Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 91 страница 120 из 363

91

«Горечь сия да превратится в радость»

Когда евреи путешествовали по пустыне, они подошли к громадному озеру Мерра, которое существует до сих пор. Их томила жажда, но вся вода в озере оказалась горькой. Не было возможности ее пить. Народ готов был возроптать, но Бог указал Моисею некое дерево. Погрузил его в воду Моисей, и вода потеряла горечь, стала приятной на вкус. Но то были образы, непонятные для народа, разве только Моисей разумел сокрытый смысл происходившего. Что же преобразовало это дерево, усладившее горечь вод озера Мерра? Древо Креста. И ныне во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господа Иисуса. Как бы ни был грешен христианин, он имеет драгоценную веру в Господа Иисуса и этой верой спасается. И ты спасешься, только держись за Христа. Вопи к Нему — и услышит. Конечно, не голосом вопи, а сердцем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» И помилует. Помилует!

Преподобный Варсонофий Оптинский

О зле

Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения.

Преподобный Амвросий Оптинский

30 марта 2011 года

0

92

Истинное человеколюбие

К некоторым посетителям оптинский старец Амвросий обращался с обличениями. Был однажды такой случай. На приеме и благословении у старца, которые бывали и при многом стечении народа, подошел к нему молодой человек из мещан, с рукой на перевязи, и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. При старце в это время как раз были один монах и несколько мирян. Не успел тот договорить слова жалобы: «Се болит, и шибко болит», — как батюшка его перебил: «И будет болеть. Зачем мать обидел?» Но, вероятно, заметив смущение и смирение в обличаемом, тотчас изменил тон речи: «Ты ведешь-то себя хорошо ли, хороший ли ты сын? Не обидел ли?»

Нужно заметить, что в подобных случаях старец не спешил подавать помощь, считая болезнь достойным в сей жизни возмездием человеку, ниспосланным правосудием небесным, дабы временным наказанием избавить его от наказания вечного.

Так он писал и в письме к одной монахине, заботившейся об уврачевании какой-то недужной сестры, болезнь которой имела свою причину в порочной жизни: «Посмотри на апостола Павла, что он творит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной».

31 марта 2011 года

0

93

Школа терпения

По поступлении в скит и находясь вблизи старца Амвросия, будущий старец Иосиф, а тогда послушник Иван, утешался близостью к духовному отцу. Но с другой стороны, постоянные суета и прием посетителей смущали и тяготили его. Он стал мечтать о Киеве и об Афоне. Однажды преподобный Амвросий застал его за такими размышлениями. Читая его мысли, он сказал: «Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами». Эти слова так поразили молодого послушника, что он понял, что его помыслы были только искушением. С этих пор он стал самым преданным и любимым учеником преподобного.

Старшим келейником старца Амвросия был человек суровый и угрюмый, который не показывал новичку, как и что надо делать, а когда тот ошибался, он укорял его. Вот эта-то школа терпения и сделала старца Иосифа таким кротким и смиренным. Она же выработала в нем самоукорение. Несправедливость раздражает обыкновенно человека, но когда он через внимание к своей совести научится находить вину в себе, тогда он прежде всего осуждает себя и принимает суд ближнего как заслуженное от Бога за грехи наказание и не раздражается, но еще и благодарит ближнего.

Неизменно благодушное настроение преподобного Иосифа влияло на всех. Он со всеми был мирен и умел всех смирять своими смирением, кротостью и уступчивостью.

1 апреля 2011 год

0

94

Сокровенный человек

В общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время. Внутренние чувства не надобно при всех выражать, а если придет чувство умиления, то надобно иметь оное сокровенно: Бог зрит на сердце. Когда особо молимся, то можно и наружно выражать, только смиренно. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19).

Преподобный Макарий Оптинский

Не судите

Святой Лествичник приводит слова Псалмопевца: не постихся, не бдех, ни на земли легах, но смирихся, и спасе мя Господь (см.: Пс 114, 5); и Сам Господь глаголет во святом Евангелии: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф 19, 17). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие; заповедь эта — не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: лицемере! изми прежде бревно из очесе твоего и проч. Может быть, за тобой и нет этого греха, но пришло мне в голову, я и написал.

Преподобный Амвросий Оптинский

2 апреля 2011 года

0

95

Признак омертвения души

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки, хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого-то для иноков и обязательно посещение службы. Правда, по неотложным делам иногда разрешается не ходить ко всем службам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность. У нас в скиту даже обходят келии по праздникам, чтобы никто не уклонился от церковной службы.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Тело и душа

Душа-то больше тела: тело поболит, да и тем кончится, а душевная-то болезнь простирается в вечность; избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление.

Преподобный Макарий Оптинский

3 апреля 2011 года

0

96

Страницы истории

1862–1891

Это годы управления обителью игумена Исаакия и старчествования в скиту иеросхимонаха Амвросия, духовное влияние которого распространилось по всей России. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей (например, нигилизм), которые ставили своей целью достижение справедливости и счастья людей путем изменения политического и социального строя страны. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. Отец Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл жить снова.

4 апреля 2011 года

0

97

Страницы истории

1862–1891

Народ тянулся в Оптину к старцу Амвросию, который жил в домике возле скитской ограды. Сюда в течение тридцати лет приходили многие тысячи людей. И ко всем старец являл снисходительность и отеческую любовь. Все время старца было поделено между молитвой и приемом посетителей.

Духовные дарования от Господа исцеления и прозорливости старец скрывал. И чтобы больные не думали, что выздоровели по его молитвам, он посылал их к известным святыням, источникам. Поучений старец не говорил от себя, но предпочитал скрывать их словами «люди говорят» или приводя подходящие к месту цитаты из Священного Писания.

В этой благословенной келии получили творческий импульс самые видные люди русской культуры. В 1877 г. приехал Ф.М.Достоевский. Окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать «Братья Карамазовы»

0

98

Страницы истории

1862–1891

Он писал: «Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть, еще раз спасение земли русской!»

Побывал в монастыре и Толстой. Русский граф пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами, но старец Амвросий отнесся скептически к показной смиренности: внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству.

Архимандрит Леонид (Кавелин; † 1891), начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а потом настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместник Троице-Сергиевой лавры, начинал свой монашеский путь послушником в Оптиной пустыни.

6 апреля 2011 года

0

99

Благовещение Пресвятой Богородицы

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

7 апреля 2011 года

0

100

У терпения длинная память

Пришел однажды к старцу Льву приверженный к нему сын его духовный и, просидев в его келии целый вечер, после спросил старца: «Вот я видел, как приходили к вам братия и как вы их принимали. Один брат пришел прежде всех, но всех переждал и подошел к вам последним. Другие, пришедши, немного ждали, потом подходили к вам и объясняли, что им нужно было. Некоторые же нисколько не хотели подождать, а как только приходили, сейчас лезли вперед, домогаясь, чтобы вы их немедленно приняли. Есть ли в этом какое различие?» Старец отвечал: «Есть различие, и большое различие. Кто, пришедши ко мне, нисколько не хочет дожидаться и лезет вперед всех, у того не может долго держаться в памяти то, что я ему говорю. Как только выходит он из келии, забывает полученное им наставление, не очень заботясь об исполнении слышанного. В другой раз спрашивает, и опять забывает. А кто, пришедши для объяснения своих нужд, с терпением и смирением пережидает других, предпочитая их себе, у того каждое слышанное им слово твердо напечатлеется в сердце, и он целую жизнь будет помнить то, о чем ему однажды было сказано».

О внимательности

Преподавая благословение и советы приходившим к нему, старец Амвросий был снисходителен в высшей степени. Одной духовной дочери он сделал такое разъяснение. «Когда я говорю, надобно слушать с первого слова: тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера; уступлю, но не будет пользы для души».

8 апреля 2011 года

0

101

Ответы на все вопросы

Вот один благодатный случай из сношений семейства Ивана Васильевича Киреевского с преподобным старцем Макарием. Н.П.Киреевская (супруга И.В.Киреевского) писала: «В марте 1846 г. отец Макарий был у нас в Долбине, и Иван Васильевич в первый раз исповедывался у него, писал же первый раз к батюшке из Москвы, в октябре 1846 г., сказав мне (жене своей): “Я писал к батюшке, сделал ему много вопросов, особенно для меня важных, нарочно не сказал тебе прежде, боясь, чтобы по любви твоей к нему ты как-нибудь чего не написала бы ему; мне любопытно будет получить его ответ. Сознаюсь, что ему трудно будет отвечать мне”. Не прошло после сих слов часа времени, как приносят письма с почты и два подписанные рукою старца: одно на имя мое, другое на имя Ивана Васильевича. Не распечатывая, он спрашивает: “Что это значит? Отец Макарий ко мне никогда не писал”. Читает письмо, меняясь в лице и говоря: “Удивительно! Разительно! Как это? В письме этом все ответы на мои вопросы, сейчас только посланные”».

Жизнь духовная

Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение.

Преподобный Макарий Оптинский

Необходимо человеку лично самому начать новую жизнь по разуму Святого Евангелия и Святой Церкви Христовой — как по внешним поступкам, так и по душе.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

9 апреля 2011 года

0

102

Исцеление душевнобольной

Однажды старец Иларион Оптинский что-то сверх обыкновения замедлил и долго не выходил из хибарки, в которой исповедовал женщин: его ожидало много посетителей и посетительниц. Пошли узнать, с кем он там был занят, и узнали, что у него в это время была на исповеди упорнейшая душевнобольная. Старец заставлял ее налагать на себя крестное знамение и говорить свои грехи, но она крепко противилась и не хотела произносить их, кричала и ругала старца грубыми, непристойными словами. Преподобный Иларион, не обращая внимания на ее брань, добивался только того, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страждет. Наконец после многих усилий больная созналась, покаялась и обещала выполнить все то, что ей посоветовал старец. Отпуская, старец снабдил ее артосом и святой водой. Вышел старец из хибарки весьма усталый, но довольный.

10 апреля 2011 года

0

103

О прогрессе техническом и нравственном

Несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни.

Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т.п. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, которые достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинною верою Христовой и следуя истинному христианскому учению, согласному с откровением Божественным, какое Бог в Церкви Своей являл чрез мужей Богодухновенных, пророков и апостолов. Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: избранных ради прекратятся дние оны (Мф 24, 22). И опять: во все времена были люди, которые предавались различным порокам и беззакониям или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (см.: 1 Тим 6, 20) и умствуя по земным началам, вопреки предостережениям святого апостола Павла, который говорит: Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мирa, а не по Христе (Кол 2, 8).

Преподобный Амвросий Оптинский

11 апреля 2011 года

0

104

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова открывает человеку вечные тайны Божии.

В Сибири подвизались два друга — Василиск и Зосима. Последний был человеком образованным, а первый — неграмотный. Несмотря на такое различие, они искренно любили и дополняли друг друга. Василиск, хотя был неграмотным, отличался высокой духовной жизнью. Непрестанное творение Иисусовой молитвы доставляло ему невыразимое наслаждение и вводило в глубину богопознания. Часто, когда Зосима приходил к Василиску, тот был в таком духовном экстазе, что не мог вести обыкновенную беседу. Василиск сообщал Зосиме высокие истины, которые тот записывал, и после даже издал книгу, но многое не было в нее внесено, так как Василиск не все позволял записывать.

Исполняйте и вы, мои детки, по силе эту молитву, она сохранит вас от всякого зла. Исполняя ее, вы будете постепенно приобретать кротость, смирение и незлобие. Вы сознаете свои недостатки, и вам не захочется осуждать ближнего, к врагам отнесетесь благодушно, к недругам доброжелательно. Эта святая молитва будет хранителем вашего девства, если останетесь в девицах; если же кто из вас выйдет замуж, то она же отведет вас от всякого дурного человека и пошлет доброго верующего друга для совместной помощи на жизненном пути.

Преподобный Варсонофий Оптинский
12 апреля 2011 года

0

105

Не суди других

Нельзя не пожалеть о тех людях, ими же соблазн приходит, но Бог столько милосерд, что силен и немощных привести к покаянию. Впрочем, не смеем похвалиться о себе, что жизнью нашей достигаем высоты устроения, но паче видим в себе немощи и должны иметь себя под всей тварью, то есть хуже всех. Древние отцы хотя были устроения и великого, и святого, но все же считали себя хуже всех. Впрочем, мир видит в монахах неустройство, а своего не замечает: если бы ощущали свои грехи, то не имели бы время судить чужих. Ты не смущайся за это, а, приехавши домой, приноси покаяние, не судя других, увлекшихся в суд.

Преподобный Макарий Оптинский

Об осуждении

Получивши помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это сеть вражия, завлекающая в высокоумие и все плоды добродетели отъемлющая.

Преподобный Макарий Оптинский

Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усердней будешь ради Бога служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при исправлении болезнь и не оставит, то, значит, это для того, чтобы за терпение дать венец в будущей жизни на бесконечное время.

Преподобный Иосиф Оптинский

Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного грешника.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

13 апреля 2011 года

0

106

Преподобный Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков, 1845–1913) родился в Самаре в благочестивой семье. Избрав военную карьеру, учился в Оренбургском военном училище и на офицерских курсах в Петербурге. Однажды, будучи молодым офицером, Павел Плиханков вошел в алтарь церкви кадетского корпуса, где служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В это время батюшка переносил Святые Дары с престола на жертвенник. Поставив святую чашу, отец Иоанн подошел к молодому человеку и поцеловал ему руку. Но стать священником он в то время и не помышлял. По окончании Полоцкого кадетского корпуса он вступил на военную службу и дослужился до чина полковника Оренбургского казачьего войска, участвовал в пограничных боях в Туркестане.

Советы преподобного
Варсонофия (Плиханкова)

[b]Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других, в мiру. Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы подвизаться там в посте и молитве, но Господь приказал идти в мир. "Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод," - сказал Спаситель. Святые Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову - и Христос не оставит вас.

Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.

Ищущие Христа обретают Его, по неложному евангельскому слову: "Стучите и отверзется вам, ищите и обрящете," "В доме Отца Моего обителей иного" И заметьте, что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях, и не только о внутренних, но и о внешних.

Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет же душу покой мира и радования - внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его.

Не читайте безбожных книг, оставайтесь верными Христу. Если спросят о вере, отвечайте смело. "Ты, кажется, зачастила в церковь?" - "Да, потому что нахожу в этом удовлетворение." - "Уж не в святые ли хочешь?" - "Каждому этого хочется, но не от нас это зависит, а от Господа." Таким образом вы отразите врага.

Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехчастичный - молитва, пост и трезвение.

Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: "Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда - гибель."

Что-то мрачное, ужасное грядет в мир... Человек остается как бы беззащитным, настолько им овладела эта злая сила, и он не сознает, что делает... Даже внушается самоубийство... Почему это происходит? Потому что не берут в руки оружие - не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамения.

Жизнь есть блаженство... Блаженством станет для нас жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды- Господь... Все Евангельские заповеди начинаются словами: Блажени - блажени кротции, блажени милостивыи, блажени миротворцы... Отсюда вытекает, как истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье.

Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу - лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, все творится по воле Создателя.

Чтобы уподобиться Богу, надо исполнять Его святые заповеди, а если рассмотреть, то окажется, что ни одной-то мы по-настоящему и не исполнили. Переберем их все, и окажется, что той заповеди мы едва коснулись, другую, может, тоже несколько начинали только исполнять, а, например, к заповеди о любви к врагам и не приступали. Что же остается делать нам, грешным? Как спастись? Единственно - через смирение. "Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на беспредельное Твое милосердие." Мы сущие банкроты пред Господом, но за смирение Он не отринет нас. И действительно, лучше, имея грехи, так и считать себя великими грешниками, чем, имея какие-нибудь добрые дела, надмеваться ими, считая себя праведными. В Евангелии изображены два таких примера в лице Фарисея и мытаря.

В страшное время мы живем. Людей, исповедующих Иисуса Христа и посещающих храм Божий, подвергают насмешкам и осуждению. Эти насмешки перейдут в открытое гонение, и не думайте, что это случится через тысячу лет, нет,- это скоро наступит. Я до этого не доживу, а некоторые из вас и увидят. И начнутся опять пытки и мучения, но благо тем, которые останутся верны Христу Богу.[/size]

полное житие преподобного : ЖИТИЯ СВЯТЫХ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА  (Апрель)
14 апреля 2011 года[/b]

0

107

Преподобный Варсонофий Оптинский

Однажды молодой полковник внезапно заболел воспалением легких. Доктора определили его положение безнадежным. Почувствовав дыхание смерти, больной велел денщику читать Святое Евангелие. Внезапно увидел он небеса отверзшимися и содрогнулся от великого страха и света. Глубочайшее покаяние пронзило внезапно его душу. Так в возрасте 46 лет, оставив все, он стал послушником в скиту Оптиной пустыни. «Из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем», — говорил впоследствии о случившемся старец Нектарий.

25 декабря 1891 г. Павел Плиханков поступил в скит Оптиной пустыни. Его наставником стал преподобный Анатолий Старший. После кончины старца Анатолия отец Варсонофий на десять лет ушел в затвор. В это время духовником его был старец Нектарий, с которым он сохранил духовную близость до конца своих дней.

15 апреля 2011 года

0

108

Преподобный Варсонофий Оптинский

В 1900 г. послушник Павел был пострижен в монашество, в 1902 г. был посвящен в сан иеродиакона, в 1903 г. в сан иеромонаха. Стал помощником скитоначальника старца Иосифа, духовником скита и Шамординской обители. Особенно много приходило к нему людей интеллигентных. Во время русско-японской войны был фронтовым священником. В 1907 г. возведен в сан игумена и назначен скитоначальником Оптиной пустыни. Несмотря на великие духовные дарования преподобного, нашлись люди, недовольные его трудами. По клевете, коварству и лжи в 1912 г. старец Варсонофий переводится настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря с возведением в сан архимандрита.

В надгробном слове митрополит Трифон (Туркестанов) сказал: «Ты умел только любить, только творить добро».

16 апреля 2011 года

0

109

Вход Господень в Иерусалим

Тропарь

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

17 апреля 2011 года

0

110

В жертву Богу приносится лучшее

В 1993 г. Пасху праздновали 18 апреля. В Оптиной пустыни пасхальная служба закончилась в шестом часу утра.

После трапезы иноки Трофим и Ферапонт вернулись на монастырскую звонницу продолжать праздничный звон. Всего звонарей было трое, но пошли продолжать звон только они. Иеромонах Василий направлялся в скит на литургию для совершения исповеди.

Но через несколько минут пасхальный звон оборвался, чтобы вскоре возобновиться колокольным набатом. Крики женщин, ощущение тревоги, вторгшееся в монастырь, заставило монахов выйти из келий. В предрассветных сумерках растерянные братия увидели на помосте звонницы двоих неподвижно лежащих иноков. Иноки Трофим и Ферапонт лежали на колокольном помосте, истекая кровью.

Иеромонаха Василия нашли недалеко от келии — убийца миновал ничего не подозревавшего священника и со спины пронзил его своим клинком.

18 апреля 2011 года

0

111

В жертву Богу приносится лучшее

«В жертву Богу приносится не худшее, а лучшее», — говорил будущий мученик протоиерей Иоанн Восторгов о современных ему мучениках. Теперь и мы знаем смысл этих слов. Из братии монастыря Бог избрал себе лучших. Постоянное стремление каждого из них быть с Богом не осталось без ответа Промыслителя. Все трое были очень разные, но Господь избрал их, найдя общее для Царства Небесного. Отец Василий — человек многих дарований: талантливый поэт, проповедник, духовник, способный утешить и поддержать скорбящего, нуждающегося в помощи человека. Настоящий монах, к которому можно обратиться за советом, который никогда не оставит.

19 апреля 2011 года

в память о мучениках http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=1029

0

112

В жертву Богу приносится лучшее

Отец Трофим служил любовью всем, кто бы ни окликнул его, был открыт, любвеобилен. Он отличался простотой, незлобием, великодушием и всепрощением. «Вы меня правильно поймите: я не потерял — нашел! Я нашел духовную жизнь. Это очень непросто. Молитесь друг за друга. Прощайте друг другу. А все остальное суета, без которой можно прожить», — писал он родным.

Отец Ферапонт был безмолвником среди строительного шума и толкотни. Его жизнь открылась нам лишь отчасти. Но все же и это малое — образ русского монаха-подвижника, ставшего мучеником за Христа. Он всегда был готов идти поприще с братом (ср.: Мф 5, 41). Всех троих объединяло одно — истинное монашество.

Каждый год в обители в этот день причащается множество народу, в монастырь съезжаются люди из самых разных мест. Кресты на могилах братии увешаны записками, которые оставляет верующий народ; в них просьбы о молитвенной помощи, целые рассказы о своих бедах, о горе своих близких или списки имен и, конечно, благодарность за помощь. Сейчас над их могилами построена часовня.

«Всякий раз, когда мы приближаемся к Богу, мы оказываемся перед лицом либо жизни, либо смерти... Мы должны сознавать, что в этом процессе потеряем жизнь: ветхий Адам в нас должен умереть», — говорил митрополит Антоний Сурожский. Отцы, которых мы сегодня молитвенно вспоминаем, возлюбили Бога, стали монахами и за это — погибли. Их смерть — честна пред Господом, их жизнь — свет, любовь, воскресение.

20 апреля 2011 года

в память о оптинских мучениках  В память убиенных 18 апреля 1993 г. на Пасху трех оптинских братьев!

0

113

О Святых Тайнах

Упоминая о причащении Святых Таин, говорите: «Но если на мое окаянство назрит Господь, то едва ли когда-нибудь буду я допущен к причащению от источника бессмертия. Увы мне! Раб лукавый и ленивый есмь и потому добыча ада и смерти!» Ежели бы Вы подумали или сказали, что достойно причащаетесь сей святыни, то уж и было бы знаком недостоинства Вашего.

Святые и великие духоносные мужи Василий Великий и Иоанн Златоуст в молитвах говорят о себе. Первый: «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся Пречистаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крове». А второй: «Несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, Владыко Господи».

Когда таковые светильники мыслили, говорили о себе столь смиренно, то как же нам не смирить себя и не считать недостойными сего дара?

Преподобный Макарий Оптинский

О достойном приготовлении к Таинству

Что лучше — редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению — одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

21 апреля 2011 года

0

114

Молитва Иисусова

Ее начало — тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть.
Болезни и труды, великие страданья,
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон,
И он стоит, исполненный сомнений,
Тревожных, тяжких дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской.
Неведомы ему ни радость, ни покой,
И помощи не ждет он ниоткуда,
Как только от Спасителя Христа.
А злобные враги кричат ему отвсюду:
«Уа! Да снидет со креста!»
Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой, тяжкой битвы,
И поле бранное отнюдь не покидай —
Не оставляй божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца:
Победа ждет тебя, духовного борца.
Души твоей да не смятутся кости,
Да не поколеблются ее твердыни и столпы,
Когда приступят к ней злокозненные гости —
Бесовских помыслов несметные толпы.
Всемощным именем Господним их рази;
Гонимы Им, рассеются врази!

Преподобный Варсонофий Оптинский

22 апреля 2011 года

0

115

Послушание и искупление

Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святого, как свидетельствует апостол (см.: 1 Кор 12, 28).

Преподобный Амвросий Оптинский

Искупитель наших грехов

Приступая к Таинству исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом — как Богу, прогневанному грешником. В смирении — чрез сознание своей греховности. С надеждою — ибо приступаем к Чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на Кресте и омыл пречистою Своею Кровию.

Преподобный Макарий Оптинский

Молитва перед распятием

Хорошо молиться перед распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения, при этом смиряется дух.

Преподобный Амвросий Оптинский


Спасение и страдание

Участь всех хотящих спастись — страдать. Поэтому, аще страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

23 апреля 2011 года

0

116

ПАСХА

Светлое Христово Воскресение

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

24 апреля 2011 года

0

117

Христос воскресе!

Еще повторяю Вам оное с желанием праздновать Пасху Господню с радостью — без печали и уныния. А когда бывает на сердце весело и покойно, то и без праздника бывает праздник на душе.

Преподобный Антоний Оптинский

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Если мертвого ни одного, то неужели больные будут? Нет! Ныне «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго». А как же Саша-то? Маша-то? И иные больные? Это решил Сам Господь, когда апостолы, услыхав о болезни Лазаря, стали горевать, т.е. приняли по-человечески. А Вечная Истина рекла: «Сие не к смерти, но к славе Божией. Радуюся вас ради».

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Красные дни

Бывают дни красные, радостные, бывают и черные, мрачные от разных житейских неприятностей. А это указывает, чтобы в радости не забываться, а в неприятностях не слишком упадать духом, ибо как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе.

Преподобный Антоний Оптинский

Пасха вечная

Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную.

Преподобный Амвросий Оптинский

25 апреля 2011 года

0

118

Христос воскресе!

«О Пасха велия и священнейшая, Христе, о Мудросте... Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».

Отчего этот день невечерний? Оттого, что его солнце не тварь, а Иисус Христос. Взойдет это солнце единожды и уже во веки и веки бесконечные не зайдет, не померкнет, ни облачко его не застенит, ни луч не опалит! Там немерцающий свет! Неизглаголанная слава! Красота непостижимая! Веселие вечное! Аминь.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

О душе человеческой

Сердце — не щепка, и душа человеческая — вещь не дешевая, она дороже всего мира. Все сокровища земного шара и вся вселенная не стоят одной души христианской.

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

26 апреля 2011 года

0

119

Случай прозорливости

Приезжают как-то к старцу Амвросию из Петербурга две сестры. Младшая, невеста, с веселым настроением; старшая — тихая, задумчивая, богомольная. Одна просит благословения вступить в брак, а другая в монастырь. Старец невесте подает четки, а старшей говорит: «Какой монастырь? Ты замуж выйдешь, да не дома, вот тебе что!» — и назвал губернию, куда они никогда не ездили. Обе возвращаются в столицу. Невеста узнает, что жених ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, потому что ее привязанность была глубока. Она постигла суетность того, что прежде ее занимало, ее мысли обратились к Богу, и вскоре она поступила в монастырь. Между тем старшая получила письмо из дальней губернии от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с женским монастырем. Она звала ее присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе: живши у тетки, племянница познакомилась с человеком уже немолодым, очень подходящим по характеру, и вышла за него замуж.

Семейные премудрости

Мужество — не что иное, как пребывание в истине, при твердом противоборстве невидимым врагам: если будешь постоянно противоборствовать им, то они отойдут, исчезнут окончательно и никогда не возвратятся.

Пишете вы, что среди мира и семейства чрезвычайно трудно отрешиться от земного. Действительно, оно трудно. Но евангельские заповеди даны людям, живущим в мире, ибо тогда не было ни монахов, ни монастырей.

Преподобный Амвросий Оптинский

27 апреля 2011 года

0

120

Возвращение к светлой жизни

Вот пример молитвенной помощи преподобного оптинского старца Илариона — скитоначальника и духовника обители и приходивших мирян.

Один купеческий приказчик из Нижнего Новгорода, средних лет, страдал несколько лет болезнию, не дававшей ему покоя. Он, по словам его, ощущал, что кто-то нашептывал ему мысли о самоубийстве. Подойдет он к воде — голос шепчет ему: «Зачем тебе больше жить на свете? Утопись!» Увидит он огонь — голос внушает ему кинуться в огонь. Увидит он нож или какое острое орудие, голос внушает ему зарезаться, так как незачем ему оставаться на свете.

Исхудалый, изнуренный, со впалыми от душевного недуга глазами, он приехал с матерью своею в обитель, был у старца и на вопрос, отчего он страждет, объяснил, что, по его убеждению, он болеет оттого, что, когда ему было два года, мать прокляла его. Старец долго занимался с ним, подробно расспросил его, о чем находил нужным, и заключил, что причина болезни не та, которую он приводит, а другая, и болезнь послана ему в наказание за ложные взгляды относительно своей матери.

Мать была добрая старушка и очень его любила и желала ему всякого блага, а он думал, что она сделала его несчастным на всю жизнь.

Долго он не соглашался с мнением старца. Наконец на исповеди старец Иларион, с помощию Божией, убедил его оставить ложное мнение, что его прокляла мать, и вместо того смириться перед нею и с чувством раскаяния испросить у нее прощения в оскорбительном мнении о ней.

Исполнив наставления старца, он удостоился принятия Святых Таин и явился к старцу уже в обновленном виде — покойный и счастливый; погибельных внушений он уже не слыхал, совесть его умиротворилась, и душа его, освященная таинствами покаяния и причащения, возвратилась к светлой жизни. Вернувшись в Нижний Новгород, он уже вел жизнь свою по наставлениям старца.

28 апреля 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!