Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 271 страница 300 из 363

271

Благодать Святого Духа

Однажды привели к преподобному оптинскому старцу Льву трех женщин, одна из которых была больна — лишилась рассудка и ума. Приведшие ее плакали и просили старца помолиться о больной. Старец надел на себя епитрахиль, положил на главу болящей конец епитрахили и свои руки и, прочитавши молитву, трижды перекрестил главу больной и приказал отвести ее в гостиницу.

На другой день эти женщины опять пришли к нему. Вчерашняя больная была с ними, но уже не больная, а совершенно здоровая: они пришли благодарить старца. Присутствовавший при этом один монах удивился и сказал старцу: «Отче святый, как вы дерзаете творить такие дела? Вы славой человеческой можете погубить все свои труды и подвиги». Старец Лев в ответ сказал: «Я cие сотворил не своею властью, но это сделалось по вере приходящих и действовала благодать Святого Духа, данная мне при рукоположении; а сам я человек грешный».

Имя и житие

Вы просите меня назначить вам имя. В Святой Церкви повторяется мудрое слово: по имени да будет и житие твое. В настоящем обстоятельстве проявляется мера вашей веры в искании настоящей истины. И поэтому — и имя ваше да будет Вера в память святой мученицы Веры, празднуемой 17 сентября.

Преподобный Амвросий Оптинский

30 сентября 2011 года

0

272

Преподобный Иларион Оптинский

Преподобный Иларион (в миру Родион (Иродион) Никитич Пономарев, 1805–1873) родился в Жиздринском уезде Калужской губернии в семье Никиты Филимоновича и Евфимии Никифоровны Пономаревых. Никита Филимонович был человек благочестивый и занимался портновским ремеслом. Впоследствии вслед за сыном и он принял монашество в Оптиной пустыни с именем Нифонт, трудился на скитской пасеке и скончался в 1849 г.

Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом еще и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.

1 октября 2011 года

0

273

Преподобный Иларион Оптинский

В 1829 г. все семейство переехало в город Саратов. Здесь он прожил девять лет. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Православной Церкви. В артели, в которой работал Родион Никитич, все работники были обучены церковному пению и чтению, а празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам Родион в общении был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.

Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить мир. В поисках обители для проживания Родион 1837–1838 гг. проводит в поездках. В это же время, занимаясь миссионерством против сектантов, он претерпел много скорбей. Наконец, посетив многие обители, он избрал Козельскую Оптину пустынь, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое руководство. 13 марта 1839 г. он был принят в число скитской братии.

2 октября 2011 года

0

274

Преподобный Иларион Оптинский

В то время в монастыре пребывали великие старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили по соседству с келией бывшего валаамского игумена Варлаама, проживавшего в скиту на покое, который оказал благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у отца Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду.

После назначения 1 декабря 1839 г. преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 г. 21 апреля 1857 г. отец Иларион был посвящен в сан иеромонаха. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нес как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пек хлеб, занимался на пасеке.

В последние дни своей жизни старец Макарий благословил отца Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нес его до последнего дня жизни.

8 апреля 1863 г. старец Иларион был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Он был истинным пастырем добрым: во всякое время, даже в последние дни своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и приходил на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей.

3 октября 2011 года

0

275

Преподобный Иларион Оптинский

Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским. Он отличался тихостью и смиренной кротостью сердца, был немногословен, но слова его имели благодатную святую силу.

В 1870 г. здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения и продолжал принимать приходивших за духовным советом. 9 марта 1873 г. старец был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион.

Почил старец причастившись Святых Таин. Видевшие его на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.

4 октября 2011 года

0

276

Страницы истории

Годы смуты и забвения

Наступил 1917 г. С каждым днем приходили все более тревожные вести, страшные слухи. Оптинский старец Анатолий видел во всех страшных событиях революционной смуты праведное Божие наказание за грехи.

Во второй половине 1918 г. в монастыре стало не хватать хлеба, недоставало вина для Божественной литургии. Братия терпела голод. Научились делать хлеб из гречневой мякины и давали по 300-400 грамм. После службы из церкви выходили в большой физической слабости. 23 января 1918 г. декретом СНК монастырь был закрыт, но братство еще держалось под видом сельскохозяйственной артели, в монастыре была устроена лесопилка. Но власти не оставляли монастырь без своего внимания — он был объявлен «рассадником контрреволюционной пропаганды», последовали обыски, аресты, запрет проживания в монастыре.

5 октября 2011 года

0

277

Страницы истории

Годы смуты и забвения

Братия, вынужденная покинуть обитель, переехала в Козельск и другие города Калужской области и России. В день ареста почил старец Анатолий, в ссылке закончили свой земной путь старцы Нектарий и Никон. Расстрелян был последний настоятель архимандрит Исаакий. Венец мученичества приняли иеромонахи Кирилл (Зленко), Досифей (Чучуриков), Моисей (Доброхотов) и еще многие и многие десятки оптинцев. Исповеднический подвиг совершили епископ Михей (Алексеев), архимандриты Агапит (Таубе), Амвросий (Иванов), иеромонахи Рафаил (Шейченко), Севастиан (Фомин), Тихон (Лебедев), схимонах Иоасаф (Моисеев) и множество других. Но, находясь в ссылках и гонениях, они оставались живыми носителями духа оптинского старчества, неся всем, кто к ним обращался, утешение и наставляя в вере.

6 октября 2011 года

0

278

Страницы истории

Годы смуты и забвения

Хотя монастырь и был закрыт в 1918 г. и преобразован в сельскохозяйственную артель, но богослужения в обители еще продолжались. В 1923 г. монашеская артель была упразднена, все храмы, кроме Казанского, закрыты. В монастыре был создан музей «Оптина пустынь», к которому отошли храмы, трапезная и скит. Служить в храмах запретили. Монастырские корпуса были переданы под общежитие. Библиотека монастыря была вывезена в Москву. В 1921–1922 гг. прислали беженок из Эстонии и поселили прямо в келии к монахам. В 1939–1940 гг. в Оптиной пустыни содержались польские военнопленные, многие из которых позже были расстреляны в Катынских лесах. Во время войны в монастыре был военный госпиталь. В 1949 г. был открыт детский дом, а в 1959 г. вместо детского дома открыто сельское профтехучилище и часть помещений отдана под жилье.

В 1987 г. полностью разрушенный монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

7 октября 2011 года

0

279

Амвросий Калужский

Один из последних оптинских старцев схиархимандрит Амвросий (в миру Василий Федорович Иванов, 1882–1978) родился в Тамбовской губернии. Он рано лишился отца и с 9 лет стал единственным кормильцем в семье. С детства Василий отличался особенной тягой к духовной жизни.

Когда в 1897 г. мать его ушла в монастырь, то по ее совету и он поступил в Оптину пустынь. Обладая хорошими музыкальными способностями, Василий вскоре был взят на правый клирос. Здесь же, в обители, он научился играть на фисгармонии, на которой любил потом играть до самой старости. Живя в Оптиной пустыни, Василий обращался за духовным руководством к преподобному старцу Иосифу.

8 октября 2011 года

0

280

Амвросий Калужский

Добрые качества его души — послушание, молчаливость и скромность — стали крепнуть и развиваться под благотворным влиянием старческого воспитания.

В Оптиной он пробыл послушником 7 лет, после чего в 1904 г. был переведен в Пафнутиев Боровский монастырь на послушание регента. Там Василий ввел оптинское пение, чем привлек в монастырь огромное число богомольцев, и в 1911 г. был пострижен в мантию с именем Амвросий, в 1912 г. посвящен в сан иеродиакона, в 1913 г. — иеромонаха.

9 октября 2011 года

0

281

Амвросий Калужский

О первых днях своего служения в сане иеромонаха он рассказывал, что обычно при рукоположении в священный сан человек испытывает новизну этого состояния и необыкновенную благодать. И вот он, молодой священник, каждую складочку разглаживал на своей мантии, смотрел, ровно ли висит крест, следил за чистотой своей одежды. А на одном этаже с ним жил блаженный старец. Он постоянно ходил грязный, неопрятный, от его одежды дурно пахло, и стремившийся всегда быть аккуратным отец Амвросий немного сторонился этого монаха. Но однажды раздался стук в дверь его келии: «Молитвами святых отец наших…» — «Аминь». Вошел этот старец, как всегда неопрятный, в рваном подряснике, и, неожиданно упав на колени, стал умолять отца Амвросия непременно поисповедовать его. «Что вы?! Я молодой монах! В нашем монастыре есть опытный духовник, так вы и идите к нему!» — «Да нет, отец Амвросий, я именно тебе хочу исповедаться!» — настаивал старец.

«И когда он начал свою исповедь, — вспоминал отец Амвросий, — то все во мне перевернулось.

До такой степени тяжело мне было слушать его, так сильно я переживал… Да как же он живет в монастыре, такой человек?! Такие грехи! Кошмар просто!.. Старец ушел, а у меня тяжесть на сердце осталась. А ведь как мне до этого было хорошо! И мантия-то у меня чистая, и крест блестит, и на душе светло, и пою прямо ангельски. А он явился и все испортил! Но вдруг в голову пришла мысль: подожди! А что он мне наговорил-то? И когда стал вспоминать, то мороз по коже пошел: старец-то, оказывается, перечислял мне все то, что я сам совершил, а говорил вроде бы о себе! Я залился слезами, выскочил из келии и бегом побежал к нему. “Батюшка, — говорю я, — простите меня. Я, глупец, ничего не понял. Это же все мои грехи, которые я забыл!”»

После этого случая отец Амвросий перестал гордиться своим блестящим крестом и одеждами и не создавал искусственный образ иеромонаха, каким, ему казалось, он должен был быть.

В 1920-х гг. монастырь закрыли, и отец Амвросий служил на приходе в сельском храме Калужской епархии. В страшные годы гонений на Церковь двери его дома были всегда открыты для всех ищущих спасения, страждущих и нуждающихся в духовной помощи и утешении. А приютить и накормить приезжающих помогали батюшке местные жители, которые относились к нему с большой любовью и уважением.

В 1930 г. отец Амвросий был арестован, отправлен в семипалатинскую тюрьму, но, вымолив исцеление безнадежно больной тещи начальника городской тюрьмы, был выпущен из-под стражи на поселение. Три года он регентовал в местном храме и подрабатывал по хозяйству, а в 1933 г. смог вернуться на свой приход.

В 1942 г. отец Амвросий был назначен священником в Преображенский храм села Спас-Прогнань, близ станции Балабаново, где прослужил 36 лет, до самой своей кончины. Весть о старце Амвросии Балабановском разнеслась далеко за пределы Калужской епархии, и верующие со всех концов России в течение 36 лет стекались к нему за благодатной помощью, советом и утешением.

Почил схиархимандрит Амвросий 2/15 октября 1978 г. на 96-м году жизни и погребен у храма села Спас-Прогнань, недалеко от города Балабаново Калужской области.

10 октября 2011 года

0

282

О скорбях

Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. Может быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры, а скорее всего, по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело — в постигшем вас временном наказании усматривать благость Божию к вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить вас от вечных ужаснейших мучений, о которых и подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века!»

Надо радоваться, когда видишь умножающиеся скорби, ибо они признаком считаются Божия промышления о человеке.

Тем не завидуй, кто живет спокойно. Скорби терпеть гораздо лучше, нежели жить спокойно.

Преподобный Иосиф Оптинский

11 октября 2011 года

0

283

Преподобный Севастиан Карагандинский

Cхиархимандрит Севастиан (в миру Стефан Васильевич Фомин, 1884–1966) — один из последних старцев, возросших от корней дореволюционной Оптиной, ученик старца Иосифа, а после его смерти — старца Нектария. Родился в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. В 1888 г. родители возили детей в Оптину пустынь к старцу Амвросию. В раннем возрасте лишившись родителей, пятилетний Стефан был привязан к среднему брату Роману, но тот избрал путь иноческой жизни и в 1892 г. поступил послушником в Предтеченский скит Оптиной пустыни.

Стефан хорошо учился, окончил трехклассную приходскую школу. Приходской священник давал ему читать книги.

Сверстники недолюбливали его за то, что он был смирен и кроток. Они насмехались и дразнили его монахом.

12 октября 2011 года

0

284

Преподобный Севастиан Карагандинский

Возросши и утвердившись в своем желании иноческого жития, Стефан в 1909 г. приезжает к брату, уже монаху Рафаилу, в скит Оптиной пустыни. Здесь он был принят келейником к старцу Иосифу.

Находясь при старце, Стефан обрел в нем великого духовного наставника. Впоследствии он часто вспоминал о том времени: «Жили мы (еще один келейник) со старцем, как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления». После смерти старца Иосифа Стефан стал келейником старца Нектария и перешел под его старческое руководство.

Пострижение в мантию с именем Севастиан отец Стефан принял в 1917 г. В 1923 г., за два месяца до закрытия монастыря, отец Севастиан принял рукоположение в иеродиакона. После ареста старца Нектария отец Севастиан жил в Козельске вместе с оптинской братией и часто навещал старца в его изгнании. В 1927 г. епископом Калужским отец Севастиан был рукоположен в иеромонаха.

29 апреля 1928 г. скончался старец Нектарий. Выполняя его благословение отец Севастиан уехал служить в храм Козельска, потом в Калугу, а затем, по приглашению настоятеля Ильинской церкви г. Козлова протоиерея Владимира Нечаева (отец митрополита Питирима), приехал в Козлов. Здесь он служил в 1928–1933 гг.

13 октября 2011 года

0

285

Преподобный Севастиан Карагандинский

В 1933 г. о. Севастиан был арестован и заключен в исправтрудлагерь сроком на 7 лет. Через год отец Севастиан был переведен в Карагандинский лагерь в поселок Долинка, куда прибыл в 1934 г.

Заключенные и лагерное начальство полюбили батюшку. Злобу и вражду побеждали любовь и вера, которые были в его сердце. Многих в лагере он привел к вере в Бога, и не просто к вере, а к вере настоящей. И когда батюшка освобождался, у него в зоне были духовные дети, которые по окончании срока ездили к нему в Михайловку.

В апреле 1939 г. о Севастиан был освобожден из лагеря и остался жить в Большой Михайловке.

В 1944 г. батюшкой был куплен дом, в котором была устроена небольшая домовая церковь. В 1955 г. религиозная община была зарегистрирована, а в 1957 г. батюшка возведен в сан архимандрита.

Перед кончиной старец был пострижен в схиму. Наступил Великий пост 1966 г. — последний в жизни старца. Вечером под Вербное воскресенье батюшка больной сидел у окна, смотрел, как люди с вербами шли в церковь. «Народ собирается ко всенощной, — сказал он, — а мне надо собираться к отцам и праотцам, к дедам и прадедам». 9 апреля, в субботу Страстной седмицы, батюшка лежал в своей комнате. После окончания литургии он надел мантию, клобук и вышел прощаться с народом. Поздравил всех с праздником, поклонился в пояс, пошатнулся. Тихо зашел в алтарь и сказал, чтобы его несли домой, в келию. Умер батюшка 19 апреля.

14 октября 2011 года

0

286

О скорбях

Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится.

Преподобный Никон Оптинский

15 октября 2011 года

0

287

Из беседы со старцем

В дневнике послушника Николая Беляева (будущего исповедника Никона Оптинского) под 19 декабря есть такая запись беседы преподобного оптинского старца Варсонофия:

«Батюшка говорил, что надо знать наизусть тропарь “Заступнице Усердная” (Казанской иконе Божией Матери) и читать его ежедневно. Затем — псалом 90-й “Живый в помощи Вышняго”, и читать также ежедневно, а молитву “Богородице Дево, радуйся” утром и вечером читать по 12 раз. “Эта молитва имеет также великую силу! Собственно, ее надо читать на каждый час по одному разу, но батюшка о. Амвросий говорил, чтобы читать за дневные 12 часов утром, а за вечерние — вечером. Так передайте и брату Ивану”.

Еще говорил: “Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять скоро возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом — таким окоченелым и живет. А женщина так не может”.

Батюшка сказал, что человек быстро может изменяться. А я и говорю:

— Да, батюшка, был у меня товарищ, друг. Он был верующим, религиозным. Было время, когда он был религиознее меня (а я веры не терял никогда, хотя бывал равнодушным), а теперь совершенный атеист... Он иногда говорил страшные вещи и ужасал меня. Не раз он говорил мне о самоубийстве.

Батюшка помолился за него. Затем я сказал, что отец его очень религиозен, хотя и по-мирски.

— Он опять возвратится к вере. Религиозность передается наследственно, — сказал батюшка.

А сегодня батюшка сказал также, что от Каина идет потомство нечестивое, а от Авеля — верующее. “Подобно тому как по плоти передается наследственность, так идет наследственность и в душевном и духовном отношении. Конечно, бывают и исключения. Иногда от деда передается религиозность прямо к внуку, а сын бывает безбожник. Но обыкновенно сохраняется эта наследственность”».

Спасительный ковчег

Ковчег — Церковь. Только те, кто будут в ней, спасутся.

Преподобный Нектарий Оптинский

16 октября 2011 года

0

288

Отец или барин?

Однажды говорил со старцем Львом один настоятель о своей братии и между прочим сказал: «У меня такой-то примерно живет». Старец вскочил со стульца своего, бросил свое вязанье и сотворил на себе большое крестное знамение, ударяя с силою в чело, грудь и оба плеча. «Господи Боже мой! — воскликнул он. — Сколько безумной гордости в малых словах!

“У меня!”, “У меня!» А что есть у тебя своего? Одни твои грехи, одно твое бессмысленное тщеславие. Монастырь не твой — преподобного; братия пришли не к тебе, а ко Христу, Господу своему, чая спасения от Него. Что ты, подрядчик что ли, а они батраки, что ты мне рекомендуешь одного из них? Хотя бы ты сказал: братия наша находят, что такой-то живет так-то. А ты говоришь: у меня! Господствовать хочешь над братией? Хочешь, чтоб они были твоими крепостными? Да знаешь ли, за что братия соблазнялись на меня в Белых Верегах? Не за чванство мое, а напротив, за то, что я держал себя пред ними слишком просто, что ездил в Брянск в простой телеге, правя иногда сам лошадью. А им хотелось, как и тебе, чтобы настоятель походил на барина. Уже и тогда червь честолюбия стал грызть братские сердца. Из них вышли подобные тебе, а на пользу ли душе было их начальство? Нет, брат, доброго настоятеля из барина не будет. Следовало бы тебе подражать отцу игумену Моисею хотя удержанием словес и обдуманностью их. Апостол говорит, что могущий удержать уста силен воздержать и все тело. Помяни мои слова: не быть и тебе воздержному!» Настоятель краснел, но не оправдывался.

17 октября 2011 года

0

289

О родителях

Немирствие Ваше к матушке и необдуманные и резкие слова опечаливали душу мою всегда и сердце мое как будто морозом подирали, так что больно бывало все оное и видеть и слышать. Они, то есть родители наши по Бозе, — бози наши суть... И не дивитесь Вы сему, ибо Сам Дух Святый устами Давидовыми наименовал их так: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго! (Пс 81, 6). Посему-то и повелевает Бог заповедию Своею чтить отца своего и матерь и обещает нам за сие почтение в награду — благо, которое и будем мы вкушать не на земле только — временно, но и на небеси — вечно.

Преподобный Антоний Оптинский

Берегите святую веру

Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда — уповать, любовь — любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны нам ко спасению. Преподобный Лев Оптинский

Деточки, берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого — Небесного. Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, — ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру — великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

Преподобный Никон Оптинский

18 октября 2011 года

0

290

Не вводи в грех

Вы пишете, что Вам весьма трудно из дому выезжать, но я слыхал, что под лежачий камень и вода не подходит; а другого доброго и ждать нечего. Мне сказывали про одного лежачего, что один мошенник пришел к нему в дом и стал с него сонного стаскивать шубу, а он и слышал это, но, поленившись, не хотел взглянуть, кто с него тащит, а проснувшись, остался без шубы. Тако и Вы, возлюбленный мой, если не будете выходить и выезжать из дома и всматриваться в хозяйство свое, то все у Вас растащат не только чужие, но и свои придворные. А притом за несмотрение должно еще и ответ Богу давать, как сказано: плохо не клади, вора в грех не вводи.

Преподобный Антоний Оптинский

Об обетах

Об обетах ничего не случалось мне видеть в Писании, что давать должно с благословения; знаю, что дают оные просто; но есть безрассудные обеты и неудобьисполнимые. В этом надобно предоставить на рассуждение духовного отца, он может переменить на другой, удобоисполнимый.

Преподобный Макарий Оптинский

Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода.

Преподобный Амвросий Оптинский

Чужие недостатки

Люди рассудительные смотрят равнодушно на людские недостатки.

Преподобный Иосиф Оптинский

19 октября 2011 года

0

291

Средство ко спасению

Главное средство ко спасению — претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное (Деян 14, 22). Полечиться не мешает и различные скорби и неудобства переносить следует.

Преподобный Амвросий Оптинский


О людской похвале

Похвала людская не повредит, когда мы оною не услаждаемся; а если принимаем с удовольствием, то, по слову святого Исаака, «делатель безмезден есть», то есть лишается мзды, или воздаяния.

Преподобный Макарий Оптинский

Добрые дела

Делайте добро, уклоняясь от зла, — сначала из страха Божия, а потом дойдете и до любви Божией.

Преподобный Макарий Оптинский

Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность, Бог зрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что ко всякому доброму делу примешивается страсть.

Преподобный Никон Оптинский


20 октября 2011 года

0

292

Наш учитель — смирение

Однажды в беседе с преподобным старцем Анатолием Младшим князь Н.Д.Жевахов пожаловался, что иной раз ему бывает тяжело от всяких противоречий и перекрестных вопросов... Так и кажется, что сойду с ума от своих тяжелых дум...

— А это от гордости, — ответил о. Анатолий.

— Какая там гордость, — возразил князь, — всегда я старался быть везде последним, боялся людей, сторонился и прятался от них.

— Это ничего; и гордость бывает разная. Есть гордость мирская — это мудрование, а есть гордость духовная — это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от него то, что он может дать, а большего не требуй... Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да совершается надо мной воля Божия». Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи и выглянет солнышко и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе.

21 октября 2011 года

0

293

Самолюбие — изобретение диавола

Вы считаете самолюбие себе природным, но в этом крайне ошибаетесь. Самолюбие есть изобретение диавола. Он, облекшись в самолюбие, воспротивившись Богу и низвергнутый с неба, помрачился; а смирение, напротив, есть одеяние Божества, по слову святого Исаака (Слово 53). Сам Бог смирил Себя, облекся в плоть нашу и тем низложил самолюбивого и гордого диавола и нам даровал сие оружие (смирение) для победы над ним.

Вы считаете самолюбие благородным чувством и думаете, что из самолюбия делаете добродетели, — а это-то и есть гордость, и «я» вырастет от сего в высокой мере. Начало премудрости — страх Божий (Притч 1, 7) и: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч 15, 27), говорит Священное Писание, а не самолюбием. Оставьте Ваше мнение о самолюбии, что оно Вам природное, и делайте добро, уклоняясь от зла, — сначала из страха Божия, а потом дойдете и до любви Божией; а не из самолюбия, противного Богу.

Преподобный Макарий Оптинский

О самолюбии

Я обыкновенный человек. Стараюсь ничего из себя не строить. Стараюсь ко всем относиться по совести. Ради спасения и своего, и приходящих ко мне... Я даже доволен бываю, когда мнения обо мне расходятся, потому что хотя это и неприятно для самолюбия, но полезно для спасения души...

Преподобноисповедник Никон Оптинский

22 октября 2011 года

0

294

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бог а мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители, в ней же в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всем и в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

23 октября 2011 года

0

295

Преподобный Лев Оптинский

Преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин, 1768–1841), первый оптинский старец, родился в 1768 г. в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

В 1797 г. преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), который некоторое время проживал в Нямецком монастыре и общался с учениками преподобного старца Паисия (Величковского).

24 октября 2011 года

0

296

Преподобный Лев Оптинский

В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.

В 1804 г. преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. В 1808 г. отец Леонид добровольно оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию.

Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они, стремясь к безмолвию, в 1811 г. ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 г.

25 октября 2011 года

0

297

Преподобный Лев Оптинский

В апреле 1829 г. преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев.

Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

Однако не все принимали старчество. Последовали ложные кляузы, анонимный донос в московскую тайную полицию. Говорилось, что наместник обители несправедливо оказывает скитским старцам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит причиняет монастырю большой урон, и если он не уничтожится, то древняя обитель разорится и т.д. Старец Лев относился к этим невзгодам с полным благодушием; помогло и заступничество двух митрополитов Филаретов — Дроздова и Амфитеатрова.

26 октября 2011 года

0

298

Преподобный Лев Оптинский

Старец Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления, в том числе и бесноватых.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (Кавелин) (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Преподобный Лев имел предчувствие о кончине своей многотрудной жизни. В июне 1841 г. он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 г. он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины приобщился Святых Таин и мирно почил со словами: «Ныне со мной милость Божия».

27 октября 2011 года

0

299

«Радуйся, Благодатная!»

Особенное благоговение имел старец Амвросий к Божией Матери как к единой всемощной Заступнице рода христианского перед Ее Сыном. В 1890 г. прислана была ему настоятельницей Болховского женского монастыря игуменьей Иларией особенная икона Божией Матери. Царица Небесная представлена сидящей на облаках. Руки Ее простерты на благословение. А внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы, написанные по желанию старца Амвросия, который и дал этой иконе наименование «Спорительницы хлебов». Горячие молитвы возносил старец перед этой иконой; учил и понуждал молиться перед нею и собранных им в общине духовных чад своих.

В последний же год своей жизни он делал снимки с этой иконы и раздавал и рассылал многим и из посторонних своих почитателей. А незадолго до последней своей болезни в честь этой иконы он составил особый припев к обычному Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Припев этот сестры Шамординской обители пели по благословению старца, когда в келии его читался акафист Божией Матери. Празднование этой иконе старец заповедал своим чадам духовным 15 октября.

В 2000 г. в Оптиной пустыни был освящен храм в честь иконы «Спорительница хлебов». Это первый в России храм, посвященный этой иконе Божией Матери.

28 октября 2011 года

0

300

Что полезнее для души

Оптинский старец Иларион учил младших оказывать старшим почтение, избегать прекословия, ни с кем не быть дерзким, отнюдь не оскорблять. «Когда старший, — увещевал отец Иларион, — делает тебе замечание или выговор, который не соответствовал твоему ожиданию, и если это даже случится и при других, ты перемолчи и со смирением скажи: “Прости, Бога ради”, ибо сказано: уготовахся и не смутихся (Пс 118, 60). Ничего ты этим не потеряешь во мнении других, а, напротив, выиграешь.

Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать (см.: Иак 4, 6; 1 Пет 5, 5). Вспомни, что если бы ты был и прав или не так в этом случае виноват, как говорят, то всё же мы пред Богом все виноваты и все во грехах, аще и один день будет жития нашего на земли. Господь же оправдывает только тех, которые в сердце своем сознают себя великими грешниками».

29 октября 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!