У каждого человека должна быть семья

Интервью с Протоиереем Дмитрием Смирновым — настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва), председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Отец Димитрий, скажите, отчего зависит семейное счастье?

Семейное счастье зависит от многих параметров. И, прежде всего, от готовности к семейной жизни и от понимания того, в чём она состоит. По этому критерию должен идти выбор.

А как определить, готов ли ты к семейной жизни?

Здесь велика роль людей взрослых: родителей, священника, к которому ты ходишь.

Батюшка, а если встреча с избранником еще не произошла, как быть? Вести себя не вольно, но в тоже время и не зажиматься?

Вы сами уже очертили две правильные границы, за которые не надо переступать: быть самим собой и молиться Богу, чтобы Он помог в этом.

Многие молодые люди, делая первые шаги в церковной жизни, нередко спотыкаются о камень, который называется «целомудрие». До прихода в храм они считали вполне допустимым вольное общение с противоположным полом, а тут оказывается, что Церковь практически всё это запрещает. Что Вы посоветуете людям, которые чувствуют себя еще неготовыми жить по новым для них церковным правилам?

Дело в том, что церковные правила не искусственны, а выработаны на основании заповедей Божиих. Поэтому, если человек хочет вести образ жизни несоответствующий образу христианина, он выходит за рамки Церкви. Но мы не можем в угоду человеческим слабостям и порокам изменять Слово Божие. Всё, что противно браку (а нецеломудрие противно), то противно и Богу.

Люди, которые не регистрируют свое сожительство как брак, считают, что плохого в этом нет. Правы ли они?

Что значит плохого? Есть такое понятие — «грех». Грех — это то, что противоречит воле Божией. Поэтому, если человек строит свою жизнь согласно с Богом, он этого делать не будет. Если человеку на то, какое мнение имеет на этот счет Бог, наплевать, тогда с точки зрения церковной он совершенно неуправляемый. Некоторые люди поступают как животные и считают, что в этом ничего плохого нет, а некоторые вообще говорят, что они от обезьяны произошли. Что тут сделаешь?

Они говорят, что не приносят этим никому вреда.

Ну, как же? Во-первых, они приносят вред самому себе. Во-вторых, вред тому, с кем они вступили в незаконное сожительство. В третьих, они приносят вред обществу, ибо то, что они делают, называется развратом. Это развращает нравы, это служит очень дурным примером. И то, что у таких людей возникло такое мнение, есть следствие того, что уже кто-то такой образ жизни рекламирует.

Да, действительно вред может быть. Ведь нередок и такой итог: женщина беременеет, мужчина, не обремененный даже минимальными обязательствами зарегистрированного брака, бросает ее, денег нет, проблемы наваливаются одна за одной…

Прежде чем лечь в кровать, надо зарегистрировать брак, потом венчаться, и тогда будет семья. Если же просто ребенка нагулять, тогда, естественно, будут проблемы. От таких неразрешимых проблем Церковь и хочет предостеречь молодого человека.

Что же делать в такой ситуации?

Вообще идут разными путями: одни стоят с протянутой рукой, другие ищут каких-то благотворителей, третьи идут со слезами к папе, маме и просят их приютить, четвертые скитаются по подругам и т.д.

Очень часто делают аборт...

Есть и такой способ. Ведь убийство в преступном мире считается самым быстрым и радикальным способом решения проблемы (даже существует такая поговорка: «Нет человека — нет проблемы»), поэтому, убив ребенка, человек вроде бы избавляет себя от проблем, но от этого убийство не перестает быть убийством, существует еще и совесть…

Многие люди из малообеспеченных семей тоже делают аборты. Из-за бедности?

Нет, не из-за этого. Возьмем, к примеру, палаточный лагерь в Ингушетии, где живут беженцы. В этих палаточных лагерях рождаемость не снизилась. Люди живут в палатках зимой, им дают только на хлеб вспомоществование. Значит, убивая ребенка, человек как бы прикрывается, что ему не на что его содержать. Но ребенок ест столь мало, что это совершенно незначительная сумма.

А всё дело в том, что ребенок есть обуза, ему надо уделять внимание. Женщина и все остальные члены семьи не хотят с ним заниматься, потому что маленький ребеночек требует от семьи очень много внимания; и вот этого человек не хочет давать, он хочет жить для себя. В этом причина убийства детей, а отнюдь не экономическая. Чем бедней страна, тем рождаемость выше, чем богаче страна, тем рождаемость ниже. Это же известно.

А почему рождаемость ниже? Потому что чем богаче страна, т.е. чем богаче люди, ее населяющие, тем больше у них возможностей: я могу ездить за границу, я могу посещать дорогие магазины, я могу покупать себе всё, что хочу. А родился ребенок — я уже по заграницам не поезжу, по театрам не похожу; он меня ограничивает, я должен пять раз в день его кормить и т.д. Поэтому это все совершенно не выдерживает никакой критики. Неужели две пеленки купить не на что?

Да, аборты — это страшная болезнь современного общества, сколько детей погибло и еще погибнет… А ведь не будь абортов, большинство семей были бы многодетными. А чем хороши многодетные семьи, как Вы считаете, отец Димитрий?

Во-первых, дети там более самостоятельны, они лучше приспособлены к жизни, а потом лучше подготавливаются к семейной жизни. Они не боятся в дальнейшем рожать детей, они развиваются лучше, гармоничней, потому что, когда одному ребенку уделяется внимание всей семьи, — вырастает эгоист. У нас очень многие молодые пары страдают от постоянного вмешательства родителей. Отчего это происходит? От нерастраченного отеческого и материнского чувства. К тем, у кого семь братьев и сестер, мама в семейную жизнь не вмешивается, так как у нее остались младшие дети, она занята только ими, и ей некогда опекать старших и мешать созданию новой семьи. В этом смысле многодетная семья от многого предохраняет, от всяких таких аномалий.

Как Вы относитесь к усыновлению детей? Некоторые старцы пишут, что нельзя усыновлять детей, потому что на них грехи их родителей.

Эти «старцы» безбожно врут. Таких старцев нельзя слушать, они никогда не читали Евангелие и не знают традиций Церкви. Церковь всегда призирала вдов и сирот, она им помогала и всегда воспитывала. Есть много прекрасных священников, которые выросли из сирот, поэтому всегда прекрасно сделать ребеночка счастливым, сохранить его от нашей безбожной системы воспитания и дать ему семью. Это в высшей степени благородно, это подлинно христианское дело.

Во всем мире есть огромное количество стран, где детских домов нет. Невозможно себе представить, чтобы в Японии или в Корее был детский дом, потому что там любят детей, а у нас их ненавидят. У нас от детей предохраняются и считают их чем-то ужасным, ненужным, поэтому мы и держим в мире первое место по абортам.

У нас во время войны и после войны было меньше сирот, чем сейчас. Если мать убивали или она умирала с голоду, то ее детей брали их тёти и дяди. А сейчас здоровые мамы своих детей спихивают на детские учреждения. Подавляющее число детей, содержащихся в детских домах, имеют родителей, и это уже следствие советского подхода к семье и к детям.

Потеря нравственных ориентиров?

Да конечно, потеря совести, безжалостность. Каждый человек должен жить в семье. Не обязательно самому вступать в брак, он может всю жизнь жить с родителями, например, или в семье старшей сестры, которая вышла замуж, и помогать ей воспитывать ее детей. Так традиционно в России жили целыми домами. Семья — это естественное положение человека, монашество — это сверхъестественное, и это отдельное призвание. Но Церковь считает оба пути равночестными.

Разве это нормально, когда человек и в монашество не ушел, и семьи не создал?

Да просто замуж выйти проблемно, ведь женщины не делают предложение мужчинам. Бывают случаи такие, но это всё-таки редко. Вот Татьяна попыталась сделать предложение — Онегин чего-то не согласился. Поэтому с женщин и не берут налог по бездетности, они в этом не виноваты. Мужчине в этом смысле легче. К тому же женщин больше, чем мужчин. А монашество — это особое призвание. Монахов всегда немного.

То есть нельзя, если не женился, не вышла замуж, просто пойти в монастырь?

Нет конечно. В монашестве своя специфика, эта жизнь очень трудна. Там же даешь Богу дополнительные обеты, сверх обетов Крещения. Это ответственное дело.

Существуют два разных мнения в православной литературе: одни считают, что любовь до брака невозможна, так как она только в браке воспитывается, другие полагают, что в браке исчезает. А как на самом деле, здесь что-то среднее?

Нет, ничего среднего. Просто здесь говориться о разных вещах. Любовь имеет три плана: телесный, душевный и духовный.

Духовный план воспитывается в любом браке?

Ну почему, еще в монашестве. Там же в общежительном монастыре тоже семья. Игумен — отец, а игумения — мать, отец — духовник. Вот люди и вырастают в любви, цель-то — приобщиться любви еще здесь на земле.

Не важно где?

Не важно. Поэтому можно, живя со своими племянниками, возрастать в любви. У нас в приходе есть такая семья, там живут две бабушки и внук, — это семья, хоть и неполная. Любой недостаток семьи восполняется любовью. Для гармоничного развития, желательно, чтобы воздействовала любовь отца, любовь матери, любовь бабушки, любовь старшего брата, любовь сестры, любовь тети, любовь дяди, любовь племянников и любовь соседей, потом любовь учителя в школе и любовь ребят в классе. Тогда будет полноценное гармоничное развитие. Человек для правильного возрастания и правильного образования должен расти в любви.

А что же такое любовь мужчины и женщины друг к другу? Влюбляются же не из таких побуждений, чтобы возрастать в любви?

Тогда это очень неправильно.

А потом такая любовь может перейти в духовную?

Может. Но может и не перейти. Поэтому молодых людей перед браком надо к этому готовить, им надо это объяснять: что цель создания семьи — это возрастание в любви. Начинается это в Таинстве брака, в котором человек получает особую благодать Божию. А дальше он всю жизнь этот дар возгревает, строит домашнюю Церковь.

Так легче для человека?

Не то что легче, — это единственный путь, а иначе человек потерпит крах.

Некоторые себя считают ущербными, если еще не нашли кого-то.

Это естественно, потому что не хорошо быть человеку одному. Человек создан для любви.

Любовь папы с мамой уже полностью не удовлетворяет?

Человек нуждается еще и в жертвенной любви, которую он может принести и сам. Потом, когда человек дитя, — это одна ипостась. Когда вырастает, он становиться другой ипостасью, поэтому в нем всё взрослеет, видоизменяется, он, как будто из куколки, превращается в бабочку.

Объясните, что такое идеальная семья. Как Вы прокомментируете отношения в семьях, где муж бьет жену? Некоторые считают, что надо перетерпеть любые трудности, так как семья это святое.

Идеальная семья — это когда все любят друг друга, это образ Церкви Христовой, где отец — священник, мать — дьякон, а дети это народ Божий, который воцерковляется по мере взросления, который имеет пример в отце, матери и старших братьях и таким образом воспитывается и образовывается в христианском духе, тем самым, становясь христианами.

Они воспитываются не только нотациями и замечаниями, но и примером: как отец относиться к матери, как мать относится к отцу. Если такие отношения, это христианская жизнь, а если отец поднял руку на мать, он этим самым разрушил брак, он нарушил заповедь Божию. Что значит терпеть? Можно предложить любому другому человеку: давай мы тебя будем бить, а ты терпи. Извините, пожалуйста, это разрушение основ брака, потому что в Писании сказано: муж должен любить свою жену. Он должен ее любить, а не бить. Любовь и побои — это несовместимые вещи. Все же взрослые люди. Побоями хорошее поведение не достигается. Побои делают человека лживым и скрытным, человек от них не может измениться.

Допустим, в определенный период времени, мальчика, например, можно несколько раз в его жизни подвергнуть телесным наказаниям. Не с целью изменить его нутро, а с целью показать, что есть такие вещи, которые никак не приемлемы, просто дополнительный воспитательный аргумент, не больше, как временные меры, а если избиения — постоянный метод воспитания, они только калечат душу. Вот всякие издевательства в армии приводят только к побегам и к тому, что стреляют в своих товарищей, или к самоубийству.

Значит, так было задумано Господом, что муж и жена возрастают в любви и православная семья — это образ Церкви?

В том-то и дело. Вообще люди от начала созданы для Церкви. Ведь Церковь была на предвечном совете Святой Троицы. Она уже была в плане Божием на тот случай, если человек отпадет от Бога через грех. Тогда он через Церковь может вернуть себе образ Божий, через семью. Поэтому семья это и есть залог спасения. Семья — это самое святое и самое драгоценное, что есть на свете.

Поэтому существует кризис нашего общества. Тотальное убийство детей говорит о том, что люди вообще ничего не понимают, они отдельно рассматривают секс и какие-то отношения совершенно отдельно от семьи. Семья — это то, что высмеивается: «Ты так мало раз женился?» или «Ты так мало раз выходила замуж?» Никто не стесняется того, что был разведен, это наоборот всячески пропагандируется теми, кто пытается владеть общественным мнением. Семья уже разрушена, а это — смерть человека. Человек вне семьи — не человек, ибо человек троичен, он — трехипостасное существо, он создан по образу и подобию Божию. Мужчина, женщина, дитя — три ипостаси единого существа человеческого, поэтому, когда это все разрушается, разрушается и сам человек.

К сожалению, об этом никто не думает, а этому надо в школе учить. Это важнее географии, химии, потому что без химии человек может быть счастлив, без семьи — нет. Нормальный человек обязательно к чему-то стремится, либо в детском доме реализовать себя, либо в школе. Многие учительницы, которые не выходят замуж, живут семейной жизнью, любят своих деток, переживают за них, плачут, молятся за них, они относятся к ним, как к родным.

Почему женщины устремляются в школы? Потому что у них не растрачено естественное материнское чувство. Каждый человек должен иметь семью. Собственно, так каждый человек и живет, даже какой-нибудь забулдыга алкоголик, он находит себе какую-нибудь алкоголичку или каких-то друзей, он все равно не один. А одинокий человек, это либо болящий душевно, либо это какой-то очень мощный человек, либо человек, который очень развил себя в молитве и в постоянном общении с Богом, тогда он в семье Божией.

Протоиерей Дмитрий Смирнов

http://venec-vl.ru/azbuka