Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 331 страница 360 из 363

331

Митрополит Трифон (Туркестанов)

В конце того же года он вернулся в Оптину пустынь и в 1891 г. по благословению старца Амвросия поступил в Московскую духовную академию.

После старца Амвросия духовником его стал преподобный старец Варнава Гефсиманский. В академии иеромонах Трифон нес послушание священника в пересыльной тюрьме и написал кандидатскую работу «Древнехристианские и оптинские старцы».

После окончания в 1895 г. академии он стал инспектором духовного училища при Донском монастыре, затем ректором Вифанской, а в 1899 г. Московской духовной семинарии. В 1901 г. был рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В первые дни мировой войны владыка Трифон добровольцем ушел в действующую армию, где служил полковым священником. Здесь он был контужен и ослеп на один глаз. За проявленную храбрость владыка был награжден орденом святого Александра Невского и панагией на Георгиевской ленте.

Осенью 1915 г. он вернулся в Москву и удалился на покой в Ново-Иерусалимский монастырь. В 1916–1917 гг. владыка снова служит на передовой, на румынском фронте. После революции епископ Трифон удаляется на покой в Московский Донской монастырь, но продолжает окормлять свою паству, горячо его любившую, служит в разных храмах. В 1923 г. владыка Трифон был возведен патриархом Тихоном в сан архиепископа, а в 1931 г. митрополитом Сергием (Страгородским) в сан митрополита. Скончался владыка в 1934 г. Погребен на Московском Введенском Немецком кладбище, по его завещанию, как простой монах, в клобуке и мантии.

29 ноября 2011 года

0

332

Благодатная исповедь

Прозорливость старца Нектария особенно раскрывалась во время совершения им исповеди. Казалось, что он всегда заранее знал, что скажут ему. О такой исповеди у старца писала Евгения Рымаренко (матери будущего архиепископа Роклендского Андрея):

«Сегодня в первый раз исповедовалась у батюшки. Вошла самая последняя. Батюшка усадил на диванчик, а сам стоял рядом в епитрахили и поручах. ...Начались разговоры и расспросы. Пересмотрена была вся жизнь, при этом часто не я рассказывала, а сам Батюшка как бы вспоминал некоторые важные случаи и поступки. Все время была мысль: “А вдруг я что-нибудь забуду или не так объясню?” Но чем дальше, тем больше и больше чувствовалось, что Батюшке объяснять ничего не нужно, он сам объяснял, почему и отчего то или другое случилось в моей жизни. Наконец Батюшка спросил:

— А ты хочешь завтра приступать к Божественному Причащению? Ну, так подойди к Божественной Благодати, — и подвел меня к иконам. Я подумала: “Вот сейчас начнется исповедь”. И вдруг почувствовала епитрахиль на голове и услышала слова разрешительной молитвы...»

Одна из духовных дочерей отца Нектария рассказывала об исповеди у старца: «Вечером идти на исповедь к Батюшке. Грехи записала, а раскаяния нет». Батюшка встречает:

— Давай с тобой помолимся! — И стал говорить: «Господи, помилуй!»

Она начала почти бессознательно повторять. А он все выше берет: «Господи, помилуй!» И такой это был молитвенный вопль, что та вся задрожала. Тогда он поставил ее перед иконами и сказал: «Молись!» А сам ушел к себе. Она молится, а как голос слабеет, батюшка произносит из-за двери: «Господи, помилуй!» Лишь когда она греховность свою осознала, он вышел и стал ее исповедовать.

— Батюшка, — говорит, — я записала грехи.

— Умница! Ну прочти их.

Она прочла с сокрушением.

— Сознаешь ли, что грешна во всем этом? Веришь ли, что Господь разрешит тебя от всех твоих грехов?

— Батюшка, я имею обиду на одно лицо и не могу простить.

— Нет, ты это со временем простишь. А я беру все твои грехи на себя.

И прочел разрешительную молитву. «Причащение было чудным и торжественным», — вспоминала та исповедница.

30 ноября 2011 года

0

333

Возверзем печаль свою на Господа

Не без причины называется земная жизнь юдоль плача: плачут подчиненные и бедные, воздыхают начальники и богатые. Без скорби и печали на земле никого нет. Соображая все это, обратимся мыслью и сердцем ко всеблагому Промыслу Божию, который нас доселе питал и все потребное давал. Возверзем печаль свою на Господа.

Преподобный Амвросий Оптинский

1 декабря 2011 года

0

334

Вера и счастье

Посетил меня недавно учитель с неверующим сыном (из Пензы). Сказал я отцу: «Без веры не будет вашему сыну никакого счастья на земле». Оскорбился он на меня. Апостол Павел, прозирая наше время, пишет: течение скончах, веру соблюдох (2 Тим 4, 7). Значит, это очень трудно, особенно в наше время.

Преподобный Варсонофий Оптинский

О спасении

Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас.

Считайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям, что вы достойны их и что избавиться от них можете только по милости Божией. Хотя это нелегко и только святые достигают того, что считают себя достойными адских мучений и худшими всех считают самих себя.

Берегите сознание своей греховности. Это — самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешному!» Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это — единственный свет жизни нашей.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

0

335

О старце Льве Оптинском

Жил недалеко от Оптиной один барин, который хвастался, что как взглянет на старца Льва, так его насквозь и увидит. Был этот барин высокий, тучный. Приезжает он раз к старцу, когда у него было много народа. А у преподобного был обычай: когда он хотел произвести на кого особое впечатление, то загородит глаза левой рукой, точно от солнца, приставив ее козырьком ко лбу. Так поступил он при входе этого барина и сказал: «Эка остолопина идет! Пришел, чтобы насквозь увидеть грешного Льва, а сам, шельма, семнадцать лет не был у исповеди и Святого Причащения». Барин затрясся как лист и после каялся и плакал, что — грешник неверующий и действительно семнадцать лет не исповедывался и не причащался Святых Христовых Таин.

Еще однажды был случай, когда один приезжий господин объявил старцу, что приехал на него «посмотреть». Старец встал с места и стал поворачиваться перед ним: «Вот, изволите посмотреть меня». Господин пожаловался на него настоятелю, который ему возразил, что старец святой, и по его словам был ему и ответ. Приезжий после этого немедленно вернулся к преподобному, кланялся ему земно и говорил: «Простите, батюшка, я не сумел вам объяснить о себе». Старец выслал из келии присутствующих и беседовал с приезжим два часа.

После этого тот прожил в Оптиной месяц, часто ходил к старцу, потом писал ему письма, объясняя, что он был в отчаянном положении и что старец оживил и воскресил его.

3 декабря 2011 года

0

336

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

4 декабря 2011 года

0

337

Страницы истории

Введенский собор

Наименование Оптиной пустыни Введенской, закрепившееся за обителью, связано с главным праздником монастыря и собором, ему посвященным.

Введенский собор, самый старший из храмов в монастырской ограде, имеет непростую историю. До него на этом месте целое столетие высилась деревянная церковь, а строительство каменной было начато в 1689 г. Начато — и приостановлено.

Монастырь, как и сотни других обителей России, переживал в ту пору нелегкие времена. Не хватало средств на первостепенные нужды, число иноков значительно уменьшилось. Однако милостью Божией нашлись благочестивые люди, принявшие горячее участие в судьбе Оптиной, которая была на грани закрытия. С 1731 г. положение обители начинает улучшаться. Строитель пустыни иеромонах Авраамий трудится не покладая рук, привлекая все новые средства.

5 декабря 2011 года

0

338

Страницы истории Введенский собор

Большая часть этих средств по-прежнему поступает от семьи Шепелевых.

Стоит упомянуть, что Дмитрий Андреевич Шепелев, ушедший по болезни в отставку обергофмаршалом, служил при царском дворе у пяти государей, начиная с Петра I, неизменно пользуясь почетом и уважением. На средства этого удивительного человека, боголюба и доброхота, построены более 70 (!) храмов по всей России, а сам он, как и его отец Андрей Петрович, согласно завещанию, похоронен в Козельске.

Завершением строительства соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни можно считать 1767 г., когда в целом были закончены отделочные работы, однако освящен он был позже — в 1771 г.

Внешне собор, образуя традиционную в церковной архитектуре форму креста, исполнен строгости и спокойствия крепости. Простота исполнения только подчеркивает его сущность.

Ныне в Введенском соборе покоятся мощи преподобных Амвросия и Нектария.

6 декабря 2011 года

0

339

Сила церковной молитвы

Без видимой Святой Церкви не могло бы быть и Святых Таин Христовых, без которых человек не может наследовать живота вечного. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино «Господи, помилуй» превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим!

Преподобный Антоний Оптинский

Отношения с ближними

Замечания делай... не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого. Знай, когда можно сделать замечание, а когда лучше смолчать.

Преподобный Иларион Оптинский

7 декабря 2011 года

0

340

Как подражать Богу?

Святой апостол Павел в Послании к Ефессеям пишет: Бывайте убо подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Еф 5, 1).

Истинные христиане могут подражать Богу исполнением особенно следующих трех евангельских заповедей:

1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть, Иже... солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Лк 6, 36; Мф 5, 45).

Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.

2. Святой апостол Петр пишет: Яко чада послушания не преобразующеся первыми неведения вашего похотении; но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет 1, 14–16).

Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей; потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души.

3. Сказано в Евангелии от Матфея: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5, 48).

Совершенство христианское, по слову Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку; но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. Поэтому Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк 17, 10).

Как бы кто из христиан ни был тверд и точен в исполнении христианских обязанностей, это исполнение, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: заповедь Твоя широка зело (см.: Пс 118, 96). Корень всему злу — самость и упрямость, растворяемые завистию и обольщением вражиим. Нужно вырвать этот злой корень смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия.

Преподобный Амвросий Оптинский

8 декабря 2011 года

0

341

Об скупости и алчности

Милостыня духовная больше вещественной; кто не уделяет ближнему, сам пользуясь, тот скуп есть и немилостив.

Преподобный Макарий Оптинский

Привыкай не иметь привязанности к деньгам. Душа, алчущая богатства, никогда не насытится, хотя целые горы золота приобретет, и тогда не будет покойна, а будет мучиться алчбою еще больше приобрести.

Преподобный Иосиф Оптинский

9 декабря 2011 года

0

342

Необыкновенный свет

Сохранилось описание священником Павлом Левашовым поездки в Оптину пустынь.

«В 1907 году я первый раз посетил Оптину пустынь...

Расспросив дорогу в скит, а там — в келию старца Иосифа, я наконец пришел в приемную хибарки... Когда я пришел, там был только один посетитель — чиновник из Петербурга.

В скором времени пришел келейник и пригласил чиновника к батюшке...

Чиновник пробыл минуты три и возвратился; я увидел: от его головы отлетали клочки необыкновенного света, а он, взволнованный, со слезами на глазах рассказал мне, что в этот день утром из скита выносили чудотворный образ Калужской Божией Матери, батюшка выходил из хибарки и молился. Тогда он и другие видели лучи света, которые расходились во все стороны от него, молящегося. Через несколько минут и меня позвали к старцу...

10 декабря 2011 года

0

343

Необыкновенный свет

Я увидел старца, изможденного беспрерывным подвигом и постом, едва поднимающегося со своей печки... Мы поздоровались, через мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келии раздвинулся. Луч света падал с неба и был точно такой же, как и свет вокруг головы, лицо старца сделалось благодатным, и он улыбался...

Он по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости — это отличительные качества старца — стоит и терпеливо ждет, что я скажу, а я, пораженный, не могу оторваться от этого для меня совершенно непонятного видения...

Свет, который я видел над старцем, не имеет сходства ни с каким из земных источников... подобного в природе я не видел. Я объясняю себе это видение тем, что старец был в сильном молитвенном настроении и благодать Божия видимо сошла на избранника своего...

Мой рассказ истинен уже по тому, что я после сего видения чувствовал себя несказанно радостно, с сильным религиозным воодушевлением, хотя перед тем, как идти к старцу, подобного чувства у меня не было...

Все вышесказанное передаю как чистую истину: нет здесь и тени преувеличения или выдумки, что свидетельствую именем Божиим и своей иерейской совестью».

11 декабря 2011 года

0

344

«Господи, помилуй!»

Положение Иова — закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй! » Во всякое время, что бы вы ни делали — сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи, помилуй!»

Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью и никакая печаль не в силах будет потревожить его. Как только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй мне зрети мои согрешения и не осуждати брата моего».

Преподобный Нектарий Оптинский

12 декабря 2011 года

0

345

Самое дорогое

Твое послушание самое дорогое и самое легкое: принимай укоризны, как достойная их, а за укоряющих моли Бога. Об этом-то достославном послушании говорил апостол Павел в посланиях: «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя: тем же и Бог Его превознесе». Это послушание тем еще дорого, что не видно для других и гораздо ближе других послушаний стоит ко смирению. А это-то нам и дорого.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

О молитве

Когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их. Так и надо молиться. За тем иногда чувствуешь покой и радость и думаешь, что это от врага. Но от врага если и бывает радость, то, по замечанию святых отцов, нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. И не удивляйся тому, что Господь подает в молитве мир и тишину, ибо не всегда бывает это по достоинству, а по неведомым судьбам Божиим. И потому, когда будешь ощущать такую радость и покой, считай себя всячески недостойною сего дара Божия, всячески укоряй себя пред Господом, что по нерадению своему не можешь удержать в себе этот дар и вскоре теряешь его.

Преподобный Иосиф Оптинский

Не ждите от молитвы одних восторгов, не унывайте, когда не ощутите радости. Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка, да деревяшка-то неоструганная... Ну что ж, и за это, т.е. за деревяшку, спаси Господи. Значит, надо так было. Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние «окамененного нечувствия» смиряет ее.

Преподобный Варсонофий Оптинский

13 декабря 2011 года

0

346

«Сокровище ты мое»

Как в спасительную гавань, стремились люди в скит Оптиной пустыни к преподобному Варсонофию.

Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. Вот рассказ духовной дочери старца, свидетельствующий об этом.

«Дошли мы до скита, враг всячески отвлекал меня и внушал уйти, но, перекрестившись, я твердо вступила в хибарку... Перекрестилась я там на икону Царицы Небесной и замерла. Вошел батюшка, я стою посреди келии... Батюшка подошел к Тихвинской и сел...

— Подойди поближе.

Я робко подошла.

— Стань на коленочки... У нас так принято, мы сидим, а около нас по смирению становятся на коленочки.

Я так прямо и рухнула, не то что стала... Взял батюшка меня за оба плеча, посмотрел на меня безгранично ласково, как никто никогда не смотрел, и произнес:

— Дитя мое милое, дитя мое сладкое, деточка моя драгоценная! Тебе двадцать шесть?

— Да, батюшка.

— Тебе двадцать шесть, сколько лет тебе было четырнадцать лет тому назад?

Я, секунду подумав, ответила:

— Двенадцать.

— Верно, и с этого года у тебя есть грехи, которые ты стала скрывать на исповеди. Хочешь, я скажу тебе их?

— Скажите, батюшка, — несмело ответила я.

И тогда батюшка начал по годам и даже по месяцам говорить мои грехи так, как будто читал их по раскрытой книге...

Исповедь таким образом шла 25 минут. Я была совершенно уничтожена сознанием своей греховности и сознанием, какой великий человек передо мной. Как осторожно открывал он мои грехи, как боялся, очевидно, сделать больно и в то же время как властно и сурово обличал в них, а когда видел, что я жестоко страдаю, придвигал ухо свое к моему рту близко-близко, чтобы я только шепнула:

— Да... А я ведь в своем самомнении думала, что выделяюсь от людей своей христианской жизнью. Боже, какое ослепление, какая слепота духовная!

— Встань, дитя мое!

Я встала, подошла к аналою.

— Повторяй за мной: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Откуда эти слова?

— Из 50-го псалма.

— Ты будешь читать этот псалом утром и вечером ежедневно. Какая икона перед тобой?

— Царицы Небесной.

— А какая это Царица Небесная? Тихвинская. Повтори за мной молитву...

Когда я наклонила голову и батюшка, накрыв меня епитрахилью, стал читать разрешительную молитву, я почувствовала, что с меня свалились такие неимоверные тяжести, мне делается так легко и непривычно...»

14 декабря 2011 года

0

347

Исповедь

Анна Ахматова

Умолк простивший мне грехи,
Лиловый сумрак гасит свечи,
И темная епитрахиль
Накрыла голову и плечи.

Не тот ли голос: «Дева, встань…»
Удары сердца чаще, чаще…
Прикосновение сквозь ткань
Руки, рассеянно крестящей.

15 декабря 2011 года

0

348

Завидный путь

Ты в безумии завидуешь деревенским бабам, которые наслаждаются деревенскими благами: мужьями, песнями, плясками и проч.; а того и в разум не возьмешь, что ты идешь по тому пути, которому завидовали и которого искали богачки, знатные, княжны и царицы. Вспомни великомученицу Варвару! Вспомни св. Евфросинью. Вспомни даже тех, кои насладились и пресытились мирскими наслаждениями, величайших красавиц и богатейших — Пелагию и Евдокию. Чего у них не было? Сундуки золота и жемчуга! Князья за ними ухаживали! Но, как мудрые, они все побросали и пошли на посты и злострадания в монастырь. Терпи и ты, и веруй — наследишь с ними вечное Царство со Христом и всеми святыми!

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

16 декабря 2011 года

0

349

Об исповеди

Очень дорого иметь благоговейного духовника, с которым можно было бы посоветоваться и выяснить те или иные вопросы жизни духовной и просто побеседовать, дабы согреть духовною беседою холодное сердце и получить подкрепление духовное в скорбях, нас окружающих.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя уклонению, и осторожности, и охранению себя чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.

Преподобный Амвросий Оптинский

17 декабря 2011 года

0

350

Труды настоятельские

В 1862 г. наместником Оптиной пустыни был избран отец Исаакий.

Первые дни начальства были тяжелым испытанием для преподобного Исаакия и послужили к утверждению его веры в Промысл Божий о святой обители. Приходилось ему нередко плакать о больших недостатках средств в обители и невозможности содержать братию, но вдруг известие об уплате долгов ее и еще о завещании одного благочестивого жертвователя в ее пользу пятнадцати тысяч рублей рассеяли его печаль и убедили в действенности над святой обителью Промысла Божия.

Прежде всего отец Исаакий занялся достройкой не оконченного при его предшественнике старце Моисее храма во имя Всех Святых, что на новом кладбище. Затем, в конце шестидесятых годов, он в Казанском соборе вновь устроил иконостас, а в Введенском соборе перестроил старый и сделал новые полы, не каменные, но деревянные. Вся стенная живопись в обоих храмах, как и в верхних ярусах обоих иконостасов, была обновлена.

В 1874 г. по совету старца Амвросия игумен Исаакий обратил внимание на книжную лавку. На пожертвованные в обитель деньги озаботился обеспечить ее строевым лесом и топливом. Для содержания рогатого скота и лошадей игумен разработал болотистую почву по реке Жиздре. Преподобный Исаакий озаботился постройкой водопровода и здания новой гостиницы, булочной, настоятельской и братской кухни, прачечной, переделаны были скотный двор и старые гостиницы по обеим сторонам Святых врат. С 1865 г. началось производство своих свечей, разводились в обители сады и огороды. Был приобретен большой колокол в семьсот пятьдесят пудов.

18 декабря 2011 года

0

351

Святитель Николай

Вот приближается торжество великого святителя и чудотворца Николая, общего нашего благодетеля, заступника, покровителя и отца, с которым торжеством приношу Вам мое всеусерднейшее поздравление чрез сии скудные строки и от души желаю, чтобы он был во всей жизни Вашей покровителем от клеветы человеческой; как и древле трех воевод заступил и помиловал он от гнева царского, так и ныне ту же имеет великую благодать и силу пред Господом Богом и пред владыками века сего. Посему с полною надеждою уповайте на Его скорое и всесильное заступление, поелику он близок есть ко всем, призывающим Его во смиренной молитве.

Преподобный Антоний Оптинский

19 декабря 2011 года

0

352

Храм Преподобной Марии Египетской, святителя Амвросия Медиоланского и святого благоверного князя Александра Невского

В начале восьмидесятых годов XIX в. пришла старцу Амвросию мысль, вследствие его великого усердия к своим двум ангелам — монашескому и мирскому, т.е. святителю Амвросию Медиоланскому и благоверному князю Александру Невскому, устроить в монастыре в честь этих святых особые приделы. Удобнее для сего места не представлялось, кроме рухлядного корпуса. И вот старец и настоятель, по обоюдному согласию, решились: первый перестроить рухлядный корпус на церковь, а последний, на счет монастырских сумм, устроить новое, более удобное помещение для рухлядной, тем более что прежнее помещение было уже и тесно. Вскоре слова их перешли в дело. Так в монастыре был построен новый храм.

20 декабря 2011 года

0

353

Продолжай молиться

Оптинский старец Нектарий редко давал указания, как жить, очевидно, оттого, чтобы не налагать ярма и чтобы вопрошающие не пострадали от ответственности за неисполнение того, что он велел. Но на прямые вопросы он всегда отвечал. Одной даме, жаловавшейся на дурные помыслы, он советовал: «Повторяй: “Господи, помилуй!” — и увидишь, как все земное отходит». В другой раз он советовал: «Не обращай внимания на дурные помыслы».

Старец говорил, что очень хорошо, если Господь долго «не слушает» молитвы, то нужно продолжать молиться и не унывать: «Молитва — это капитал, который со временем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда это Ему благоугодно; тогда, когда нам полезно принять. Если нам что-либо крайне необходимо, тогда следует два-три раза помолиться, и за исполнение просьбы надо благодарить Бога. Иногда через год Господь исполняет прошение. Пример — Иоаким и Анна. Они всю жизнь молились и не унывали, а все надеялись. И какое послал им Господь утешение!»

22 декабря 2011 года

0

354

Духовный помощник

Однажды оптинский игумен Моисей, говорит жизнеописатель старца Льва, проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа перед келией старца, между тем как последовало из Калуги повеление архиерея никого не пускать к нему. Отец игумен вошел к старцу в келию и сказал: «Отец Лев! Как же вы принимаете народ? Ведь владыка запретил принимать». Вместо ответа старец отпустил тех, с кем занимался, и велел келейникам внести к себе калеку, который в это время лежал у дверей келии. Его принесли и положили перед ним. Отец игумен в недоумении смотрел на него. «Вот, — начал старец свою речь, — посмотрите на этого человека. Видите, как у него все члены телесные поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он сделал то-то и то-то, и за все это он теперь страдает — он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли я его не принимать? Что вы на это скажете?» Слушая преподобного и смотря на лежащего перед ним страдальца, отец игумен содрогнулся. «Но преосвященный, — промолвил он, — грозит послать вас под начало». «Ну так что же, — ответил старец, — хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите, хоть на огонь меня поставьте, я буду все тот же Лев! Я к себе никого не зову: кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародье многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?»

23 декабря 2011 года

0

355

Доверие к совести

В отношении братии преподобный оптинский старец архимандрит Моисей держал себя необыкновенно мудро. По природе горячий, он совершенно переделал себя и приобрел замечательную кротость. Если же находил на него гнев, он торопился уйти, смирял себя молитвой и возвращался успокоенный. Не любя выказывать власть, он, однако, не упускал ее из своих рук и крепко держал монастырь. При чрезвычайной своей деятельности в нем не было никакой суетливости; все, казалось, шло само по себе, невидимо руководимое одной волей. Мелочными подробностями при назначении послушаний он не стеснял; к неудачам других относился с совершенным спокойствием и покрывал их любовью.

Помня твердо слово Златоуста: «О исправлении того только должно сомневаться, кто в аде находится с бесами», — преподобный Моисей имел необоримое доверие к совести человеческой.

Одного печника, много раз обманывавшего его и много раз им прощенного, эконом хотел прогнать. Печник обещал исправиться; у него не было и рубашки на теле, а только кафтан, и старец Моисей жалел его.

— Когда же исправится, батюшка, — уговаривал эконом, — он известный негодяй!

— Как? — ответил отец Моисей. — Человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй! Сам ты негодяй, ступай!

Крутых, строгих мер преподобный не употреблял и говорил, что нужно подождать, пока Господь коснется сердца человека. Вообще же он приноравливался к характеру и духовной степени каждого.

24 декабря 2011 года

0

356

Истинные врачи

Что касается N.N., то ты ее никогда не должна забывать на молитвах. Это великая твоя благодетельница, безмездная истинная лекарка. И смотри, как она бескорыстна: врачи и аптекари требуют целых рублей, чтобы помочь тебе в болезнях твоих, да и то, пожалуй, деньги возьмут, а помощи не подадут; а эта не берет ни копейки, а между тем исцеляет от застарелых душевных недугов, от проказы неисцельной — от грехов наших.

Будь же терпелива; к N.N. снисходительна; к Богу благодарна, — и верую, что приимешь сторицею в сей век и тысячами тысяч крат — в век будущий, бесконечный, вечный.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

25 декабря 2011 года

0

357

Воля Божия

В дневнике Никона Беляева есть такая запись беседы старца Варсонофия.

«6-го декабря 1909 г. Батюшка рассказал мне про о. игумена Вениамина Раифской пустыни около Казани, о том, что в отношениях ученика к старцу главное — вера ученика.

“Если спрашивают старца с верой, то Господь по вере спрашивающих и открывает ему Свою волю. Даже мирские священники, по вере обращающихся к ним, открывали им волю Божию. Святые отцы говорят, что, если с верою спросить младенца, то и через него Бог откроет Свою волю. Под словом "младенец" здесь надо разуметь духовного младенца, то есть неопытного, а пожалуй, и младенца по возрасту телесному.

26 декабря 2011 года

0

358

Воля Божия

А если спрашивать с испытующим духом, то Бог внушит и пророку сказать ложь. Я вам не рассказывал про игумена Вениамина, Раифской пустыни, как он, не имея никого, к кому бы мог обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося ему младенца. У него было давно желание построить колокольню в обители, а средств и благодетелей не было. Тогда он решил: пойду сейчас в ближайшую деревню и у первого младенца спрошу — строить колокольню или не надо. Идет, проходит около версты и видит, что идет женщина с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их, спрашивает девочку: "Как тебя зовут?" Та отвечает: "Мася". "А сколько тебе лет?" Она сказала, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырех лет. "Ну, хорошо, так скажи: строить мне колокольню или нет?" — "Стлой" (то есть строй)!

Спаси тебя Господи, деточка, — сказал игумен, и в этот же день приказал нанимать рабочих и вообще сделал надлежащие распоряжения.

На следующий день приходит к нему подрядчик какой-то и говорит: "Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич, один миллион штук. Только смущаюсь я тем, что Вам его некуда будет употребить". А отец игумен и говорит: "Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен".

— Ну, вот и слава Богу, — говорит подрядчик, — так я вам сегодня же начну перевозить кирпич.

И пошло дело, и выстроил хорошую колокольню. Вот видите, что значит вера!”»

27 декабря 2011 года

0

359

Сергей Александрович Нилус

По воспоминаниям современника, «это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа — нараспашку, с сердцем восторженным, искренне открытым — была готова любить всякого. Вера его была непоколебима».

Родился С.А.Нилус (1862–1929) в небогатой помещичьей семье в Москве. По окончании гимназии и университета С.А.Нилус несет службу чиновника в различных местах империи, по выходе в отставку хозяйствует в деревне.

Как-то после исповеди в сельском храме у него зародилось стремление испытать себя в духовном творчестве, которое окрепло после молитвы в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского.

28 декабря 2011 года

0

360

Сергей Александрович Нилус

Окончательное обращение в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к отцу Иоанну. Припав к ногам желанного утешителя, Нилус приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на сердце. «Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей преподобного Сергия, только после моей сердечной исповеди у отца Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя и верующим, и православным». Так, в зрелом возрасте, он выбрал стезю духовного писательства.

В 1907 г. писатель приезжает в монастырь Оптина пустынь. Здесь, вместе с женой Е.А.Озеровой, человеком, близким ему по духу, провел он пять лет. С.Нилус открывает современникам духовную сокровищницу Оптиной пустыни, пишет книги, которые и сегодня захватывают читателя. Разбирая богатейший оптинский архив, писатель литературно перерабатывает свидетельства о духоносных и богопросвещенных старцах оптинских. В 1908 г. в свет выходит книга С.Нилуса «Сила Божия и немощь человеческая», в 1911 г. — «Святыня под спудом» и «На берегу Божьей реки».

После отъезда из Оптиной в 1912 г. Нилусы живут на Валдае. Революция застала Нилуса на Полтавщине. Начались многочисленные обыски, аресты. С 1928 г. С.А.Нилус проживал в селе Крутец (близ Александрова) в семье настоятеля храма. Скончался писатель 14 января, накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского, которого Сергей Александрович особо чтил. Погребен С.А.Нилус возле храма в селе Крутец.

29 декабря 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!