Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 61 страница 90 из 363

61

О вечности адских мук

Вот одна из бесед преподобного старца оптинского Варсонофия, записанная в скиту его учеником, будущим преподобноисповедником оптинским старцем Никоном.

В настоящее время, говорил старец, не только среди мирян, но и среди молодого духовенства начинает распространяться такое убеждение: будто бы вечные муки несовместимы с беспредельным милосердием Божиим, следовательно, муки не вечны. Такое заблуждение происходит от непонимания дела. Вечные муки и вечное блаженство не есть что-нибудь, только извне приходящее. Но все это прежде всего внутри самого человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21).

28 февраля 2011 года

0

62

О вечности адских мук

Часть 1

Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с тем и отойдет в жизнь вечную. Больное тело мучается на земле, и чем сильнее болезнь, тем больше мучения. Так и душа, зараженная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь. Неизлечимая телесная болезнь кончается смертью, но как может окончиться душевная болезнь, когда для души нет смерти? Злоба, гнев, раздражительность, блуд и другие душевные недуги — это такие гадины, которые ползут за человеком и в вечную жизнь. Отсюда цель жизни и заключается в том, чтобы здесь, на земле, раздавить этих гадов, чтобы очистить вполне свою душу и перед смертью сказать со Спасителем нашим: ...грядет сего мира князь, и во мне не имать ничесоже (Ин 14, 30).

Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых. Если бы и поместили ее в рай, то ей самой нестерпимо было бы там оставаться и она стремилась бы уйти оттуда. Действительно, каково немилосердной быть среди милостивых, блудной — среди целомудренных, злобной — среди любвеобильных и т.д.

Один бедный учитель попал однажды на великосветский обед. Посадили его между генералами. Неловко он себя чувствовал: с ножом и вилкой не так обращался, как его высокие соседи; подвязал салфетку, видит, нехорошо, другие соседи не подвязывают; положил на колени, а она предательски на пол соскользнула, пришлось нагибаться и поднимать с пола. Блюд было много, учитель от некоторых отказывался, так как не знал, как к ним приступить. Весь обед сидел он как на иголках и только мечтал, когда же все кончится.

Преподобный старец Варсонофий Оптинский

1 марта 2011 года

0

63

О вечности адских мук

Части 1, 2

Остальные вели себя как дома, все блюда отведали, весело разговаривали, смеялись. Наконец обед кончается. После десерта несут последнее блюдо: маленькие стаканчики, наполненные какой-то беловатой жидкостью, поставленные в большие стеклянные чашки. Подали сначала генералу, сидевшему рядом с учителем, тот взял и поставил рядом с собою. Учителю очень хотелось пить, взял он стаканчик и выпил залпом. Не особенно вкусно показалось — вода теплая с мятой. Но каково было смущение бедного учителя, когда он увидел, что все стали полоскать рот и никто эту воду не пил. Вконец смущенный, встал он из-за стола и в глубине души дал клятвенное обещание никогда не бывать на великосветских собраниях. Если уж на земле так неприятно быть не в своем обществе, то тем более на небе. Сильно распространен теперь неправильный взгляд на муки вообще. Их понимают как-то слишком духовно и отвлеченно, как угрызения совести. Конечно, угрызения совести будут, но будут мучения и для тела, не для того, в которое мы сейчас облечены, но для нового, в которое мы облечемся после воскресения. И ад имеет определенное место, а не есть понятие отвлеченное.

Преподобный старец Варсонофий Оптинский

Об избавлении от вечных мучений

У вас много скорбей и домашних неприятностей; но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аде хуже, и томительнее, и безотраднее, и оттуда уже нет надежды избавиться. А если человек терпит свои скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то чрез это избавляется от тяготы вечных мучений.

Преподобный Амвросий Оптинский

2 марта 2011 года

0

64

Встречайте пост

Приношу Вам поздравление мое с честною или, прямее сказать, с бестолковою масленицею. При веселом и всенародном праздновании этом не мешает всякому празднолюбцу помнить древнюю русскую пословицу: не все будет масленица... А всего полезнее размышлять при обильном ястии и питии сии Христовы слова: Горе вам, насыщеннии ныне (Лк 6, 25)! А посему даруй Вам Господи лучше пост святый с радостью встретить и душеспасительно оный провести, чего от всей души богомольчески всем Вам желаю, и с почтением моим и любовью о Господе ко всем Вам остаюсь богомольцем Вашим...

иеромонах Антоний

О молитве

Одни правила молитвенные не могут нам принести пользы... Советую стараться сколько можно обращать внимание ваше на дела любви к ближним: в отношении к матушке вашей, супруге и детям, пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности к подчиненным вам людям и ко всем ближним.

Преподобный Макарий Оптинский

Молитва, пост и бодрствование над собою делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих трех дел есть молитва — вечная добродетель, которая вследствие упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

3 марта 2011 года

0

65

Горький плод непослушания старцу

Оптинский старец Амвросий никому не отказывал в совете и наставлении. Но бывало, что просившие, получавшие в делах своих советы, за неисполнение их нередко терпели несчастья. Вот один пример. У некоего жителя г. Козельска Капитона был единственный сын, взрослый юноша, ловкий, красивый. Отец решился отдать его в люди и привел его к старцу, чтобы получить от него благословение на задуманное дело. Сидят оба в коридоре, и около них несколько монахов. Выходит к ним старец. Капитон, получивши с сыном благословение, объясняет, что хочет сына отдать в люди. Старец одобряет намерение и советует отправляться сыну в Курск. Капитон начинает старца оспаривать. «В Курске, — говорит, — у нас нет знакомых, а благословите, батюшка, в Москву». Старец в шутливом тоне отвечает: «Москва бьет с носка и колотит досками; пусть едет в Курск». Но Капитон все-таки не послушал старца и отправил сына в Москву, где тот вскоре поступил на хорошее место. У хозяина строилось в это время какое-то здание, где находился только что нанявшийся к нему юноша. Вдруг упало сверху несколько досок, которые и раздробили ему обе ноги. Тотчас же телеграммой уведомлен был о сем отец. С горькими слезами пришел он к старцу поведать о своем горе. Но горю этому помочь уже нельзя было. Больного сына привезли из Москвы. Долго он хворал, и хотя раны закрылись, но он уже остался на весь век калекой, не способным ни к какой работе.

4 марта 2011 года

0

66

Страницы истории

Храм Преподобного Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского

Храм в честь святого Льва, епископа Катанского, и преподобного Иоанна Рыльского с нижним приделом в честь Архангела Михаила (в полуподвальном помещении) был освящен 25 октября 1902 г.

Храм был сооружен в память оптинского старца Леонида, небесным покровителем которого в схиме был преподобный Лев, епископ Катанский. Находится храм на территории Иоанно-Предтеченского скита, справа от святых врат.

5 марта 2011 года

0

67

Простите и благословите

Теперь вот приблизились прощеные дни, в которые благочестивые и смиренные люди испрашивают друг у друга прощение во всем. А как и я многим лицам не только насолил, но и пересолил, то есть нагрубил и досадил, а в том числе и Вам, посему преклоняю колена и главу свою к ногам Вашим и прошу смиренно милостивого прощения Вашего и разрешения во всех погрешностях моих пред Вами. Равно и Вас прощаю и разрешаю в погрешностях Ваших предо мною, ибо кто есть человек, иже поживет и не согрешит? Един бо есть Бог безгрешен.

Преподобный Антоний Оптинский

Вечное пребудет вечно

Сколько можно, удаляйся от молвы, уклоняйся от суетных людей, употреби волю свою и ревность на взыскание угодного пред Господом и на приобретение вечных вещей. Все временное изменится, но вечное пребудет вечно. Не позволяй рассеиваться добрым мыслям, все там суетно, где не назидается душа во спасение и не просвещается страхом Божиим.

Преподобный Лев Оптинский

Назидательный рассказ

Старец Амвросий передавал такой назидательный рассказ: «Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: “Что же ты ничего не делаешь?” Бес отвечал: “Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, люди все делают лучше меня”».

6 марта 2011 года

0

68

Суд старца

Новоначальный брат оскорбил старого монаха, и оба пришли жаловаться к старцу Леониду. Для всех очевидно было, что новоначальный был кругом виноват. Но не так рассудил старец: «Не стыдно ли тебе равняться с новоначальным, — строго сказал он старому монаху. — Он только что пришел из миpa, у него волосы еще не успели отрасти: с него и взыскивать-то строго нельзя, коли он недолжное скажет. А ты сколько лет в монастыре живешь и не научился внимать себе!» Так они и ушли. Новоначальный торжествовал, считая себя совершенно оправданным. Но вскоре после сего брат этот пришел один к старцу. Тот взял его за руку и сказал: «Что же это ты, брат, делаешь! Только что пришел из мира, волосы еще у тебя не успели отрасти, а ты уже старых монахов оскорбляешь!» Неожиданное вразумление сильно подействовало на брата, и он стал просить прощения. «Бог простит, — сказал старец. — Только смотри, брат, исправляйся! А то плохо дело твое будет».

О смирении

Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освещает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам премилосердый Создатель.

Видно, еще есть в тебе дух гордости, который противится смирению, смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не престает искать спасения душевного.

Преподобный Лев Оптинский

7 марта 2011 года

0

69

В дни святой Четыредесятницы

Душеспасительно нам в дни святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте; душеспасительно нам в дни святой Четыредесятницы обратить все должное внимание на предостережение от пресыщения и насыщения, сделанное нам Самим Господом: внемлите себе, сказал Он, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством.

Преподобный Амвросий Оптинский

Дружеский совет

Была наложена [на Вас] не столько епитимия, сколько дан дружеский совет, который и без того для собственного спокойствия хранить бы должно, поелику супруга дана мужу от Бога не в рабу, а в помощницу. А посему апостол Павел говорит: мужие, любите жены ваша, и не огорчайтеся к ним (Кол 3, 19). И апостол Петр советует мужьям жить со своими женами по разуму, яко немощнейшему сосуду женскому воздающе честь, ибо говорит апостол Павел: не муж, а жена спасется… чадородия ради, почему и грешно презорливым быть к ним (1 Тим 2, 15). Это я говорю, не защищая [иную] сторону, поелику и в ней своего рода есть недостатки, но сказую Вам, как мужу мудрому, чтоб еще более упремудрились Вы во благое.

Преподобный Антоний Оптинский

8 марта 2011 года

0

70

Пост истинный

Поздравляю тебя с постом!

С настоящим постом! Ты уже вкусила постной пищи, которая, пожалуй, не очень тебе по нраву. Но что ж делать. И кровожадные звери, и ястреба хищные, и сколько еще невинных животных малых и великих, и какие неисчислимые тысячи их — тоже постятся. Волки, говорят, иногда по неделе не едят и больше. Нам ли, христианам, — наследникам сущим вечного Царства — не поститься? А теперь самое приличное время. Се время благоприятно. Се день спасения.

«Время веселое поста, тем же чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистых сердцем тебе поклонитися сподоби нас!»

Видишь ли, Серафимочка! Теперь ты не мирская девушка, а стоишь в числе монахинь — невест Христовых. И потому должна знать не букву только, но и тайны Царствия. Ведь не есть хлеба и не пить воды или чего иного — не есть еще пост, ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего. И все-таки злы и Богу ненавистны. Нам же пост есть (как поет Церковь) злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих отчуждение — пост истинный есть и благоприятен.

Преподобный Антоний Оптинский


9 марта 2011 года

0

71

Стяжи смирение

Надобно делать добро, но не думать, что мы оное сделали: пусть оценит оное Бог, а не сами мы, а нам надобно зреть свои согрешения и не осуждать ближних своих. О чем во всю святую Четыредесятницу и просили мы Господа. Мы видим подвижников благочестия, святых мужей, считавших себя под всей тварью и хуже всех и нас тому же учащих, чтобы считать себя таковыми; а это оттого, что они стяжали залог смирения в сердце своем, что и делаемые ими добродетели не считали великими, а как возделание земли и посев, могущий с помощью Божией принести со временем плоды бесстрастия.

Преподобный Макарий Оптинский

Основа спасения

Основание нашего спасения — покаяние.

Преподобный Амвросий Оптинский

Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха.

Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи, помилуй!»

Преподобный Нектарий Оптинский

Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.

Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину, — это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

10 марта 2011 года

0

72

Молитесь!

О будущей участи своей или моей не думайте много, ибо у Господа Бога для Вас милости много... Молитесь Господу, чтобы даровал Вам положить хранение устом и не уклонил бы сердце Ваше в словеса лукавствия, то есть в мучительный разговор с самой собой. Молитесь еще, говоря: «Господи и Владыко живота моего, дух уныния не даждь ми и за молитвы отца моего возвесели душу мою радостию спасения Твоего!»

Преподобный Антоний Оптинский

Неожиданный совет

Никак нельзя было предугадать, как поступит в каком-либо случае старец Амвросий. Так, одна крестьянка Черниговской губернии просила совета старца и писала в письме, что она живет в большой семье, муж на заработках, свекровь померла, золовка больная, а свекор пьет и буянит, — так как ей жить благословит батюшка? Когда письмоводитель готовился писать не раз повторявшийся на подобные случаи ответ, что, мол, трудись, будь ласкова с золовкой и послушна свекру, — отец Амвросий велел написать в ответе следующее: «Будь смелее; когда ложишься спать, клади с собою на постель березовое полено, да потолще». И что же? Чрез несколько времени эта крестьянка прислала благодарственное письмо отцу Амвросию за совет и дополнила, что свекор перестал пить и стал жить степенно.

11 марта 2011 года

0

73

Об исповеди

Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи.

Многие ищут как необходимого духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

12 марта 2011 года

0

74

Страницы истории

Три старца

Из книги А.Н.Муравьёва «Святые Горы и Оптина пустынь» (1852)

Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда, но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что оно проникает постепенно и уже более не может изгладиться. Такова Оптина пустынь, место мало известное, ибо недавно только прославилось духовными добродетелями своих иноков и скитников…

Приятным для взора представился мне первый вид на Оптину пустынь, когда я подъезжал к ней по луговой дороге из Козельска… Переплыв на монастырском пароме реку, я взошел в святые врата обители, и когда, подымаясь по уступам горного восхождения до других внутренних ворот, я оглянулся, мне представилась противоположная сторона картины: весь город Козельск с его многочисленными храмами, в живописной дали…

Посетив собор, я поспешил к настоятелю и по счастью застал его в келии, потому что это было тотчас после малой вечерни: еще оставалось довольно времени до начала всенощной на праздник Рождества Богородицы. Благосклонно принял меня настоятель, отец М[оисей]… о котором давно слышно как о восстановителе Оптиной пустыни.

13 марта 2011 года

0

75

Страницы истории

Три старца

Из книги А.Н.Муравьёва «Святые Горы и Оптина пустынь» (1852)

Скит есть совершенное его создание, еще более в отношении духовном, нежели вещественном; он положил прочное для того начало…

Этот скит был первым предметом нашей беседы, и я просил отца Моисея позволить мне его осмотреть до всенощной… Радушный игумен извинился, что не может сам мне сопутствовать в скит, так как готовился служить литургию в праздник; он хотел уже послать со мною своего келейника, когда взошли в его келию два почтенных старца. В одном узнал я, с чрезвычайной радостью, отца игумена Антония, который по счастливому для меня случаю в этот самый день прибыл в обитель, другого же мне назвал сам настоятель: это был Моисей, начальник скита, которого я знал если не лично, то по утешительной о нем молве. Не всегда можно встретить соединенными в одной келии трех подобных мужей, достойно носящих иноческие имена свои…

14 марта 2011 года

0

76

Страницы истории

Три старца

Из книги А.Н.Муравьёва «Святые Горы и Оптина пустынь» (1852)

Вообще должно сказать, что отец Моисей являет, вместе с большою опытностью, много сердечной духовной теплоты в управлении вверенного ему малого стада, и потому так плодовиты труды его: особенно действительны любовь его и откровенное обращение, возбуждающие такую же искренность и со стороны подчиненных. Я не видел напряженного изъявления монашеского послушания пред его лицом в частых земных поклонах, не всегда искренних, ни потупленного взора с принужденною молчаливостью — напротив, все открыто смотрели ему в глаза, потому что у них не было на сердце ничего, для него тайного…

Старцы наделили меня весьма назидательными книгами, которые издала в течение немногих лет Оптина пустынь для назидания иночества, — немалая заслуга пред отечественной Церковью.

Настала минута прощанья: все три старца пожелали проводить меня за реку, до крайней границы своих владений; она недалеко, малый ручей, журчащий под мельницей, ее обозначает. Когда отцы Моисей, Антоний и Макарий переплывали со мною на пароме через скромную Жиздру, все три напоминавшие, не одними лишь именами, но и образом их жизни, пустынных отцов древнего Египта, мне, недостойному посетителю стольких священных мест страждущего Востока, мне казалось, что я перевожусь вместе с ними через бледные воды пустыннолюбивого Нила... я созерцал и уносил с собою высокие образы древнего отшельнического мира, о котором и доныне поет в своих гимнах благодарная Церковь.

15 марта 2011 года

0

77

Мудрость приходит со временем

О чтении книг отеческих я не могу дать точного назначения; оные писаны не по ученой системе, а просто о различных страстях и добродетелях, как противиться первым и стяжать последние. Есть и высокие предметы для совершенных. Ты, читая книги, что доступно твоему уму и приличествует твоему устроению, то и усваивай себе; а что превышает твое понятие, то, прочитав, оставляй так, не вникая в глубину разумения: оно по времени может открыться; для младенцев твердая пища неудобна.

Преподобный Макарий Оптинский

16 марта 2011 года

0

78

Будущая жизнь

Мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом касательно получения будущего блаженства вечного. Этою отрадною мыслью должно вам умерять скорбь вашу, утолять великую печаль вашу, что вы хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не будете расставаться с ним. Только должно принять приличные к тому меры: вопервых, поминать душу М. на бескровной жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах; во-вторых, о душе его творить и посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему, но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами, бывает не только благо, но и добро зело.

Преподобный Амвросий Оптинский

Земная жизнь

Известно нам от Писания Святого, что созданы мы не для того, чтоб только есть вкусно да жить приятно и гулять и веселиться без памяти. Мы созданы есмы на дела благая, средством коих в краткой сей жизни стяжаваем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатию Божиею призваны. Так, здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век — приятие по делам.

Преподобный Моисей Оптинский

17 марта 2011 года

0

79

Лучшая помощь

Святой Марк Подвижник пишет: «Хорошо помогать ближнему советом и делом, но лучше— молитвою». А потому миром Господу помолимся: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего». Не увлекайся и ты печалями мира сего, помня слово Господа нашего к ученику, просившему погребсти отца своего...

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Неисполненный совет

Было это в середине 1920-х гг., когда преподобный оптинский старец Нектарий находился в ссылке в селе Холмищи. Мать двоих детей попросила через духовную дочь старца, приезжавшую к нему, спросить, в какое учебное заведение определить своих сыновей. Надо сказать, что эта духовная дочь этих детей обучала основам грамоты. «Никуда не надо отдавать их: достаточно для них и того, чему ты их учишь», — было благословение старца. Получив такой ответ, женщине неловко было передавать эти слова старца, так как мало ей знакомая мать этих детей могла подумать, что она говорит это с целью сохранить за собой учеников. Так и вышло: мать только пожала плечами и отослала детей в школу. Там они попали в дурное содружество, развратились, стали воровать одежду и вещи товарищей, а потом вышли грабить и на улицу и попали в число малолетних преступников.

18 марта 2011 года

0

80

Страницы истории

1830–1861

Это период истинного расцвета Оптиной пустыни во всех отношениях. Материальное достояние монастыря значительно поправилось. К 1862 г. оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился архимандрит Моисей, бывший пустынножитель рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной пустыни, весь теперешний ее духовный строй — все это установилось и утвердилось в настоятельство отца Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена духовное благоустройство и благосостояние Оптиной пустыни. Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев).

19 марта 2011 года

0

81

Страницы истории

1830–1861

С 1839 г. Оптина пустынь начала заниматься изданием духовных книг, в особенности святоотеческих писаний. Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Предтеченском скиту иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий (Григоров). Отец Порфирий издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора Санаксарского, Петра Алексеевича Мичурина, пустынножителя Василиска, письма Задонского затворника Георгия.

Но самая активная издательская деятельность началась с 1846 г., под руководством преподобного старца Макария. Все дело книгоздания продолжалось по благословению святителя Филарета, митрополита Московского.

Старцы Лев и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издательские труды Оптиной начались с издания его жизнеописания, а затем и многочисленных переводов творений святых отцов, им выполненных, а также собственных его сочинений.

20 марта 2011 года

0

82

Страницы истории

1830–1861

Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной пустыни занималась не только изданием переводов Паисия (Величковского), но также переводила сама и издавала знаменитые творения «великих врачевателей душ человеческих»: преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) и профессор Московской духовной академии протоирей Феодор Голубинский дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.

21 марта 2011 года

0

83

Не имей своей воли

Главнейшей причиной всегда мирного устроения преподобного старца архимандрита Моисея, настоятеля Оптиной пустыни, и вместе с тем одну из отличительнейших и замечательнейших черт его характера составляло то, что он никогда не желал настойчиво, чтобы исполнялась его воля, но, напротив, с совершенной покорностью и в малом, и в великом предавался воле Божией.

Как и что ни случись, никогда он ничем не возмущался. Случалось, что дает он кому-либо из брати поручение, а по обстоятельствам оно исполняется не так, как он предполагал. «Видно, не было на то воли Божией», — говорил он в подобных случаях и спокойно отказывался от прежнего своего предположения. «На все потребно иметь готовое терпение, — еще говорил он, — и хотеть не иначе, как будет, дабы не нарушалось спокойствие духа».

Всем советовал он держаться, как он выражался, мирного правила преподобного аввы Дорофея: «Не желай, чтобы все делалось так, как ты хочешь; но желай, чтобы оно было так, как будет, и таким образом будешь мирен со всеми». И сам среди труднейших обстоятельств в исполнении этого правила находил себе спокойствие духа. На нем во всей силе исполнялись слова святаго Дорофея: «Кто не имеет своей воли, того желание всегда исполняется. Поскольку таковый не имеет своего желания, то, что бы ни случилось с ним, он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания».

22 марта 2011 года

0

84

Борьба со страстями

Каждая страсть есть болезнь души; ведь зависть, гнев, скупость не телесны, а душевны. Лечат больное тело, тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и существуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения. Вот и у нас в скиту ведется борьба. Никто сразу не делается бесстрастным. Один поступает гордым, другой — блудником, если не чувственным, то мысленным, третий так зол, что мимо него проходить надо со страхом, четвертый скуп, дорожит каждой копейкой, так что невольно скажешь: зачем же он в монастырь шел? Пятый — чревоугодник, ему все есть хочется. «Ведь ты уже был на трапезе», — говорят ему. «Что мне трапеза, мне этого мало», — отвечает и ест потихоньку в келии, устраивая себе и полдник, и полунощник, и т.д. И все в таком роде. Такие люди сами сознают свои грехи и каются в них, но вначале исправление идет медленно. Опытные в духовной жизни старцы смотрят на них снисходительно: ведь он — новоначальный, что же от него еще ждать? Но проходит лет двадцать пять, и видим, что труды не пропали даром. Из чревоугодника сделался постником, из блудника — целомудренным, из гордого — смиренным и т.д.

Преподобный Варсонофий Оптинский

23 марта 2011 года

0

85

Борьба со страстями

В миру редко кто знает об этой борьбе. На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться — и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным — добродетелями. Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно — задушат. Победив одну страсть, переходить к искоренению другой и т.д.

Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником Ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на небесах не сделается смиренным. Люди с противоположными взглядами не понимают друг друга и часто приносят вред.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Исповедь и сокрушение

Главных козней вражиих две: бороть христианина или высокоумием и самомнением, или малодушием и отчаянием.

Преподобный Нектарий Оптинский

Дело не в сложности исповеди, а в сокрушении сердца: Господь зрит на сердце.

Преподобный Нектарий Оптинский


24 марта 2011 года

0

86

О Таинстве соборования

Вы просите меня помолиться за скорбящую мать и за болящего сына ее, составляющего главную опору семейства, и с тем вместе утешить их в общей скорби их. В утешение же им могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: болит ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак 5, 15). Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак 5, 15).

Сила Таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. Будем молиться Господу, да исцелит Он прежде души наши, а с сим и да дарует благопотребное здравие, как будет угодно Его святой воле.

Преподобный Амвросий Оптинский

25 марта 2011 года

0

87

Поучайтесь в смирении

От чего несть мира в костех наших в душе нашей и в сердце нашем (Пс 37, 4)? От грехов наших! От того, что нисколько не поучаемся в смирении, от того, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, от того, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас. Итак, вся беда сия от нас самих, а не от сторонних причин, а посему, агнице Христова, сколько возможно, подражай Агнцу Божию, Христу Спасителю нашему, о Котором сказано: не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа Его (Мф 12, 19).

Преподобный Антоний Оптинский

О болезнях и смирении

И болезненным нужно смирение, ибо оно сугубо успокоит по таинственного оного силе.

Смирение и одно спасет, а прочие добродетели без смирения никакой нам не принесут пользы.

Нам должно всемерно стараться о приобретении смирения, потому что имеем брань с гордыми бесами, а смирение на них — беструдная победа...

Чем же стяжем сие сокровище — смирение?Надобно поучаться в писаниях святых отцов о сей добродетели и иметь во всем самоукорение, а ближних видеть лучшими себя: ни в чем их не укорять и не осуждать, а укоризны от них принимать как посланные от Бога ко уврачеванию наших душевных болезней.

Преподобный Макарий Оптинский

26 марта 2011 года

0

88

Совет, и не только монахине

Очень жалею, что тебя немилосердные сестры на крест повесили. А может быть, им велел это сделать Сам Господь Иисус Христос, чтобы ты уподобилася Ему. А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении и вознесении на небо. Это верно. А потому не жди, чтоб я тебе сказал: сниди со креста. Ибо и Господь, когда Ему это говорили жиды, не послушал их. Повиси еще на кресте, дозреешь, вкусный плод Небесному Жениху будешь!..

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

О чем молиться

Молись только об оставлении согрешений твоих; думай о том, как бы только спасти душу свою.

Преподобный Иларион Оптинский

27 марта 2011 года

0

89

Подвиг и смирение

Выше меры не принимайте на себя подвигов. Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог, или приражение помысла, не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется, — к ним ли или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстьми, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах будучи сами противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, и потому надобно через оные более смиряться.

Преподобный Макарий Оптинский

Смиримся пред Богом и людьми

Одно остается нам, немощным и грешным, — искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться пред Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни, и таким образом несомненно можем получить милость Божию.

Будет то, что Бог даст. Бог же устраивает все только полезное, и душеполезное, и спасительное. Только с нашей стороны требуется не малодушествовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылаемые скорби и болезни, смиряясь пред Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать.

Кто питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле.

Преподобный Амвросий Оптинский

0

90

Идите путем смирения

Идите путем смиреной молитвы о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие.

Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.

Смысл жизни христианской, по слову апостола Павла: «...прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии». Итак, начертав сии святые слова в душах и сердцах, следует заботиться, чтобы расположение и поступки в жизни служили к славе Божией и назиданию ближним.

Преподобный Нектарий Оптинский

29 марта 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!