Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 301 страница 330 из 363

301

Самооправдание — корень зла

Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать... Самооправдание — корень зла.

Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

30 октября 2011 года

0

302

Чудесная встреча

Однажды пришедшая к старцу Амвросию какая-то довольно пожилая женщина, с болезненным лицом, сидя на пне, рассказала, что она шла с больными ногами пешком из Воронежа, надеясь, что старец Амвросий исцелит ее. Но пройдя пчельник, в семи верстах от монастыря, заблудилась, попала на занесенные снегом тропинки, выбилась из сил и в слезах упала на сваленное бревно. Но вдруг к ней подошел какой-то старичок в подряснике и скуфейке, спросил о причине ее слез и указал ей клюкой направление пути. Она пошла в указанную сторону и, повернув за кусты, тотчас увидала монастырь.

Все решили, что это — или монастырский лесник, или кто-либо из келейников, как вдруг на крылечко вышел уже знакомый мне служка и громко спросил: «Где тут Авдотья из Воронежа?» Все молчали, переглядываясь. Служка повторил свой вопрос громче, прибавив, что ее зовет батюшка. «Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа я сама и есть!» — воскликнула только что пришедшая рассказчица с больными ногами, приподымаясь с пня. Все молча расступились, и странница, проковыляв до крылечка, скрылась в его дверях.

Многим показалось странным, как успел отец Амвросий узнать так быстро об этой страннице и откуда она пришла, и решили дождаться ее возвращения.

Минут через пятнадцать она вышла из домика, вся в слезах, и на посыпавшиеся на нее вопросы, чуть не рыдая, отвечала, что старичок, указавший ей дорогу в лесу, был не кто иной, как сам отец Амвросий.

И действительно, всем известно было, что по болезненности в зимнее время до теплых летних дней старец не мог выходить из келии. А тут вдруг в холодное время явился в лесу указателем дороги страннице и затем, через какие-нибудь полчаса, почти в минуту ее прихода к его хибарке, он уже знает о ней подробно.

31 октября 2011 года

0

303

О несправедливости и доносах

Видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того чтобы раздражаться от негодования, должно употреблять мудрость, чтобы достигать цели, не во всем, а хотя в главном или в чем возможно.

Доносы должно принимать средним образом — вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет. Некого винить: злоба внутри нас.

Преподобный Амвросий Оптинский

1 ноября 2011 года

0

304

Истинное счастье

Кажется, ни в какой другой стране нет таких колоссальных богачей, как в Америке. В настоящее время, например, там славится миллионер Рокфеллер. Кроме всякого недвижимого имущества, денег у него целый миллиард. Ведь это 1000 миллионов. Вообразите себе 1000 сундуков, и в каждом по миллиону, и около каждого сундука по солдату с ружьем, ведь целый полк солдат разместить придется. Рассуждая по-человечески, этому ли человеку не быть счастливым! А между тем он несчастнейший человек в мире. У него неизлечимая болезнь желудка, в котором сделан треугольный клапан, куда золотыми зондами накачивается пища; остальные питательные соки втираются через кожу. При этом он иногда испытывает такие мучительные боли, что жаждет умереть, думая, что в аду будет легче. Все время он проводит за чтением всевозможных газет, желая узнать, не появилась ли какая-нибудь знаменитость в медицинском мире. И как скоро прочтет о какой-нибудь знаменитости, сейчас же снаряжает корабль и посылает за ней. Но до сих пор облегчения ни от кого не получил.

Кажется странным, отчего я заговорил о Рокфеллере, какое нам до него дело? А заговорил я о нем, чтобы показать, что само по себе богатство не может принести человеку счастья. Радость бывает только о Господе, а если человек далек от Бога, то далек он от истинного счастья.

Преподобный Варсонофий Оптинский

2 ноября 2011 года

0

305

Страницы истории

Церковь Илариона Великого

Иларион Великий, в честь которого храм получил свое наименование, был небесным покровителем преподобного старца оптинского Илариона.

Одной из традиций Оптиной пустыни было поминание почивших старцев. Поминовение состояло в торжественном соборном служении ранней и поздней литургии и панихид. Старец оптинский отец Иларион был усерднейшим ревнителем этих поминовений. По кончине отца Илариона заботу о продолжении таких поминовений взял на себя казначей отец Флавиан. С такой же любовью и усердием заботился он до самой своей смерти и о совершенно таком же поминовении и другого своего старца, отца Илариона, совершавшемся 18 сентября — день кончины его, 21 октября — день его Ангела, преподобного Илариона Великого.

3 ноября 2011 года

0

306

Страницы истории

Церковь Илариона Великого

Отец Флавиан предпринял, по желанию и предложению духовных детей отца Илариона, устроить в честь и похвалу старца церковь во имя преподобного Илариона Великого. Предположив было сначала устроить придел преподобного Илариона при скитской церкви, отец Флавиан решился, по предложению властей, устроить церковь при предполагавшейся тогда к построению новой больнице. Старец отец Иларион еще при своей жизни, в 1871 или 1872 г., передал отцу игумену собранные им от различных жертвователей 3000 рублей на построение новой больницы, так как существовавшее дотоле в монастыре старое помещение для больных было крайне неудовлетворительно. В 1874 г. храм «за монастырскою оградою, на 20 кроватей, с аптекою для бесплатного пользования братии и сторонних лиц» был построен.

Сегодня в этом храме, выходящем за стены монастыря, совершаются Таинства святого крещения, венчаются пары из мирян, чьим сердцам близка Оптина пустынь, проходят богослужения.

4 ноября 2011 года

0

307

Блаженны милостивии

Оптинский старец Макарий показывал большую сострадательность к бессловесной твари. Так, зимою, сожалея об остающихся в это время года в нашем климате птичках, старец имел обычай сыпать им ежедневно на приделанную извне к окну его келии полочку конопли; и довольное число синичек, коноплянок и маленьких серых дятлов слеталось пользоваться благодеянием старца. Заметив же, что сойки обижают мелких птичек, поедая зараз то, что им насыпалось на целый день, старец, пиша, сам поды-мался по временам со стула, чтобы стуком в окно прогонять хищников, но видя, что это не помогает, велел сыпать зерно в банку, из которой синицы могли легко доставать его, влетая в нее, сойкам же стало неудобно обижать их.

Получив однажды жалобу, что посланный на послушание брат сильно утомил лошадей скорой ездой, старец сделал виновному строгий выговор, объясняя все неприличие для инока ради удовлетворения своей личной прихоти или из тщеславия обижать бессловесных животных вопреки Писанию, которое называет блаженным милующего и скотов.

О милостыне

Терпение всего и благодарение за это Господа выше милостыни и милосердия.

Преподобный Иосиф Оптинский

Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!»

Преподобный Нектарий Оптинский

5 ноября 2011 года

0

308

Благодатная Помощница

Прибегайте к общей всех нас Заступнице, Пресвятой Деве Богородице, моляся Ей молитвою, всегда воспеваемой Церковью: «Немощствует тело, немощствует и душа моя, к Тебе прибегаю, Благодатней, надеждо ненадежных, Ты ми помози». Если имеете время, то я советовал бы вам читать и весь этот канон Божией Матери, поемый верными во всякой скорби душевной, который начинается так: «Многими содержим напастьми...»; а если возымеете усердие, то по 6-й песни можете прилагать акафист «Всех скорбящих Радость».

Преподобный Амвросий Оптинский

Жизнь наша есть духовная война

Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы. Они возмущают нас залогственными нашими страстьми и побуждают к преступлению заповедей Божиих. Когда вникнем и рассмотрим внимательно, то найдем, что на всякую страсть есть врачевство — заповедь, противоположная оной; а потому враги и стараются не допустить нас до сего спасительного врачевства. А мы при помощи Божией, имея благое произволение, постараемся восприять против страстей подвиг и понуждение себя; Бог же, видя оное, сотворит нам подвиг легким и подаст утешение.

Преподобный Макарий Оптинский

6 ноября 2011 года

0

309

О богатстве

Вы беспокоитесь о большом своем доме и унываете, что, по слову святого Иоанна Златоуста, в большом доме трудно спастись. Но слово Спасителя нашего, кажется, еще страшнее: неудобь богатый внидет в Царствие Божие (Мф 19, 23). Однако ни богатым, ни имеющим большие дома не должно отчаиваться в своем спасении, но всеми силами подвизаться на исполнение заповедей Божиих, то и не возбранит ничто спастись. Когда святые апостолы вопросили, кто же может спасен быть, Господь решил их сомнение: невозможная у человек возможна суть у Бога (Лк 18, 27). И в Вашем положении слова святого Златоуста не должны приводить Вас в уныние о спасении и не прилагать сердца к великости и благолепию дома и не тщеславиться оным. А как Вы имеете дом такой не по Вашему желанию, а выстроенный прежде Вас, и Вам неужели его ломать и переделывать? На что, быть может, еще больше бы потребовалось расхода. Итак, Вы, живя в этом доме, старайтесь об исполнении заповедей Божиих, то ничто не возбранит Вам получить Царствие Божие.

Преподобный Макарий Оптинский

О молитве друг за друга

Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть.

Преподобный Иларион Оптинский

7 ноября 2011 года

0

310

Несколько вопросов ученика к старцу

Вот несколько вопросов оптинскому старцу Льву его ученика Андрея Бочкова и ответы на них старца.

Что такое осуждение и почему отцы применяют осуждающего к антихристу?

Осуждение есть, когда ты, видя или зная грех или порок брата твоего, говоришь от сердца: «Он, по моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни». Тогда ты становишься якобы судия ближнего и хочешь воссесть на Престол единого Судии — Христа, потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу. Иное есть злоречие и оглаголание, но это еще не осуждение. Иное есть соблазн: невольно, по естественному чувству, душа соблазняется на постыдное дело или слово. Молчание отцов, занимавшихся внутренним деланием, не знало грехов ближнего, а видело только одно свое падение.

8 ноября 2011 года

0

311

Несколько вопросов ученика к старцу

Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле?

Разве ты хочешь каяться за него? Если он не хочет сознаться в своем грехе, говори только о своем: «согреших злословием», или «страстными разглагольствиями», или чем-либо от таковых.

Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе?

— (Старец улыбнулся.) Слишком велико твое рачение о спасении брата твоего. Думаю, что помолиться лучше, чтобы Господь Сам то ему внушил.

Какие книги святых отцов лучше читать: Лествичника, Исаака Сирина или аввы Варсонофия?

Слова святых деяньми читай.

Что скажете об акафистах, которыми иные переполняют свои правила?

Слова акафиста кто понимает так, как их летописец, и вникает в каждое их слово, тот и в акафисте молит или хвалит не без ума. Только бы он не приписал себе и своему уму труды и чужие слова, псалмы или гимны — мы только их чтецы. Еще не все прочетшие Псалтирь — Давиды и не все прочетшие каноны — Дамаскины. Лучше простое, всем нам близкое мытарево моление.

Краткие советы

Старайся ни о ком не говорить неодобрительно другим — это лучше всего.

Любопытствовать о чужих мыслях — грешно и может быть вредно.

Других ни за что не осуждай, а то и сам таким будешь.

Преподобный Иосиф Оптинский

9 ноября 2011 года

0

312

Будь благодарна Богу!

Кто тебе сказал, что в миру люди лучше и скорбей меньше?.. Ужели ты думаешь, мирская жизнь такая же розовая? Нет, М., ты судишь как дитя… Святитель Димитрий поумней и поопытней тебя, да еще святой, да еще великий учитель Российской Церкви, — что говорит о мирских удовольствиях и заманчивых обещаниях? Он говорит: «Мир обещает злато, а дает блато!» Вот тебе твой мир-то! Поверь ему! Да больному и в царских чертогах томно и нестерпимо. А здесь по крайней мере есть великая, ничем не покупаемая надежда, что Господь наградит нас за все наши болезни, за каждую болячку, за каждую скорбь, за каждый вздох! Веришь мне? Будь же мирна! Будь рассудительна! Будь же благодарна Богу!

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Облегчение скорбей

Должно помнить, что без скорбей все-таки обойтись нельзя. Но при единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, т.е. один другого поддерживает.

Преподобный Иосиф Оптинский

Вы пишете: «Скорбные обстоятельства жизни» и просите совета, как устроить свою жизнь. Живите, как живете... Ходите как можно чаще в церковь, она укрепит вашу веру, и посвящайте свободное время на чтение Святого Писания, оно приблизит вас к Богу. Скорби терпите благодушно. Сам Иисус Христос Своими устами рек: «Многими скорбями внидете в Царствие Небесное».

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший


10 ноября 2011 года

0

313

Счастью нет предела

В 1922 г. усилились гонения на монахов Оптиной пустыни. Сохранилась трогательна повесть об отце Никоне, который пел в хоре. У него была небольшая рыжая бородка. Приехала комиссия; его арестовали и сослали и там предавали мукам и пыткам за веру. Через некоторое время получили его друзья по духу от него радостное, восторженное письмо. «Счастью нет предела, — писал он, — я захлебываюсь от счастья. Только подумать, слова моего Спасителя сказаны мне лично: “блаженны есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех”. И я это испытываю. Жду не дождусь, когда Господь мой решит Свой суд».

О страданиях

Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда по-видимому ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт, по видимости, разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек принимает их. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

11 ноября 2011 года

0

314

Страницы истории

Константин Николаевич Леонтьев

К.Н.Леонтьев (1831–1891) — российский дипломат, религиозный мыслитель и философ, писатель.

В 1871 г., будучи консулом в Салониках, он заболел болезнью, которую приняли за холеру. Когда смерть казалась ему неминуемой, он увидел икону Божией Матери, которую ему подарили афонские монахи, и дал обет Богородице, что в случае выздоровления он примет монашество. Спустя два часа он почувствовал облегчение. Сразу после того, как болезнь отступила, он отправился верхом через горы на Афон, где он намеревался исполнить свое обещание и стать монахом, но афонские старцы отговорили его от такого шага.

В 1874 г., возвратившись в имение Кудиново (Калужская губерния), совершил первую поездку в Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием, к которому имел письмо от афонских монахов, и познакомился с о. Климентом Зедергольмом.

Осенью 1887 г. окончательно переехал в Оптину пустынь, где снял у ограды монастыря двухэтажный дом. В начале 1890 г. у Леонтьева в гостях был Л.Н.Толстой, который провел с ним два с половиной часа в спорах о вере.

12 ноября 2011 года

0

315

Страницы истории

Константин Николаевич Леонтьев

23 августа 1891 г. в Предтечевом скиту Оптиной пустыни принял тайный постриг с именем Климент. По совету старца Амвросия покинул Оптину и переехал в Сергиев Посад.

Скончался 12 ноября 1891 г. и похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры близ храма Черниговской иконы Божией Матери.

В письме Т.И.Филиппову от 14–15 марта 1890 г. описал следующее событие из жизни преподобного Амвросия.

«В Мещевском уезде есть деревня Карманово... в Карманове есть молодой мужик Егор; был в солдатах, и пришлось ему в числе других 15 человек вынимать жребий, кому возвращаться домой с билетом. Он помолился: “Илья пророк! Отец Амвросий! Успенье Божией Матери!” — помогите, чтобы домой уйти!» Жребий выпал сообразный его желанию. Егор обещал сходить в Оптину. Возвратившись домой, стал, как водится, откладывать, забывать. Вдруг он тяжело заболевает. Лежал долго, но в памяти. Конечно, стал каяться и снова молиться.

Однажды лежит он и видит: входит старичок монах в коротенькой свиточке, в старой шапочке, подходит и говорит ему: “Бог тебе поможет, а исполнить обещание надо”. И ушел. Были родные в избе, но кроме него никто старичка не видал.

13 ноября 2011 года

0

316

Страницы истории

Константин Николаевич Леонтьев

Так как это было не во сне (что свидетельствуют и родные, т.е. что он не спал), то его это сильно поразило, конечно. Вскоре после этого он поправился, рассказал родным о видении своем, и так как он не только никогда самого о. Амвросия не видал, но даже и портрета его, а слышал, что у помещика есть карточка, то пошел к Раевскому и увидал, что это тот самый старичок. На днях он пришел сюда и старец его принял. Когда он рассказал ему все, отец Амвросий сказал ему: “Это по твоей вере — Бог тебе послал и за то, что ты не пьяница, в семье хорошо живешь и черным словом никогда не бранишься”. Это и Егора, и нас всех особенно поразило. Действительно, Егор таков и никогда дурными словами не ругается! Отец же Амвросий до этого свидания, конечно, и понятия об нем не имел (его деревня верст 70 отсюда)».

О гордости

Кто не умеет сам смиряться, того впоследствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог. Гордость любит иметь преимущество перед всеми, а смирение ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех. Для горделивых укорение — нож острый, а для смиренных — находка богатая.

Преподобный Антоний Оптинский

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

14 ноября 2011 года

0

317

Страницы истории

Лев Николаевич Толстой

Летом 1877 г. Л.Н. Толстой (1828–1910) впервые побывал в Оптиной, где у него состоялась беседа со старцем Амвросием.

Летом 1881 г. Лев Николаевич вновь посетил монастырь. С двумя спутниками он совершил пеший 120-километровый переход из Ясной Поляны в Оптину пустынь. На этот раз беседа со старцем продолжалась четыре часа. В разговоре со старцем, как утверждает биограф Толстого, «Толстой исправил ошибку старца в понимании Евангелия».

Лет за пятнадцать до официального отлучения (в 1901 г.) в разговоре с сестрой писателя Марией Николаевной, монахиней соседней с Оптиной Шамординской обители, старец Амвросий пессимистично отозвался о грядущей судьбе писателя: «У Бога милости много: Он, может быть, и твоего брата простит. Но для этого ему нужно покаяться и покаяние свое принести перед целым светом. Как грешил на целый свет, так и каяться перед ним должен. Но когда говорят о милости Божией люди, то о правосудии Его забывают, а между тем Бог не только милостив, но и правосуден». Все же Толстой не мог не почувствовать святости, исходившей от этого человека: «Да, отец Амвросий человек совершенно святой, — писал он, — я беседовал с ним, мне стало легко и радостно. Когда разговариваешь с таким человеком, приближаешься к Богу».

15 ноября 2011 года

0

318

Страницы истории

Лев Николаевич Толстой

Дважды, в 1890 и 1910 гг., Толстой заезжал в Шамординский женский монастырь, где проживала его сестра Мария.

Последнее посещение монастыря относится к ноябрю 1910 г. и связано с его уходом из Ясной Поляны. 29 октября Толстой, отлученный от Церкви в поисках мира души, отправился в Предтеченский скит Оптиной пустыни к старцу Иосифу, которого он знал. Несколько раз, по свидетельству очевидцев, подходил писатель к воротам скита, но так и не решился войти внутрь.

На станции Астапово уже к умирающему и беспомощному Толстому вместо больного старца Иосифа выехал старец Варсонофий. Но окружившие Толстого ученики не допустили его, опасаясь, чтобы граф «переменил убеждения».

Старец Варсонофий весьма скорбел об этом, сказав: «Железным кольцом сковало покойного... хотя и Лев был, но ни разорвать, ни выйти из него не мог».

«Всю жизнь, — писал архиепископ Иоанн (Шаховской), — Толстой каялся, но не пред Христом Спасителем, “вземлющим грехи мира”. Он, как и отец Сергий в его характерном рассказе, каялся лишь пред самим собой или пред людьми, пред миром… Его покаяние не меняло его души, а лишь в крайнем случае меняло его убеждения или — внешние его одежды. Он не знал Личного Бога, не просветлялся от Него, как сын, не стоял пред Лицом Его и не хотел верить, что во Христе открылась вся та полнота Божия, которую только может вместить немощное сознание человеческое; и лишь чрез эту открытую и открывшуюся Полноту Жизни лежит истинный путь к воссоединению с Богом».

16 ноября 2011 года

0

319

Праздное слово

Кроме бесчисленных погрешностей, творимых нами всеми членами своего тела, если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла, хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и проч., и проч.!

И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется.

Преподобный Антоний Оптинский

17 ноября 2011 года

0

320

Разум и свобода

Человек одарен от Бога разумом и свободной волей в избрании лучшего, посему желание наше есть происхождение свободной воли. Когда самовластное наше произволение, разумом управляемое, желает доброго, то есть исполнения воли Божией, и стремится к оному делом, то сие угодно Богу, и Он помогает нам в творении сего. Когда же, по безумию, желает противного воле Божией и старается о соделании сего, Бог, не связуя нашего самовластия, попускает быть сему, но за первое награждает, а за второе наказует, о чем в Священном Писании много упоминается. Посему желание благого есть сродно нашему естеству и никак не погрешительно, и не только о желании, но даже и о старании к исполнению его надобно иметь попечение. Но только надобно желания свои и деяния сообразовать и согласовать с законом Божиим, предавать воле Его и просить Его содействия.

Когда усмотрит Бог, что нам это на пользу и согласно с Его волей, пошлет и помощь Свою к содействию нам в оном деле.

А когда не предвидит нам пользы и нет Его воли, то, хотя и мним мы, что доброе дело желаем исполнить, но оное случается или по тщеславию, или по другим каким видам, — препятствует исполнению его, потому что мы просим Его: «Да будет, Господи, воля Твоя». Но говорят, что всякое желание есть грех и что ничего не надобно просить у Господа, но во всем положиться на волю Его: это совсем противно как разуму и естеству, так и Священному Писанию. Не всякое желание есть грех, но греховное желание действительно есть грех, а без доброго желания как бы человек мог назваться словесным и разумным и где бы его было самовластие?

Преподобный Макарий Оптинский

18 ноября 2011 года

0

321

Старцы о своеволии

Молодому человеку своя воля душетлительна и в последствия ведет наиболее пагубные.

Преподобный Лев Оптинский

Не доверять себе и не следовать своему разуму и воле есть путь ко смирению; без него же, хотя бы и доброе что было нами сделано, — Богу неприятно.

Преподобный Макарий Оптинский

Своя воля лишь мучит и тогда только научит, когда будем оставлять ее.

Преподобный Амвросий Оптинский

19 ноября 2011 года

0

322

Вера игумена

Не отказывая бедным в помощи, питая множество странников в гостинице и трапезе без определенной за то платы, часто нуждаясь сам в деньгах, преподобный старец Моисей нередко предпринимал большие работы в монастыре. При этом одной из целей этих предприятий было питание бедных людей из окрестностей, занятых на постройках. Вот рассказ одного из монахов монастыря об этом.

Ограда около монастыря Оптина пустынь строилась в тот год, когда пуд муки продавали по четыре да по пяти рублей, а меру гречневых круп по четыре рубля, ассигнациями разумеется. Смотрю я, бывало, на о. игумена Моисея в то время да и думаю: «Господи, вера-то какая у этого человека!» В Евангелии сказано, что верою можно горы переставлять, а тут созидает человек верою горы там, где их не было.

Ничего нет, хлеба даже у братии нет, а он этакую огромную постройку ведет. И повел, и повел, да так без перерыва и довел ее до конца. А ограда-то какая! Несколько домов каменных можно из нея выстроить.

Братия, бывало, смотрят на все эти его дела, да только дивятся, а иные маловерные, конечно, и роптали: братии есть нечего, а он такие больше постройки затевает. А он только, бывало, молчит да делает свое дело.

20 ноября 2011 года

0

323

Мир сердца

Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело себя и всего и всех в волю Божию всеблагую, совершенную приносят сердцу мир Божий, даже при переживании различных скорбей — и внешних, и внутренних, душевных. Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли как воли греховной, воли слепой.

Передай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, настоящие и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих, воле Божией, всесвятой и премудрой... Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу!

От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость... Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все!

Преподобный Никон Оптинский

21 ноября 2011 года

0

324

Государство, Церковь и христианин

Вы пишете, что, сознательно веря в бытие Бога, Вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение Небесных Сил на чины есть не что иное, как идеал государства.

Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах и иное — девять чинов ангельских Небесных, от Него созданных, и, наконец, совсем иное — государства земные и человеческие...

Некоторые из святых отцов любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов ангельских в знамение Единого и Триединого Бога; потому что единица и троица, помноженная сама на себя, составляет десятицу. Десятый чин пал; осталось только девять чинов ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, и искупленная дражайшею Его Божественною кровию, как о сем говорит апостол: един Бог, едина вера (Еф 4, 5), то есть как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя ни величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемые на земле в Церкви Христовой, чрез которые благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ таинств невидимых небесных.

Преподобный Амвросий Оптинский

22 ноября 2011 года

0

325

Государство, Церковь и христианин

Что же касается до государств человеческих, то они нисколько не относятся ни к иерархии небесной, ни даже к земной, потому что Единая Истинная Церковь не ограничивается никаким государством, а существует по всей вселенной, имея членами своими истинно верующих и истинно благочестивых христиан.

Для Бога все равно, в каком бы человек государстве ни жил, только был бы истинно верующий и благочестивый христианин. Един благоугождаяй Богу паче тысящ нечестивых, как говорит святитель Златоуст. Правда и неоспоримо, что не только Богу приятно, но и всем благочестивым, если целое государство будет процветать благочестием и истинными понятиями о вере. Но что же делать, когда пришло такое время, что многие заботятся о суетном, оставляя единое на потребу?

Преподобный Амвросий Оптинский

23 ноября 2011 года

0

326

Иеромонах Даниил

Иеромонах Даниил (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 1837–1907) окончил курс в СанктПетербургской Академии художеств и был успешным художником. В настоящее время его работы хранятся в музеях и картинных галереях СанктПетербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери.

Однажды на вопрос С.А.Нилуса, как отец Даниил стал монахом, он рассказал: «Мое благодатное детство, юность моя в беседе с отцами и детьми Церкви — брат-монах, сестры-монахини — все это, да и многое другое, вело, вело меня да и привело к старцу Амвросию в Оптину. Он был духовным отцом и старцем сестры моей, игумении Софии, он определил ей ее подвиг, он же и меня привел к тихой пристани». Сестра иеромонаха Даниила, схимонахиня София, была первой настоятельницей женской общины в Шамордино.

24 ноября 2011 года

0

327

Иеромонах Даниил

По благословению старца Амвросия Дмитрий Михайлович поступил в скит в 1886 г. Пострижен в монашество в 1899 г., в сан иеромонаха посвящен в 1900 г. Он основал иконописные мастерские в Оптиной пустыни и в Казанском женском Шамординском монастыре, расписал братскую трапезную в Оптиной, которая и теперь, после реставрации, вызывает восторг и удивление перед благодатным даром этого иконописца, создавшего немеркнущую красоту. Им был создан портрет преподобного старца Амвросия, по благословению которого он принимал мирян из интеллигенции для разрешения их вопросов.

25 ноября 1907 г. оптинский летописец записал: «Сегодня в час дня скончался скитский иеромонах о. Даниил... О. Даниил сподобился сегодня утром причащения Божественных Таин и окончил жизнь по прочтении над ним отходной. Пред вечерней тело усопшего было перенесено из келии в скитский храм, а после вечерни была совершена по нем панихида о. оптинским настоятелем архим. Ксенофонтом соборне со скитоначальником о. игуменом Варсонофием и иеромонахом о. Нектарием». Погребение о. Даниила было совершено в монастыре.

В своем дневнике будущий отец Даниил писал о монашестве: «Сущность пути так проста и ясна! Беги, прячься в смирение, молитвою бей врагов, гони уныние и отчаяние, усердием приобретай дерзновение и побеждай препятствия. Добросовестностью цели получишь решимость в действиях и самостоятельность между людьми и мужество и силу при нападении врагов... Берегись, воздавая кесарево кесарю, думать, что тем воздаешь и Богово Богу, или, служа миру, думать, что служишь Богу».

25 ноября 2011 года

0

328

О нравственном прогрессе

Посоветуйте вашему сыну, чтобы он не смешивал внешних человеческих дел с духовно-нравственными. Во-первых, во внешних изобретениях, отчасти в науках, пусть находит прогресс. А в христианско-нравственном отношении, повторяю, всеобщего прогресса в человечестве нет.

Впрочем, и во многих науках или отраслях знаний незаметно прогресса. Не думаю, чтобы нынешние ученые так хорошо знали и понимали, например, мифологию и вообще классическую древность, как их знали и понимали Василий Великий и Григорий Богослов.

Преподобный Амвросий Оптинский

26 ноября 2011 года

0

329

Борющиеся будут спасены

Люди, борющиеся со страстями, как мы все, то одолевают их, то побеждаются ими. Борющиеся будут спасены, Господь не презрит их трудов и усилий и пошлет им христианскую кончину. Люди же плотские, вовсе не думающие о спасении души своей, погибнут, если, конечно, перед смертью не принесут покаяния.

Различны устроения людей, различную славу унаследуют они и в жизни будущей. Апостол Павел пишет: Ина слава солнцу... ина слава звездам (1 Кор 15, 41) и т.д. Даже Ангелы Божии не в одинаковой славе у Бога. Ближе всех к престолу Божию пламенные Серафимы, затем Херувимы, потом Престолы, Господствия, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Эти девять чинов ангельских совершенствуются ежесекундно; так и души людей, смотря по тому, насколько они были приготовлены на земле, не остаются в одном состоянии, а переходят из клеточки в клеточку.

Преподобный Варсонофий Оптинский

О христианской любви

Те, которые на нас негодуют, нас научают любомудрствовать в испытании себя: точно ли мы христиане, любим ли врагов наших — и познанию в сем нашей немощи.

Долг же наш единственный... любити друг друга, и в сем точно находимся неоплатными должниками. Ибо исполнивый любовь исполни весь закон.

Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам.

Преподобный Макарий Оптинский

27 ноября 2011 года

0

330

Митрополит Трифон (Туркестанов)

Владыка Трифон происходил из древнего дворянского рода, родился 29 ноября 1861 г. в Москве, окончил историко-филологический факультет Московского университета, после чего в 1884 г. поступил в скит и стал духовным чадом старца Амвросия. В младенчестве Борис сильно заболел, и мать молилась о его исцелении, обещая после выздоровления посвятить ребенка Богу. Когда он выздоровел, мать повезла его в Оптину пустынь к знаменитому старцу Амвросию. Увидев ее, старец сказал народу: «Пропустите архиерея с матерью».

Послушник Борис был глубоко образованным человеком, знал пять языков. В 1888 г. он был командирован на Кавказ для учительствования в Александровском духовном училище и там, в Тифлисе, 31 декабря 1889 г. принял монашеский постриг с именем Трифон, а 6 января 1890 г. был рукоположен во иеромонаха.

28 ноября 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!