Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БУДЕМ ЗДРАВСТВОВАТЬ! » Пост и телесное здоровье


Пост и телесное здоровье

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Пост и телесное здоровье


Православный пост. Сретенский монастырь, 2005 г. Переплет – мягкий, 96 с.

Отрывок из книги "Православный пост", изданной Сретенским монастырем в 2005 г.

Цель воздержания в пище, телесного поста – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем, как уже говорилось, «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.

Согласно 69-му Правилу Апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья».

В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом.

Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарство. «Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи.

Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27), – сказал и Сам Спаситель, что применительно к посту означает: «пост для человека, а не человек для поста».

Нарушение поста – это когда человек может поститься, но не прилагает к этому усилия. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, – то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, – то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух.

Бывает, что люди не постятся, слушая то, что внушает им лукавый: «Вы заболеете, произойдет истощение организма, особенно сейчас, при недостатке витаминов, при ослаблении сил». Враг всевает такой ложный страх, а причина этого – наше маловерие. Из «Житий святых» мы знаем, что подвижники питались пищей самой скудной: порой один хлеб и вода. Несмотря на это, «святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу, – пишет преподобный Серафим Саровский. – Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». Так, например, преподобные Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский – 113 лет, Сергий Радонежский – 78 лет, Кирилл Белозерский – 90 лет, Макарий Желтоводский – 95 лет… Как видно, строгие посты и умерщвление плоти не сокращают жизнь человека.

«Удивительная вещь, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаньев ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудом, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, – облагоухали свои тела».

То, что пост вреден, могут говорить только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, по личному опыту знают, какую пользу он несет в себе и душе и телу, а главное – делу спасения.

0

2

У моей мамы постоянно болит левый бок ( ну к врачам это не царское дело обращаться, терпит тихонько, регулирует питанием) а в пост говорит забыла даже где болело, довольная такая))))

Надоели похуделки на главной странице)))))) все равно не уже не кому отчеты там писать

0

3

во ,мне это знакомо ) только у меня правый  http://forumupload.ru/uploads/000a/2c/8c/16412-1.gif  .конечно пост -это и колоссальный лечебный эффект на организм

с вашего позволения я и темку "делаем тело " переименую ,мне по слуху и глазам бъет очень это название ,все же тело делает Господь Бог

0

4

р.Б  Анна написал(а):

,все же тело делает Господь Бог

:cool:

0

5

Жизнь без масла

Для многих наступление поста, и особенно Великого, – повод серьёзно пересмотреть своё отношение к еде. Часто словосочетание «постная трапеза» вызывает ассоциации либо с однообразной и скудной пищей, либо со всевозможными заменителями мяса.

Действительно, магазины сегодня предлагают соевый майонез, соевое «сливочное» масло и даже соевую колбасу. Но очевидно, что смысл телесного поста не в том, чтобы заменить мясную и молочную пищу почти такой же, но постной, а в том, чтобы начать относиться к насыщению проще и есть меньше.

При этом ясно, что никто не заставляет активного работающего или, наоборот, ослабленного болезнью человека, или кормящую женщину, ребёнка или старика, голодать или очень сильно ограничивать себя в еде. Это – особый путь, и доступен он не каждому. Но очевидно, что для того, чтобы довольствоваться меньшим количеством пищи, нужно внимательно отнестись к выбору даже не рецептов, а продуктов.

Многие почему-то уверены, что пища без мяса, масла и молока – «пустая» и некалорийная. Часто даже врачи убеждают пациентов в том, что крепкий мясной бульон полезен после операций, что мясо необходимо есть, чтобы восстановить кровь и так далее. Но учёные далеко не единодушны в этом вопросе. Было проведено много исследований, доказывающих, что человек, питающийся без мяса, получает полный комплект необходимых микроэлементов, витаминов и даже белка. Ну, а постящимся понятно, что постная пища способствует, кроме всего прочего, и усмирению страстей.

Великий пост приходится на то календарное время, когда земля не плодоносит. Припасённые в кладовых корнеплоды понемногу теряют свой вкус и пользу (картофель, например, от долгого хранения становится почти ядовитым, и перед употреблением его лучше вымачивать в воде). И тут на помощь нам приходят злаки и бобовые. И если кому-то кажется, что это только гречка, овсянка, фасоль и горох – самое время отказаться от стереотипа.

На первой неделе поста благословляется есть пищу без масла. В календаре есть ещё и слово «сухоядение», но в наши дня мало кто из священников требует от прихожан такой строгости поста. А чтобы питаться сытно и не вкушать при этом масла, надо всего-навсего запастись хорошим набором круп и овощей.

Начнём по порядку – с любимой многими овсянки. Из овса, – злака, имеющего очень высокую биологическую ценность, – делают овсяные хлопья, мюсли, толокно. После сытной овсяной каши на завтрак обычно долго не хочется есть.

Овсяная каша на завтрак

На одну порцию

50 г овсяных или зерновых хлопьев быстрого приготовления

горячая вода

половина яблока

мёд – 1 ложка

Овсяные хлопья быстрого приготовления залить почти кипятком, так, чтобы воды было в 2,5 раза больше, чем хлопьев. Плотно накрыть крышкой и дать настояться в течении 5 минут. Добавить половину натёртого на крупной тёрке яблока, ложку мёда, перемешать.

Каша овсяная цельнозерновая

Зёрна овса замочить в воде (можно на ночь). Довести до кипения, убавить огонь под кастрюлей и прикрыть крышкой. Периодически помешивая и подливая в случае необходимости воду, варить кашу в течение 40-50 минут, накрыть крышкой и дать настояться. Добавить изюм, мелко нарезанные курагу и чернослив.

Есть другой способ приготовления цельнозерновой овсянки. Вечером промыть овёс, довести до кипения, закрыть крышкой и снять с огня. Утром снова довести до кипения, добавить воды, если требуется, и варить до готовности полчаса. Приправить по вкусу.

Очень полезен для поддержания сил овсяный отвар.

Стакан зерна залить литром воды, довести до кипения, варить в течение 15-20 минут, дать настояться под крышкой. После настаивания процедить, можно добавить мёд и лимонный сок.

***

Ещё одна распространённая крупа – гречка. Она продаётся в виде целых зёрен и продела, а ещё из неё делают муку. Многие знают, что гречка очень богата содержанием железа, что она применяется при лечении заболеваний крови и кровеносных сосудов. Но мало кому известно, что кроме хорошо знакомой нам коричневой, прожаренной перед продажей, гречки, есть еще и зелёная – необработанная. Зелёная гречка при приготовлении выделяет большое количество киселеобразной слизи, так что каша из неё получается очень вязкой. Вегетарианцы и сыроеды проращивают гречку и полученные хрустящие зёрна с ростками добавляют в салаты и каши. Это очень полезно и сытно.

***

Рис – популярный злак, отличающийся огромным разнообразием сортов. Для густой каши и итальянского ризотто используется круглозёрный рис арборио, для овощного плова – длиннозёрный индика, ещё есть нешлифованный коричневый, ароматные жасмин и басмати, красный, чёрный, дикий и множество других. Самый полезный рис – нешлифованный, в котором, благодаря сохраняющимся в зерне отрубям и зародышам, сохраняется максимум полезных веществ.

Рис арборио с помидорами и базиликом.

Отварить рис (на один стакан риса три стакана воды). Добавить нарезанные помидоры, соль и базилик (или смесь итальянских трав). Перемешать, оставить под крышкой на 15 минут.

Коричневый рис со шпинатом.

Отварить рис (на стакан риса два стакана воды). Потушить на сковороде шпинат, измельчить, добавить к рису. Посолить, поперчить.

***

Ячмень – одно из древнейших культурных растений. Ячмень в наше время незаслуженно забыт, и совершенно напрасно, ведь это – полезнейшее растение, богатое витаминами и минералами, а кроме того, содержащее полисахариды, снижающие уровень холестерина. Ячмень бывает в продаже в виде ячневой крупы и перловки. Ячневая крупа – это дроблёное зерно без внешних цветочных оболочек, в ней много клетчатки. Перловка же – наоборот, цельное зерно, но шлифованное.

Перловка с грибами

Перловая крупа – один стакан

Вода – три стакана

Свежие грибы

Зелёный лук

Соль, перец

Крупу замочить на ночь, воду слить, залить свежей водой и сварить. Грибы потушить на сковороде без масла на маленьком огне (при тушении выделяется много сока), добавить к перловке, посолить, посыпать мелко нарезанным зелёным луком.

Ячневая каша с картофелем

Крупа ячневая - 150гр.

Вода – 1 литр

Картофель – 3-4 штуки

соль

Ячневую крупу промыть, варить на маленьком огне. В конце варки добавить мелко нарезанный картофель, довести до готовности, посолить.

***

Древнейшая и популярная пшеница – это не только белый хлеб. Кроме муки, из пшеницы делают несколько видов круп. Это всем известная манка, крупы «Артек» и «полтавская», а также кускус и булгур. Манка – пшеничная крупа крупного помола, а кускус производится из манки. Булгур – дроблёное пшеничное зерно, которое, например, можно использовать вместо риса.

Овощной плов из булгура

Нарезать морковь соломкой, лук – полукольцами, болгарский перец – небольшими полосками. Потушить овощи в небольшом количестве воды, добавить измельчённые помидоры. Замоченный булгур промыть, добавить к овощам, потушить до готовности, приправить.

В пятницу первой седмицы Великого поста освящается коливо – традиционная каша из зёрен с мёдом. Пшеница отлично подходит для того, чтобы приготовить коливо.

Коливо из пшеницы с маком

Пшеничные зёрна промыть, залить водой и сварить до готовности. Воду слить. Отдельно залить кипятком мак, потушить до мягкости, откинуть на сито, пропустить через мясорубку. Соединить мак с пшеницей, добавить мёд и изюм.

Также коливо можно приготовить из овсяного зерна, мало разваривающегося риса, перловки.

***

В последние годы в магазинах появилась совершенно новая крупа – киноа (или квиноа). Это удивительно растение пришло в Европу из Южной Америки, для инков киноа, наряду с картофелем и кукурузой, была одним из основных продуктов питания. Для нас киноа ценна тем, что содержит очень много белка – больше, чем все остальные зерновые культуры, и белок киноа по составу похож на молочный. Кроме того, киноа превосходит все остальные крупы количеством железа и фосфора. Эта крупа гораздо дороже остальных, но пищевая ценность её вне конкуренции.

Для приготовления киноа обязательно нужно сначала замочить, чтобы избавиться от горечи.

Каша из киноа с овощами

Нарезать морковь тонкой соломкой. Налить в кастрюлю воду, положить морковь, довести до кипения. Добавить предварительно замоченную и промытую крупу. Сварить кашу, посолить.

Можно сделать и сладкий вариант такой каши – в конце приготовления добавить подготовленный изюм и сахар.

***

Кладезь витаминов и огромный простор для кулинарных экспериментов – бобовые. И это не только фасоль и горох, как мы привыкли считать. Десятки видов фасоли, чечевицы, нут (крупный турецкий горох), маш (или мунг, мелкий зелёный горох родом из Индии), долихос (бобы кремового цвета с характерным гребешком), – бобовые предлагают нам огромное разнообразие питательных растений.

Пищевая ценность их велика, – бобовые богаты белком, фосфором и железом, а также витаминами. Однако принято считать, что бобовые – тяжёлая для пищеварения пища, поскольку они долго перевариваются и могут бродить в желудке. Для того чтобы снизить неприятные последствия от употребления в пищу такого вкусного и полезного продукта, можно воспользоваться некоторыми советами. Во-первых, замачивание.
Во-вторых, крупную и среднюю фасоль после замачивания можно очистить от оболочки.
В-третьих, при отваривании бобовых можно слить воду после первого закипания и залить свежую. В-четвёртых, лучше не есть с бобовыми хлеб. А в-пятых, нужно использовать определённые специи, традиционные для приготовления блюд из бобовых. Это чабрец, шалфей, мускатный орех, майоран, кориандр и тмин.


Чечевица с брокколи

Отварить чечевицу с приправами, посолить. Брокколи разделить на соцветия и готовить на пару 5 минут. Подать чечевицу вместе с брокколи.

Нут с овощами и рисом

Нут замочить на несколько часов, воду слить. Нарезать соломкой овощи – морковь, тыкву, сладкий перец. Лук порей нарезать тонкими кольцами. Овощи потушить под крышкой, добавить нут, долить воду, варить до полуготовности. Добавить промытый коричневый или красный рис, приправы, довести до готовности, посолить.

Пюре из зелёной чечевицы с помидорами

Промыть разваривающуюся чечевицу, сварить до готовности. В сковороде потушить помидоры, чеснок и лук. Соединить с чечевицей, размять, посолить и добавить приправы.

Долихос с картофелем и чесноком

Замочить бобы, воду слить. Отварить до полуготовности, добавить нарезанный картофель, шалфей, молотый мускатный орех и тмин. Довести до готовности и посолить.

Зелёная фасоль с кукурузой

Для этого блюда понадобятся замороженные стручки зелёной фасоли и зёрна кукурузы. Фасоль и кукурузу разморозить, выложить на сковороду и потушить с небольшим количеством воды. Добавить мелко нарезанный чеснок, измельчённые помидоры, потушить. Добавить соль, чёрный молотый перец, приправы.

Как вы понимаете, все приведённые рецепты могут быть видоизменены, можно добавлять любимые овощи и приправы по вкусу. Кроме того, все крупы можно отварить впрок, они вкусны и в холодном виде даже без овощей и приправ.

Приятного поста!

источник

**********
Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, – и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни... (Святитель Феофан, Затворник Вышенский)
http://cs4322.vk.com/u22136823/-14/x_2a73ec17.jpg

0

6

Алексей Ильич Осипов

"Мы постимся не ради богоугодия. Как будто Богу нужен наш пост! Дьявол явился Великому Антонию и говорит: " Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня". Сказал и ждет: не возгордится ли своим смирением Антоний? Пост дан вовсе не ради богоугодия. Совсем не в этом дело. Народная мудрость говорит: "Сытое брюхо к учению глухо". Это все знают, еще больше скажу: "к молитве глухо". Пост только потому и необходим, что он делает нас более "легкими", более способными к молитве. Это первое, без чего религия невозможна - без поста, без воздержания. Более того, это воспитывает наш дух хоть немножко. Заметьте, мы же ни в чем не можем себя воздержать. Как нам трудно добровольно от чего-либо воздержаться! Почти невозможно. Пост нас к этому приучает, дает силы управлять собой. Пост облегчает нас. Я помню свой разговор с начальником медицинского отдела ЮНЕСКО во время Великого поста. Я его угощал великопостным кушаньем, а оно было очень скудное. У нас в академии для преподавателей пост без рыбы (студентам дают рыбу кроме первой, четвертой и страстной недели, Среды и Пятницы. Мы по этому поводу шутили, не пойти ли нам в студенты на Великий пост). Так вот, угощал я этого директора из ЮНЕСКО. Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост - сколько мы постимся, как часто бывает пост и пр. Потом вздохнул и сказал: "Если бы все люди так жили! Нам бы, медикам, тогда и делать было бы нечего. Любой врач скажет: "Воздержание - в высшей степени полезно!"
Свт. Тихон Воронежский в краткой форме сформулировал: "Воздержно яждь, мало пий и здрав будеши", т.е. это колоссальное оздоровительное средство, только нужна разумность, нужен пост, а не неразумное неядение, когда человек доводит себя, не знаю до чего. Можно погубить себя, чем угодно, самыми полезными вещами. Нет, пост - это воздержание, которое является одним из очень эффективных средств оздоровления всего организма. Это нельзя забывать.
Так что, даже если кто-нибудь не верит ни в Бога и ни в Церковь, и тому я очень советую прибегать к этому оздоровительному средству."

***********
Пища, которую мы едим постом, должна быть по возможности простой. А меру поста (точнее – меру воздержания от различных видов пищи) пусть каждый определяет для себя сам. Ведь понятно, что по уставу, монашескому в своей основе, практически никто из мирян не постится. Не можешь есть картошку всухомятку, без растительного масла? Лей и не смущайся. Нужна тебе рыба? Ешь (ну хотя бы по субботам-воскресеньям). Здоровье не позволяет обходиться без молочного? Пей кефир, обеспечивай кальций творогом. А вот когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах – это уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста» (где на обложке монах как символ вкусной и здоровой пищи) – это не воздержание. Пища вообще не должна занимать наш ум во время поста. Сел, поел – и живешь дальше.

Священник Феодор Людоговский

0

7

Опасны ли посты для здоровья?

  От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни.
(Сир. 37, 34).

Где пиры да чаи, там и немочи.
Русская пословица.

Святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.
Преподобный Серафим Саровский († 1833).

Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем устроением, в котором находится. Он может проявить воздержание и поесть поменьше? Пусть ест поменьше. Если человек духовно преуспевает, то он вкушает мало пищи, а силы в себе чувствует такие, как если бы ел как обычно.

Если у человека есть простота, смирение, то он приемлет благодать Божию, смиренно постится и божественно питается. Тогда он обладает божественной силой, и во время продолжительных постов у него есть большой «запас прочности».
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Евреи, сорок лет питаясь манною – пищей, по человеческому рассуждению, недостаточной для подкрепления тела, – пребывали в одинаковой бодрости и крепости, а может быть, имели и большие силы, потому что не пища, но Божественный устав поддерживал и души, и тела. Посему законодатель и изрек то, что желаешь ты узнать: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком слове, исходящем из уст Господних.
Преподобный Исидор Пелусиот (V век).

Несомненна польза поста: легок духом и телом, и спишь хорошо, и встаешь прездорово.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Чревоугодник сокрушается только о том, как бы наполнить чрево свое яствами, а когда поест, мучается во время пищеварения; воздержание же сопровождается здоровьем.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к сохранению здоровья и процветанию его.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

О "вреде" поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те кто соблюдают посты, – никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но – положительно полезен для телесного здоровья.
Митрополит Филарет (Вознесенский) (XX век).

Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961).

Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды, весь Великий пост проводил без еды, ничего не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский – 113, а св. Алипий – 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений. Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
[i]Василий Изюмский, протоиерей (XX век).[/i]

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БУДЕМ ЗДРАВСТВОВАТЬ! » Пост и телесное здоровье