Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БУДЕМ ЗДРАВСТВОВАТЬ! » ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ


ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ

Древние говорили не «в здоровом теле здоровый дух»,
а что нужно стремиться, чтоб в здоровом теле был здоровый дух».
Вот это и есть воспитание в православном духе
.
(протоиерей Валериан Кречетов).

Думаю, для светских людей этот вопрос покажется риторическим, а возможно, даже странным. Ведь каждый с детства слышит о том, что для здоровья полезно вести активный образ жизни. Так-то оно так… Однако когда человек становится верующим, он почему-то эту прописную истину часто забывает. Что греха таить, для многих воцерковленных людей физкультура и спорт являются «недуховным» занятием. Не берусь никого судить: у всякого свое представление о духовности и спасении собственной души, свой путь в Царствие Небесное. Как говорится, в главном должно быть единство, во второстепенном (в нашем случае это методы физического оздоровления) – многообразие, а во всем – любовь. С духовной точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги и физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. (Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву). В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому всё чисто.

Кстати, некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, этот святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

И святой Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься, в том числе и физическими упражнениями: «Придя в себя, можешь начать настоящую духовную жизнь, следить за собой, и если будут появляться дурные мысли, желания, ты сможешь отбросить все греховное, как ребенок, через немедленное, хотя мысленное, обращение молитвенное к Пресвятой Богородице, как к общей Матери: «Владычице, спаси, сохрани меня, окаянного, я хочу быть чистым, близко стоять к Тебе», - а потом взывать: «Иисусе Сладчайший, спаси меня окаянного, привлеки к Себе, не возгнушавыйся блудницы и разбойника», - и такая молитва, наверное, сделает свое дело, даст тебе возможность выгнать из глубины души твоей греховную мысль: затем тотчас, смотря на то, в какое время придет тебе такая мысль, - брать серьезную книгу для чтения, работать, гимнастические делать упражнения, читать св. Евангелие или Псалтирь…» Как видим, праведный отец Алексий упоминал и о гимнастике. Далее он продолжал: «Затем старайся не быть в праздности, читай авву Дорофея и Добротолюбие, и, не сомневаюсь, настроишь себя по-настоящему. Тебе непременно нужно владеть собою, старайся осознать чувство долга и развить в себе силу воли, а это даст тебе возможность не быть преступником, а, наоборот, спасти себя, спасти и других, что требует от нас Христос Спаситель».

Удивительное дело: святой рекомендует заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть. (Хотя, по выражению преп. Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей»). Точно подметил православный писатель Виталий Бондарь: «Отношение к физической культуре, к тренировке и закалке тела у многих, мягко говоря, неоднозначное. Налицо ярко выраженные крайности: с одной стороны, безудержный культ и ублажение тела, навязываемые СМИ, с другой - полное пренебрежение к телу, вплоть до отказа от лечения. Такое пренебрежение некоторых православных, возможно, провоцируется культом тела, навязываемым назойливой рекламой, и является как бы ответной реакцией на информационный террор гедонистов».

Так стоит ли верующему пренебрегать своим телом и здоровьем? На вопрос о том, мешает ли тело спасению, священник Георгий Рябых ответил, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. (Конечно, если человек все свои силы направит лишь на служение телу, то в этом случае речь о духовной жизни уже вести нельзя). Далее батюшка сказал: «Аскетический путь, предлагаемый каждому христианину, исходит из того, что душа и тело представляют собой единство. То, что происходит в душе, отражается в теле, а что происходит в теле отражается в душе. Невозможно быть умеренным и собранным в душе, если мы даем волю своему телу во всем и всегда. Поэтому, если человек работает над воспитанием своей души, то одновременно он должен работать и над воспитанием своего тела… Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует...

А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен… Здесь, как, собственно, в любой работе, на первый план выходит философия того занятия, которому человек посвящает свою жизнь. Если он использует свое лишь тело в качестве инструмента для реализации высокой цели – тогда любой спорт оправдан. Если спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению, то есть формированию правильно устроения человеческой личности… Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда им начинают занимаются инвалиды – они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ

В настоящее время у Церкви меняется отношение к спорту. К примеру, в марте 2005 г. в Сергиевом Посаде по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил Первый международный форум Русского Боевого Искусства "Золотой Витязь". А в феврале того же года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия священнослужители епархии и прихожане многих храмов приняли участие в ставших уже традиционными ежегодных лыжных соревнованиях «Лыжня России». Не так давно в Ярославле прошел первый в России турнир по мини-футболу среди православных приходов. Играли настоятели ярославских церквей и их прихожане. Лучшей оказалась сборная храма Михаила Архангела. Как сообщает «Голос России», болельщиков было много, и они разительно отличались от обычных: не пили, не кричали, не ругались и не выпрыгивали на поле. («Голос России»/Седмица.Ru).

Вот уже шесть лет воспитанники воскресных школ и духовных семинарий проводят в Северном Бутово футбольный турнир на кубок Дмитрия Донского.

Хотелось бы отметить, что перед Олимпийскими играми в Афинах состоялся молебен в храме св. Георгия Победоносца на Поклонной горе. Более того, нашей олимпийской сборной Патриарх Алексий II выделил духовника – протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма святителя Николая в Толмачах… Есть свой духовник (отец Глеб Грозовский) и у футбольной команды «Зенит». В общем, Православная Церковь провозглашает, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом», как сказано в Основах социальной концепции РПЦ.

Вместе с тем, священник Александр Шумский пишет: «Священнослужители, особенно из монашествующих, склонны рассматривать спорт как явление сатанинское, и призывают относиться к нему соответственно. Я с этим не могу согласиться. Ведь спорт - это часть жизни, часть человеческой истории и культуры, в которых нет однозначности и добро перемешено со злом. Здесь те же страсти, что и в литературе, музыке, живописи. Да, мир идет к концу… да, нельзя священнику становиться шутом или мишкой-талисманом, обслуживающим те или иные соревнования и делающим деньги на суевериях спортсменов. Но, с другой стороны, нельзя священнику сегодня уходить и в православную резервацию, бросая на съедение "львам рыкающим", то есть всяким сектантам и сатанистам, несчастных людей, в том числе и спортсменов. Ведь они на самом деле – очень благодатный материал для духовно-нравственной работы. Спортсмены по-своему аскетичны, дисциплинированны, у них сильная воля. Надо только все это направить в русло христианской веры». Вспоминается высказывание четырехкратного чемпиона мира по вольной борьбе Александра Иваницкого: «Помните древнюю поговорку: "В здоровом теле здоровый дух"? А ведь атеисты лукаво отбросили вторую ее часть. Древние римляне говорили: "В здоровом теле здоровый дух, если упорно молиться". Совсем другой смысл, не правда ли?»

Зная, что некоторые православные, и даже священники, занимаются восточными боевыми искусствами, я как-то поинтересовался у протоиерея Максима Козлова: «Допустимо ли христианину заниматься восточными единоборствами?» Вот, что сказал батюшка: «На ваш вопрос можно ответить не некоторым формальным образом, какими видами единоборств возможно заниматься, а какими нельзя, а выработкой некоего критерия, которым вы далее постараетесь как-то руководствоваться. Мы знаем, что в основе многих современных видов деятельности, искусства, медицины, спорта в далеком историческом прошлом лежат те или иные нехристианские религиозные практики. Олимпийские игры произошли из праздника языческого бога Зевса Олимпийского. Современная не гомеопатическая медицина, которую мы называем теперь уже не традиционной, а «обычной» медициной, также произошла от греческой практики, связанной с почитанием языческих богов. И Гиппократ свою медицинскую практику сочетал со своими религиозными греческими убеждениями. Драма и комедия тоже, как мы хорошо знаем, связаны с определенного рода языческими праздниками. Масленица в ее светском преломлении тоже не без того. И так далее…

Что нам нужно, так это проверить, проследить: в современном виде те или иные единоборства уже настолько далеко ушли от своей религиозной, мировоззренческо-философской основы, что являются спортом в чистом виде, как бокс, как бег, как футбол, так же нейтральны в смысле медицины, как проглатывание таблетки анальгина или рентген? Или же эта основа еще не так далека, чтобы считать себя христианину, практикующему эти единоборства, вовсе спокойным в отношении своей совести? Этот критерий и нужно прилагать. В той или иной группе, в той или иной секции, в том или ином виде единоборств нет ли живых, пусть и рудиментарных, но остатков чуждой нам религиозной практики? В тех или иных видах единоборств нет ли философско-мировоззренческих установок, принципиально противоположных тем, которые должны быть у православного христианина? Если мы не сможем ответить на этот вопрос отрицательно, то лучше от таких единоборств держаться подальше».

Газета «Известия» писала о священнике Андрее Лазареве (г. Кимры), который объявил войну наркоторговле в своем городе и вышел из этой битвы победителем. Вот что говорит сам отец Андрей: «"С иглы" люди слезли, зато по-прежнему сидят "на стакане". Но среди наших постоянных прихожан уже не пьет ни один. Наше оружие теперь — это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров семь православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо, и еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу».

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос: «Совместимо ли Православие с разумным занятием физкультурой и спортом, ради укрепления здоровья?» - являются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога и поэтому за ней нужно следить. Если мы болеем, то не можем помогать другим, не только это, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами».

К сожалению, часто именно этот «социальный» аспект физического здоровья забывается противниками телесного развития и оздоровления. А ведь нетрудно представить, каким потенциалом здоровья должны обладать будущие мама с папой, чтобы родить и воспитать здоровых детей.

«Как многодетная мать, - пишет регент Алла ГАВЛЮКОВСКАЯ, - хочу особенно сказать про необходимую физическую культуру матери и детей. Дело в том, что реальное материнское служение начинается с беременности и родов — явлений бесспорно не только духовных, но и физических. Я считаю, что каждая женщина, имеющая намерение рожать здоровых детей (думаю, каждая без исключения хочет рожать только здоровых), должна иметь так называемый физический тонус. Известно, что сам процесс родов для женщины сравним с альпинистским восхождением. Причем беременность и роды — это не болезнь, как принято считать среди некоторых врачей, а самый настоящий труд, продуктивность которого напрямую зависит от подготовки самой женщины, в том числе и физической. Не наша задача сейчас обсуждать, какими знаниями, умениями и навыками должна обладать «профессиональная роженица» (я считаю, что таковой должна быть каждая), но для того, чтобы грамотно (не побоюсь этого слова) родить здоровенького человечка, общая физическая подготовка необходима, особенно женщинам умственного труда…

До того, как я стала матерью, я с самого раннего детства всегда занималась каким-нибудь видом спорта. В самое последнее время увлеклась скалолазанием и походами. Длительные походы с альпинистским снаряжением меня поддерживали не только в плане здоровья, но и очень вдохновляли на жизнь, молитву, учёбу, работу… И роды (у меня пока трое детей) прошли грамотно и без осложнений. До сих пор, имея детей-погодков, сама находясь в ожидании четвёртого, улучаю хотя бы пять минут для того, чтобы подвигаться. В крайнем случае с малышнёй просто включаем весёлую музыку и пляшем, прыгаем. В общем, здоровье — бесценный дар Божий — нужно поддерживать и матерям, и отцам, и подрастающим деткам. Безусловно, правильное питание, свежий воздух (а для детей ещё желательно с минимальным количеством одежды), а также физические упражнения просто необходимы для того, чтобы жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что физически нездоровому человеку (не без исключений) бывает сложнее продуктивно мыслить, что-то делать, принимать решения. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных».

Думаю в самый раз упомянуть об опасности гиподинамии и привести пару примеров врачевания движением.

ЧЕМ ОПАСНА ГИПОДИНАМИЯ

Гиподинамия – ослабление мышечной деятельности, вызванное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Проще говоря, гиподинамия – это малоподвижность. Чем же опасен недостаток движения для нашего организма? Всё дело в том, что генетическая программа человека была заложена с учетом большой двигательной активности. Если же организму не хватает определенной дозы движения, то все его жизненные функции нарушаются. В этом смысле, говоря о возможностях человеческого тела, хотелось бы привести в качестве примера оригинальный метод охоты североамериканских индейцев. Всего двести лет назад они добывали мелких копытных с помощью своей выносливости. Охотник, выбрав животное, бросался за ним в погоню. Животное, не привыкшее к марафонскому бегу, через 10-15 километров падало замертво… Увы, цивилизованный человек, привыкший к сидячему образу жизни, на такие подвиги уже не способен. Многие современные люди на машине проезжают в день по сто и более километров, а пешком и пятьсот метров боятся пройти. Как говорится, лень-матушка вперед нас родилась. А знаете, что объединяет водителей и бизнесменов? Их объединяет статистика урологов, которые утверждают, что среди мужчин указанного рода деятельности наиболее высока заболеваемость простатитом - до 70% от общего числа обратившихся пациентов. Гиподинамия является одной из главных причин, приводящих к воспалению предстательной железы.

В Америке есть фирмы, приплачивающие сотрудникам, не пользующимся лифтом. Считается, что фирме это выгоднее, чем нести убытки из-за болезни специалиста. И что же? Большинство сотрудников все равно не желает работать ножками. Лень выше здравого смысла и даже материальной выгоды. И пока человек не возьмет ответственность за свое здоровье на себя, ни одни доводы врачей об опасности гиподинамии на него не подействуют.

Вот некоторые из научных фактов, говорящих о вреде гиподинамии:

Пассивный образ жизни – это одна из 10 ведущих причин смерти и инвалидности во всем мире. Малоподвижность – причина нарушений кровообращения, ухудшения работы венозной и лимфатической систем, что ведет к увеличению в два раза смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта, и в 90% случаев является причиной заболеваний суставов. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой. Вот почему, прямым следствием гиподинамии является расстройство деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы. Недостаток движения вносит немалую лепту в развитие атеросклероза, по артериям начинает лениво течь «жирная» кровь, чреватая образованием атеросклеротических бляшек и тромбов.

Гиподинамия также приводит к ожирению – ключевому фактору появления многих хронических заболеваний. Оно связано с повышенным уровнем холестерина, диабетом, высоким кровяным давлением, повышенной опасностью возникновения сердечных проблем, астмы, желчекаменной болезни и других заболеваний. При недостатке движения страдают суставы, появляется усталость, одышка, депрессия, общее недомогание.

Напротив, физические упражнения улучшают обмен веществ, позволяют укрепить сердце и мускулатуру, способствуют профилактике ряда заболеваний (инфаркт, инфекционные болезни и др.), повышают устойчивость организма к большому числу неблагоприятных факторов окружающей среды, повышают иммунитет, улучшают сон, делают человека бодрым и жизнерадостным, увеличивают умственную и физическую работоспособность.

Наукой установлено, что через физические упражнения из организма выводятся химические вещества, образующиеся в результате стресса и разрушающие наш иммунитет; при малой подвижности только через 2-3 недели в крови восстанавливается исходный уровень белков иммунной системы, и именно в этот промежуток времени человек может заболеть. Физическая активность способствует долголетию.

Недавно мой знакомый мне поведал такую историю. У него возникли проблемы с желудком, и он решил сходить на прием к частному врачу-гастроэнтерологу. И вот, он заплатил деньги, просидел в очереди 1,5 часа, а врач, осмотрев его и выписав рецепты, говорит: «Вам необходимо ежедневно проходить пешком по 3 километра, иначе лекарства не будут оказывать в полной мере целебное действие»… «Ученый Фрэнк Бут из Миссурийского университета подчеркивает, что и в XXI веке человек генетически запрограммирован на образ жизни охотника и собирателя. В каменном веке люди день за днем занимались активным физическим трудом — охотились без огнестрельного оружия и автотранспорта, строили жилища без электроинструментов и подъемных кранов — словом, по нашим меркам, ставили спортивные рекорды. Физическая выносливость стала биологическим защитным механизмом, передававшимся по наследству. Этот механизм по-прежнему отвечает за то, чтобы в нашем организме обмен веществ и другие физиологические процессы проходили в оптимальном режиме. Однако для этого нужно соблюдать одно обязательное условие — человек ежедневно должен получать определенную «порцию» движения. Между тем, сегодня миллионы людей большую часть дня проводят сидя. Даже если они при этом правильно питаются, следят за весом, их организм все равно деградирует из-за нехватки движения. Исследователи по-новому оценили влияние неподвижного образа жизни на здоровых людей. Бут уверен, что многочисленные хронические болезни — следствие нарушений обмена веществ, который не может протекать нормально, если человек ведет неподвижный образ жизни. Движение — это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

Однако многие люди стремятся к тому, чтобы с определенного возраста начать вести пассивный образ жизни, «остепениться». Чем больше они сидят или лежат, тем быстрее мышечная масса уменьшается, а её место занимает жир. Это явление получило название «саркопения», автор термина — Ирвин Розенберг. Теряя силы из-за гиподинамии, люди не желают двигаться, объясняя низкую физическую активность упадком сил.

Специалисты из Новозеландского медицинского исследовательского института выяснили, что сотрудники офисов больше других работников рискуют заболеть тромбоэмболией. Каждый третий больной, попавший в больницу с глубоким венозным тромбозом, был клерком, который часами находился за компьютером…» (http://health.rambler.ru/article/190162/)

В качестве примера врачевания движением можно привести историю Михаила Михайловича Котлярова, который лишь после 63 лет, имея пышный букет серьезных болячек (туберкулез, тяжелая ишемия сердца, спондилез позвоночника и т.д.), “взялся за ум” и начал заниматься по системе закал-бега великого полководца А.В. Суворова. Так вот, к 88 годам Михаил Михайлович стал иметь показатели здорового мужчины до 30 лет (по данным Всесоюзного кардиологического центра Академии мед. наук СССР). Он на девятом десятке был способен пробегать помногу километров в жару и на 50-градусном морозе в шортах, купаться за Полярным кругом, жонглировать 24-килограммовой гирей, по 100 раз приседать и отжиматься от пола. (А было время, когда Михаил Михайлович, живя “как все”, с трудом доходил до ближайшего магазина, делая по дороге несколько передышек). Ему под стать и его жена, Антонина Николаевна. Работать над собой она начала только в 59 лет, борясь с перенесенным инфарктом и заболеванием сосудов головного мозга. Через 9 лет занятий физкультурой (запрещенной для нее врачами с 18 лет) к ней опять вернулись молодость и здоровье. Хотя доктора еще сорокалетней Антонине Николаевне говорили: “Ну, что вы хотите? Как гласит русская пословица, “сорок лет – бабий век…”. Поэтому, стоит ли верить тому, кто учит, что после 40 годков состояние здоровья лишь ухудшается. Сие верно лишь для лентяев, сластолюбцев и чревоугодников. Не зря один известный популяризатор здорового образа жизни часто повторял: “Здоровье надо зарабатывать собственными усилиями”.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ШКОЛА РАЗВИТИЯ СИЛЫ ВОЛИ И БОРЬБЫ С ЛЕНЬЮ

«Наш ветхий человек – прежде всего лентяй»

От направления и силы воли зависит нравственная ценность личности. К тому же хороший, но слабовольный человек для общества малополезен. Посему «для христианина важно, во-первых, иметь волю сильную и решительную, а, во-вторых, иметь волю твердо направленную ко благу ближнего; в сторону добра, а не зла. Сильная воля приобретается через упражнения. А для этого аналогично телесным упражнениям можно начинать с немногого, с небольшого. Но, начав упражнять свою волю в чем-либо (например, в постоянной борьбе с греховной привычкой), уже не останавливать этой работы над собой (то есть никогда не сдаваться, все доводя до конца). При этом с самого начала христианин, желающий укрепить свою волю, свой характер, должен избегать всякой разбросанности, беспорядочности и непостоянства в поведении. Иначе он будет человеком бесхарактерным, не представляющим из себя ничего определенного. На такого человека не могут положиться ни другие люди, ни он сам. В Священном Писании такой человек называется тростью, ветром колеблемою. Каждому нужна самодисциплина. Человек должен поставить себя в известные рамки, создав определенные условия и порядок в жизни – и от этого уже не отступать» (митрополит Филарет (Вознесенский)). Хотелось бы напомнить, что занятия физкультурой и спортом как раз способствуют воспитанию в человеке самодисциплины и силы воли (которую, конечно, нельзя путать с упрямством)…

Христианину нужно во всем иметь баланс, «идти срединным путем» и быть реалистом. Проще говоря, верующий должен быть адекватным человеком. Если медициной доказано, что физическая активность полезна для здоровья, то почему бы ей не заниматься во славу Божью? Тем более, что согласно православному вероучению, врачебное искусство благословлено Богом. Разве для нас не служит примером то, что практически все святые загружали себя тяжелой физической работой?

Конечно, проще оправдывать свою лень рассуждениями о «недуховности» занятий физкультурой. Но одно дело это услышать из уст монаха, а иное - от прихожанина-мирянина, не ведущего аскетический образ жизни. Следуя его логике, лучше на диване полежать, книжечку почитать или провести вечер за компьютером, общаясь на православных Интернет-форумах. Конечно, о душе надо думать больше, чем о теле. Только и о «доме души» забывать нельзя. Ибо «ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок» (Сир. 19:1). Повторюсь, если Церковь благословляет обращаться к врачам, то почему бы не прислушаться к их рекомендациям по здоровому образу жизни, которые можно обобщить афоризмом: физкультура и спорт – ключ к здоровью. К тому же, и для молодых людей, по словам учителя Церкви Климента Александрийского, «физические упражнения... весьма полезны», ибо телесная нагрузка, направляя избыток юной необузданной энергии в нужное русло, способствует целомудрию. Занятие спортом также уводит молодежь от употребления спиртного и наркотиков. Заметьте, во всем Евангелии лишь дважды Христос говорит: «Злой раб». В одном из случаев раб был ленивый. В основном, противники телесных упражнений сами не могут совладать с ленью и переступить через собственное «не хочу». Вот как об этом пишет марафонец М. Котляров, который до занятия русским закал-бегом был на грани инвалидности: «Припомните за собой: едете порой с работы вечером, а внутренний бес убеждает, что поздно пробежку делать, лучше поваляться на диване. Гоните его, разомнитесь, побегайте с полчасика да еще снегом разотритесь - усталость как рукой снимет!». Активное движение – путь к долголетию. Святые Отцы учили, что надо у Господа просить долголетия, чтоб была возможность принести достойный плод покаяния и достигнуть обожения. А что же вытворяем мы?

Рассмотрим в качестве примера порабощенность вредными привычками, допустим, курением. Печально, но этой пагубной привычке подвержены даже некоторые священники, что уж говорить о воцерковленных мирянах… Доказано, что пристрастие к этой вонючей, чадящей палочке сокращает жизнь в среднем на 12-17 лет. Получается, что отведенное Богом человеку определенное количество лет он сам добровольно сокращает, а значит, свою миссию на Земле из-за этого может не исполнить. Следовательно, верующий самовольно укорачивает свое служение Творцу... «Преподобномученик Кронид (Любимов) приводит меткое сравнение. Сколько масла мы наливаем в лампаду, столько она и горит. Сбережем огонек от всякой случайности, от неосторожного прикосновения, даже от простого дуновения ветра, и она будет радовать нас светом, пока масло не выгорит до последней капельки. Если же мы задуем фитилек или расплескаем масло, то это уже никак не вина лампадки».

Хороший пример борца с собственной слабостью и ленью - великий полководец и глубоко верующий А.В. Суворов. От рождения он обладал слабым здоровьем, но физкультура с закаливанием настолько укрепила его организм, что в 60 лет генералиссимус в лютые крещенские морозы занимался обнаженным по нескольку часов, а потом еще купался в проруби. Александра Суворова современники считали сверхчеловеком. С уст полководца не сходили слова, похожие на команды: «Победи себя - и будешь непобедим!», «молись Богу - от Него победа!», «ничего не начинай без молитвы», «береги здоровье!»... Причем, суворовцев, не следивших за своим здравием, подвергали палочным экзекуциям. Да, некультурно. Но в результате там, где у противника из ста заболевали десять, у него в армии из пятисот - ни одного. К примеру, за всю «альпийскую кампанию» никто из наших воинов не простудился, хотя у неприятеля лазареты были переполнены.

Православный врач К.В. Зорин утверждает: «Рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда развиваются физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

Наше здоровье – в наших руках, Бог доверяет нам как Своим соработникам. Но, к сожалению, часто мы из-за лени, чревоугодия или нежелания жить по неизменным Божественным законам, управляющим миром, не бережем Его дар нам – здоровье.

Мы сами себя губим, потворствуя собственным страстям и мифологемам… Помилуй нас Господи и вразуми!

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

http://www.hramnagorke.ru/prose/67/1656/
Андрей Сигутин

0

2

................продолжение.........
ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ

Как православному относиться к йоге

Святейший Патриарх Кирилл


«Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы молодых людей на встрече, организованной в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело».

В то же время Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствовавших на другой аспект затронутой темы: «В современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Поэтому, поддерживая занятия физической культурой и спортом, я одновременно имею некоторые критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране».

Отвечая на вопрос о ставших довольно популярными в юношеской среде занятиям йогой и медитацией Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.

«Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.

Иеромонах Серафим (Роуз): «Христианская йога»

Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение; следующие описания взяты из его книги[6].

Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты» (стр. 54). К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

Тот же автор продолжает: «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать» (стр. 63).

Разумеется, эта идея не христианская, а языческая, но цель «христианской йоги» — использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для «христианской» медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. «Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется, и вас наполняет чувство общего благосостояния» (стр. 158). Упражнения приводят к «необычайному ощущению покоя» (стр. 6). «Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна и которая вправду сохраняется на долгое время. Если наши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет» (стр. 49). «Цель всех его (йога) усилий — заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны» (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, «можно с полным правом назвать «состоянием полного здоровья», которое позволяет нам делать больше и лучше на человеческом уровне — для начала, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния — удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас… к духовной жизни» (стр. 31). Это может изменить всю личность человека: «Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает и что все замечают перемену в его поведении и реакциях. Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен… Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности» (стр. 50).

Но все это — только подготовка к «духовной» цели, которая не заставляет себя долго ждать: «Став созерцательной, моя молитва получила особую и новую форму» (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает «легкость, которую» он «почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании» (стр. 6). Человек становится «более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес» (стр. 13). «Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни» (стр. 31). Даже для «ученика-йога» молитва становится «сладостной» и «охватывает всего человека» (стр. 183). Человек расслаблен и «готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Cвоей милости сочтет нас достойными испытать» (стр. 71). «Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы оно было взято, было восхищено — и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания» (стр. 72). «С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в полном смысле этого слова» (стр. 11).

Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже, стр. 176–179), узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути — или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских «христианских» опытов. То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор «Христианской йоги», будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые «медитации», которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических «медитаций» последних веков, с их свободной игрой воображения на христианские темы. Так, например, медитируя на тему рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери. «Я вглядываюсь, и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель — Царь — Свет — Сияние — Пастырь — Младенец — и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо… Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею… безмолвное видение всего таинства Рождества» (стр. 161–162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидел, что этот достойный жалости «христианский йог» умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей «духовных переживаний»: он даже не видел «Ангела света», а только дал волю своим собственным «религиозным фантазиям», порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленных к духовной брани и к бесовским искушениям. Подобная «медитация» в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика «Добротолюбия» на французский язык с приложением выдержек из «Добротолюбия», только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности Православия, которая совершенно недоступна современным «мудрецам», разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании «Добротолюбия» является то, что он называет «сердечной молитвой» (в православных традициях она является наивысшей молитвой, которой сподобляются только очень немногие после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца) простейший трюк: произнесение слогов в унисон с сердцебиением (стр. 196).

Ниже мы полнее прокомментируем опасности «христианской йоги», когда будем отмечать в ней черты, общие с другими формами «восточной медитации», которые предлагаются сегодня христианам.

Глава из книги «Православие и религия будущего»

http://www.pravmir.ru/kak-pravoslavnomu … ya-k-joge/
http://www.pravmir.ru/opasno-li-pravosl … sya-jogoj/

Я страдаю болезнью позвоночника. Врач посоветовал заняться йогой. Говорит, в йоге есть комплекс упражнений, который помогает при моей болезни. Но, насколько мне известно, все упражнения в йоге направлены на достижение какого-то духовного эффекта. Я человек православный, регулярно хожу в Церковь и не намерен погружаться в изучение чуждой мне религии. В то же время я знаю, что многие из упражнений современной гимнастики взяты именно из йоги. Где же та грань, за которой физические упражнения превращаются в духовные? Петр

Отвечает Дмитрий ПЕТРОВСКИЙ, сотрудник Секретариата по межправославным отношениям ОВЦС:

– Уважаемый Петр! Йога зародилась в индуизме и буддизме как совокупность духовных и физических практик. Цель йоги — управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более возвышенного психического и духовного состояния. Согласно философии индийского дуализма в мире действуют два начала: материя и дух. Жизнь получается в результате соединения этих двух субстанций, которые совершенно разнородны, но не сознают своей разнородности и притягиваются друг к другу. Стоит душе человека ясно осознать всю отличность своей природы от природы материи и глубоко проникнуться этим сознанием, как она освободится от связи с телом и после смерти растворится в духовной субстанции. Поэтому некоторые называют йогу искусством смерти.

Казалось бы, аскетика Православия и аскетика йоги созвучны, но на самом деле разница принципиальная. Мысль о теле как темнице души, несомненно, имеет языческое происхождение и в корне противна христианству, утверждающему, что тело — храм Духа Святого, и проповедующему телесное воскресение.

Все направления йоги основаны на допущении, что люди могут своими действиями достичь единства с Абсолютом. В целом йога предлагает человеку ложный путь самосовершенствования — путь, на который увлек диавол первого человека Адама, соблазнив его возможностью стать Богом.

Одна из систем йоги — хатха-йога — сосредоточена на очищении тела, приводящем к очищению ума и жизненной энергии. Хатха-йога включает в себя специально подобранный комплекс тренировочных поз, сопровождаемых определенным дыханием. Разные упражнения укрепляют разные части тела и органы. В настоящее время хатха-йога в ее многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

На вопрос о допустимости йоги как чисто физической практики нет сформулированной церковной позиции, существуют только личные мнения. Одни считают, что Православие и йога несовместимы, другие не видят ничего предосудительного в том, чтобы использовать некоторые позы в целях оздоровления. Действительно, йога — очень эффективная оздоровительная система, но эффективна она именно благодаря своей комплексности и укорененности в определенной духовной традиции. Ее популярность у нас понятна — в христианстве не сохранилось такой методически проработанной физической системы. Кроме того, большинство современных учителей йоги подают ее как внерелигиозную (или всерелигиозную) систему упражнений, ведущую к оздоровлению, самосовершенствованию, самое большее — к некоему абстрактному «просветлению».

И все-таки, осваивая технику различных поз, вы неизбежно начнете погружаться в их духовный смысл. В подавляющем большинстве случаев современная йога, практикуемая в нашей стране, — это подражание дилетантов дилетантам. Поэтому, чтобы понять смысл упражнений, вам придется читать дополнительную литературу. При этом вы невольно будете подвергать свое сознание воздействию той языческой философии, которая сегодня затуманила разум многих людей.

В России и, в частности, в Москве, несмотря на чрезмерную рекламу курсов и школ йоги различных направлений и степеней сложности, очень мало специалистов, готовых преподать йогу именно как целостную систему. А редко встречающиеся профессионалы уже сделали свой духовный выбор — не в пользу Православия. Общение с такими учителями для души небезопасно. Индуизм совсем не любвеобилен по отношению к другим религиозным практикам, и, если заниматься у серьезных специалистов, они рано или поздно поставят перед вами вопрос о духовном выборе. Для них, живущих в этой традиции, естественно, что для дальнейшего роста необходимо соблюдение религиозных ритуалов. Если православный человек займется классической йогой, ему, чтобы остаться православным, неизбежно придется противостоять всему культурно-историческому и духовному фону, который несет чуждая для него традиция. Это непросто.

Я не утверждаю, что невозможно заниматься йогой только как гимнастикой. Множество лечебно-оздоровительных синтетических систем основывается на позах йоги. Например, гимнастика Поля Брэгга, пилатес и прочее. Какой комплекс упражнений выбрать? Каждый подобный вопрос должен решаться индивидуально. Рекомендацию врача заняться йогой необходимо обсудить с духовником, который, зная вас и ваши склонности, сможет определить степень возможной опасности упражнений конкретно для вашей духовной жизни. Мы, как христиане, призваны к свободе, а не к анархии духа. Поэтому «все мне позволительно, но не все мне полезно» (1 Кор. 6: 12).

http://www.pravmir.ru/kak-pravoslavnomu … ya-k-joge/
http://www.pravmir.ru/opasno-li-pravosl … sya-jogoj/

0

3

что для вас в жизни на первом месте ? на первом месте -Господь Бог....(из интервью с Федором Емельяненко )

Емельяненко является четырёхкратным чемпионом мира по ММА в тяжёлом весе по версии «Pride FC», двукратным — по версии «RINGS», трёхкратным — по версии «WAMMA», четырёхкратным чемпионом мира и пятикратным чемпионом России по боевому самбо, а также заслуженным мастером спорта по самбо[2] и мастером спорта международного класса по дзюдо

0

4

Является ли самооборона грехом?

0

5

Я чувствую, что я — по уши в своих грехах, мое недостоинство — сплошь и во всем. Слава Богу, что я читаю книжечки, знаю, что это правильное устроение, когда видишь, что ты нигде и ничего не можешь. Тогда нужен Спаситель. А если ты все можешь сам, то зачем тебе Спаситель? Может лучше заняться аутотренингом: рука теплая, я спокоен? Тогда зачем тебе Бог? Вот некоторые скажут: «А что, результаты же есть и у аутотренинга, и у медитации, и у йоги?» Поверьте на слово, что со всей этой медитацией и йогой окажешься в тупике, не через час, так через пять лет. Упрешься своим щенячьим носом в стену. Нужно же понять: кто мне помогает, если не Бог? Разве есть «боги главные» и «не очень главные»? Нет, ребятки, помогает или Бог, или бес. Вот говорят: «К бабке иди, и она грыжу тебе заговорит», конечно, потому что колдовство же есть. Оно работает и понятно с чьей помощью. И мы возвращаемся опять к той же точке, когда мы ляжем в ящичек, мы поймем, кто нам помогал. Средств-то много, но нужно выбирать верное.(Пётр Мамонов)

0

6

Так часто, приходится слышать о том, что хатха йога, не имеет отношения к индуизму, и ее можно использовать как альтернативу фитнесу, даже православным христианам. Вот что отвечает на этот вопрос архимандрит Рафаил Карелин:
Хатха-йога у себя на родине не рассматривается изолированно от общей системы йоги, включающей в себя раджи-йогу и джняна-йогу, в которых содержатся религиозные, космологические и антропологические представления шиваизма. В хатха-йоге также есть учение о всемирной энергии – пране, о духовных центрах, расположенных в позвоночнике и головном мозге человека, об энергетическом депо в солнечном сплетении и так далее. При этом хатха-йога уделяет особое внимание сексуальной энергии человека и возможности ее трансформирования. Все это, безусловно, несовместимо с христианством. Затем в хатха-йоге, как один из важнейших элементов, присутствует активное воображение. Йог должен упражняться в умении создавать яркие зрительные образы. Это также в корне противоречит христианской аскетике, которая предупреждает, что к воображению близок мир страстей и потому к нему легко присасываются, как паразиты, демонические силы. Контроль над своим сознанием, который у христианских подвижников называется трезвением,– это главным образом борьба с воображением. Следующим обязательным упражнением, как для хатха-йоги, так и для других йогических систем, является медитация. Это сосредоточение на определенных идеях или повторение мантр – изречений. Медитация основана на шиваистской антропологии, а именно на представлении о том, что человеческий дух по природе тождествен абсолюту, и поэтому медитация является заменой молитве или молитвой, обращенной к самому себе. Ваши инструкторы называют это аутотренингом. На самом деле это тайный вид самообожествления: йог имеет дело с самим собой. Если он произносит имена богов, то это только модификация абсолюта, а так как он считает себя единосущным абсолюту, то это рабочая модель самого себя. Человек, занимающийся или даже занимавшийся медитацией, с большим трудом учится молитве. Ему кажется, что в молитве действует не личностный Бог, а его собственная энергия, являющаяся творческой силой, и он через слова молитвы сосредотачивает и направляет ее. Христианин в молитве чувствует нечто противоположное состоянию йога, а именно свою ограниченность и скудость, и обращается вовсе не к каким-то скрытым резервам своего духа, а к Богу – живой Личности, к Богу, с Которым он связан не природой, а любовью. Он не возбуждает и не раздражает тех психических центров, о которых учит йога, не трансформирует посредством воображения свою сексуальную энергию, а, очищая ум и сердце от образов, помыслов и страстей, просит помощи у Бога. Молитва совершается и исполняется силой Божественной благодати, то есть силой, лежащей за пределами человеческой природы. Что касается мантр, то если даже в их тексте не присутствуют имена языческих божеств, то подразумевается, что они обращены к ним: ведь взяты мантры из священных ритуальных книг индуизма. Поэтому, читая их, человек включается в духовное поле Вед и Упанишад, в мир существ, которых йоги считают модальностями единого брахмана, которых оккультисты называют космическими духами и посредниками, а
христиане – демонами
. Йога создала у вас ложные психические установки и комплексы, поэтому вы воспринимаете христианство в искаженном виде – через тонкую призму языческих понятий, отчего и перестали его понимать. Если угодно, это можно назвать «эго-христианством».
Православие † Ορθόδοξη Εκκλησία

0

7

Как вы относитесь к занятиям йогой ?

0

8

и снова о йоге ..

на 15 минуте ролика

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БУДЕМ ЗДРАВСТВОВАТЬ! » ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ