Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 241 страница 270 из 363

241

Смирение и самоукорение

Насчет блудного волнения — терпением, и самоукорением, и смирением действуй и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, Киевских чудотворцев и святую мученицу Фомаиду и воспоминай час смертный; и за их молитвы утишится волнение.

Преподобный Лев Оптинский

От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним: к слабым, немощным, больным, плененным страстями.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

31 августа 2011 года

0

242

Просвещение разума

Деточек твоих усердие да благословит Господь, приявший две лепты от убогой вдовицы паче многих богатых приношений; тако приимет и их детское усердное приношение и вознаградит духовным дарованием, просветив разум их к познанию истины. Точно, в нынешние времена трудно сохранить юность от бурного потока вольномыслия, разлившегося по лицу земли и потопляющего в мутных водах разум человеческий, неверием омраченный. Но вы с помощью Божией насевайте в сердцах их семена православного вероисповедания; напояйте оные страхом Божиим, приводящим к любви через исполнение заповедей Господних. Запавшие на почве юного сердца их семена благочестия, может быть, принесут со временем плод во святыню твердостью веры православной. Старайтесь не допускать их читать книги, противные истине; юный ум способен к принятию всякого рода впечатлений. А главное — молитесь Господу, да сохранит Он их от стрел и соблазнов вражиих, и поручайте покрову Матери Божией.

Преподобный Макарий Оптинский

Детское воспитание

Если успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать.

Преподобный Амвросий Оптинский

Молись, дитя, Бог просветит тебя и укажет твой истинный путь.

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

1 сентября 2011 года

0

243

Проявление прозорливости

Вот два случая проявления прозорливости преподобного оптинского старца Илариона, связанные с его попечением об устроении семейной жизни.

Мать одного благочестивого семейства, глубоко уважавшая советы оптинского старца, своего духовного отца, приехала в обитель посоветоваться с ним относительно замужества своей дочери. Три дня ходили мать с дочерью к старцу в надежде услышать, кого из трех женихов укажет батюшка. Но он молчал и только на четвертый день сказал: «Ну, дочка! Когда уж плыть, так плыть. Переплывешь — будешь человек. Видно, Богу так угодно». Преподобный Иларион подразумевал, что много скорбей придется перенести девице по выходе замуж. И действительно, на первых порах очень трудно было ей в семействе мужа: скорби и огорчения выпали на ее долю — и крепкое здоровье порасстроилось, и духом начала она ослабевать. А по прошествии трех лет неожиданно все изменилось, здоровье снова вернулось к ней, зажили молодые в мире и радости, благословляя память старца-прозорливца.

Однажды овдовевший молодой купец обратился через своего брата, поехавшего в Оптину пустынь, за советом к преподобному Илариону и благословением на второй брак. Ответ же был таков: «Пусть он погодит еще годок да приедет к нам, и мы посмотрим, не годится ли он нам». Не исполнил тот совета старца — женился, но через три недели умерла и вторая жена. А через некоторое время он все-таки оказался в обители, был принят в скит и пострижен в монашество.


2 сентября 2011 года

0

244

О существовании бесов

Пришел как-то к оптинскому старцу Амвросию какой-то господин, не верящий в существование бесов. Батюшка рассказал ему следующее: «Приехал один барин в деревню в гости к своим знакомым и выбрал сам себе комнату для ночлега. Ему говорят: не ложитесь тут, в этой комнате неблагополучно. Но он не поверил и только над этим посмеялся. Лег; но вдруг слышит ночью, что кто-то дует ему прямо в лысину. Он укрылся с головою одеялом. Тогда этот кто-то перешел к его ногам и сел на постели. Гость испугался и со всех ног бросился бежать оттуда, уверившись собственным опытом в существовании темной силы».

Но и после сего рассказа приехавший господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует». И еще прибавил: «Как же бесы не существуют, когда знаем из Евангелия, что Сам Господь велел бесам войти в стадо свиней?» Господин возразил: «Но ведь это иносказательно». «Стало быть, — продолжал убеждать старец, — и свиньи иносказательны, и свиней не существует. Но если существуют свиньи, значит, существуют и бесы».

Попущение за гордыню

Злой дух... и зла нам не может какого причинить, если Господь не попустит, а если Господь попущает ему пакости нам делать, то за гордыню нашу.

Преподобный Амвросий Оптинский

3 сентября 2011 года

0

245

Преподобный Исаакий Оптинский

Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов, 1810–1894) родился в Курске в патриархальной купеческой семье. Еще живя в миру, Иван приезжал в Оптину пустынь к брату, и у него завязались самые сердечные духовные отношения со старцем Львом, который предсказал ему, что и он будет в монашестве.

В 1847 г. Иван по благословению старца Макария поступил в скит Оптиной пустыни и в продолжение 16-летней жизни в скиту научился всецело подчинять свою волю духовному руководству. Нес послушания на пасеке, в хлебопекарне, поварне. Обладал необычайной физической силой и хорошим голосом. В 1854 г. пострижен в монашество, в 1858 г. посвящен во иеромонаха. С самого начала своего монашеского пути проявлял склонность к молчанию.

4 сентября 2011 года

0

246

Преподобный Исаакий Оптинский

В 1862 г. с одобрения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, отец Исаакий заменил почившего преподобного Моисея в управлении обителью. Еще за год до блаженной кончины игумена Моисея старец Макарий говорил отцу Исаакию: «Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись!..» В это время старший его брат Михаил (в монашестве Мелетий) уже был наместником Киево-Печерской лавры.

В историю Оптиной пустыни преподобный Исаакий вошел как заботливый устроитель монастыря, никогда не начинавший монастырских дел без совета со старцем Амвросием. В пору его настоятельства возводились новые монастырские корпуса, обновлялись храмы, завершено было строительство водопровода и воздвигнуты новые гостиницы. В 1874 г. по завещанию скитоначальника, преподобного Илариона, скончавшегося в 1873 г., игумен Исаакий приступил к постройке новой больницы с храмом во имя святого Илариона Великого.

5 сентября 2011 года

0

247

Преподобный Исаакий Оптинский

Обращая большое внимание на внешнее устройство монастыря, еще большее попечение имел отец настоятель о внутреннем благоустроении насельников его, которое после архимандрита Моисея было в цветущем состоянии. С самого вступления своего в должность настоятеля игумен Исаакий в лице великого оптинского старца преподобного Амвросия обрел духовного отца и руководителя, относясь к нему с неизменной преданностью и послушанием, уважением и сыновней любовью. Каждую субботу, накануне служения, он отправлялся для исповеди в скит и, сидя в приемной преподобного Амвросия вместе с другими, смиренно дожидался своей очереди, которая порой не скоро доходила до него.

6 сентября 2011 года

0

248

Преподобный Исаакий Оптинский

Отец Исаакий в личной своей жизни — и в пище, и в одежде, и в убранстве келии — соблюдал простоту древних подвижников. Он по праву настоятеля мог отчитать провинившегося инока, но если оказывался не прав, то, не долго думая, становился перед ним на колени и просил прощения.

Преподобный приходил в храм всегда к началу службы, а к утрени выходил из келии иногда до звона, причем будильщик постоянно находил его уже бодрствующим. Впоследствии открылось, что старец вставал в 12 часов ночи, исполняя положенное в скиту келейное правило, и затем уже шел к утрени. Несмотря на немалые скорби и огорчения, выпавшие на долю преподобного Исаакия в последние годы жизни, он с благодушным терпением приготовлялся к переселению в вечность, продолжая попрежнему заниматься делами обители.

22 августа 1894 г. старец мирно почил о Господе восьмидесяти пяти лет от роду.

7 сентября 2011 года

0

249

Послушание Церкви

Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании.

Так и теперь: грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Господь же во святом Евангелии глаголет: «Аще кто преслушает Церковь, буди тебе яко язычник и мытарь». Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников?

Преподобный Амвросий Оптинский

О православной вере

В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумления. Надо честью для себя считать такое отношение. «Аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени, яко слава и Божий Дух на вас почивает», — сказал апостол Петр (1 Пет 4, 14). Если над нами смеются, если нас не любят, значит мы — не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

8 сентября 2011 года

0

250

Рассказ инока Парфения

В 1841 г. посетил Оптину пустынь постриженник святой Афонской Горы инок Парфений, впоследствии игумен. Сохранился его рассказ о свидании со старцем Львом.

Войдя в его келию, он увидел, что она почти полна людей разного звания: господ, купцов и простых; все стояли на коленях со страхом и трепетом, как пред грозным судиею, и каждый ожидал себе ответа и наставления; и я также, позади всех, пал на колени. Старец по болезни сидел на кроватке и плел пояс: это было его рукоделие — плести пояски и давать посетителям в благословение.

Увидев вошедшего, которого дотоле не знал и который одеждой своей не выделялся от иноков русских, старец прозрел, что он — афонский монах, велел подойти и имел с ним духовную беседу.

Между людей стоял пред старцем на коленах один господин, приехавший на поклонение в обитель и для посещения старца. Старец спросил его: «А ты что хочешь от меня получить?» Тот со слезами ответил: «Желаю, отче святый, получить от вас душеполезное наставление». Старец вопросил: «А исполнил ли ты, что я тебе прежде приказал?» Тот ответил: «Нет, отче святый, не могу того исполнить». Старец сказал: «Зачем же ты, не исполнивши первого, пришел еще и другого просить?» Потом грозно сказал ученикам своим: «Вытолкайте его вон из келии». И они выгнали его вон. Все бывшие испугались такового строгого наказания. Но старец сам не смутился и паки начал с кротостью беседовать с прочими и отпускать людей.

Потом один из учеников сказал: «Отче святый, на полу лежит златница». Старец сказал: «Подайте ее мне». Они подали. Старец сказал: «Это господин нарочно выпустил из рук, и добро сотворил, ибо пригодится афонскому отцу на дорогу». И отдал иноку Парфению полуимпериал.

Гость спросил старца: «Отче святый, за что вы так весьма строго поступили с господином?» Он же отвечал мне: «Отец афонский! Я знаю, с кем как поступать: он раб Божий и хочет спастись; но впал в одну страсть, привык к табаку. Он прежде приходил ко мне и спрашивал меня о том; я приказал ему отстать от табаку и дал ему заповедь более никогда не употреблять его, и пока не отстанет, не велел ему и являться ко мне. Он же, не исполнивши первой заповеди, еще и за другой пришел. Вот, любезный отец афонский, сколько трудно из человека исторгать страсти!»


9 сентября 2011 года

0

251

О страстях

Страсти не могут нами господствовать, когда мы противляемся им и призываем на них помощь Божию. Укрепляет же на нас страсти и подает им над нами победу наше самолюбие и гордость.

Мы, бедные, любим свои страсти, уважаем их; и какое ж воздаяние от них получаем? Мучение совести и томление духа.

Преподобный Макарий Оптинский

Необходимо переехать за границу своих страстей — т.е. избавиться от них совершенно и заменить их на противоположное — на добродетели. Когда переезжают настоящую границу, то необходимо иметь с собой паспорт. Так и побеждая страсти, мы получаем как бы новый вид — паспорт для жизни вечной.

Преподобный Варсонофий Оптинский

10 сентября 2011 года

0

252

Страницы истории

«Чайный дом»

Весной 1896 г. в Москве на коронационные торжества ожидали важного китайского сановника: чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи, с которым все Российские чаеторговцы хотели заключить выгодные контракты. Ждали его и на Мясницкой, в семействе потомственных дворян-чаеторговцев Перловых. Именно тогда и было построено московское чудо — китайский дом, украшенный башенками, дракончиками и китайскими фонариками. Прошли годы, и от чайной империи «придворного поставщика» остался лишь этот дом. Но память о Сергее Васильевиче Перлове (1836–1910) свято хранится и в Калужской области, в Шамординском монастыре.

11 сентября 2011 года

0

253

Страницы истории

«Чайный дом»

А начиналось все в 1885 г., когда С.В.Перлов приехал из Москвы в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Богатейший московский купец и чаеторговец был человек глубоко религиозный, отличавшийся необыкновенным благородством души, светлым умом, честностью и высокими правилами нравственности. В первый же свой приезд он изъявил желание быть в Шамордине и сделался жертвователем этой более чем скромной обители. После кончины старца Амвросия он всего себя отдал скорбным и страдающим сестрам обители, став внимательнейшим попечителем и отцом общины, подолгу живя в ней.

Его деятельность на пользу обители продолжалась с редким постоянством на протяжении двадцати лет, до самой кончины, последовавшей 13 декабря 1905 г. За эти годы были выстроены в Шамордине величественный Казанский храм, трапезная и другие здания, мастерские и службы, детский приют, богадельня. Но ежедневного заботливого попечения обо всех и обо всем перечислить невозможно. После кончины его тело было погребено за алтарем Казанского собора.

12 сентября 2011 года

0

254

Страницы истории

«Чайный дом»

С именем дочери Сергея Васильевича связано такое знаменательное событие. Будучи бездетной, она просила у старца Амвросия совета и благословения взять ребенка в усыновление. В 1890 г., почти за год до кончины, старец сказал ей: «Погодите, чрез год я сам укажу вам для усыновления ребенка». И вот через год за поминальной трапезой приехавшие на похороны старца супруги с горечью вспомнили неисполненные слова дорогого батюшки. Но еще не успел окончиться обед, как пронесся слух, что у крыльца начальнического корпуса, где гости обедали, нашли подкинутого младенца. Многим слух этот пришелся не по сердцу. Но когда об этом услыхали бездетные супруги, они кинулись к малютке и с чувством глубокого умиления восклицали: «Это батюшка послал нам дитя». И ребенка увезли в Москву.

13 сентября 2011 года

0

255

Меч духовный

О четках: хотя оные и преимущественно принадлежат монахам, но не мешает и мирским молиться по ним, токмо не явно носить, как монахи, а в домашней молитве или в дороге, ибо четки называются меч духовный, напоминающий нам о молитве и изъявляющий количество молитв или поклонов, положенных нам.

Преподобный Макарий Оптинский

Подозрительность — сестра гордости

Из писем твоих видно, что ты предаешься подозрительности, так что говоришь, что убедить тебя никто не может. Это нехорошо. Пожалуй, скажешь: и не нужно, чтобы кто разубеждал тебя в этом. Это значит, что ты уж очень уверена в непогрешимости своих воззрений и умозаключений. А эта черта нехорошая, это признак великой гордости.

Преподобный Амвросий Оптинский

О покаянии

Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния с сознанием своей греховности и с самоукорением.

Надежда на милосердие Божие — плод покаяния, а где смущение и отчаяние, то там не истинное покаяние.

Преподобный Иосиф Оптинский

14 сентября 2011 года

0

256

Урок старца Илариона

Двое немирствовавших между собой братий просили старца Илариона позволить им лично между собой пред ним объясниться для прекращения их ссоры. Старец по примеру отца Макария обыкновенно не допускал таких личных объяснений, так как опытом дознано, что они не ведут к прочному миру, к которому ведет не самооправдание, а только самоукорение.

Выслушав их, старец сказал: «Из слов ваших выходит, что вы оба правы, но ни один не хочет сознать себя виновным». Далее старец объяснил каждому из них, что было причиною их смущения, в чем они и сознались. Одному старец назначил в келии прочесть 10-е поучение аввы Дорофея о том, как проходить путь Божий, где между прочим говорится о том, как должно принимать оскорбления, считать находящие на нас скорби и искушения за наши собственные. Потом старец сказал им, что они оба не правы, и, чтобы покончить ссору и примириться, должны один у другого попросить прощения с земным поклоном. Братия поклониться один другому не захотели.

Видя их непреклонность к примирению, старец вздохнул и со скорбью сказал им: «Ну, не ожидал я от вас таких плодов! Горе вам! Вот как трудно сказать: “Прости, Бога ради”. По-вашему выходит, что оба вы правы; остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению; ну, видно, этого стою». При этом старец, к изумлению их, смиренно поклонился им в землю, сказав: «Простите, Бога ради!»

15 сентября 2011 года

0

257

Урок старца Илариона

Таким неожиданным поклоном своего наставника братия были глубоко тронуты, сознали свое самолюбие и виновность и просили старца простить их и обещали положить начало своему исправлению. Опытный старец не вдруг их простил, а сказал: «Вы люди правые, в чем же вас прощать? Прощают только виновных, тех, которые чистосердечно сознают свою виновность пред Богом и людьми; то дело совсем другое, там есть надежда на исправление. Нет, идите от меня, некогда мне с вами время терять. Вот какие плоды ваши! Пришли спасаться, а уже первое начало на песке полагаем. Ну посудите сами: что ж больше от вас будет? Лучше и не вступать в обитель!»

Наконец старец простил их, и они, поклонясь друг другу в ноги, испросили обоюдного прощения. Старец, отпуская их, сказал: «Не нужно бы долго томить и себя, и меня. Монашеское дело наше — смириться, да поклониться, да попросить прощения; тем и оправдан».

16 сентября 2011 года

0

258

Чистота сердца

Вот что однажды оптинский старец Варсонофий рассказал своему ученику Николаю Беляеву. Был он тогда послушником, вышел из своей безмолвной келии теплой июльской ночью. Луны не было, но бесчисленное множество звезд сияло на темном небе. Любил он ходить по уединенной аллее скитского сада в позднее время, чтобы, оставшись наедине с Богом, оторваться от всего житейского. Подходит к большому пруду и вдруг видит одного схимника, отца Геннадия, проведшего в скиту уже шестьдесят два года. Последние годы он совсем не переступал за скитские ворота и позабыл про мир. Стоит он неподвижно и смотрит на воду. Подошел к нему, отец Варсонофий и спросил:

— Что делаешь ты тут, отче?

— А вот смотрю на воду, — отвечает он.

— Что же ты там видишь?

— А ты ничего не видишь? — в свою очередь спросил отец Геннадий.

— Ничего, — отвечаю. — Вода и вода.

— А я, — сказал схимник, — созерцаю премудрость Божию. Я ведь полуграмотный, только и научился Псалтирь читать, а Господь возвещает мне, убогому, Свою волю; дивлюсь я, что часто ученые люди не знают самого простого относительно веры. Видишь ли ты, все это звездное небо отражается в воде. Так и Господь вселяется в чистое сердце, следовательно, какое блаженство должны ощущать души, стяжавшие чистоту: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

— А понимаешь ли ты, что такое чистота сердца? — спросил отец Геннадий.

— По опыту не знаю, но думаю, что чистота заключается в полном бесстрастии: кто не имеет никакой другой страсти, у того есть чистое сердце.

— Нет, этого мало, — возразил схимник, — недостаточно только ополоснуть сосуд, надо наполнить его еще водой; по искоренении страстей надо заменить их противоположными добродетелями. Без этого не очистится сердце.

17 сентября 2011 года

0

259

Блажени чистии сердцем

Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей, то по мере очищения благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного; «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят», — но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства...

Преподобный Макарий Оптинский

18 сентября 2011 года

0

260

Где искать правду?

Оптинский настоятель старец Моисей при беседе с посетителями или братиями вообще говорил медленно, с расстановками, как бы взвешивая и обдумывая каждое свое слово, и, слушая других, перебирал обыкновенно четки с молитвою Иисусовою, о чем свидетельствовало иногда и тихое, едва заметное движете уст, которое иные относили к старческой немощи.

Случилось ему как-то беседовать с молодым человеком, который описывал ему разные беспорядки и злоупотребления в миpе и с большой ревностью доказывал, что для общего блага следовало бы принять такие-то меры, а что многие действуют так-то, по таким-то побуждениям и т.д. Молча выслушал отец архимандрит оживленный монолог и ничего не возражал, а когда восторженный патриот кончил свою речь и думал, что убедил старца, так как молчание есть знак согласия, то старец тихо сказал: «Да уж, апостол говорит: Нова же небесе и новы земли... чаем, в нихже правда живет (2 Пет 3, 13), а между нами, грешными, какой искать правды?»

О правде Божией

...Жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное — все минует, а правда Божия пребывает вовеки.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

19 сентября 2011 года

0

261

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов, 1788–1860) родился в семье дворян Дмитровского уезда Орловской губернии. Михаил рос тихим, болезненным мальчиком, любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».

После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 г. он отправился на богомолье в Площанскую пустынь, находившуюся в Брянской губернии, и в мир уже не возвратился. В этом монастыре в 1815 г. Михаил был пострижен в монашество.

20 сентября 2011 года

0

262

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

21 сентября 2011 года

0

263

Преподобный Макарий Оптинский

В Площанской пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником преподобного старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия, старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика. В Площанской пустыни отец Макарий сблизился со старцем Львом.

В 1834 г. отец Макарий поселился в скиту Оптиной пустыни. Первые семь лет он прожил под духовным руководством старца Льва. Отцу Макарию было дано чрезвычайно сложное послушание — руководить подготовкой к выпуску трудов преподобного Паисия (Величковского). Издание их стало пищей духовной для русского общества. Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские.

22 сентября 2011 года

0

264

Преподобный Макарий Оптинский

Издательские труды отца Макария объединили вокруг монастыря лучшие духовные и интеллектуальные силы России, возникла целая школа издателей и переводчиков святоотеческой литературы.

На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К.Толстой и И.С.Хомяков, Н.В.Гоголь и А.Н.Муравьев.

Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к преподобному Макарию привели одного бесноватого, который ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.

Особой заботой старца Макария было благоустройство скита, к тому времени уже существовавшего 18 лет. Внутренняя территория скита была обращена в плодовый сад с цветниками, в которых благоухали прекрасные цветы, была высажена аллея кедров. В 1857 г. были заложены и вскоре построены новые Святые врата с колокольней. В 1860 г. был заложен новый деревянный келейный корпус с мезонином для помещения в нем скитской библиотеки (в пользу которой старец завещал свою келейную библиотеку).

Господь даровал преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал духовный совет, приличный его разумению.


23 сентября 2011 года

0

265

Преподобный Макарий Оптинский

Сохранившиеся многочисленные письма преподобного Макария к монашествующим и мирянам поучают прежде всего смирению. И эти слова поучений старца были действенными, словами со властию, ибо они заставляли повиноваться и верить неверующего. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в его одежде, в каждом движении.

Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему. За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму.

24 сентября 2011 года

0

266

Закутайся в смирение

О том, что без смирения невозможно спастись, старец Амвросий рассказывал пример: «Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса Христа и пред Ним толпу народа. На Его зов первой подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за доброту и вообще за все ее добродетели Он также возьмет.

Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже и звать! Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он совсем отвратился от нее. Тогда она упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном». Батюшка затем прибавил: «А вот такие-то и годятся; таких-то там и надо». На слова одной стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем» — он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет».

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу старец передавал такой рассказ: «Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? — спросил он ее. — Ты, верно, знатна?” — “Нет”, — ответила она. “Ну, талантлива?” — “Нет”. — “Так, стало быть, богата?" — “Нет”. — “Гм! В таком случае можешь гордиться”, — сказал напоследок духовник».

25 сентября 2011 года

0

267

Молись и не смущайся

Спрашиваете Вы меня о кофе, пить ли его или не пить? Но как с ним расстаться, ибо он наш любезный друг! С ним веселее и покойнее бываем, а когда его нет, тогда и в ясный день, как в ненастный, все заболит! Он же — кофе — и наветник Ваш, и злодей... Он, на замечание мое, здоровье Ваше отравляет, ибо Вы год от году ощутительно хиреете и обессиливаете. Но как для невоздержного легче умереть, нежели не пить вина, так и нам с Вами: с кофе расстаться — с душой расстаться! Ибо страсти отсекать, как члены свои отсекать, — невыносимо; для сего потребно решительной воли, а мы оной ни в чем не имеем; а посему что ж нам делать? Опять то же, то есть, помолясь Богу, будем без смущения пить кофе!..

Преподобный Антоний Оптинский

26 сентября 2011 года

0

268

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Тропарь

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

27 сентября 2011 года

0

269

О крестоношении

Уверен, что крест ваш... тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и о сем после раскаиваетесь и к благодарению преклоняетесь; не ведая судеб Божиих, устраивающих вся вам на пользу, должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верою и надеждою. Ежели бы Бог вас не любил, не послал вам такого креста — болезни.

Преподобный Лев Оптинский

Вce несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечивыйся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т.е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов... Какое высокое назначение!

Преподобный Макарий Оптинский

Если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны, взирая на них, распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лёжачи и покоясь по всему, как бы не свалиться в преисподнюю. Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детскою покорностию ко Отцу нашему Небесному несть, взывая к Нему из глубины своей души: «Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего».

Преподобный Антоний Оптинский

Кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении и вознесении на небо.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший


28 сентября 2011 года

0

270

О терпении

Господь заповедал терпеть, но что терпеть? Не то, когда мы бываем виновны и за оное бываем оскорбляемы, но когда невинны и оскорбляют нас, что сам святой апостол ясно протолковал. И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению. А когда помыслим о заповеди Божией о любви, простирающейся даже и до любви врагов, то найдем себя безответными в отношении подобных твоему случаев.

Преподобный Макарий Оптинский

Благодать Божия

Не отчаивайтесь — покаянием и смирением привлечете на себя благодать Божию и помощь Его.

Преподобный Макарий Оптинский

Сначала необходимо для испытания веры и произволения пережить в подвиге томление и тяготу, а затем уже даруется утешение Духа Святого. Дары благодати, полученные с трудом и болезнью сердца, тщательно должны храниться получившим. Трудность и болезненность подвига научает ценить и хранить дар.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

О правде Божией

Христос Спаситель наш рек о Себе: ...не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца» (Ин 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, глаголя: «Отче, аще волиши, мимо нести чашу сию от Мене; обаче не Моя воля, но Твоя да будет (ср.: Мф 26, 39)». Сие да мудрствуется в нас, еже и во Христе Иисусе.

Преподобный Моисей Оптинский

29 сентября 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!