Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



День за днем...

Сообщений 61 страница 74 из 74

61

19 ДЕКАБРЬ

«Священники.., которые служатъ образу и тѣни небеснаго,.. смотри сказано (Моисею), сдѣлай все по образу, показанному тебѣ на горѣ». (Евр. 8, 5).

Наше представленiе объ умершихъ часто является чѣмъ то неяснымъ, туманнымъ, какъ бы припадлежашимъ къ мiру облачному, несуществующему. У Апостола Павла взглядъ совсѣмъ иной: для него мiръ духовный составляетъ болѣе живую дѣйствительность, чѣмъ мiръ вещественный. Земная жизнь представляется ему какъ сонъ, въ которомъ снятся небесныя видѣнiя. Мы спрашиваемъ иногда, сохранимъ ли мы въ загробной жизни воспоминанiя о земномъ нашемъ существованiи; но вѣдь все созданное на землѣ, есть только «образъ и тѣнь небеснаго», и было сотворено «по образцу, показанному на горѣ». О, Господи, какая радость въ этомъ откровенiи. Когда насъ пугаетъ неизвѣстность будущей жизни, когда мы скорбимъ о томъ, что мы ничего не унесемъ съ собою въ могилу, вспомнимъ, какъ много принесъ Господь съ неба на грѣшную нашу землю, какъ щедро одарилъ Онъ ее всѣми чудесами природы! Начало и основанiе всего того, что составляетъ для насъ дѣствительность видимаго мiра, — положено въ вѣчности, все видимое нами происходитъ отъ мiра невидимаго, все что есть въ насъ самихъ лучшаго, указываетъ на Божественное начало всего существующаго, на искру Божiю тлѣющую въ каждомъ сердцѣ.

Самъ Господь есть источникъ всего прекраснаго, всего высокаго на землѣ; наши земныя привязанности, священныя узы семейнаго очага, самыя возвышенныя, самыя чистыя побужденiя человѣка, — суть только слабое отраженiе любви, превосходящей разумъ, безконечной любви божественной, отдавшей Сына Единороднаго для искупленiя рода человѣческаго. И такъ, настоящая наша родина не на землѣ, а на небѣ; здѣсь мы странствуемъ на чужбинѣ, — туда мы идемъ домой,  на отдыхъ послѣ долгаго пути, и тамъ мы узнаемъ сущность и значенiе того, что здѣсь было лишь прообразомъ

0

62

20 ДЕКАБРЬ

«Всѣ вы, во Христа крестившiеся, во Христа облеклись. (Галат. 3, 27).

«Въ васъ должны быть тѣ же чувствованiя, какiя и во Христѣ Iисусѣ. (Фил. 2, 5).

Всѣмъ намъ извѣстно преданiе о св. Вероникѣ, которая встрѣтивъ Христа на Его крестномъ пути къ Голгоѳѣ въ порывѣ жалости къ божественному Страдальцу, предложила Ему платокъ, чтобы утереть капли крови и пота, струящiяся по изнуренному лицу Его. Когда платокъ былъ возвращенъ Вероникѣ, на немъ, въ прекрасномь изображенiи запечатлѣлись всѣ черты Спасителя. Самый платокъ, будто бы исчезъ, и съ тѣхъ поръ, нерукотворенный ликъ Спасителя рисуется въ память этой легенды.

На самомъ дѣлѣ образъ Христа никогда не исчезнетъ. Онъ отражается на жизни всякаго истиннаго христiанина, и оживаетъ въ каждомъ дѣлѣ любви, самозабвенiя; онъ встаетъ передъ нами тамъ, гдѣ въ каждомъ поступкѣ, въ каждомъ побужденiи свято исполняется завѣтъ Спасителя. Напрасно мы ищемъ въ художественныхъ произведенiяхъ отвѣчающее нашему идеалу изображенiе Христа. Самая искусная кисть не въ силахъ передать эти божественныя, святыя черты. Будемъ искать Его среди скромныхъ, незамѣтныхъ труженниковъ, творящихъ дѣло Божiе вдали отъ человѣческихъ глазъ, отдающихъ часто жизнь свою за братьевъ безъ шума, безъ блеска, только ради Христа! Тамъ явится передъ нами, во всемъ Своемъ величiи, истинный обликъ Iисуса Назарянина.

0

63

21 ДЕКАБРЬ

«Если праведность ваша не превзойдетъ праведности книжниковъ и фарисеевъ, то вы не войдете въ Царство небесное». (Матѳ. 5, 20).

Царство Небесное есть то великое и драгоцѣнное сокровище, которое возвѣщается намъ въ Евангелiи; но только одни совершенные праведники имѣютъ въ немъ часть. «Будьте святы, потому что Я святъ», сказалъ Господь. И такъ, праведность, открывающая намъ дверь въ это благодатное Царство Божiе, должна вполнѣ соотвѣтствовать и святости Божiей; она должна быть совершенна, и слѣдовательно, далеко превосходить собою праведность книжниковъ и фарисеевъ. По словам. Христа, ихъ праведность недостаточна для Царства Небеснаго: они, творя дѣла закона по буквѣ его, не ходили передъ Богомъ въ той полной, истинной, совершенной любви, которой требуетъ Царство Божiе; такое хожденiе возможно только при дѣйствiи благодати, дарованной намъ Евангелiемъ во Христѣ.

«3аконъ данъ черезъ Моисея, благодать же и истина произошли черезъ Iисуса Христа» [Iоан. 1, 17]. Законъ Моисея, какъ законъ  писанный, есть дѣло несовершенное, откровенiе недостаточное; свѣтъ его, не переставая быть свѣтомъ, уступаетъ однако свѣту открывшемуся намъ въ воплощенномъ Словѣ, въ Богочеловѣкѣ Iисусѣ Христѣ, Который есть полнота откровенiя Божiя, Слово вмѣщающее въ Себѣ всѣ слова Божiи, съ Нимъ прекращается все несовершенное, все недостаточное. «Не убивай», говоритъ законъ, — но тотъ еще далеко не святъ и не совершенъ, кто по буквѣ не нарушаетъ эту заповѣдь, кто лишь настолько любитъ брата своего, что его не убиваетъ, того любовь недостаточна для Царствiя Небеснаго. Господь какъ бы говоритъ этимъ: ты хорошо дѣлаешь, что не убиваешь брата своего, ибо это заповѣдь Божiя; но ты этимъ не достигаешь того, чего требуетъ законъ любви; для вступленiя въ болѣе тѣсное общенiе съ Богомъ, необходима совершенная святость, необходимо, не только не убивать брата своего, но и не гнѣваться на него напрасно; не только не совершать грѣха на дѣлѣ, но и въ мысляхъ.

0

64

22 ДЕКАБРЬ

«И небеса его каплютъ росу». (Второз. 33, 28).

Дѣйствiе Духа Святого на человѣческую душу подобно дѣйствiю росы орошающей, освѣжающей царство природы. Какъ всѣ мы нуждаемся въ этомъ благотворномъ влiянiи. Безъ благодати Духа Святого душа наша ничто иное, какъ земля сухая, какъ увядающее, погибающее растенiе. Она обновляется, освѣжается этой благодатной росой, ниспосланной Богомъ. Духъ Божiй даетъ намъ жизнь, и все то, что жизнь съ собою приноситъ. Одаренные дарами Духа Святого, мы чувствуемъ себя счастливыми, добрыми, сильными, и у насъ ни въ чемъ нѣтъ недостатка. Но безъ этого священнаго дара ничего на насъ не дѣйствуетъ, молитва наша остается сухою, непроизводительной, чтенiе слова Божiя не приноситъ намъ пользы, слова жизни превращаются для насъ въ мертвую букву, наша дѣятельность насъ не удовлетворяетъ, въ душѣ нашей нѣтъ жизни духовной. Какое же это чудное обѣщанiе: «небеса Его каплютъ росу», эти слова даютъ намъ увѣренность въ томъ, что Господь насъ не оставитъ, знойный вѣтеръ сомнѣнiя и соблазна, готовый опалить удалившихся отъ Господа, будетъ отвращенъ спасительнымъ дѣйствiемъ благотворной росы. Духъ Божiй побѣдитъ въ нашемъ сердцѣ духа злобы, Онъ преобразитъ всю нашу жизнь, Онъ откроетъ нашъ умъ къ уразумѣнiю Слова Божiя, и чуднымъ Своимъ свѣтомъ озаритъ окружающiй насъ мракъ. О, Господи, Ты, Который насыщаешь землю живительной влагой, Ты, Который жалѣешь безсловесныя растенiя, умилосердись и надъ моей изнывающей душой, оживи меня Господи, Духомъ Твоимъ Святымъ, ниспошли мнѣ благотворную росу Твоей любви, утоли жажду души моей, и не дай мнѣ погибнуть.

0

65

23 ДЕКАБРЬ

«И открывъ сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладанъ и смирну». (Матѳ. 2, 11).

Волхвы не удовольствовались однимъ поклоненiемъ младенцу Iисусу, и наружнымъ выраженiемъ своихъ чувствъ, но они принесли свои дары, къ Его ногамъ. И мы должны принести Ему дары наши, залогъ нашей любви, повергая ее передъ Нимъ, не довольствуясь только однимъ пѣснопѣнiемъ и колѣнопреклоненною молитвою. Есть большая примѣсь напускной чувствительности въ человѣческомъ поклоненiи Божеству; люди готовы воспѣвать хвалебныя пѣсни Творцу, но останавливаются передъ жертвою своего сокрушеннаго сердца, которая одна угодна Богу. Они просятъ Бога «послать дѣлателей въ виноградникъ Свой», но не отвѣчаютъ сами на Его призывъ.

Волхвы же, не только принесли дары, но дары богатые, драгоцѣнные, то, что они имѣли лучшаго; и намъ слѣдуетъ принести Богу то, что мы цѣнимъ всего больше, чистое золото нашей любви, фимiамъ лучшихъ нашихъ чувствъ, драгоцѣнную смирну нашихъ лучшихъ побужденiй. Слишкомъ часто, мы отдаемъ Богу лишь жалкiе остатки духовныхъ нашихъ сокровищъ, то, что мы не могли примѣнить въ нашей себялюбивой жизни, то, что не нужно намъ, то мы жертвуемъ Богу, отъ Котораго получили все. Нѣтъ, лучшую часть нашего существа, самое дорогое, самое возвышенное отдадимъ Ему на служенiе.

0

66

24 ДЕКАБРЬ

«Не было имъ мѣста въ гостинницѣ». (Лук. 2, 7).

Вспомнимъ трогательпый разсказъ о Рождествѣ Христовомъ и проникнемся не однимъ только повѣствованiемъ внѣшнихъ фактовъ, но и глубокимъ духовнымъ значенiемъ всего совершившагося для каждаго изъ насъ. Не нашлось мѣста въ гостинницѣ для Того, Кто пришелъ спасти человѣчество, Кто былъ Сынъ Божiй и Царь мiра!

Наплывъ въ Виѳлеемѣ былъ слишкомъ великъ, всѣ спѣшили туда для того, что казалось имъ самымъ важнымъ въ эту минуту, и это важное вытѣснило изъ ихъ среды Самого Спасителя! Приближаясь къ воспоминанiямъ о величайшемъ событiи христiанскаго мiра, и готовясь встрѣтить праздникъ Рождества Христова, очень многое насъ волнуетъ, занимаетъ, поглощаетъ, много такого, что кажется намъ необходимымъ въ это время, и что даже не составляетъ для насъ исключительно личную заботу. Но не дадимъ всему этому заглушить главное въ нашемъ сердцѣ, дадимъ въ немъ первое мѣсто нашему Спасителю, примемъ Его, еще разъ, съ тою любовiю, которая стремится помочь и утѣшить, усладить жизнь нашихъ братьевъ. Среди всего шума, всей житейской суеты, сопровождающей обыкновенно большiе праздники, будемъ постоянно имѣть передъ глазами образъ Божественнаго Младенца, чтобы нельзя было сказать, что у насъ мѣста Ему не нашлось!

И во Имя Его, проникнувшись Его духомъ, будемъ творить одно добро, отложивъ въ сторону всякiя земныя заботы.

0

67

25 ДЕКАБРЬ

«Слава въ вышнихъ Богу, и на землѣ миръ, въ человѣкахъ благоволенiе». (Лук. 2, 14).

Праздникъ Рождества Христова занимаетъ большое мѣсто въ жизни всего мiра. На всемъ земномъ шарѣ, гдѣ только проповѣдуется имя Христа, празднуется этотъ великiй день и съ каждымъ годомъ, при каждомъ повторенiи этого праздника, онъ приноситъ съ собою какъ бы свѣжую струю любви и свѣта. Въ каждомъ домѣ, въ каждой семьѣ, ежегодно идутъ приготовленiя къ этому дню, дѣти ожидаютъ его съ радостнымъ нетерпѣнiемъ, родители съ любовью думаютъ о предстоящемъ дѣтямъ удовольствiи, мысль о праздничной елкѣ наполняетъ всѣ сердца. Но не надо забывать, что Рождество есть прежде всего день священный, божественный день, который мы чтимъ по воспоминанiю о той безконечной любви, не пожалѣвшей Сына Своего для спасенiя рода человѣческаго. И такъ, чтобы достойно встрѣтить и провести этотъ праздничный день, каждый долженъ исполниться благоговѣнiя передъ пречистымъ образомъ Младенца Iисуса. Безъ этой мысли исчезаетъ все значенiе праздника. Празднуя Рождество Христово, будемъ молиться чтобы духъ Его любви проснулся и возродился въ нашемъ сердцѣ, пусть въ немъ найдутся ясли, готовыя Его принять, драгоцѣнные дары, готовые Ему принадлежать. Значенiе Рождества есть любовь, миръ и благоволенiе, а благоволенiе, это всепрощенiе, это желанiе добра всѣмъ и каждому, это полное самозабвенiе, и любовь, объемлющая все человѣчество.

Будемъ же всѣ стремиться къ осуществленiю среди насъ, въ правдѣ и въ истинѣ, праздника Рождества Христова. Тогда и въ наши дни повторится то дивное чудо, Христосъ снова сойдетъ на землю, потому что Духъ Его будетъ обитать въ каждомъ изъ насъ, и звуки ангельской пѣсни постоянно будутъ звучатъ въ нашей душѣ, наполняя ее радостiю безконечною.

0

68

26 ДЕКАБРЬ

«Я пришелъ для того, чтобы имѣли жизнь, и имѣли съ избыткомъ». (Iоан. 10, 10).

Спаситель хочетъ одарить насъ избыткомъ духовной жизни. Безконечно снисходительный къ человческимъ слабостямъ, готовый всегда сострадать нашимъ немощамъ, Онъ однако хочетъ видѣть насъ сильными, твердыми, непоколебимыми въ нашей вѣрѣ, свѣтильниками всегда горящими, свѣтящими далеко вокругъ себя.

Внутренняя, духовная наша жизнь не требуетъ громкой славы; напротивъ, самые богатые плоды ея созрѣваютъ незамѣтно, въ тѣни.

Великiй подвигъ искупленiя совершился въ тишинѣ, сбылось тогда пророческое слово: «не воспрекословитъ, не возопiетъ, и никто не услышитъ на улицахъ голоса Его». [Матѳ. 12, 19]. Громкiя слова, наружный блескъ и шумъ не оставляютъ нравственной силы, она ростетъ и укрѣпляется въ смиренiи, «Господь смиреннымъ даетъ благодать». Любовь одна можетъ отвѣтить великой нуждѣ, окружающей насъ повсюду; намъ нуженъ избытокъ любви для того, чтобы имѣть избытокъ жизни. Однако мы всѣ сознаемъ скудность нашей духовной жизни: мы слабы, мы изнемогаемъ подъ тяжестью заботъ и скорбей, мы безсильны передъ препятствiями, источникъ любви нашей изсякаетъ при первомъ прикосновенiи со зломъ, намъ нечѣмъ выполнить нужду нашихъ братiй, какъ часто, просящему у насъ хлѣба, мы даемъ камень! — Но, когда сердце наше проникнется жизнiю Христа, — «въ васъ должны быть тѣ же чувствованiя, какiя и во Христѣ Iисусѣ» [Фил. 2, 5], тогда и наша жизнь обратится въ благословенiе всѣмъ окружающимъ. Пока мы не получимъ этого избытка жизни и любви, сердце наше будетъ пусто, и существованiе наше безполезно. Объ этомъ должны мы молиться, этого искать прежде всего. Свѣтъ Христовъ, Его любовь исполнятъ насъ неземной радостiю, которая побѣдитъ мiрскую злобу и мiрскую скорбь, Духъ Христовъ переполнитъ насъ избыткомъ жизни, которую мы будемъ изливать въ любви на всѣхъ и каждаго.

0

69

27 ДЕКАБРЬ

«Истинно говорю вамъ: если вы будете имѣть вѣру съ горчичное зерно и скажете горѣ сей: перейди отсюда туда, и она перейдетъ, и ничего не будетъ невозможнаго для васъ». (Матѳ. 17, 20).

«Илiя былъ человѣкъ подобный намъ» [Iак. 5, 17], но волновавшiя его чувства приняли должное направленiе, сосредоточившись всею своею мощью на молитвѣ, усиленной и пламенной, когда онъ семь разъ повергался передъ Господомъ на горѣ Кармилъ. «И небо дало дождь, и земля произростила плодъ свой». [Iак. 5, 18]. Эта пламенная, неотступная молитва, это настоянiе въ мольбѣ, есть примѣръ для каждаго изъ насъ. Никто не въ правѣ говорить, что онъ молиться не умѣетъ.

«Илiя былъ человѣкъ подобный намъ», его смѣлость возможна и для насъ, его вѣра, его твердое, непоколебимое упованiе можетъ стать и нашимъ достоянiемъ, самый слабый и немощный изъ насъ, самый ничтожный можетъ возгорѣться вѣрою непоколебимою, и принявъ въ свое сердце этотъ величайшiй даръ, онъ сдвинетъ горы, онъ достигнетъ недостижимаго!

Будемъ же и мы, въ полномъ смиренiи, молиться съ тою «силою, которою берется царство небесное, — ибо употребляющiе усилiе восхищаютъ его» [Матѳ. 11, 12], будемъ настоять въ молитвѣ, пока не надвинется надъ нами облако и не польется обильно дождь благодати на нашу изсохшую землю. И бѣдное человѣческое сердце, и отдѣльное общество людей, и цѣлая несчастная страна бываетъ подобна землѣ засохшей, безплодной, повидимому безнадежно погибшей. Но, — «небо дало дождь, и земля произростила плодъ свой», — когда, и почему? Когда «человѣкъ, подобный намъ» отдался весь Господу, когда онъ горѣлъ любовiю и вѣрою къ Богу, когда онъ неотступно требовалъ исполненiя своей молитвы! О, не забудемъ же это, научимся молиться какъ Илiя, и въ отвѣтъ на усиленную молитву, самое сухое сердце, самая боезплодная почва, орошенная свыше потокомъ благодати, возродится къ новой жизни и принесетъ плодъ сторицею.

0

70

28 ДЕКАБРЬ

«Положи, Господи, храненiе устамъ моимъ».
(Пс. 140, 3).


Слово Божiе должно обитать и рости въ нашемъ сердцѣ, только тогда намъ будетъ возможно приносить пользу и помочь окружающимъ. Когда мы всецѣло проникнемся Словомъ Божiимъ, оно смягчитъ наше сердце, оно укротитъ нашъ нравъ, успокоитъ наши мятежныя мысли, и исполнитъ насъ любовiю, которая будетъ отражаться на каждомъ нашемъ словѣ и дѣйствiи.

Всего болѣе мы нуждаемся въ охраненiи устъ нашихъ; забывая о послѣдствiяхъ нашихъ рѣчей, какъ легко, какъ неудержимо роняемъ мы необдуманное слово, которое можетъ оскорбить, уязвить, или вообще принести вредъ нашимъ ближнимъ.

Даръ выражаться по-христiански, для многихъ кажется недостижимъ; даже съ лучшими намѣренiями мы часто неосторожно касаемся открытой раны, и причиняемъ боль тамъ, гдѣ хотѣли принести утѣшенiе. Мы должны молиться непрестанно, чтобы языкъ нашъ былъ въ подчиненiи у Господа, молиться, чтобы въ трудныя минуты, «Святый Духъ научилъ насъ въ тотъ часъ, что должно говорить» [Лук. 12, 12], и тогда наши рѣчи могутъ дѣйствовать благотворно. Наша жизнь никогда не будетъ безполезна, если мы научимся служить Христу въ нашихъ рѣчахъ, и употреблять во Славу Его чудный даръ слова.

0

71

29 ДЕКАБРЬ

«Да будетъ Господь прибѣжищемъ угнетенному, прибѣжищемъ во времена скорби». (Пс. 9, 10).

Куда намъ идти въ нашей скорби? Нѣтъ человѣка, который бы не испыталъ горя, поэтому и вопросъ этотъ касается каждаго. Господь и Учитель нашъ, за Которымъ мы хотимъ слѣдовать, указалъ намъ путь къ убѣжищу во время скорби: «и находясь въ боренiи, прилежнѣе молился». [Лук. 22, 44]. Подойдя мысленно къ саду Геѳсиманскому, научимся отъ Него этой молитвѣ. Великая скорбь посѣтила Его, и Онъ молилъ Отца о минованiи этой скорби. Примѣръ Спасителя даетъ намъ право молиться, чтобы Господь избавилъ насъ отъ горя или грозящей намъ опасности, Господь допускаетъ такую молитву.

Но молитва Сына Божiя была неразрывно связана съ чувствомъ совершенной покорности волѣ Отца: «Не Моя воля, но Твоя да будетъ». [Лук. 22, 42]. Молитва истинная, молитва угодная Богу должна быть всегда проникнута такимъ же духомъ.

Мы не знаемъ, что для насъ лучше; мы не знаемъ, какую пользу наше горе можетъ принести намъ, или другимъ, мы не знаемъ чего бы мы лишились, если бы это горе насъ миновало, по этому предоставимъ все Ему: «не моя воля, но Твоя да будетъ!»

Молитва Спасителя не осталась безъ отвѣта, Онъ получилъ подкрѣпленiе и помощь. Хотя горькая чаша не миновала Его, хотя Онъ долженъ былъ испить ее до послѣдней капли, однако отвѣтъ явился другимъ образомъ. Молитва подкрѣпила Божественнаго Страдальца, и дала Ему силу принять на себя тяжелый крестъ, и нести его до конца. Не лучшiй ли это отвѣтъ на всякую скорбь?

Три раза Спаситель удалялся въ глубину Геѳсиманскаго сада, съ каждымъ разомъ смертельная тоска Его уменьшалась, и наконецъ борьба окончилась, Онъ одержалъ побѣду, и полный миръ водворился въ душѣ Его.

Господь всегда отвѣчаетъ на молитву; отвѣтъ является или прямо, даруя намъ то, о чемъ мы просимъ, или же онъ выражается въ возможности съ покорностiю и съ радостью принять волю Божiю. Уединяясь для молитвы, мы всегда найдемъ утѣшенiе и миръ; въ этомъ уединенiи намъ явится ангелъ Господень, укрѣпляющiй насъ въ смертельной тоскѣ и мы получимъ силу вынести всякое испытанiе.

0

72

30 ДЕКАБРЬ

«Любовь никогда не перестаетъ; хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнутъ, и знанiе упразднится. (1 Кор. 13, 8).

Наступающiй Новый годъ наводитъ обыкновенно на мысль о кратковременности всего земного. Мнѣ кажется однако, что это время года должно напоминать о томъ, что никогда не перестаетъ. Когда годъ уходитъ за годомъ въ вѣчность, я не скорблю о томъ, что онъ уноситъ съ собою, скорѣе поражаюсь тѣмъ, что онъ оставляетъ намъ. Такое же впечатлѣнiе, повидимому, испыталъ Ап. Павелъ. Для него естественно, что «пророчества прекратятся, языки умолкнутъ и знанiе упразднится», но онъ пораженъ тѣмъ, что «любовь никогда не перестаетъ», — торжествующая нота слышится въ этомъ возгласѣ. И мы, заканчивая минувшiй годъ, постараемся вспомнить о всемъ томъ, чѣмъ мы обогатились въ теченiе этого года, не на время, а на всегда. Что же сказать о любви, которая никогда не старѣетъ, которая не знаетъ ни времени, ни пространства, которая по существу своему безконечна, безгранична. О, я бы сказалъ, что мысль о ней должна преобладать въ насъ при началѣ новаго года. Есть нѣчто въ мiрозданiи, надъ чѣмъ время не имѣетъ власти: это человѣческое сердце. Все остальное истощается, какъ бы изнашивается; способности слабѣютъ, силы измѣняютъ намъ, память притупляется, — но сердце остается неизмѣннымъ, — оно не должно утратить способности къ любви, оно должно всегда оставаться широко открытымъ для всего высокаго и прекраснаго, для всякой нужды, для всякаго горя; сердце человѣческое это то растенiе, которое не гибнетъ отъ бури и непогоды, но зеленѣетъ и цвѣтетъ даже среди морозныхъ снѣжныхъ дней.

Въ немъ звучитъ пѣснь любви и тогда, когда голосъ измѣняетъ намъ; когда взоръ помраченъ, ясный лучъ вѣры проникаетъ въ этотъ мракъ и озаряетъ его. Не смотрите же на увядающiе листья, сердце ваше осталось юнымъ вопреки протекшимъ годамъ.

Та вѣчная любовь Божiя, пославшая радугу послѣ потопа, не измѣнилась и до сего дня, взоръ Божественной любви не омрачился, силы ея не ослабѣли, небо и земля исчезнутъ, но любовь пребудетъ во вѣки.

0

73

31 ДЕКАБРЬ

«И вотъ, я по влеченiю Духа, иду во Iерусалимъ, не зная, что тамъ встрѣтится со Мною». (Дѣян. 20, 22).

«Что тамъ встрѣтится со мною», — Павелъ не имѣлъ ни малѣйшаго понятiя о томъ, что это будетъ; какiя опасности, неудачи, напасти, огорченiя ожидали его, онъ не могъ предвидѣть. Впереди была полная неизвѣстность, однако, съ обычнымъ ему мужествомъ, Павелъ говоритъ: «Иду въ Iерусалимъ». Онъ не былъ изъ тѣхъ, которые уклоняются отъ своего долга, не зная, чего потребуетъ отъ нихъ этотъ долгъ. Всѣ мы, точно также, стоимъ на порогѣ неиспытанной, неизвѣстной будущности; мы ничего передъ собою не видимъ, — мы только пытаемся со страхомъ и трепетомъ проникнуть въ эту неизвѣстность,

«Что тамъ встрѣтится со мною»? Я не знаю, и никакая сила не можетъ мнѣ этого открыть. Догадки наши тщетны, мы ничего не узнаемъ, — какiя случайности могутъ намъ встрѣтиться, ожидаетъ ли насъ горе или радость, будущая судьба наша похожа ли на прошлое, или настанетъ полная перемѣна? Не будемъ же теряться въ догадкахъ, а пойдемъ смѣло впередъ, какъ Ап. Павелъ. — слѣдуя повелѣнiю Господа, и Самъ Онъ очиститъ путь нашъ передъ нами.

Что же «встрѣтится со мною»? Перемѣны, неожиданности неизбѣжны, а затѣмъ, впереди, близко или далеко, ожидаетъ насъ неминуемый конецъ.

Это и есть нашъ «Iерусалимъ», наша конечная цѣль.

Пойдемъ же туда, «по влеченiю Духа». Одно только упованiе на Бога можетъ побудить насъ идти впередъ, спокойно и мужественно. Не станемъ же заботиться о завтрашнемъ днѣ, Господь Самъ позаботится о немъ.

Окруженные мракомъ, ничего не видя передъ собою, простремъ нашу руку, и ухватимся за Его руку, готовую поддержать и вести насъ, — тогда намъ будетъ возможно сказать: «Когда я пойду долиною смертной тѣни, не убоюсь зла, ибо Ты со мною».

КОНЕЦЪ

И БОГУ СЛАВА!

0

74

Январь!

0