Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 121 страница 150 из 363

121

Молитесь вместе с Церковью

О церковной молитве знайте, что она выше домашней молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец, к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и наши, хотя немощные и ничтожные, приемлются.

Преподобный Макарий Оптинский

Воюете со своими страстишками? Воюйте, воюйте, будите добрые воины Христовы! Не поддавайтесь злобе и не увлекайтесь немощами плоти. А в случае поползновения спешите к Врачу, вопия со Святою Церковью, нашею матерью: «Боже, сопричти мя разбойнику, блуднице и мытарю (разумеется, кающимся) и спаси мя».

Преподобный Антоний Оптинский

Некоторые говорят: молимся, но молитвы-то наши не исполняются... Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как святые апостолы молились: «Господи, спаси нас, погибаем». Молится надменный фараон, и услышан... Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться.

Преподобный Иосиф Оптинский

29 апреля 2011 года

0

122

Страницы истории

Православный немец

Вот несколько абзацев из очерка Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни».

«Весной 1878 г., 30 апреля, скончался от воспаления легких иеромонах Климент, в миру Константин Карлович Зедергольм…

Отец Константина Карловича Зедергольма был реформаторским суперинтендантом в Москве… Вот что он мне сам говорил (о. Климент. — Ред.): “Семья наша была хорошая и почтенная, но, знаете, сухая, немецкая семья. Протестантство ничем не отталкивало меня, но ничем особенно и не привлекало. Церковная служба наша мне не нравилась. Я испытывал совершенно другое чувство, когда мне случалось бывать в Православной Церкви… Я еще не был знаком ни с учением, ни с историей Православной Церкви, когда уже меня начинало влечь к ней”.

Присоединился Зедергольм к Православной Церкви в 1853 г., в августе месяце, в оптинском скиту… Почему Зедергольм не миропомазался в Москве или в Петербурге, а приехал нарочно для этого в Оптину пустынь? …И.В.Киреевский привлек его к Оптиной. Он говорил молодому человеку так: “Если вы хотите узнать основательно дух христианства, то необходимо познакомиться с монашеством, а в этом отношении лучше Оптиной пустыни трудно найти”. У Киреевского он был несколько времени домашним учителем…

30 апреля 2011 года

0

123

Страницы истории

Православный немец

…Между приездом его (в 1853 г.) и поступлением в обитель (в 1863 г.) прошло около десяти лет мирской христианской жизни... Не знаю, советы ли оптинских старцев испытать себя и не спешить или собственные соображения и наклонности удержали его надолго в миру, только он по окончании курса поступил на службу в Св. Синод и вскоре был сделан чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре…

По водворении своем в монастырь он стал помогать старцу отцу Амвросию в обширной переписке его с духовными детьми и принял самое деятельное участие в духовных изданиях Оптиной пустыни. Его превосходное знание древних и новых языков, его образцовая, “истинно московская” литературная подготовка, его привычка к кабинетному труду делали его незаменимым для подобной цели.

Вот перечень оптинских изданий, в которых участвовал отец Климент: авва Дорофей, Симеон Новый Богослов, Феодор Студит, Иоанн Лествичник, “Царский путь Креста Господня”. Отцом Климентом были составлены также жизнеописания оптинских старцев отца Леонида (в схиме Льва) и отца Антония, младшего брата знаменитого архимандрита Моисея, восстановившего Оптину из того запустения, в котором она была в первых годах этого столетия. Незадолго до кончины своей отец Климент начал собирать материалы и для биографии самого архимандрита Моисея.

Утрата эта очень велика… Страшно за себя, страшно за близких, страшно особенно за Родину, когда вспомнишь, как мало в ней таких людей и как рано они умирают, не свершив и половины возможного...»

1 мая 2011 года

0

124

Что такое жизнь?

«Были у меня, — рассказывал однажды оптинский старец Варсонофий, — недавно студенты духовной академии и вспоминали свое первое посещение меня, недостойного. Было их несколько. Между ними некоторые иеромонахи. Все с богословским образованием, многие из них прекрасно говорят проповеди. Шли они ко мне и рассуждали:

— Что может он нам сказать в назидание, ведь игумен Варсонофий не имеет богословского образования!

— Пришли к вам, — говорили потом студенты, — а вы задали такой вопрос, на который из нас никто не мог дать ответа надлежащего. Мнения разошлись. А когда спросили вас, вы дали прямой ответ, который всех сначала удивил, а потом все с ним согласились.

Вы спросили: что такое жизнь? Затем определили это понятие двумя словами: жизнь есть блаженство.

Сначала мы начали возражать: как блаженство, когда на каждом шагу скорби, болезни, неприятности? Сам Христос сказал, что есть врата для достижения блаженства. Ввиду оригинальности сравнения, мы вас не поняли и недоумевали, о каких вратах вы говорите. Вы тогда пояснили нам: “Блажени милостивии, блажени чистии сердцем» — они получат наивысшее блаженство.

Что я говорил студентам, то могу сказать и вам: Христос всех призывает к блаженству. Хотя монашеская жизнь и полна скорбями и искушениями, но она же несет с собой и утешения.

2 мая 2011 года

0

125

Что такое жизнь?

Вот теперь Пасха и Царские врата отверсты, но входить в них не может непосвященный, а только священники и диаконы; в двери блаженства может войти каждый, кто только пожелает.

В настоящее время многие живут по плоти и духовной радости не ищут. Чего прежде хотят достигнуть: богатства, славы. Для достижения этого ничем не пренебрегают. Господь сказал: и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Большинство людей уклонились, отошли от Христа. Но если исполним заповеди Его, Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце правды — Господь...»

3 мая 2011 года

0

126

Учитель жизни

Вот рассказ князя Н.Д.Жевахова, посетившего Оптину пустынь почти накануне революции в связи со своим назначением товарищем оберпрокурора Святейшего Синода.

«Возле келии старца Анатолия Младшего толпился народ. Там были преимущественно крестьяне, прибывшие из окрестных сел и соседних губерний. Они привели с собой своих больных и искалеченных детей и жаловались, что потратили без пользы много денег на лечение. Одна надежда на батюшку Анатолия, что вымолит у Господа им здравие. С болью в сердце смотрел я на этих неповинных, несчастных детей, с запущенными болезнями, горбатых, искалеченных, слепых... Все они были жертвами недосмотра родительского, все они росли без присмотра, являлись живым укором темноте, косности и невежеству!..

4 мая 2011 года

0

127

Учитель жизни

В некотором отдалении от них стояла другая группа крестьян, человек восемнадцать, с зажженными свечами в руках. Они ждали собороваться и были одеты по-праздничному.

Я был несколько удивлен, видя перед собой молодых и здоровых людей, и искал среди них больного. Но больных не было: все оказались здоровыми. Только позднее я узнал, что в Оптину ходили собороваться совершенно здоровые физически, но больные духом люди, придавленные горем, житейскими невзгодами, страдающие запоем...

Глядя на эту массу верующего народа, я видел в ней одновременно сочетание грубого невежества и темноты с глубочайшей мудростью. Эти темные люди знали, где истинный врач душ и телес; они тянулись в монастырь как в духовные лечебницы, и никогда их вера не посрамляла их: всегда они возвращались возрожденными, обновленными, закаленными молитвой и беседами со старцами.

Вдруг толпа заволновалась; все бросились к дверям келии. У порога показался о. Анатолий. Маленький сгорбленный старичок, с удивительно юным лицом, чистыми, ясными, детскими глазами, о. Анатолий чрезвычайно располагал к себе. Я давно уже знал батюшку и любил его. Он был воплощение любви, отличался удивительным смирением и кротостью, и беседы с ним буквально возрождали человека. Казалось, не было вопроса, который бы о. Анатолий не разрешил; не было положения, из которого этот старец Божий не вывел своею опытною рукою заблудившихся в дебрях жизни, запутавшихся в сетях сатанинских... Это был воистину старец — великий учитель жизни».

5 мая 2011 года

0

128

О братиях меньших

О милостыни много в Писании сказано: милостынями грехи твоя очисти и щедротами убогих; и: даяй нищему взаим дает Богу (см.: Притч 19, 17), и еще много подобного, и: милости хощу, а не жертвы (Ос 6, 6). Сострадание к ближним привлекает к нам милость Божию, и на Страшном Суде Христовом удостоимся десного стояния и вшествия в Царствие Небесное. Прочтите в Евангелии главу 25 от Матфея (35–36), вы увидите, за что Господь ввел в Царство и за что послал в геенну: взалкахся, и даете Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне, — видите, в нищем Сам Господь принимает на Себя, что Ему сделаем: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе. Итак, желаю, чтобы Вы имели к нищим благое расположение. Сам Христос у Вас просил, и для того именно, чтобы помиловать Вас; не смотрите на их нравственность, это не наше дело — судить. Нам довольно того, что во имя Христово просит, то Он и принимает.

Преподобный Макарий Оптинский

О милостыни

Милостыня духовная больше вещественной; кто не уделяет ближнему, сам пользуясь, тот скуп есть и немилостив.

Преподобный Макарий Оптинский

Надо творить милостыню с разумением, чтобы не повредить человеку.

Преподобный Нектарий Оптинский

6 мая 2011 года

0

129

Страницы истории

Степан Петрович Шевырёв

С.П.Шевырёв (1806–1864), русский литературный критик, историк литературы, профессор Московского университета; академик Петербургской Академии наук. Был близок с А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, историком М.П.Погодиным. Именно он, разбирая после смерти Гоголя его архив, обнаружил и опубликовал «Размышления о Божественной литургии».

Отошел от увлечения западничеством, убежденный в том, что «только преданность Православию святых отцов нашей Церкви», только «любовь к народу русскому, высокое о нем мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта может вести... к самобытности в мышлении и жизни». Впоследствии это направление русской общественной и философской мысли оформилось как славянофильство. Непонятый многими современниками (Белинским, Добролюбовым, Герценым), он обвинялся в лакействе, кликушестве, в отсутствии оригинальности мышления.

В 40-х гг. С.П.Шевырёв вместе с близким ему по взглядам И.В.Киреевским под руководством оптинского старца Макария участвуют в издании рукописей, хранившихся в монастырской библиотеке. В 1846 г. С.П.Шевырёв испросил у московского митрополита Филарета благословение на печатание трудов молдавского старца Паисия (Величковского), а позже занимался корректурой святоотеческих изданий монастыря как признанный знаток церковнославянской грамматики. Вместе с Н.П.Киреевской (супругой И.В.Киреевского) он помогал монастырю и в устроении хозяйственных дел. Дважды (в 1847 и 1852 гг.) бывал в Оптиной пустыни, не только разрешая «профессорским авторитетом» редакторские сомнения отца Макария, но и окормляясь у старца в исповеди и следуя всем советам житейским.

8 мая 2011 года

0

130

О святоотеческих писаниях

В свободное время не оставляйте книжки, там наш разум, там наше спасение!

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Чтением, внимательным чтением святоотеческого писания учись пути спасения, иначе — умудряйся во спасение.

Преподобный Иосиф Оптинский

Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и Священных писаний.

Преподобный Варсонофий Оптинский

9 мая 2011 года

0

131

Предопределение и воля

О предопределении церковные учители ясно указывают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела и не содеянные еще и по оным предопределяет наказание или награду. Но этим самовластие человека не стесняется.

Преподобный Макарий Оптинский

Владычице моя Богородице

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения.

Это три исполина — уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий перешитыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления...

Преподобный Амвросий Оптинский

10 мая 2011 года

0

132

Исцеление недужной

Страждущим разными, не всегда понятными болезнями старец Макарий, кроме духовных советов к исцелению состраждущей души и тела, давал освященный елей от неугасаемой лампады, горевшей в его келии пред особенно чтимой им Владимирской иконой Божией Матери. Однажды в Оптину пустынь привезли бесноватую женщину. Она сидела на дорожке, ведущей из монастыря в скит, поносила старца, говоря между прочим: «Скоро ли умрет этот Макарий? Он измучил весь мир... Ох, горе мне!» и т.п. Привлеченная к старцу, по вере ее мужа эта женщина, уже несколько лет страдавшая беснованием, после употребления освященного елея, данного старцем, выздоровела полностью. Впоследствии она благополучно разрешилась от бремени ребенком, который кричал немолчно; принесли его к старцу; получив его благословение, он успокоился, и постоянные, ужасавшие родителей его вопли с тех пор, по милости Божией, прекратились.

11 мая 2011 года

0

133

Преподобный Нектарий Оптинский

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов, 1853–1928) родился в г. Ельце в очень бедной семье. В юности он потерял родителей и поступил на работу в лавку. В свободное время ходил в храм и читал церковные книги. В 1873 г. после посещения Оптиной пустыни и беседы со старцем Амвросием навсегда остался в скиту. Преподобные Амвросий и Анатолий Старший были его духовными наставниками. В 1887 г. послушник Николай был пострижен в монашество, в 1894 г. посвящен в сан иеродиакона, а в 1898 г. в сан иеромонаха. Более 20 лет пребывал в полузатворе. По благословению старцев читал много специальной литературы, занимался науками.

В 1912 г. за послушание принял великий крест старчества. Отец Нектарий был небольшого роста, согбенный, с небольшой клинообразной бородой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам. Лицо его как бы не имело возраста — то древнее, суровое, словно тысячелетнее, то молодое по живости и выразительности мысли, то младенческое по чистоте и покою.

12 мая 2011 года

0

134

Преподобный Нектарий Оптинский

Отец Нектарий испытывал сердца приходящих к нему и давал не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял человека и ставил его перед духовными трудностями, не жалея его малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и в великую силу благодати, помогающей ищущему правды. Он брал на себя грехи и страдания других — это чувствовали все, соприкасавшиеся с ним.

Из великого смирения скрывал свои благодатные дары под юродством. Он носил цветные кофты сверх подрясника; сливал в один котел все кушанья, подаваемые на трапезной, — и кислое, и сладкое, и соленое; ходил по скиту — валенок на одной ноге, башмак на другой.

13 мая 2011 года

0

135

Преподобный Нектарий Оптинский

Немногим в то время открывался пророческий смысл его поступков, скрываемый им под юродством. У него была игрушечная птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, приходивших с пустыми горестями; был волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые давал читать. Или насобирает, например, разного хлама: камешков, стеклышек, бумажек, сложит в шкафчик и показывает: «Это мой музей!» И действительно, после закрытия Оптиной в скиту, где жил старец, был открыт музей. Незадолго до революции старец Нектарий стал ходить с красным бантом на груди, предсказывая грядущие события.

В 1923 г. старец был арестован и выслан в Брянскую область, в село Холмищи, где жил в крестьянской семье. Сюда к нему приезжали многочисленные духовные чада, монашествующие и интеллигенция. Перед смертью завещал похоронить себя не у храма, разрушение которого предвидел, а на сельском кладбище, где его мощи обретались до перенесения в Оптину пустынь.

14 мая 2011 года

0

136

Духовные советы

Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь — это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал.

Спрашиваете у меня: «Каким путем идти к Богу?» Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным...

Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы он возрастал в познании.

Преподобный Нектарий Оптинский

15 мая 2011 года

0

137

О праздниках

К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении.

Преподобный Антоний Оптинский

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцов, делать добрые дела.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

16 мая 2011 года

0

138

О смирении

Противодействовать и бороться с людьми, причиняющими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет и бесы отступят.

Смирение — это нечто великое и божественное, а путь к нему — считать себя ниже всех. Что это значит — считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. Помни: все ангелы, а я — грешник.

Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит.

Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета — есть крайнее безумие и гордость.

Надо всегда твердо помнить — это страшный закон духовной жизни: если в чем кого осудишь или смутишься в чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет. Ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

О терпении

Смирение — высота. Надо терпеть. Как же святые-то терпели? Что ж после этого мы, если и малых оскорблений переносить не будем?

Преподобный Исаакий Оптинский


17 мая 2011 года

0

139

Случай прозорливости

Оптинский старец Иосиф имел дар прозорливости. И случаев, при которых этот дар открывался, так много, что невозможно их все передать. Вот только один пример. Помещица из города Козлова решила поехать в Оптину пустынь и пригласила своих дочерей ее сопровождать. Младшая согласилась, а старшая предпочла остаться дома, чтобы развлекаться с ожидавшимися гостями. Монастырь понравился помещице, и она собиралась здесь подольше пожить, но старец Иосиф послал ее немедленно домой, говоря, что надо торопиться, «а то, пожалуй, и гроба не застанете». Подъезжая к дому, помещица действительно увидела гроб, который выносили из дома: ее старшая дочь убилась, упав с лошади при верховой езде.

18 мая 2011 года

0

140

О нравственном совершенстве

Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения. Конечное же, и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к которой кратковременная земная жизнь человеческая служит лишь приготовлением, подобно тому как годы, проведенные юношею в учебном заведении, служат приготовлением к будущей его практической деятельности. Если бы назначение человечества ограничивалось земным его существованием, если бы для человека все кончалось на земле, то почему же земля и яже на ней дела сгорят (2 Пет 3, 10), как говорит святой апостол Петр? Он же присовокупляет: Нова небесе и новы земли по обетованию чаем, в нихже правда живет (2 Пет 3, 13). Без будущей блаженной, бесконечной жизни земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Положитесь на Промысл

Спрашиваете, чем заняться. Этот вопрос трудно решить. Положитесь на Промысл Божий и усердно молитесь, Господь вас не оставит, и ко всему относитесь равнодушно. Тем более к переживаемым событиям. Это, что делается, все по воле Божией.

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший


19 мая 2011 года

0

141

Два правила

Опыт указал мне такое правило: если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то смотришь, сверх ожидания, он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает.

Если хотите быть мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием.

Преподобный Моисей Оптинский

20 мая 2011 года

0

142

Святое Евангелие

В Евангелии скрыт глубокий смысл, который постепенно проясняется для человека, внимательно читающего Писание. И по этой неисчерпаемой глубине содержания узнаем мы о Божественном происхождении Книги, потому что всегда можно отличить дело рук человеческих от творения Божия.

Видали ли вы искусственные цветы прекрасной французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению. Но это — пока рассматриваем оба цветка невооруженным глазом. Возьмем увеличительное стекло, и что же увидим? Вместо одного цветка — нагромождение ниток, грубых и некрасивых узлов; вместо другого — пречудное по красоте и изяществу создание. И чем мощнее увеличение, тем яснее проступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким ему подражанием.

Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем явственнее разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов. Как бы ни было прекрасно и глубоко любое знаменитое сочинение — научное или художественное, но всякое из них можно понять до конца. Глубоко-то оно глубоко, но в нем есть дно. В Евангелии дна нет. Чем больше всматриваешься в него, тем шире раскрывается его смысл, неисчерпаемый ни для какого гениального ума.

Преподобный Варсонофий Оптинский
21 мая 2011 года

0

143

Преподобный Иосиф Оптинский

Преподобный Иосиф (в миру Иван Ефимович Литовкин, 1837–1911) родился в семье сельского головы. Оставшись в 11 лет сиротой, вынужден был работать в трактире, бакалейной лавке, сопровождать обозы с товарами. Много претерпел он скорбей, видел черные стороны жизни, однако не развратился, храня в себе стремление к духовной жизни. В 24 года, отправившись на богомолье в Киев, он заехал, по совету своей сестры-монахини, в Оптину. Прозорливый старец Амвросий сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Юноша принял слова батюшки как волю Божию и поступил в монастырь. После мирской жизни тишину и покой обители он принял как бесценный дар Божий. Вскоре старец Амвросий взял его к себе в келейники и поселил в своей «хибарке», в которой он прожил потом 50 лет.

22 мая 2011 года

0

144

Преподобный Иосиф Оптинский

В 1872 г. Иван был пострижен в монашество, в 1877 г. посвящен в сан иеродиакона, а в 1884 г. в сан иеромонаха. В 1888 г. старец Иосиф тяжело заболел тифом, был пострижен в схиму и чудесным образом выздоровел.

Отец Иосиф был ближайший ученик, чадо любимое великого старца Амвросия, ближайший по духу, по силе послушания, преданности и любви. Смиренная поступь, опущенные глаза, краткий ответ с поклоном и всегда неизменная скромно-приветливая улыбка. Все проникались к отцу Иосифу особым уважением, а он говорил: «Что я значу без батюшки? Нуль и больше ничего».

Старец Амвросий постепенно готовил его к старческому служению, учил и словом, и собственным примером, а отъезжая в Шамордино, отец Амвросий благословил отца Иосифа на духовничество в Оптиной пустыни. Он любил его, доверял, называя своей правой рукой, и никогда не разлучался с ним в течение 30 лет. Нередко старец Амвросий приходящих к нему посетителей посылал с вопросами к отцу Иосифу, и многие убедились, что его ответы всегда были одинаковы с мнением старца.

Трудись для спасения

Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.

Если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас бесполезны...

Преподобный Иосиф Оптинский

23 мая 2011 года

0

145

Преподобный Иосиф Оптинский

«К отцу Иосифу все мои немощи перешли», — говорил отец Амвросий. Но, несмотря на болезненность и слабость, он никогда не отдыхал днем, используя свободные минуты на чтение книг и письма духовным чадам.

12 лет старец Иосиф был скитоначальником и духовником оптинской братии и шамординских сестер, окормлял насельников других монастырей и множество мирян.

В жизнеописании старца приводится рассказ священника Павла Левашова: «Я увидел глубокого старца, изможденного беспрерывным подвигом и постом, едва поднимающегося со своей коечки. Он в то время был болен. Мы поздоровались; чрез мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келии раздвинулся. Лицо старца сделалось благодатным, и он улыбался».

24 мая 2011 года

0

146

Предсказание о себе

Один военный, ревнуя о спасении души своей, возложил на себя вериги и, слыша о прозорливости оптинского старца Льва, пожелал видеть его. Пришедши в обитель, он застал отца Льва в церкви у ранней обедни, по окончании которой и пошел за старцем вместе с прочими, желая принять от него благословение. Старец, благословляя, начал уговаривать его, чтобы он снял вериги. «Батюшка! — сказал военный. — Благословите еще годок поносить; и тогда я приду к вам, и вы сами снимите с меня». Так разговаривая, они дошли до места, где ныне похоронен отец Лев. В ответ на просьбу военного старец, показывая палкой на это место, сказал ему: «Через годок я буду вот где, а ты теперь сними». Так и случилось, через год старец был похоронен на указанном им месте.

Совет ко спасению

Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете, и спасены будете.

Преподобный Иосиф Оптинский

Два корня

Всех наших зол причина — гордость, а всех благ ходатай — смирение! Когда при исполнении благих дел должны мы иметь сердце сокрушенно и смиренно и дух сокрушен, коих Бог не уничижит (Пс 50, 19), кольми же паче в нищете нашего устроения должны повергать себя в бездну смирения.

Преподобный Макарий Оптинский

25 мая 2011 года

0

147

Жертва Богу, но не людям

Всякое благодеяние, всякую жертву из усердия к обители, даже и самую малую, преподобный старец Моисей, архимандрит Оптиной пустыни, принимал всегда с искренней благодарностью, особенно во время нужды; но, с другой стороны, никакому и самому значительному приношению не удивлялся. Случилось, что одно семейство, оказавшее много благодеяний Оптиной пустыни, посетило обитель и, остановившись в монастырской гостинице, осталось недовольно каким-то распоряжением гостинника. Пошли жаловаться к отцу архимандриту. «Вот, батюшка, мы всегда с усердием принимаем ваших сборщиков, всячески стараемся их упокоить, с любовью помогаем обители сколько можем, а ваш гостинник и того-то не захотел сделать для нас». — «Да уж мы думали, — отвечал богомудрый старец, — что вы оказываете нам благодеяния ваши ради Бога и от Господа ожидаете себе награды за ваши добрые дела. Если же вы от нас, грешных, ожидаете себе воздаяния, то лучше уже и не оказывать благодеяния, потому что мы, убогие и неисправные, ничем не можем воздать за них».

Посетители и удовлетворились, и утешились искренностью старца и потом сами с удовольствием и благодарностью вспоминали, как вместо ожидаемых извинений и удовлетворения их самолюбия получили высокодуховное назидание. Конечно, в этом случае отец Моисей знал, с кем он имел дело, а гостинника после все-таки призвал и сделал ему нужное вразумление.

26 мая 2011 года

0

148

Ищи жизнь вечную

Ты мыслишь так же, как и та самарянка у кладезя Иаковля, которая готова была спорить с Господом о месте поклонения: отцы наши в горе сей поклонишася и проч., прочти у Иоанна гл. 4. А что ей ответил Господь? Ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу... Истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Вот каково должно быть наше поклонение! К сему да устремимся умом и сердцем, и веруй — обрящем милость и жизнь вечную; мы — люди духовные, потому духом и должны сноситься, и это есть истинное христианское единение, которое не разрознится вовеки о Христе Иисусе, Господе нашем, как и поется в каноне: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего». Сего ищи, и мир Божий придет к тебе сам собою. А то ты ищешь места и людей.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

27 мая 2011 года

0

149

Страницы истории

Иван Васильевич Киреевский

И.В.Киреевский (1806–1856) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Получил образование в Берлине и Мюнхене, слушая курсы лекций Гегеля и Шеллинга, некоторое время сторонник европейского пути развития России, впоследствии один из представителей славянофилов. Был близок к старцу Новоспасского монастыря Филарету (1758–1842), от которого получил нательный крест как «знамение спасения души».

В 1834 г. И.В.Киреевский женился. Именно Наталья Петровна Киреевская (урожденная Арбенова, 1809–1900), родившаяся в глубоко религиозной семье, преобразила своего мужа-философа, привела его, некогда увлеченного идеями западных мыслителей, к Православной Церкви.

28 мая 2011 года

0

150

Иван Васильевич Киреевский

После кончины о. Филарета Иван Васильевич, живший в небольшом родовом имении в Калужской губернии, начал бывать в Оптиной пустыни и в беседах со старцами Львом и Макарием все более и более укреплялся в благочестии.

С 1846 г. в Оптиной пустыни начинается издательская деятельность И.В. и Н.П.Киреевских под руководством о. Макария и под покровительством митрополита Филарета Московского, которая положила начало духовному просвещению России. Русское общество открыло для себя писания аввы Дорофея, Макария Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника. Но в уединении сельской жизни И.В.Киреевский посвятил себя не только редактированию святоотеческих книг. Он подготовил Записку о направлении и методах первоначального образования народа в России. В этом документе он писал: «Заметим постепенно и явно охлаждающееся чувство к вере; давно уже распространенное неуважение к духовенству... беспрестанно более и более увеличивающуюся страсть к вину, особенно в городах, где более просвещения. Страшно за будущее, ибо со всех сторон грозит народу искажение: физическое, нравственное, религиозное, общежительное и все, что за тем следует, — если возрастание зла не остановится... Какое же просвещение остается еще для народа? Остается познание веры. Вера есть не только знание. Она есть убеждение, связанное с жизнью».

29 мая 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!