......................продолжение от 23 ноября
новомученики:
Прпмч. иеромонаха Нифонта (Выблова) и мч. Александра Медема (1931).
Иеромонах Нифонт был арестован в 1931 году по одному делу с архиепископом Августином (Беляевым), по этому групповому обвинению арестовали и его духовного сына Александра Антоновича Медема. Преподобномученик Нифонт скончался 30 августа 1931 года в Сызранской тюрьме, а мученик Александр Медем выдержал в тюрьме только 4 месяца и скончался в Сызранской тюремной больнице 1 апреля того же года.
Иеромонах Нифонт родился в 1882 году в городе Ейске в семье небогатого крестьянина Григория Выблова. Когда ему исполнилось десять лет, родители отдали его учиться в двухклассную сельскую школу в городе Ейске, которую он окончил в 1894 году. Затем он стал помогать по хозяйству отцу. Отец его умер, когда юноше исполнилось семнадцать лет, и с этого времени они остались хозяйствовать вдвоем с младшим братом. В 1913 году он уехал в село Подлесное Хвалынского уезда Саратовской губернии к известному в этих местах миссионеру иеромонаху Антонию (Винникову), который заведовал миссионерской школой. Пробыв некоторое время в миссионерской школе у иеромонаха Антония и утвердившись в решении вступить на новый путь, он поступил в мужской монастырь в городе Хвалынске, где вскоре был пострижен в монашество с именем Нифонт и хиротонисан в сан иеромонаха. В 1925 году епископ Вольский назначил служить иеромонаха Нифонта в храм в село Березовый хутор, где он прослужил до дня своего ареста.
28 декабря 1930 года местное отделение ОГПУ, поставившее своей целью закрытие всех храмов в районе, направило двух милиционеров в село Березовый хутор для ареста священника. Приехав в село, они увидели, что в храме идет богослужение. Тогда они направились в дом священника, чтобы там дождаться его возвращения из храма. В нетерпении они несколько раз посылали сотрудников сельсовета узнать, когда же наконец закончится служба, о чем всем в селе стало известно, как и о предстоящем аресте священника. По окончании литургии было совершено отпевание покойника, гроб с его телом священник проводил на кладбище. Домой отец Нифонт и приехавший к нему в гости его духовный отец, иеромонах Антоний (Винников), бывший с ним в храме, пришли около двух часов дня. По их приходе был произведен обыск, а затем иеромонахов вывели из дома и велели садиться на подводу. К этому времени около дома священника собралась толпа числом около сорока человек, в основном женщин. Они стали требовать освобождения священнослужителей. Тогда милиционеры вытащили оружие и под угрозой стрельбы заставили священников сесть на телегу. Люди закричали, что власти учиняют разбой, и потребовали освободить ни в чем не повинных пастырей. Тогда милиционеры стали переписывать тех из присутствующих, кто вел себя наиболее активно, и угрожать им арестом. Был послан гонец в соседнее село за милицейским подкреплением. Все это принудило верующих отступить, и арестованные священники были увезены в тюрьму в город Сызрань. Однако, арестовав иеромонаха Нифонта, ОГПУ не смогло выдвинуть против него никаких обвинений. Сотрудник местного ОГПУ написал: «Связь с местными кулаками не установлена, но те обстоятельства, что к нему ежедневно носили хлеб и молоко, и больше всего приносили зажиточные, и даже дочь выселенного в Северный край кулака Татьяна Шуракина прислуживала ему, пекла хлеб и стирала белье, — заставляют думать, что поп Выблов имел связь с кулацкой частью села...»
Допрошенный следователем, иеромонах Нифонт виновным себя не признал; об иеромонахе Антонии, арестованном вместе с ним, сказал, что знает его по монастырю в Хвалынске с юности и неоднократно ездил к нему в Хвалынск в последнее время, чтобы исповедаться. В последний раз они вместе вернулись из Хвалынска в село Березовый хутор, где и были арестованы.
Иеромонах Нифонт скончался 30 августа 1931 года в половине десятого утра в Сызранской тюрьме.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.
Свщмчч. Прокопия (Титова), архиеп. Одесского, и Иоанна Скадовского пресвитера (1937),
Прокопий Титов
расстрелянных вместе в городе Турткуль в Узбекистане и погребенных в общей безвестной могиле.
В миру Титов Петр Семенович, родился 25 декабря 1877 году в городе Кузьминск Томской губернии в семье священника.
В 1901 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен учителем Томского духовного училища.
21 августа 1901 года пострижен в монашество и 23 августа рукоположен во иеромонаха. 19 июля 1901 года назначен учителем русского и церковнославянского языков Томского духовного училища. 7 сентября 1901 года переведен заведующим Томской церковно-учительской школой.
С 29 мая 1906 года - преподаватель Св. Писания в Иркутской духовной семинарии, ректором которой был тогда архимандрит Евгений (Зернов).
В 1908 году соборный иеромонах.
Цензор "Иркутских епархиальных ведомостей" в 1908-1909 годах.
С 30 августа 1909 года - помощник начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. В этом же году был назначен членом комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского и присутствовал при этом освидетельствовании.
В 1910-1914 годах - цензор "Волынских епархиальных ведомостей"
Хиротонисан 30 августа 1914 года во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Хиротония состоялась в Одесском кафедральном соборе.
Участник Свящ. Собора 1917/1918 гг. в Москве. На Соборе епископ Прокопий сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых. На Соборе же был назначен наместником Св. Троицкой Александро-Невской Лавры в Петрограде. В январе 1918 года при неудавшейся попытке захвата Лавры красноармейцами Святитель был объявлен арестованным, но по требованию верующих был освобождён. Через несколько дней он был назначен наместником Лавры, находясь на этой должности до апреля 1918 года . Затем вскоре он выехал из Петрограда на Украину.
С 1919 года - епископ Николаевский, викарий Одесской епархии.
С 1921 года - епископ Одесский и Херсонский. В начале 1920-х годов Владыка был судим «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при ген. Деникине». 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, а 26 августа был переведен в Одесскую тюрьму.
Впоследствии, излагая следователю историю своего ареста в Херсоне, владыка Прокопий сказал:
«В 1923 году в связи с появлением в Церкви обновленчества, к которому я по своим убеждениям не примкнул, я был привлечен к суду за содействие белым; меня обвиняли в том, что я для белых устраивал молебствия и сбор пожертвований. Последние устраивали в церквях, но не по моему распоряжению, а по распоряжению управляющего епархией епископа — викария Алексея Баженова, который сейчас служит обновленческим митрополитом в Казани. Он к ответственности привлечен не был, потому что был тогда уже обновленцем. Местные правительственные органы к новым течениям- ориентациям церковного характера относились лучше, нежели к Церкви. Им больше давалось привилегий в отдаче храмов: группа верующих небольшая, а им давали храм, а в нем отказывали нашей группе. Им легче разрешали созыв собраний... Пример следующий относительно Алексея Баженова: его к ответственности не привлекали, а других, одинаково виновных, привлекли».
Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении святителя. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении епископа Прокопия. 25 октября 1924 года ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ.
Епископ Прокопий был приговорен к расстрелу, который заменили высылкой за пределы Украины. 12 января 1925 года он был освобожден и выехал в Москву. В это время Патриарх Тихон предпринимал хлопоты, касающиеся легализации Синода Русской Православной Церкви, в состав которого был включен и епископ Прокопий. 7 апреля Патриарх Тихон скончался. Епископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего и в избрании митрополита Петра (Полянского) на пост Местоблюстителя в соответствии с завещательными распоряжениями почившего Патриарха.
Вместе с некоторыми другими архиереями епископ Прокопий принимал активное участие в помощи Местоблюстителю в делах по управлению Русской Православной Церковью. С июня 1925 года Владыка назначается архиепископом Херсонским и Николаевским. Он входил во временный состав Священного Синода, учрежденный святым Патриархом Тихоном в 1925 году.
Осенью 1925 года власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром. Среди других 19 ноября 1925 года был арестован и архиепископ Прокопий
26 мая 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам заключения; он был отправлен вместе с арестованным по тому же делу епископом Амвросием (Полянским) в Соловецкий концлагерь.
В сентябре 1928 года заключённый архипастырь был смещён митрополитом Сергием (Страгородским) с Херсонской кафедры, что вызвало недовольство у многих священнослужителей епархии, не согласных с текстом Декларации 1927 года. Сам Владыка, хотя и выпустил Послание, осуждавшее Декларацию, но от митрополита Сергия не отделялся. До августа 1930 года он состоял в переписке с митрополитом Петром (Полянским).
В декабре 1928 года власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были сосланы сначала в Тюменский округ, а затем в Тобольский.
14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам ссылки в Казахстан. Освободившись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине Сталинградской области, и приглашал архиепископа к себе.
По дороге в Камышин архиепископ Прокопий заехал сначала в Москву узнать о последних церковных событиях. 16 сентября 1934 года архиепископ приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Но совсем кратким стало его пребывание на воле в этот раз. Через две недели, 2 октября, архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий — арестовали и его. На допросе 4 октября следователь спросил владыку:
— У кого вы были здесь, в Камышине, кроме Скадовского?
— Из переписки со Скадовским я знал, что в Камышине живет архиерей Иоасаф, и когда приехал в Камышин, познакомился с ним, был у него на квартире, и он у меня. Когда я был у Иоасафа, то там, кроме меня и Иоасафа, никого не было. Раньше я Иоасафа не знал и о нем не слышал.
— Вы с ним одной ориентации?
— Здесь я выяснил, что мы с ним одной ориентации Патриарха Тихона.
В Рождественский сочельник, 6 января 1935 года, состоялся последний допрос.
— Изложите ваши политические взгляды, — сказал следователь.
— Я считаю себя человеком аполитичным, — ответил владыка, — однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, — преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности. В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее монархической власти, возглавляемой монархом — помазанником Божьим... Должен оговориться, что сказанное мною не означает, что я являюсь сторонником насильственного свержения советской власти и восстановления монархии. Добиваться свержения советской власти и вести в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя возможным, как для представителя Церкви, к тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви.
— Что вы можете сказать по существу предъявляемого вам обвинения?
— С момента моего освобождения из ссылки в апреле 1934 года я никаких деяний против власти и никакой агитации не проводил. Виновным себя ни в чем не считаю.
Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено. Архиепископ Прокопий обвинялся в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».
17 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. Поселились они в одном доме. Вскоре к ним приехала жена отца Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю свою жизнь помощи ссыльному духовенству. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, не отказывая и тем из живших в поселке, кто желал исповедаться или причаститься. И народ потянулся в убогую келью подвижников за мудрым советом и духовным утешением.
Наступило лето 1937 года, когда распоряжением советского правительства все исповедники православия были обречены на смерть. Уполномоченные НКВД стали собирать через осведомителей сведения о ссыльных, вызывая их затем на допросы в качестве «дежурных свидетелей». Один из таких «свидетелей» показал:
«Будучи религиозным, я случайно узнал, что в городе Турткуле по Чимбайской улице в доме № 40 организована молельня, в которой происходит богослужение. В один из воскресных дней в начале августа 1937 года я отправился в эту молельню для того, чтобы прослушать литургию. Прежде чем допустить меня в церковь, священник Скадовский спросил меня, давно ли я говел, и когда я ему ответил, что лет десять тому назад, то на литургию меня не допустил, а предложил в один из ближайших дней прийти на исповедь. Через несколько дней я пришел на исповедь, и Скадовский, допустив меня в молельню, стал меня исповедовать. Во время исповеди Скадовский вел контрреволюционную агитацию... После окончания исповеди в доме, где живут Титов и Скадовский, тут же при молельне, оба они в моем присутствии продолжали вести контрреволюционную агитацию, убеждать меня в том, что единственная законная власть — это монархический строй, что советскую власть признавать не нужно, а надо против нее всячески бороться. В целях того, чтобы их контрреволюционная деятельность не была раскрыта органами советской власти, Титов и Скадовский в присутствии нескольких лиц вести контрреволюцонную агитацию остерегаются и предпочитают обрабатывать верующих в контрреволюционном духе один на один.
Ввиду того, что я, хотя человек и религиозный, но придерживаюсь той группы церковников, которые признают советскую власть, то решил сообщить об этом органам НКВД, что и сделал».
24 августа 1937 года архиепископ Прокопий и священник Иоанн Скадовский были арестованы.
Хотя допросы в то время проводились с применением пыток, архиепископ и священник держались мужественно.
— Вы обвиняетесь в том, что вместе со священником Скадовским организовали в городе Турткуле нелегальную молельню, в которой вели контрреволюционную монархическую агитацию. Признаете ли в этом себя виновным? — спросил следователь.
— Нет, не признаю, так как контрреволюционной агитации я никогда не вел. Проживая в городе Турткуле вместе со священником Скадовским, я действительно принимал участие при совершении им богослужений. В беседах с приходившими к Скадовскому верующими я действительно вел пропаганду, но исключительно религиозного содержания.
Через месяц следствие было закончено. Обвинительное заключение гласило: «Прибыв в ссылку в город Турткуль... Титов... и Скадовский... организовали нелегальную молельню, в которой занимались совершением религиозных обрядов и сколачиванием религиозной контрреволюционной группы...»
Еще через месяц, 28 октября, Тройка НКВД приговорила архиепископа Прокопия и священника Иоанна к расстрелу. 23 ноября 1937 года архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.
Священномученик Прокопий прославлен в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, а также причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Свщмч. Дионисия Щеголева пресвитера (1937),
Священник Дионисий Ефимович Щеголев родился в 1870 году в селе Расказнь Родничковского района Саратовской области. Служил в с. Чиганак Аркадского района Саратовской области.
В 1931 году был "раскулачен" и выслан на спецпоселение в Казахстан.
Проживал в спецпереселенческом поселке №21 Карагандинской области.
Арестован И августа 1932 года на том основании, что "...проживая в Трудпоселке №21 Карагандинской области ... проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти, обращался к прихожанам: "... Ваше дело просить Бога и влиять религиозными убеждениями на все крестьянство, а наше дело, если вернется старая власть, расправиться с коммунистами".
В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений. "...Как священник я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до 20-и человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания".
Решением тройки при ПП ОГПУ в Казахстане от 13 января 1933 года осужден по ст. 58 п. п. 10, 11 УК сроком на 3 года ссылки в Сибирь.
По возвращении из ссылки проживал в Саратовской области, где был арестован 26 октября 1937 года.
Постановлением тройки при УВД по Саратовской области 14 ноября 1937 года приговорен к расстрелу по обвинению в проведении антисоветской агитации (ст. 58-10 УК).
Приговор приведен в исполнение 23 ноября 1937 года в г. Балашеве, Саратовской области.
Место погребения неизвестно.
Совместным заключением областной прокуратуры и Управлением КГБ по Карагандинской области от 24 мая 1989 года священник Дионисий Щеголев реабилитирован.
Заключением прокуратуры Саратовской области священник Дионисий Щеголев реабилитирован 16 января 1989 года.
***
* Архив ДКНБ по Карагандинской области, дело № 02381.
По другим сведениям (УФСБ по Саратовской области) священник Дионисий Щеголев в 1930 году осужден к 5 годам лишения свободы с выселением за пределы области.
Свщмч. Петра Павлушкова пресвитеров (1937),
расстрелянного в Тесницком лесу в Тульской области вместе с группой священников и мирян - прихожан храма Двенадцати апостолов в Туле, в котором протоиерей Петр Павлушков был настоятелем.
Протоиерей,
надворный советник
Родился в г. Владимире в семье священника.
В 1892 г. окончил Киевскую Духовную академию со званием кандидата богословия и был назначен в Тульскую Духовную семинарию,
где с 26 февраля 1893 г. стал преподавать Священное Писание и психологию.
Был членом ревизионной комиссии Тульской духовной консистории по проверке отчетности в духовных училищах епархии и попечительства о бедных.
С 1907 г. - инспектор семинарии.
С 1917 г. ректор Тульской Духовной семинарии.
Надворный советник.
Был женат, в семье 5 детей.
Кавалер орденов Святой Анны третьей степени и Святого Станислава второй и третьей степеней.
Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года.
П.И.Павлушков в течение двух лет преподавал в одной из школ Тулы,
а 2 февраля 1921 года епископом Тульским Иувеналием был посвящен в сан иерея и был назначен настоятелем церкви 12 Апостолов.
С этого дня и до мученической кончины он был настоятелем этого храма.
19 ноября 1937 года ему был вынесен смертный приговор.
Он был расстрелян в Тесницком лесу 23 ноября 1937 года.
Новомученник Русской Православной церкви.
16 сентября 1906 года на должность ректора Тульской Духовной семинарии определением Святейшего Синода был назначен иеромонах Алексий (Симанский) и возведен в сан архимандрита.
В Туле будущему Святейшему Патриарху Алексию суждено было пробыть 5 лет.
За эти годы он приобрел значительный опыт, возглавляя одно из крупнейших духовных учебных заведений России со многими сотнями учащихся и с прекрасным высокопрофессиональным преподавательским составом.
Главным его помощником и единомышленником стал в эти годы инспектор семинарии Петр Иванович Павлушков.
Через 5 лет, в день прощания с ректором, архимандритом Алексием, 17 октября 1911 года, П.И.Павлушков в своей речи сказал:
"Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть легким. Да и не нов для Вас этот труд. 5 лет несли Вы его среди нас, для здешнего Тульского края, в условиях по началу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями.
В управление Тульской семинарией Вы вступили в ту пору, когда Духовная наша школа повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей.
Потревожившей, сдвинувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова.
И для этого нужен был труд решительного и вместе осторожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твердо, но и мирно настроенного руководителя.
Таким и был здесь Ваш труд за все эти годы.
Не заносчивым, властным и жестоким распорядителем вошли Вы в обширную и сложную область врученного Вам педагогического дела.
С полным и открытым доверием отнеслись вы тогда к новым Вашим сотрудникам,
с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам.
С первых дней совместной с Вами службы все мы почувствовали себя вполне свободными членами нашей служилой семьи, каждый из нас мог вносить в общее дело свою долю разумения и строительства.
Так понемногу накапливалась соединенными силами внутренняя жизнь растревоженной школы,
и при счастливо объединявшейся Вами и потому дружной работе здесь не могло быть места грубым промахам, непоправимым ошибкам. Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодежью уже нашло себе оценку и отклик_" ).
Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к самому П.И. Павлушкову.
Простота, искренность и сердечность.
Вежливость и интеллигентность.
Благорасположение к учащимся и в то же время строгость и необходимая справедливая требовательность.
Неординарность мышления, ум и академическая образованность.
Вот черты, присущие Петру Ивановичу Павлушкову, вот секрет любви и уважения к нему студентов многих поколений на протяжении четверти века его служения в семинарии.
30 сентября 1917 года ректор семинарии архимандрит Корнилий (Соболев) был хиротонисан во епископа Каширского,
викария Тульской епархии, и ректором Тульской Духовной семинарии был назначен Петр Иванович Павлушков.
"Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России.
По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома
"Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви"_"Преподавание религиозных вероучений, - говорилось в этом документе, - во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу".2).
Помещения духовных учебных заведений были конфискованы.
Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года.
Все ее здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава.
Преподаватели бывшей семинарии оказались на улице.
Судьба многих из них трагична.
В 1919 году от голода, холода и лишений умер П.И. Малицкий, кандидат богословия, прекрасный педагог, историк- краевед, автор ряда учебников и книг по истории края, в числе которых фундаментальный труд "Приходы и церкви Тульской епархии".
В 1920 году не стало преподавателя семинарии, известнейшего тульского историка- краеведа, археолога, основателя первого в России музея по истории Православия "Палата древностей" и автора многих академических работ по истории и краеведению Н.И. Троицкого.
Такая судьба постигла многих.
П.И.Павлушков в течение двух лет преподавал в одной из школ Тулы,
а 2 февраля 1921 года епископом Тульским Иувеналием был посвящен в сан иерея и был назначен настоятелем церкви 12 Апостолов.
С этого дня и до мученической кончины он был настоятелем этого храма.
Кроме судебных дел, сохранилось очень мало сведений, касающихся его жизни.
Недавно почивший протоиерей Алексий Резухин вспоминал:
"Тихоновцы ютились в храме 12 Апостолов, где выдающимся настоятелем того времени был протоиерей Петр Павлушков_" С теплотой и дружескими чувствами вспоминал о нем и архимандрит Макарий (Кобяков Алексей Иванович), бывший секретарь священномученика Игнатия (Садковского).
Он вспоминал о встречах с Петром Ивановичем по поручению епископа Игнатия,
отмечал его простоту и естественность, деликатность и благородство в обращении,
академические знания и умение доходчиво и просто объяснять самые сложные ситуации в жизни, так что становилось понятно и простому малограмотному прихожанину.
Начало его служения в храме 12 Апостолов почти совпало с варварской кампанией властей по изъятию церковных ценностей и началом разнузданной деятельности обновленцев, стремящихся любой ценой освободить тульские храмы от священнослужителей, не поддерживающих их раскольничьей деятельности.
К этому времени протоиерей Петр Павлушков уже пользовался большой любовью и почитанием своей паствы.
Его проповеди отличались простотой изложения, доходчивостью изложения происходящих событий с точки зрения Православной Церкви.
Накопленный в семинарии под чутким руководством будущего Святейшего Патриарха Алексия опыт педагогической, воспитательной работы помогал ему овладевать умами и душами всех прихожан, собиравшихся в невероятном количестве на его проповеди и беседы.
И люди собирались со всего города, чтобы получить простые и ясные ответы отца Петра на волнующие их вопросы.
В разгар компании по изъятию церковных ценностей, 26 марта 1926 года протоиерей Петр Павлушков был арестован.
В обвинительном заключении говорится, что он
" обвиняется в антисоветской агитации, каковую проводил при чтении проповедей с амвона, так, например: "Если мы не будем поддерживать Советскую власть, то от этого не пострадаем, а если не будем поддерживать закон Библии, то будем наказаны на том свете_"
В приговоре общеуголовного отдела Тульского ревтрибунала от 10 апреля 1922 года значится:
"что, рассмотрев дело по обвинению священника Павлушкова Петра Ивановича в антисоветской агитации и укрывательстве церковных ценностей, приговорил_заключить в исправ-труддом сроком на 3 года_" 3).
В судебном деле, хранящемся в Государственном архиве Тульской области (ФР- 1963, опись 2, дело 2016) есть несколько листков с просьбами прихожан:
"_Просим отпустить для служения на Страстной и Пасхальной седмицах нашего приходского священника Павлушкова Петра Ивановича, находящегося в тюремном заключении. Отец Петр у нас единственный священник и без него нам крайне затруднительно удовлетворять наши религиозные нужды_"4).
По амнистии ВЦИК срок заключения прот. Петру Ивановичу Павлушкову был сокращен наполовину, и через год и 8 месяцев он был освобожден.
К этому времени "обновленческое" Тульское епархиальное управление назначило нового священника в храм 12 Апостолов.
Вот как описываются события этого периода в одном из доносов, посланных ГПУ осведомителем "Семеновым":
" Для черносотенного духовенства, да еще обиженного обновленческим церковным движением, каковым заштатный протоиерей Петропавловской церкви Владимир Михайлович Архангельский, заштатный протоиерей 12-апостольской церкви Петр Иванович Павлушков, и заштатный протоиерей Покровской церкви Михаил Михайлович Зверев, заштатный протоиерей Александро-Невской церкви Петр Фомич Боженов, восстановивший себя в штатной должности,
удаливший из храма и прихода "красного попа" Маккавеева_Боженов всех научил как действовать,
разумеется, чем нахальнее - тем лучше, именно:
обращаться к черносотенцам из прихода и с их помощью восстанавливать себя в должности, а "красных" попов выталкивать из храма и прихода.
Таковые именно явления и произошли_в 12-апостольской церкви,
где черносотенцы восстановили в штатной должности два раза бывшего уже в тюрьме Петра Ивановича Павлушкова,
а незаконно устранили законно поставленного в 12-апостольской церкви протоиерея Василия Васильевича Глаголева_"5).
Прихожане 12- Апостольской церкви радовались освобождению своего любимого пастыря и, конечно же, не потерпели в храме обновленческого священника и выгнали его.
Еще один приход г. Тулы вернулся в лоно Православной Церкви, и больше никогда в стенах храма 12 Апостолов не звучала ересь.
Служить было трудно.
Постоянные доносы, проверки, аресты.
Вот одно из заявлений в ГПУ от обновленцев:
"Считаем своим долгом уведомить вас, что по имеющимся у нас сведениям в последние дни, в некоторых церквах г. Тулы под руководством бывших помещиков, купцов и разных темных личностей, с целью возбуждения масс, устраиваются неразрешенные собрания, на коих ставятся вопросы о признании и непризнании бывшего Патриарха Тихона и следовательно о его виновности в совершенных против Советской власти преступлениях:
Поскольку гражданин Белавин (Тихон) находится под судом и свою виновность перед Советской властью публично признал, а потому уведомляем вас, что мы снимаем с себя всякую ответственность за могущие произойти последствия.
Тульский епархиальный совет:
председатель архиепископ Виталий. Члены Совета: протоиерей В. Никольский, прот. П. Нежданов, свящ. Н.Макавеев, прот. Н. Музалевский".6).
А вот еще несколько строк из очередного анонимного доноса:
"_12 -Апостольской церкви прот. Петр Иванович Павлушков бывший инспектор, а потом и ректор Тульской Духовной семинарии, а поэтому пользовался среди черносотенцев и контрреволюционных групп большим авторитетом, упорно и грубо отрицал церковно-обновленческое движение. Этот Павлушков 2 раза был уже в тюрьме_" 7).
Но несмотря ни на какие гонения и преследования, беззакония и репрессии, грабительские налоги, в 4 раза превышающие доходы храмов, истинное Православие постепенно, почти незаметно набирает силы, крепнет, и к середине 30-х годов обновленчество утратило свое влияние и полностью потеряло свои позиции в Туле.
Весомый вклад в эту победу внесли священники, сохранившие верность заветам Святых Отцов.
И среди них одним из первых без сомнения можно назвать протоиерея Петра Ивановича Павлушкова,
непримиримого и бескомпромиссного борца с обновленчеством, верного последователя Святого Патриарха Тихона,
а после его смерти местоблюстителя митрополита Петра.
И еще один штрих к портрету отца Петра Павлушкова.
2 июня 1932 года епископ Белевский Игнатий был освобожден из заключения.
Тяжело больной, он приезжает в Тулу.
С согласия настоятеля храма 12 Апостолов протоиерея Петра Ивановича Павлушкова, он живет на квартире священника того же храма Александра Александровича Воскресенского (осужден в 1933 году на 5 лет).
Продукты для опального священномученика епископа Игнатия приносит Николай Петрович Бондаренко, ктитор того же храма (осужден в 1933 г. на 5 лет).
Дать приют освобожденному из заключения священнослужителю было в то время смертельным риском.
За это Воскресенский А.А. и Бондаренко Н.П. были арестованы.
Отца Петра Павлушкова в это время не было в городе, и он избежл ареста.
По любви к владыке Игнатию эти люди отважились на подвиг.
Да никто из них и не почитал это подвигом.
Они знали, предвидели, что обновленческое окружение им этого не простит, и будет писать в ГПУ доносы, но шли на подвиг, бескорыстно помогая больному Владыке.
Все больше и больше священнослужителей попадает в лагеря, гибнет от тягот лагерного быта и непосильного труда.
А с 1937 года начинаются расстрелы_
9 сентября 1937 года протоиерей Петр Иванович Павлушков был арестован.
Ему было предъявлено стандартное обвинение:
"В г. Туле при церкви 12 апостолов существовала контрреволюционная церковная группировка,
которую возглавлял настоятель указанной церкви Павлушков Петр Иванович с высшим академическим образованием.
Группа ставился своей задачей объединение верующих вокруг церкви для борьбы с Советской властью.
В этих целях участники группы развернули контрреволюционную деятельность,
они открыто выступали против мероприятий Соввласти и пропагандировали фашизм.
Церковь 12 апостолов использовалась ими для контрреволюционных проповедей,
которые ими велись среди посетителей церкви. Павлушков в церкви в своих проповедях говорил:
" Нам надо спасти Россию от врагов, Россия гибнет, а с нею вместе погибает и вера христианская. Тот народ крепок, который держит свою веру стойко, не продает ее". (Показания свидетеля Турбина л.д.27)
"Церковь христианская создана на крови мучеников, первые христиане победили весь мир, и мы должны брать пример с них, не бояться гонений и мучений и даже смерти, и своих детей этому учить". (Лист дела 27).
"Верующие христиане должны быть в своей вере и не бояться ничего, вспомните, сколько у нас мучеников было, и как они твердо себя держали, как раньше твердо боролись за веру.
Теперь мучают за веру, но вы не бойтесь, у Господа невидимо все дело, все мученики записаны, как в особую книгу.
Своих детей вы перевоспитывайте в христианском духе на смену себе". (Лист дела 31).
На основании выше изложенного обвиняются :
Павлушков Петр Иванович.
Ширяев Дмитрий Иванович 1869 г.р., уроженец деревни Воронцово Гжатского района бывшей. Смоленской губернии, имеет академическое образование, в 1922 г. осужден за антисоветскую деятельность на 3 года лишения свободы условно. До ареста служил священником церкви 12 Апостолов.
Сенявин Александр Григорьевич 1865 г.р., уроженец с. Кобелево Тульского района и области, окончил семинарию. Перед арестом в 1933 г. был священником Богородицерождественской церкви (Николы на Ржавце). В 1933 г. органами ОГПУ был осужден к 3 годам высылки.
Дьяконов Григорий Иванович 1869 г.р., уроженец с. Тулица Московской обл. до революции- коллежский асессор. В 1919 и 1927гг арестовывался органами ОГПУ за антисоветскую деятельность.
Копанев Павел Николаевич 1891 г.р., уроженец г. Тулы, из семьи мещан, слепой, без определенных занятий, по определению следователя "знахарь".
"Следственное дело за № 7967 по обвинению Павлушкова П.И., Ширяева Д.И., Сенявина А.Г., Дьяконова Г.И. и Копанева П.Н. представить на рассмотрение тройки при управлении НКВД по Тульской области".
19 ноября 1937 года всем им был вынесен смертный приговор.
Они были расстреляны в Тесницком лесу 23 ноября 1937 года.).
Свщмчч. Августина (Беляева), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прпмч. архимандрита Иоанникия (Дмитриева), мчч. псаломщиков Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, члена церковного совета Михаила Арефьева (1937).
Они были расстреляны вместе и погребены в безвестной могиле в Ивановской Промышленной области.
Священномученик Августин, архиепископ Калужский (в миру Александр Александрович Беляев) родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева. По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем — в Казанскую Духовную академию, по окончании которой в 1911 году он был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное училище.
В 1913 году он женился на дочери священника, и у них с супругой родились две дочери. В 1920 году его жена умерла от скоротечной чахотки, и Александр Александрович остался один с двумя дочерьми: старшей было шесть лет, а младшей еще не было года.
Через месяц после смерти жены, в период начавшихся жестоких гонений на Церковь, Александр Александрович Беляев принял сан священника. В 1922 году Пензенская ЧК арестовала его и продержала в заключении около трех месяцев. Выйдя из тюрьмы, отец Александр переехал с детьми на родину, в город Кинешму в Ивановской области, где стал служить в одном из городских храмов.
К 1923 году большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. В Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание православных общин, которое единогласно постановило просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева в епископы и поставить к ним на Иваново-Вознесенскую кафедру. Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». В том же году отец Александр принял монашеский постриг с именем Августин и был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского.
Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Сохранились подробные отчеты епископа Августина о положении дел в Иваново-Вознесенской епархии, которые он писал святителю Тихону.
12 апреля 1925 года епископ Августин принимал участие в погребении Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В 1926 году Тучков распорядился арестовать епископа Августина и под конвоем доставить в Москву. Его обвиняли в том, что он организовал преподавание Закона Божьего несовершеннолетним детям. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Среднюю Азию.
Сначала епископ был сослан в город Ходжент, а затем в Педжикент. Здесь владыка в комнате, которую снимал, устроил домашнюю церковь, где служил сам и куда приходили помолиться некоторые ссыльные. Из ссылки он писал письма духовным детям. Среди них было много подростков, им владыка писал отдельно: «Верю, что если мое пребывание среди вас было добрым семенем, то эти добрые семена в вас не умрут...».
И в одном из следующих писем владыка писал: «На вопрос «Веруешь ли в Бога?» можно было бы ответить вопрошающему, что, согласно нашей конституции, вопрос этот – лично мой вопрос, и открываться в нем перед кем угодно – вещь не обязательная. Думается, что это самый меньший компромисс...».
После окончания трех лет ссылки владыке Августину было запрещено проживание в крупных городах. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий назначил епископа Августина на Алма-Атинскую кафедру, но местные власти запретили владыке жить в Алма-Ате, и митрополит Сергий направил его на кафедру в Сызрань.
В 1931 году ОГПУ вновь арестовало епископа Августина и с ним шестнадцать священников, одного монаха и тридцать девять мирян, в их числе старост и членов церковных двадцаток. Всех обвинили в том, что они «вели борьбу против мероприятий советской власти, и в особенности против колхозного строительства и ликвидации кулачества как класса, организовывали помощь находящимся в ссылке верующим под лозунгом «помощи мученикам политического режима советской власти»; призывали верующих протестовать против закрытия храмов и распространяли слухи о гонениях на религию».
На настойчивые требования следователя признать себя виновным, владыка ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя ни по одному пункту обвинения не признаю».
Приговорили епископа к 3 годам лагерей, священномученик Августин отбывал этот срок в Свирлаге в Ленинградской области.
В 1934 году он был назначен епископом Калужским и Боровским и поселился в Калуге. От дома до храма Великомученика Георгия, где он служил, всегда ходил пешком, в рясе, в клобуке, с панагией на груди и посохом в руке. На улице над ним часто смеялись, отпускали вслед оскорбительные реплики, владыка же словно не слышал их. Когда кто-нибудь подходил под благословение, он всегда останавливался и не спеша благословлял. Служил он часто и за богослужением всегда проповедовал. На его службах по-прежнему было много молящихся. В 1936 году, находясь на калужской кафедре, владыка был возведен в сан архиепископа.
Осенью 1937 года в городе начались аресты. Архиепископ Августин был уверен, что его непременно арестуют, и спокойно готовился к этому. Пересматривал записи, письма, уничтожал то, что могло кому-либо повредить. Накануне Рождества Богородицы ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Его и раньше вызывали в горсовет по церковным делам, но время в повестке было проставлено столь позднее, что он понял: вызывают для ареста. В ту же ночь в дом архиепископа пришли сотрудники НКВД и изъяли все его вещи.
Изнурительные допросы продолжались целый месяц. В НКВД вызвали дочь архиепископа – Нину, угрожая арестом, у нее стали спрашивать, кто бывал у владыки. Следователи предполагали страданиями дочери сломить волю архиепископа Августина и заставить оговорить себя. Допрос этот ни к чему не привел. Нина спросила следователя, что будет с отцом, и тот ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите».
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), и проходивших по его делу архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева и Аполлона Бабичева, и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу. Через 4 дня они были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле в Калуге.
Св. Бориса Семенова исп., диакона (1930-е),
келейника священномученика архиепископа Августина. Скончался в концлагере на станции Лодейное Поле в Ленинградской области в начале 30-х годов.
Диакон Борис Семенов родился в 1900 году в Санкт-Петербурге в семье наборщика типографии журнала "Нива" Александра Семенова. До 1916 года Борис учился в 6-й технической школе при фабрике Госзнак, а затем до 1920 года работал на этой фабрике рабочим. В 1920 году она была эвакуирована в Москву, куда переехала и вся семья Семеновых. До 1922 года Борис работал конторщиком, а затем в связи с массовым сокращением рабочих был уволен и поступил учиться в садово-огородный техникум. В это время он начал помогать в храме Архангела Михаила на Пироговской улице в качестве алтарника, здесь он познакомился с епископом Августином и стал его келейником и иподиаконом.
Когда владыка был выслан в Среднюю Азию, Борис поехал вслед за ним в город Педжикент. Он работал здесь во фруктовых садах и помогал епископу во время совершения келейных богослужений. После того как епископ Августин получил назначение на кафедру в Сызрань, он выехал к нему и помогал во время богослужений в качестве иподиакона, кроме того он выполнял различные церковные поручения. Во время поездок Бориса Александровича в Москву владыка передавал с ним письма митрополиту Сергию. В декабре 1930 года преосвященный Августин рукоположил Бориса в сан диакона.
Арестованный вместе с владыкой, он так ответил на вопросы следователя: "По моим убеждениям, в настоящее время со стороны советской власти идет притеснение служителей религиозного культа. Это убеждение у меня сложилось потому, что духовенство облагается непосильными налогами, которые оно выполнить не может... На политические темы мне с епископом Августином беседовать не приходилось, и я не могу сказать о его взглядах на то или иное мероприятие. Лично мой взгляд на кампанию по коллективизации крестьянских хозяйств такой: коллективизация для православного христианина приемлема лишь в том случае, если она не будет направлена во вред его религиозным убеждениям, то есть если коллективизация не будет преследовать целей угнетения религии".
28 октября 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Августина и диакона Бориса к трем годам заключения в концлагерь.
Преосвященный Августин был отправлен в концлагерь недалеко от станции Лодейное Поле Ленинградской области. Лагерь находился в глухом лесу, и до ближайшего городка было десять километров. Заключенные здесь занимались сбором смолы. Работа считалась легкой, но была установлена столь высокая норма, что далеко не все могли ее выполнить, а кто не выполнял, того лишали пайка.
Послушник епископа диакон Борис был отправлен в другой концлагерь, также недалеко от станции Лодейное Поле, и в заключении скончался.
Мч. Николая Смирнова, мц. Анны Остроглазовой, мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942),
арестованных вместе с архиепископом Августином (Беляевым). Мученик Николай Смирнов погиб в лагере. Мученица Ольга Масленникова скончалась в исправительно-трудовом лагере в Иваново-Промышленной. Мученица Феоктиста Ченцова погибла в заключении в Карагандинской области в Казахстане в феврале 1942 года. Мученица Анна Остроглазова умерла от голода в Севжелдорлаге НКВД в Коми.
Все ныне поминаемые угодники Божии ,молите Бога о нас грешных!!![взломанный сайт]
******************************************************************************************************************************************
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(2 Фес. 2, 1-12; Лк. 12, 48-59). "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей". Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все "желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?. . .
*****************************************************************************************************************************************
Как обрести терпение?
"Написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду"
(Рим. 15, 4)
Но откуда же нам взять терпение? Господь знает, как трудно нам, слабым, грешным людям, быть всегда неизменно терпеливыми. Но верою мы можем этого достигнуть, верою в Отца нашего Небесного. Он называет Себя "Богом терпения и утешения" (Рим. 15, 5). Молитесь же о ниспослании вам Духа Святаго, и Он даст вам терпение, Он утешит вас, снисходя к вашим немощам.
Спаситель обещал послать Утешителя, Духа Святаго, Духа любви, Духа кротости и терпения тем, кто просит о Нем. Молитесь же, чтобы Господь вложил терпение в сердце ваше, чтобы Он обратил вашу волю в Свою волю и покорил Себе все существо ваше.
Тогда ваши глаза откроются прозрению истины, тогда вы уразумеете Писания и найдете в них неложные обещания о спасении вашем и всего человечества. Тогда, благодатью Духа Святаго, вы увидите на себе осуществление обещанного, и в вас самих "терпение будет иметь совершенное действие" (Иак. 1, 4), и надежда ваша обратится в действительность.
АПОСТОЛЬСКОЕ И ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ДНЯ: http://boguslava.ru/viewforum.php?id=77
Слава Богу за все!