/x_96cb2af1.jpg

0

44

Святитель Феофан Затворник.
"Взывай громко", говорит Господь св. пророку Илии, "не удерживайся, обличая беззакония людей Моих". Что же сделали? "Они ищут Меня, желают приближения к Богу". Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают. Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; "тогда откроется, как заря, свет твой. . . и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит? возопиешь, и Он скажет? "вот Я!". . . И будет Господь вождем твоим всегда" (Ис. 58, 1-11).

0

45

Душа должна быть на коленях пред Богом...

Руководимая Триодью Постной Церковь продолжает своё плавание по волнам святой четыредесятницы. Были уже и шторма, и бури, и сильные ветры… Были и радостные, тихие солнечные дни.

Пост – это время борьбы со злом в своей душе. Время узнавания самого себя. Время плавания по своим сердечным глубинам. Время нашего смиренного предстояния пред величием Бога.

И, конечно, оскудел ассортимент нашего стола и стараемся мы делать земные поклоны, но очень важно, чтобы мы ощутили Пост не только как голод в желудке и боль в коленях.

Легче отказаться от мяса, чем отказаться от гнева.

Проще покорить город, чем покорить гордыню.

Легче навести порядок в квартире, чем в своей собственной душе.

Поэтому Пост должен нам открываться, как напряжённейшее, глубокое делание по очищению своего сердца, как филигранная работа над улучшением своих помыслов. «Не только тело, – говорит преп. Иустин Сербский, – но и душа должна постоянно быть на коленях». Пост – это и есть для всех нас уникальное время, чтобы душа почаще «постояла на коленях пред Богом». Чтобы поплакала, посокрушалась о своих грехах, чтобы искренне убедилась, что она в страшной опасности. Чтобы покаянием привлекла к себе милость Божию.

Душа человеческая в эти дни должна подтянуться, стряхнуть с себя холодность, безразличие, вялость. Преп. Макарий Великий говорит, что «легкомысленный и имеющий расхлябанное сердце пребывает в ветхости и даже не начинает подвизаться и не умеет бороться». С этой легкомысленностью и расхлябанностью сердца нам и предлежит кровавая борьба. Как сильный ветер быстро разгоняет густые облака и ясно становится видным небо, так и мы своим волевым усилием стараемся сократить в дни Поста лишние впечатления, ненужные встречи, пустые телефонные звонки. Пытаемся оградить себя от обычной суетливости, беготни, многозаботливости, развлечений.

Для чего мы это делаем? Безусловно, не для того, чтобы нам просто стало спокойнее, тише, удобнее, комфортнее, а для того, чтобы ничто не мешало нам как можно более яснее, внимательнее, глубже рассмотреть своё сердце, своё духовное состояние.

Святые Отцы сравнивают человеческую душу с кораблём, плавающим в открытом океане и имеющим две большие опасности. Корабль может потерпеть крушение и потонуть либо от внешней причины: рифы, скалы, сильные волны, или же он идёт ко дну вследствие повреждения трюма. Так и мы гибнем, или потопляемые извне, т. е. осуществляемыми на деле грехами, или изнутри – лукавыми греховными помыслами. Но если от внешних штормовых волн, рифов можно всё-таки вовремя спастись, заметив их, и предприняв какие-то экстренные меры, то «трюмные нечистоты, – как говорит блаженная Синклитикия, – опасны и тогда, когда море спокойно, и мореходы спят». Эти внутренние повреждения и нечистоты «незаметно подступают, наполняя корабль, и несут с собою смерть». От внешних греховных причин, может быть, мы себя и во многом оградили, но какая же труднейшая и напряжённейшая предстоит каждому из нас работа по очищению «трюмных нечистот» нашего сердца! Там целые залежи, целые горы многоразличных греховных помыслов!

И внимательно наблюдая за своей душой, мы начинаем видеть, насколько же в ней всё связано.

Объевшись, мы начинаем лениться молиться.

Осуждая других, теряем теплоту благодати.

Гневаясь, мгновенно утрачиваем сердечный мир.

Огонь, разгоревшись в одном месте, быстро перекидывается на другой этаж. И как же страшен и беспощаден бывает этот душевный пожар ярости, грубости, наглости, хамства, недоверия друг другу, подозрительности, наших взаимных обвинений. Пожар, пожирающий и пожигающий в нашей душе всё доброе. Только молитва, только смирение, только благодать Божия может остановить это диавольское губительное пламя.

Молитва – это таинственная, сокровенная пища для нашей души. Если мы не молимся, или молимся рассеянно, или считаем молитву чем-то второстепенным в нашей жизни, то этим самым мы добровольно томим гладом нашу собственную душу. Старец Емелиан Афонский очень образно, прекрасно восклицает об этом: «Сколь неизмерима наша беда, если мы не умеем молиться! Неизмерима! Это наибольшее из всех зол для нас. Если предположить, что взорвутся звёзды и миры между ними, и всё, вверху и внизу, обратится в обломки, то эта катастрофа будет меньшей по сравнению с той, которой подвергаемся мы, когда не умеем молиться!»

Один музыкант говорил как-то: «Если я не играю один день, то я это уже чувствую. Если я не играю два дня, то это уже чувствуют все». То же самое происходит с нами, когда мы оставляем покаянную молитву. Сначала, это сказывается на нас лично, а потом – и на наших близких; потому что вместо благодатной наполненности памятью Божией, сердце станет вмещать в себя хаос, раздражительность, суету, страсти. И это мгновенно отразится на тех людях, которые нас окружают.

Давайте наполним молитвой эти прекрасные, весенние великопостные дни! Церковной, домашней, непрестанной молитвой везде: в транспорте, на работе, во всех жизненных ситуациях и обстоятельствах. Пусть всё, буквально всё, – и наши неудачи, и удачи, падения, скорби, трудности, болезни, искушения, радости, – всё послужит, как говорят святые Отцы, поводом для молитвы, молитвы покаянной, молитвы славословящей и благодарящей Бога за всё!

Святитель Григорий Палама говорит, что как глазная мазь или капли содействуют больным глазам восприятию чувственного света, так и молитва помогает больной исстрадавшейся душе человека восприятию Божественной благодати.

Поэтому Церковь постоянно напоминает нам, что христианство – это не просто добрые дела, милые улыбки, знание обрядов, постное масло и ровное хорошее настроение души. Православие – это «голод по Богу». Это взыскание больной душой исцеляющей благодати Святого Духа. Это напоминание о том, что невозможно идти к Богу, перешагнув через человека.

А Пост – это не просто голодное томящее сосание под ложечкой, не досадное воздержание от любимых удовольствий.

Пост – это время борьбы со злом в своей душе.

Пост – это инструмент любви.

Это – узнавание себя как самого первого грешника из всех людей.

Это – напоминание о том, что не только тело, но и душа должна постоянно стоять на коленях пред Богом.

источник

0

46

Пост – самое подходящее время для того, чтобы увидеть: рядом с нами – наши домашние, которые нуждаются в нашем внимании, в нашем тепле, в нашей помощи. Пусть муж начнет с того, что будет хотя бы иногда мыть посуду и выносить мусор. Пусть жена встретит пришедшего с работы мужа, поцелует его и накормит ужином. Родители – поиграют с детьми, а не будут отмахиваться от них как от назойливых мух. Дети – не будут вопить в субботу утром, а дадут маме и папе в кои веки поспать. И пусть вся семья хотя бы раз в день садится за общий стол. Потому что даже таких простых вещей, как семейный обед, в нашей жизни почти не осталось.

Священник Феодор Людоговский

********
Как мы молимся? Так, что становится стыдно называться христианином. А если ты еще и священник… Попробуем исправить ситуацию. Не надо замахиваться на то, что заведомо невозможно (а порой и неполезно). Посмотрим, как обстоит дело в обычные дни, вне поста. Утреннее правило читаем либо в сверхкратком варианте, либо где-то уже ближе к обеду (потому что с самого утра – куча домашних дел). Значит, надо стараться читать правило своевременно – как только встали утром. Читать, по возможности, полностью. Времени это занимает немного – около 15 минут. А польза, как всякий может убедиться, немалая.

С вечерним правилом обычно сложнее: вечером – тоже домашние дела, но еще и спать смертельно хочется. Что же, если вы не за рулем, то можно ведь читать молитвы и в метро, по дороге с работы. Всё лучше, чем разглядывать рекламу. Очень хорошо читать постом Священное Писание, в том числе Ветхий Завет. И здесь тоже не надо непомерных подвигов. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг – Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот эти-то книги было бы хорошо прочесть за пост. А если душа лежит к книге Иова или же к историческим библейским повествованиям – что ж, и этого никто не запретит.

Священник Феодор Людоговский

**********
Пост – хороший повод бросить наконец курить, излечиться от сериалозависимости, засунуть подальше диски с компьютерными игрушками. У католиков есть понятие великопостных постановлений: христианин дает обещание воздерживаться в течение поста от чего-то недолжного или, напротив, делать какие-то добрые дела. Думается, православным было бы нехудо перенять этот обычай, избегая, впрочем, излишней формализации своей жизни.

Священник Феодор Людоговский

**********

Если вы читаете этот текст – значит, у вас есть интернет. Значит, вам не нужно рассказывать, как трудно порой бывает оторваться от компьютера – ведь по ту сторону экрана столько интересных людей, с которыми хочется поговорить, столько дураков, которые этого о себе еще не знают, столько нахалов, которых надо поставить на место. Но вот приходит пост – и мы понимаем, что нужно что-то менять. Можем ли мы отказаться от переписки по мэйлу? Вряд ли. Надо ли дать обет молчания и ничего не писать в ЖЖ? Не уверен. Но вот от чего совершенно определенно можно и нужно воздерживаться и в пост, и в прочие дни – это от бесцельного хождения со страницы на страницу, от ссылки к ссылке, от одного материала, который нам неинтересен, к другой статье, которую мы и не собирались читать. Вот здесь надо поставить себе твердый заслон – иначе вся наша жизнь пройдет мимо нас. А ведь она нам дана совсем не для этого.

Священник Феодор Людоговский

************
Великим постом много красивых, неповторимых служб. Хотелось бы ходить в храм почаще. Но дома – неприготовленный обед, ненаписанная статья, непрочитанный учебник. Да и вообще – нет сил. Есть ли выход? Конечно. Во-первых, всё же стоит сходить на самые-самые важные службы – походить на Великий канон на первой седмице, выбраться хотя бы раз на преждеосвященную, помолиться на Мариином стоянии, постоять у Креста в великую пятницу. А во-вторых у нас, слава Богу, есть возможность иметь богослужебные книги дома. И если комплект Миней не каждый может себе позволить приобрести (да еще и поставить некуда), то купить Постную Триодь и ежедневно читать ее хотя бы понемногу – любому по плечу. Да можно даже и не покупать – все или почти все богослужебные тексты лежат в Сети. А если что-то непонятно по-церковнославянски – пожалуйста, имеются русские переводы.

Священник Феодор Людоговский

***********
Пища, которую мы едим постом, должна быть по возможности простой. А меру поста (точнее – меру воздержания от различных видов пищи) пусть каждый определяет для себя сам. Ведь понятно, что по уставу, монашескому в своей основе, практически никто из мирян не постится. Не можешь есть картошку всухомятку, без растительного масла? Лей и не смущайся. Нужна тебе рыба? Ешь (ну хотя бы по субботам-воскресеньям). Здоровье не позволяет обходиться без молочного? Пей кефир, обеспечивай кальций творогом. А вот когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах – это уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста» (где на обложке монах как символ вкусной и здоровой пищи) – это не воздержание. Пища вообще не должна занимать наш ум во время поста. Сел, поел – и живешь дальше.

Священник Феодор Людоговский


о великом посте, о покаянии...

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » КАК С ПОЛЬЗОЙ ПРОВЕСТИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ(в том числе и как питаться ?)