Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ!!!

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ!!!

Во время исхода Израиля из Египта Бог даровал Моисею десять заповедей нравственного закона, на котором, как на краеугольном камне и доныне зиждется все многообразие межчеловеческих и социальных отношений. То был некий минимум личной и общественной морали, без соблюдения которого утрачивается устойчивость человеческой жизни и общественных отношений.

Проходило время, и со времени Моисея закон, данный Богом всему человечеству, оказался во многом утраченным. За истекшие столетия ясные и краткие синайские заповеди оказались погребены под наслоениями огромных пластов, количеств бытовых и обрядовых предписаний, скрупулезному исполнению которых стало придаваться главенствующее значение. И за этой сугубо внешней, ритуально-декоративной стороной терялись суть и смысл великого нравственного Откровения.

Поэтому и явился Христос, дабы обновить содержание закона в глазах людей и вновь вложить вечные глаголы Бога в их сердца. А сверх того дать человеку средство употребить этот закон ко спасению своей души.

Христианские заповеди, исполнением которых человек может обрести счастье и полноту жизни, именуются Заповедями блаженства. Блаженство и есть синоним счастья.

На холме близ Капернаума в Галилее Господь произнес проповедь, которая стала известна под именем Нагорной проповеди. Это своего рода декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. И по тому, как он относится к этим заповедям можно безошибочно судить о его духовном состоянии.

Если они вызывают неприятие, отторжение и ненависть, если между внутренним миром человека и этими заповедями не находится ничего общего, созвучного, то это является показателем тяжкого духовного недуга. Но если возникает интерес к этим тревожащим словам, если появляется желание проникнуть в их смысл, то это свидетельствует о внутренней готовности к слышанию и пониманию слова Божия.

http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/n … -all.shtml

Значение Нагорной Проповеди

Нагорная Проповедь Спасителя замечательна тем, что в ней как бы сгущено все Евангелие, собрано все то главное, что необходимо знать и делать христианину. Эту проповедь записал Святой Евангелист Матфей, по-видимому, полностью, с 6-й по 7-ю главы своего Евангелия, а Евангелист Лука в 6-й главе своего Евангелия приводит из этой проповеди только некоторые части. Господь произнес Нагорную Проповедь на невысокой горе, находящейся на северном берегу Галилейского озера около города Капернаума, в первый год Своего общественного служения.

Начинается Нагорная Проповедь девятью Заповедями Блаженства, в которых изложен Новозаветный закон духовного возрождения. Потом в ней говорится о благотворном влиянии христиан на окружающее общество и о том, что учение Христово не отменяет, но дополняет ветхозаветные заповеди. Здесь Господь учит преодолевать чувство злобы, быть целомудренными, верными своему слову, прощать всех, любить даже своих врагов и стремиться к совершенству.

В следующей части Своей проповеди Спаситель учит о необходимости стремиться к истинной праведности, которая находится в сердце у человека, в отличие от иудейской показной праведности. В качестве примера Господь объясняет, как надо оказывать милостыню, молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Далее призывает к нестяжанию и надежде на Бога.

В последней части Нагорной Проповеди Господь учит не осуждать ближних, охранять святыню от поругания, быть постоянными в добрых делах. В заключение Господь показывает разницу между широким и узким путем, предостерегает против лжепророков и объясняет, как следует укрепить себя для преодоления неизбежных в жизни испытаний.

Господь Иисус Христос так характеризовал учение, которое Он от Своего Небесного Отца принес людям: "Мир пройдет, но слова Мои не пройдут." Действительно, в Нагорной Проповеди дана вечная небесная истина, которая не ветшает от времени и которая в одинаковой мере применима к людям всех рас и культур. Изменяются жизненные условия и понятия людей о нравственности, но Законы Бога - непреложны. Поэтому нам, христианам, стремящимся к бессмертию, в первую очередь следует хорошо усвоить вечные законы добра, изложенные в Нагорной Проповеди, и на них строить свою жизнь. Об этих вечных законах сейчас и побеседуем.

далее >> http://azbyka.ru/dictionary/13/nagornay … -all.shtml
http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bo … -all.shtml

0

2

Евангельское чтение:

25И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Глава 5.
1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского

Узрев же народы, взыде на гору. Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и на показ. Видя великое множество собравшегося к нему народа, Он сел и начал учить его, не в городе, не на площади, чтоб видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеления.

И седшу Ему, приступиша к нему ученицы Его. Народ приступает для чудес, а ученики для наставлений. Посему, после совершения чудес и исцеления тел, врачует души, дабы мы знали, что Он есть Творец и душ и телес.

И отверз уста своя. Для чего присовокупляется: отверз уста своя? это, кажется, излишне. Нет: ибо Он учил, и не отверзая уст, то есть своею жизнью и чудесами: а теперь учит, отверзши уста.

Учаше их, глаголя. Учил не одних учеников, но и народ. А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Псал. 1, 1).

Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Поелику Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом: то Христос восставляет нас посредством смирения. Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство.

Блажени плачущии: яко тии утешатся. Плачущие, то есть, о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал же: плачущии, разумея плачь не однократный какой либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они не только там, но и здесь: ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется, особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов: а там будет непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную.

Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Некоторые под землею разумеют землю только духовную, то есть небо: но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются презренными и бедными: а Он напротив говорит, что они-то особенно и имеют все. Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные разума: но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно.

Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Поелику Он намеревается говорить о милосердии, то наперед показывает, что должно соблюдать справедливость, дабы не делать милости из награбленного. К правде должно стремиться со всем усердием: ибо это выражается словами: алчущии и жаждущии. Кто алчет и жаждет, тот сильно желает насытиться: так сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поелику же и любостяжательные представляются живущими в довольстве и сытости: то Он говорит, что тем более праведные насыщаются: они насыщаются и в сей жизни, ибо владеют своим имуществом безопасно: но особенно они насытятся там: ибо богатии обнищаша и взалкаша, говорит пророк, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (Псал. 33, 11).

Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то - и слезами и вздохом. Они получат милость и здесь - от людей. Ибо кто вчера оказывал милость, а сегодня пришел в бедность: тому все будут оказывать милость, особенно там - Бог.

Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Многие не хищничеству ют, не обижают, и даже милосерды, но блудодействуют и в других отношениях бывают нечисты. Посему Христос повелевает соединять с другими добродетелями и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу: ибо без святыни, или чистоты никто не узрит Господа. Как зеркало тогда отражает образы, когда чисто: так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа.

Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся. То есть, не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и примиряют других, враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают врагов Божиих. Таковые суть сыны Божии, так как и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом, когда мы были враги Его.

Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное. Гонение терпят не одни мученики но и многие другие - за вспоможение обидимым и вообще за всякую добродетель: потому что под именем правды разумеется всякая добродетель. Гонят воров и убийц, однако ж они не блаженны.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут. Наконец Господь обращает речь наипаче к своим апостолам, и показывает, что терпеть поношение особенно свойственно учителям.

И рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того и другого, то несчастен он, поелику для многих служит соблазном.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Говоря о предыдущем, Господь не говорил о великой награде, но здесь сказал о ней, показывая тем, что терпеть поношение есть дело великое и самое трудное: ибо многие, не стерпев поношения, сами себя лишали жизни. И Иов, выдержавший так много искушений, особенно возмущен был тогда, когда друзья стали поносить его, будто он страждет за грехи.

Тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас. Дабы апостолы не думали, что их будут гнать за учение противное Христову, успокаивает их, говоря, что и пророков, бывших прежде них, гнали за добродетель: посему их страдания должны успокаивать вас.

Вы есте соль земли. Пророки посылались к какому-нибудь одному народу, а вы - соль для всей земли, исправляющая беспутных учением и обличениями, дабы они не порождали непрестанно червей. Посему не оставляйте горьких обличений, хотя бы ненавидели и стали гнать вас.

После сего Он говорит: аще же соль обуяет, чим осолится? нивочтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки. Если учитель потеряет ум, то есть, если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению.

************

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/646/55646080_1267040678_810.gif
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос проповедует благую весть Царства Небесного, пришедшего на землю, Царства благодати и славы. Никто никогда не говорил так, как Он. Христос – Превечное Слово, через Которое Бог в последние дни говорил с нами. Когда был дан закон, Господь сошел на гору. Теперь Он восходит на гору. Тогда Он говорил в громе и молниях, теперь – тихим кротким гласом. Тогда народ должен был стоять поодаль, теперь – приглашается подойти поближе. Господь учит Своих учеников, чтобы они могли научить других. Его взор обращен на множество идущего со всех сторон народа – в надежде, что все услышат Его. «И Он, отверзши уста Свои, учил их». Христос учит и не отверзая уст Своих – всей Своей жизнью, и особенно в час, когда Он «яко овча на заколение ведеся». Но теперь Он отверзает Свои уста.

Христос начинает Свою Нагорную Проповедь с благословений. Ибо Он пришел в мир, чтобы благословить нас, как сказано в книге Деяний (Деян. 3, 26). Он говорит как власть имеющий, как Тот, Кто может дать благословение и вечную блаженную жизнь. «Блаженны… блаженны… блаженны». К кому относятся эти слова, и в чем заключается истинное блаженство? Все люди без исключения хотят, чтобы им было хорошо – а иные даже вопрошают: «Кто явит нам благая?» (Пс. 4) Неудивительно, что те, кто имеет ложные представления о счастье, никогда не достигают его. Общепринятое мнение толпы, что блаженны, счастливы – богатые и великие, и славные мира сего, те, кто жирно едят и сладко пьют, и правят всеми. Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы все перевернуть, поставить с головы на ноги, потому что все перевернул грех. Он хочет дать нам истинное понятие о смысле жизни. И все приходящие к Церкви должны с самого начала направить себя по истинному пути. Пусть не унывает никто, как бы ни был он немощен и нищ. Это зов ко всем человеческим душам сладчайшей Христовой любви. Это Новый Завет между Богом и человеком. Мы должны знать, что ждет от нас Бог и что мы ждем от Него. Путь к вечному счастью для человеческого рода открыт, и все что совершается в мире, может быть этим путем для любящих Бога.

«Блаженные нищие духом» – первая заповедь блаженства. Потому что Христос обнищал от Своей небесной славы, да нас обогатит. Нищие духом – это те, кто ни во что ставит богатства этого мира, кто сознает, что они не имеют ничего, кроме того, что Бог им дает – по дару Своей безмерной любви. Их есть Царство Небесное. Царство благодати состоит из таких. Царство славы принадлежит им. Это первая заповедь блаженства заключает в себе все остальные и по слову святых отцов является основанием всей христианской жизни.

Потому «блаженны плачущие» – плачем покаяния о своих грехах и плачем сострадания к страждущим. Сеющие слезами радостью пожнут. Они будут утешены Утешителем Духом Святым. И Бог отрет всякую слезу с очей их.

«Блаженны кроткие», потому что они научились кротости и смирению у Христа. Они наследят землю – ту новую землю и то новое небо, которые принадлежат Вседержителю.

«Блаженны алчущии и жаждущии правды» – той правды, которую пришел исполнить Христос. Они насытятся, потому что душа человеческая ничем не может насытиться, кроме как Богом.

«Блаженны милостивые», потому что блаженнее давать, чем принимать. Это блаженство быть причастным милосердию Божию, радующемуся вместе с ангелами о возвращении всякого блудного сына. Это блаженство быть под покровом обнимающей всех молитвы Христа на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Это блаженство прощать имеет только один предел – отказ быть прощеным.

«Блаженны чистые сердцем» – подлинное христианство заключается в чистоте сердца. Все, что исходит из неочищенного покаянием сердца, оскверняет человека. Но там, где покаяние, его наполняет Своей чистотою Христос. «Сердце чисто созижди во мне, Боже», чтобы я мог видеть Тебя и следы Твоего присутствия всюду, где Ты есть.

«Блаженны миротворцы» – те, кто участвует во всех духовных сражениях вместе со Христом, пришедшем убить вражду и возвестить на земле мир и в человецех благоволение. Они нарекутся сынами Божиими вместе с Сыном Божиим по дару Его.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». «Так гнали и пророков, бывших прежде вас», – добавляет Христос. Так гнали древних мучеников, говоря: «Вам не должно быть», возжигая из них живые факелы или отдавая их на растерзание диким зверям. Так гнали новых мучеников и исповедников российских.

«Радуйтесь и веселитесь, – провозвещает Христос, – ибо велика ваша награда на небесах». Заповеди блаженства – изображение всего пути Христа в Его восхождении ко Кресту, которым прииде радость всему миру. Научаясь этим заповедям христиане становятся солью земли. «Вы – соль земли, – говорит Христос. – Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Нет возможности восстановить несоленую соль. Как человек без разума и без сердца, так христианин – без благодати. Без заповедей блаженства жизнь человечества, как пища без соли, теряет вкус, делается пресной. Христиане брошены Богом в жизнь человечества, как бросают крупицы соли в пищу, чтобы человечество не было отвергнуто Богом. Для чего нужна вера, почему надо жить по этим заповедям? Чтобы узнать благодать и обрести хороший вкус, чтобы жизнь обрела красоту, и смысл, и радость даже среди скорбей и гонений, даже в старости и в смерти. Если же соль потеряет свою силу, если христиане утратят благодать, вкус Бога, они будут ни на что негодны, и мир будет прав, выбросив их вон, на попрание людям.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/646/55646080_1267040678_810.gif


Проповедь протоиерея Александра Дягилева

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы с вами, возлюбленные о Господе братья и сестры, отпраздновали схождение Святого Духа на апостолов, день Духа Святого. А теперь давайте вспомним, что Дух Святой Своим схождением основал нашу Церковь. Церковь – это общество спасаемых во Христе Духом Святым, соединяющихся с Богом, являющихся единым целым Телом Христовым. Это люди, идущие по пути спасения.

И вот на следующий же день после дня Святого Духа Церковь начинает напоминать нам Нагорную проповедь, которая является сердцевиной морально-этического учения Церкви, учения Иисуса Христа. В этой проповеди Господь говорит о том, как должны жить люди. Но понятно, что так жить можно только если ты стяжал Дух Святой. И это то, к чему мы должны стремиться.

Давайте еще раз вспомним эти слова. Господь, находясь недалеко от Капернаума, взошел на некую гору (это место показывают до сих пор), сел на камни, которые находятся на этом месте, на вершине этой горы; рядом с Ним сели Его ученики, народ. И вот Господь начал говорить. И вот эти первые слова Заповедей блаженств, о них мы должны помнить, что это некая лестница, по которой мы должны восходить к Богу. Это было очень промыслительно – слушать эту проповедь на горе, когда ты видишь Господа над собой, сверху. Ты воочию видишь то, куда нужно идти, к чему стремиться.

«Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Нищета духовная – что это? Характерно, что в древних списках Евангелия от Луки, где также цитируется Нагорная проповедь, сказано просто «Блаженны нищие». В современном тексте перевода тоже добавлено «духом», «нищие духом», но это добавление взято из Евангелия от Матфея. А в древних текстах было сказано – просто «Блаженны нищие». Мы с вами очень часто на земле стремимся к какому-то богатству, к деньгам; немалую часть нашей жизни мы посвящаем зарабатыванию денег. И если человек оказывается финансово нищим, то нам это кажется бедствием. Однако Господь говорит, что такие люди блаженны. Перевод «блаженны» передает греческое слово «макариос», и это слово очень глубокое. Это одновременно и счастливый человек – а казалось бы, он ведь нищий, без средств, без денег, без всего того, к чему обычно стремятся люди; и одновременно он благословен, поскольку слово «макариос» имеет и второе значение – «благословен». То есть «счастливы и благословенны нищие духом». Они имеют благословение, помощь от Бога.

Но нужно помнить, что нищета духовная – это нечто иное, это не финансовая нищета. Это когда человек нищ своим духом, когда он полностью открыл себя Духу Божию и готов жить не по своей воле, но по воле Божией, и свою волю добровольно сочетать с волей Божиею. Такой человек благословен. И когда человек смиряется и принимает волю Божию, то следующий дар, который в нем открывается, это дар видения грехов своих и плача о грехах своих. И вот почему «блаженны плачущие, ибо они утешатся». Плач о грехах и покаяние дают великий дар кротости, и кроткие – не те, кто рвутся к власти, не те, кто рвутся, порой ступая по головам своих ближних, подминая под себя всех, кто на пути, но те, которые готовы ближнему уступить, стать последними. И вот, оказывается, именно они окажутся первыми – они наследуют землю, станут в буквальном смысле царями земли, как наследники Царства. То есть перед Богом последние будут первыми.

Читаем дальше: «блаженны алчущие и жаждущие правды». Не просто голодные, а алчущие и жаждущие правды. «Блаженны, потому что они насытятся». А чем они насытятся? Правдой Божией, потому что люди, которые искренне стремятся к праведности, к правде и вокруг себя, и внутри себя, обретут эту правду. Во многих языках мира слова «правда» и «праведность» однокоренные. И вот такие люди стремятся к тому, чтобы праведность жила в них, и праведные, правые дела совершались, и прежде всего мною самим. И они получат этот дар от Бога, если они стяжали то, что было сказано перед этим в Нагорной проповеди – нищету духовную, плач и кротость.

Очень важна следующая заповедь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Большинство толкователей подчеркивают, что это едва ли не главная заповедь. И человек, который сам, может быть, совершает самые тяжкие грехи, но при этом милостив, снисходителен к ближним, никого не осуждает, он только за это уже будет помилован. И чем больше ты видишь свои собственные грехи, чем больше ты видишь свою собственную неправедность и алчешь и жаждешь стать праведным, тем более ты милостив и снисходителен к ближним. И за это ты будешь сам помилован.

Соответственно, милосердие открывает чистоту сердечную и зрение Бога – «блаженны чистии сердцем, ибо они узрят Бога».

«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими». «Мир» здесь имеется в виду мир человеческих отношений – это великий дар и великое дело мирить людей, потому что у нас всегда в жизни много поводов для конфликтов. Но также здесь имеется в виду и мир внутренний, ибо зрение Бога дает человеку то, о чем, в частности, говорит святая Мария Египетская, вспоминая о том, какие терзания пришлось ей претерпеть в пустыне. Но потом Господь дал ей мир, и Слово Божие стало насыщать ее душу. Это уже вершина святости – мир в душе и свобода от обуреваний страстей греховных. И вот такие люди будут названы сынами Божиими.

И последнее. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить и гнать вас, и злословить за Меня». Это важно – не просто «гнать и злословить», но «за Меня», за Христа. И у святых отцов есть такое размышление: даже если человек жил греховно, но претерпел страдания за Христа, особенно мученически, только за одно это все грехи его будут прощены, и неслучайно мученики прославляются Церковью и канонизируются, даже при отсутствии благочестивой жизни. Только за сам факт того, что будучи православным христианином, и даже не будучи таковым, но исповедуя себя таковым, человек пострадал за Христа. Только за одно это человеку прощаются все грехи, и такие люди, мученики, получают великую награду на небесах.

И заканчивается Нагорная проповедь фразой: «Вы – соль земли. Если же соль потеряют силу, то чем сделаешь ее соленою?» Соль в те времена была одним из немногим консервантов, известных людям того времени. «Гниение» по-латыни хорошо всем известное слово «коррупцио». Когда человек готов за материальные блага, за деньги продать все. Вопрос только в цене. Так это нам сейчас знакомо, все наше общество этим поражено, порой даже и, к сожалению, церковное. Так вот Господь здесь и говорит о том, что вы не просто те, кто не должен поддаваться гниению, но, напротив, вы те, кто должен как соль сохранять и то, что вокруг вас, от этого гниения. Бог и Его заповеди должны быть для нас быть выше всех земных благ вместе взятых. Только в этом случае мы будем иметь возможность называть себя христианами. В противном случае, если мы потеряем силу, если мы перестанем быть неподкупными, для чего мы тогда годны? Остается тогда только выбросить нас на попрание людям.

Вот что происходит с нами, с Церковью, с верою. Почему люди порой отходят от Церкви? А не потому ли, что видят это гниение в нас? И мы должны помнить, что это гниение – это не от Бога, это наш человеческий порок. И мы, православные христиане, должны быть первыми, кто не просто будет показывать пример честности и неподкупности, но мы должны быть теми людьми, которые своей жизнью будут и других людей приводить к тому, что есть вещи и на земле, которые дороже, чем материальные блага, и ради которых никакие миллионы долларов не должны быть соблазном.

Аминь.

_________________________________________________________________________

  Мф., 12 зач., V, 20-26. 

Евангельское чтение:

20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака'"*, подлежит синедриону**; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
23Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского

Глаголю бо вам: яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное. Под правдою разумеет всякую добродетель, подобно как в словах: Иов же бе истинен, праведен, непорочен (Иов. 1, 1). Итак, вострепещи, человек, при мысли о том, сколько от нас требуется! Затем Господь научает нас, как нам превзойти книжников и фарисеев, и исчисляет добродетели.

Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши (Исх. 20, 13): иже (бо) аще убиет, повинен есть суду. Не говорит, кем речено бысть: потому что если бы сказал: Отец мой сказал древним, Аз же глаголю вам, то подумали бы, что Он предписывает противное Отцу. С другой стороны, если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли бы стали слушать Его. Посему говорить неопределенно: речено бысть древним. Словами: речено бысть древним, показывает, что закон отменен: а если отменен и почти уничтожен, то его должно оставить и поспешить к новому.

Аз же глаголю вам: яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду. Пророки, приступая к изречению пророчества, говорили: сия глаголет Господь; а Христос, показывая в Себе божественное полновластие, говорить: Аз глаголю. Те были рабы, а Он Сын, имеющий все, что принадлежит Отцу. Кто гневается на брата своего, тот будет осужден; но если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден. Так апостол Павел гневно говорил Елиме волхву и первосвященнику, впрочем не напрасно, но по ревности божественной. Напрасно гневаемся мы тогда, когда гневаемся из-за имения, из-за чести, и из желания отмстить за себя.

Иже бо аще речет брату своему, рака: повинен есть сонмищу. Сонмищем называется еврейское судилище, а рака значит тоже что: ты. Поелику презираемому нами человеку мы обыкновенно говорим: поди ты! то располагает нас, не оставлять без внимания и сего маловажного выражения, и уважать других. Некоторые говорят, что рака, с сирского, значит гнусный. Таким образом если кто станет поносить брата своего, называя его гнусным, то будет подлежать суду собора апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.

А иже речет, уроде: повинен есть геенне огненней. Некоторые признают этот приговор слишком строгим и тяжким, но не справедливо. Ибо не достоин ли геенны тот, кто лишает брата разума и смысла, чем мы отличаемся от животных бессловесных? кто поносит и бесчестит, тот прекращает любовь: а с прекращением любви уничтожаются и все добродетели, подобно как при любви все они в силе. Итак поноситель, прекращая любовь, прекращает все добродетели, и посему справедливо подлежит геенне огненной.

Аще убо принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой. Бог отказывается и от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь. К словам: аще брат твой имать нечто на тя, не присовокупил еще ничего: справедливо ли, то есть, или несправедливо имать он, примирись. Притом не сказал: если ты имеешь что-либо против него, но: если он имеет нечто против тебя, постарайся примирить его с собою. А дар повелевает оставить для того, чтобы поставить тебя в необходимость к примирению: ибо ежели при сем пожелаешь принести дар твой, то по необходимости должен будешь примириться. Но с сим вместе показывает и то, что любовь есть истинная жертва.

Буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже ecu на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант. Некоторые думают, что соперником здесь называется диавол, а путем - жизнь, и что Господь внушает следующее: рассчитайся с диаволом, пока ты находишься в сей жизни, дабы в последствии он не стал обличать тебя за грехи, как бы присвоившего какую-нибудь его собственность. Тогда предан будешь наказанию, пока не изгладишь и последних, самых малых, грехов: ибо кодрант равняется двум лептам. Но ты разумей, что Господь говорит это о здешних соперниках, научая не судиться и не переставать делать дела Божии. Если тебя и обидят, говорит, не входи в суд, но помирись на пути, дабы, при представлении соперником сильного оправдания, не потерпеть тебе чего либо худшего [1].
************
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Рим. 1, 18-27; Мф. 5, 20-26). "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй суждены быть вне Царствия Небесного. Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский - узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения. Узнал что - не останавливайся на этом знании, а иди дальше и сделай вывод, к чему, в каком случае обязывает тебя такое знание, да и положи по тому неотложно действовать. В поведении же так поступай, чтобы не чувства и расположения шли за внешними делами, а внешние дела были вызываемы чувствами и расположениями, и служили им точным выражением. Устроясь таким образом, будешь выше книжников и фарисеев, и дверь Царствия не будет затворена перед тобою.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/646/55646080_1267040678_810.gif
Протоиерей Александр Шаргунов
Праведность, которой мы призваны научиться у Христа, должна превзойти праведность книжников и фарисеев – иначе не войти нам в Царство Небесное. Христианин не только не должен допускать ничего плохого, что было у этих лицемеров, ищущих славы человеческой и ненавидящих Спасителя. Христианин должен превосходить их и в хорошем, которое они делали ради внешнего благочестия. Они думали только о внешнем, а мы должны обращать внимание на внутреннее состояние нашего сердца. Не человеком угождать, а Богу. И когда сделаем все, повеленное нам, считать себя ни на что негодными рабами, доверяясь лишь праведности Божией.

И Христос раскрывает истинный смысл древних ветхозаветных заповедей. Эти десять заповедей, данные Богом, не могут быть отменены. Так было сказано: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Закон Божий – закон жизни, стена и ограждение нашей жизни. Однако эту шестую заповедь иудеи воспринимали чисто внешне, как воспрещение убийства, но не как ограничение внутренних пожеланий, из которых и рождались подобные преступления. В этом и заключалась главное заблуждение иудеев – в учении, что Божественный Закон воспрещает греховные поступки, но не греховные мысли. Христос же говорит, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, совершает в своем сердце убийство. Гнев – естественное человеческое чувство. Бывают обстоятельства, когда он законен и даже похвален. Но есть напрасный гнев, когда мы гневаемся без причины, без достаточной на то причины – по пустякам, по распущенности, по привычке. Христос знает, что такое человеческое сердце. Прежде чем обнаружиться в злом поступке – ненависть, презрение, инстинкт самоутверждения оскверняет внутреннее человека.

Святые отцы говорят, что даже если бы у нас вынимали глаз или отнимали жизнь, – наш гнев был бы напрасен. Единственное оправдание нашему гневу может быть, когда нас хотят отвести от заповеди Божией, от верности Христу. «Гневаясь, не согрешайте» и «солнце да не зайдет во гневе вашем». День да не закончится для вас вашей внутренней помраченностью, потому что, кто знает, может быть, этот день окажется последним, и «в чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу». И Солнце правды Христос да не зайдет во гневе вашем – вот единственный критерий праведного гнева.

Господь говорит, что можно убивать брата своего и оскорбительным словом, называя его «рака» (пустой человек) и «безумный». Когда эти слова употребляются с благой целью обличения опасного для многих нечестия, они не греховны. Так больший из рожденных женами говорит: «Змия, порождения ехидновы» и Сам Спаситель взывает к самонадеянному богачу: «Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя». Но когда они произносятся с внутренней злобой и презрением, – в них едкий ядовитый дым, исходящий от огня геенского. «Этот народ, невежда в законе, проклят», – говорят законники и фарисеи о тех, ради кого Христос идет на смерть.

Да, злые языки, как говорится, страшнее пистолета, и убивают медленно и неприметно. Потому так глубока молитва: «Избави мя от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твоя». Чтобы мы поняли, насколько страшен этот грех, Господь говорит, что совершающий его будет подвержен самому страшному наказанию, если не покается, – геенне огненной, вечным мукам.

Потому мы должны со всяческим тщанием хранить христианскую любовь и мир в Церкви, и, как только возникает угроза истинным отношениям с кем-либо из братьев наших, спешить к нему с примирением. Наши молитвы ко святому причащению предваряются словами: «первее примирися тя опечалившим». И если ты придешь на Божественную литургию, «если ты принесешь дар твой – сердце твое – к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси твой дар». Ты не можешь приступить без этого к святым тайнам, и ты не можешь ходить в храм. Бывает, некоторые перестают ходить в церковь, чтобы не встретить там тех, с кем они в ссоре, и тем самым согрешают вдвойне. Иди и мирись с братом твоим, потому что как не готов ты к причастию, так не готов ты и умереть.

Жизнь наша – путь, идя по которому мы должны примириться с Богом через Христа. Мирись с соперником твоим, пока ты еще на пути с ним. Праведный Бог – Соперник всем грешникам, которые не хотят покаяться. И Заступник всех неправедно обиженных. «То, что вы сделали другому, – говорит Он, – вы сделали Мне». Наша забота и наша мудрость – как можно скорее, примириться с нашими личными врагами, пока мы еще на пути. Пока мы живы, мы продолжаем идти. После смерти будет поздно это сделать. Кто упорствует во вражде с Богом, тот отвергает дар Его милосердия. Ад – темница, в которую будут ввергнуты все, кто уходит отсюда во вражде с Богом. «Истинно говорю тебе, – говорит Христос, – ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».

______________________________________________________________________________________

  Мф., 13 зач., V, 27-32

Евангельское чтение:

27Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского

Слышасте, яко речено бысть: не прелюбы сотвориши (Исход. 20, 13). Иное дело прелюбодейство, иное - блуд. Прелюбодеяние есть грех с замужнею, а блуд - с свободною.

Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. То есть, кто останавливается, всматривается и зрением воспламеняет похоть, потом снова смотрит с большим желанием удовлетворения похоти: тот уже совершил грех в сердце своем. Правда, он не исполнил его делом: что до того? он не мог: а если бы мог, то тотчас сделал бы грех самым делом. Впрочем знай, что если мы когда либо восчувствовали похоть, но встретили препятствие к удовлетворению ей делом: то это явный знак, что нас сохранила благодать. Так и женщины, украшающиеся для того, чтобы понравиться кому-нибудь, грешат, хотя бы и не понравились. Ибо они уже сделали напиток, который остался без действия только потому, что его никто не выпил.

Аще же око твое десное соблажняет тя, изми е, и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. И аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю, и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну, Слыша о глазе и руке, не подумай, что здесь говорится именно о сих членах. В сем случае Он не присовокупил бы правый глаз и правая рука. Здесь говорится о людях, которых любим и бережем, как правый глаз и правую руку, но которые препятствуют нам делать дела Божии. Так напр. юноша, если имеет распутных друзей и терпит от них душевный вред, должен оставить, бросить их. Сим, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, а если не спасешь их, то по крайней мере спасешь себя. Но если будешь продолжать к ним любовь, то погибнешь и ты и они, то есть, все тело.

Речено же бысть: яко иже аще пустит жену свою, да даст ей книгу распустную (Второз. 24, 2). Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся с нею, дабы не случилось чего-нибудь худшего, потому что возненавиденная могла быть и убита. Но таковый обязан дать разведенной разводную, которая у них называлась отпускною, так чтобы отпущенная уже не возвращалась к нему и не произошло смуты, когда он стал жить уже с другою.

Аз же глаголю вам: яко всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует. Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его и запрещает мужу ненавидеть свою жену без вины. Если он оставит ее по уважительной причине, то есть, за прелюбодеяние, не подлежит осуждению: а если не за прелюбодеяние, то подлежит суду: потому что тем заставляет ее прелюбодействовать. Но и тот становится прелюбодеем, кто возьмет ее: потому что, если бы никто не взял ее, она, быть может, возвратилась бы к прежнему мужу, и покорилась бы ему. А христианину должно быть миротворцем и для чужих, тем более для своей жены, которую Бог совокупил с ним.

************
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Рим. 1, 28-2, 9; Мф. 5, 27-32). "Всякий, кто смотрит на женщину. . . уже прелюбодействовал с нею". Как же быть, если живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть - смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин и любить должно, ибо в заповеди о любви к ближним не исключаются и они, - но любовью чистою, в которой имеется в мысли душа и духовное средство, помимо всего прочего. . . В христианстве, как перед Богом, нет мужеского пола, ни женского, так и во взаимных отношениях христиан. Всячески, скажешь, трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нехотение худа; нехотение же милостивым Господом вменяется в чистоту

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/646/55646080_1267040678_810.gif
Протоиерей Александр Шаргунов
После заповедей блаженства Господь продолжает раскрывать в Своей Нагорной Проповеди несравненно большую глубину Нового Закона по сравнению с древним. Теперь Он говорит о седьмой заповеди – о тайне отношений между мужчиной и женщиной. Древняя заповедь гласит: «Не прелюбодействуй». В ней – запрещение супружеской измены, всех не освященных браком связей.

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Эти слова Спасителя относятся к монахам и мирским, к женатым и замужним, к юношам и девам, к каждому из нас. Перечитай их, как если бы Христос говорил это лично тебе, глядя тебе глаза в глаза. Столько сердечных ран открывают эти слова, столько попранных идеалов, столько неосуществленных надежд, что не требуется, кажется, уже никаких толкований. Но среди нынешнего утверждения греха растления как нормы и даже уже как добродетели, обратим внимание хотя бы только на то, что относится к взгляду. Речь идет о тайне грехопадения первого человека – о насыщении наших глаз созерцанием запретного плода. Наши глаза – входы и выходы нечестия подобного рода. И сегодня создатели уличных реклам, СМИ, в особенности телевидение, прекрасно знают это. Как оградить нам в этой атмосфере закон сердечной чистоты? Но если через взгляд приходит вожделение – те, кто намеренно обнажает себя, чтобы на них смотрели с вожделением, не менее виновны. «Люди грешат, – говорят святые отцы, – а подталкивают ко греху – бесы». Законодатели мод, несомненно, наущаемые нечистым, насмешливо говорят, что они не при чем – спрос рождает предложение. Столь опасно и гибельно это рассматривание греха для души, предупреждает Господь, что лучше лишиться руки или глаза, чем уступить бесстыдному и наглому греху. Если нет другой возможности избавиться от него (хотя мы знаем, что, слава Богу, есть), то предпочтительнее вырвать себе глаз и отсечь руку, чем вовлечь всего себя в грех к вечной гибели души.

Есть грехи, от которых, по слову Апостола, надо спасаться страхом, и сюда относятся восстающие на души плотские похоти, которых как диких зверей нельзя удержать, а можно лишь отпугнуть. «Жестоко слово сие, кто может его вместить?» – отвечает мир, живущий в аду, и не верящий, что существует ад. Но кто знает, что есть вечный ад, а самое главное – вечный рай, тот понимает, почему Церковь в центре своих духовных подвигов не только для монахов, но и для мирян, поставила покаяние преподобной Марии Египетской. Эту как будто превосходящую человеческое естество заповедь, данную Христом, можно исполнить только со Христом, только с Его благодатью, только с Его любовью, которая крепче смерти. Нет другого пути у человечества – либо жизнь, либо смерть. Где попрание тайны телесного общения мужчины и женщины, от которого рождаются дети, там распад семьи, и вместе с ним – общества, государства, вырождение народа, человечества. Потому что «кто разводится с женою, кроме вины любодеяния, тот дает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Но Господь при сотворении человека благословляет святой брак первым благословением: «Да будут двое одна плоть». И дает новое – ценною крестной любви Своей – в Кане Галилейской. То, что Бог соединил, и продолжает соединять, – человек да не разлучает.

Проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В начале Своей Нагорной проповеди Спаситель рассуждает о человеческой праведности, то есть об исполнении человеком воли Божией. Учителя иудейского народа учили людей праведности, и сами стремились к праведности. Руководством к этому им служил Закон Моисея с его заповедями.

Но вот беда.

Во-первых, Закон выражает волю Божию очень кратко, не учитывая конкретные жизненные ситуации. А посему требовал многочисленных толкований, которые разрастясь с годами, порой так далеко уходили от простого первоначального смысла той или иной заповеди, что фактически становились чем-то прямо чем-то противоположным этому первоначальному смыслу.

Во-вторых, и это еще худшая беда. Буква любого, даже самого хорошего закона, ограничивает дурные поступки человека, но не способна ограничивать желание человека: как говорится, сердцу не прикажешь.

Однако, воля Божия, которую несовершенно выражает Закон Моисея, состоит не в том, чтобы приказывать человеку: делай то, не делай этого. Воля Божия состоит в том, чтобы человек собственным свободным волеизъявлением соглашался с Богом.

Книжники и фарисеи стремились быть праведными по букве Закона. Что ж, за это им по справедливости оказывались почет и уважение в народе, но истинная и совершенная праведность состоит не в простом следовании букве, но в сердечном согласии с духом Закона.

Об этом и говорит Христос в Своих словах: «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Закон Моисея, как всем нам хорошо известно, в своих заповедях направлен на защиту неприкосновенности личности: не убий; на защиту прав собственности: не укради и на защиту прав семьи, на сохранение брака: не прелюбодействуй.

В прочитанном отрывке из Нагорной проповеди Спасителя речь идет именно о последнем: не прелюбодействуй. И здесь требуется некоторое пояснение. Для уха современного русского человека несколько непривычно используемая в нашем переводе Священного Писания слово «прелюбодеяние». Иногда возникает вопрос, чем прелюбодеяние отличается от любодеяния.

Любодеяние – слово по своему значению очень близкое к слову «блуд». То есть любодеяние - это любой плотской контакт вне брака.

А вот прелюбодеяние – это не просто плотской контакт. Но слово это имеет вполне специфический смысл. Заповедь Моисея «не прелюбодействуй» запрещает иудейскому мужчине разрушать брак другого или просто вторгаться в брак другого иудея.

Согласно иудейскому брачному праву речь идет именно о нарушении брака другого. Внебрачная связь женатого человека с незамужней или не иудейкой, хотя и осуждалась благочестивыми иудеями, тем не менее, не считалась нарушением брачного законодательства. Иначе говоря, Своею заповедью Бог охраняет связь определенного мужчины с определенной женщиной, которые в браке стали единой плотью, согласно слову Божию из истории творения первых людей: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и два будут одна плоть».

Итак, воля Божия, выраженная при сотворении людей, была направлена на нерасторжимость уз, связывающих в браке двух людей, мужчину и женщину. Разумеется, грехопадение и последовавшее за этим искажение природы человека, внесло коррективы в изначальную заповедь Божию. Появились разводы, распадались семьи, появился и Закон, регулирующий эти, противоречащие воле Божией процессы.

Так, в книге Второзакония сказано: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное. Пусть напишет ей разводное письмо и даст ей в руки и отпустит ее из дома своего». Это книга Второзакония. Поскольку этот закон не определял точно поводов для развода, то эта неясность привела к страшным злоупотреблениям на практике. Рамки закона были так раздвинуты в угоду человеческим страстям и похотям, что фактически муж мог прогнать свою жену безо всякого на то основания.

Разводы во времена Иисуса Христа происходили постоянно и по самым ничтожным поводам. Первоначально законное установление имело целью относительное право и дальнейшее благо женщины, которая после развода имела возможность вступить в новый брак. Поэтому муж не имел права просто выгнать жену из дома, он должен был соблюсти юридическую процедуру.

И, тем не менее, в этом законном установлении с точки зрения Иисуса Христа не выражается воля Божия: ибо муж, дающий своей жене разводное письмо, не обеспокоен тем, чтобы мужчина и женщина, то есть он и его жена, которые некогда пожелали единства и вступили в брак, стали по воле Божией единой плотью.

Поэтому отпускающий свою жену дает ей повод и часто просто вынуждает ее к прелюбодеянию, то есть к разрушению брака. Да, тот, кто женится на разведенной, тоже совершает преступление против брака другого, и сам тоже становится прелюбодеем, то есть разрушителем брака и нарушителем воли Божией.

Он тоже ориентируется в своем поступке не на волю Божию в ее глубине, и его праведность не больше праведности книжников и фарисеев.

Только в одном случае, согласно Матфею, развод допустим: в случае предшествующего блудного поведения жены. Против воли Божией, согласно которой каждый должен уважать брак другого, выступает тот, кто только смотрит на замужнюю женщину с вожделением, точнее с похотью, а еще точнее, чтобы овладеть ею, по-славянски: во еже вожделети ей. Уже такой человек вторгается в брак другого.

Действиями своими он не нарушает закона, и с общепринятой точки зрения соблюдает праведность. Но в сердце своем он противится Богу, то есть не прав перед Богом, не праведен.

Но если некто готов принимать заповедь «не прелюбодействуй» не по букве, но в ее сущности, так, что он даже в мыслях уважает брачную связь другого, то его праведность больше праведности книжников и фарисеев.

Таков высокий взгляд Господа на брак. И так строго относится Он к разводам.

Так было в те древние времена, когда дух древнего благочестия еще держался в еврейском народе. Семейные узы были еще достаточно крепкими. Что же сказал бы Господь о нашем времени?

Жизнь современного общества, и даже номинальных, только по имени христиан представляет в этом отношении просто жалкое зрелище. Создается впечатление, что разводов станет столько же скоро, сколько браков, если не больше.

Однако мы слишком поверхностно отнеслись бы к словам Спасителя, если бы увидели в них только осуждение человеческой морали. Нет, за ними стоит гораздо более глубокая мысль. Мысль о том, что в греховном состоянии, а в таком греховном состоянии пребывает без Христа воскресшего все человечество, в греховном состоянии принципиально невозможно превзойти праведность книжников и фарисеев.

Наивно и тщетно полагать, будто мы способны собственными усилиями исполнить волю Божию, быть едиными с Ним в сердце и воле без благодати Божией, посылаемой нам через Духа Христом воскресшим, - мы не способны на это. Мы можем более или менее следовать букве закона, но совладать со своими страстями и похотями, владеющими нашим сердцем, без благодати мы не можем.

И думать иначе, значит, уподобляться тем самым фарисеям, которые мнили себя праведными и которых осуждает Спаситель. Уже в покаянном псалме сказано: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Не мы созидаем в себе сердце чистое, не мы обновляем собственными силами самих себя. Это по силам только Богу.

Мы только что праздновали церковный праздник Духа Святого, данного нам в наше созидание и обновление. Будем же неустанно обогащаться Его дарами, и приносить обильные плоды истинной, а не самосозидаемой праведности. Только тогда наша праведность превзойдет праведность книжников и фарисеев, и Господь удостоит нас только тогда войти в его Царство. Аминь.

___________________________________________________________________________________

  Мф., 14 зач., V, 33-41.

Евангельское чтение:

33Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского

Паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. То есть, когда клянешься, верно исполни то, в чем клянешься Господу: ибо, если нарушишь клятву, будешь осужден.

Аз же глаголю вам не клятися всяко, ни небом, яко престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя. Поелику иудеи слышали от Бога: небо престол мой, земля же подножие ног моих (Ис. 66, 1), то и клялись сими предметами. Но Господь воспрещает им это, впрочем не потому, что небо прекрасно и огромно, а земля полезна, а потому, чтобы не подать повода им к идолопоклонству, поелику эти предметы у клянущихся ими легко могли быть признаны за божество, как это прежде и было.

Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити. Один Бог клянется Самим Собою, потому что не зависит ни от кого. А мы как можем клясться своею головою, когда не имеем власти? Мы не свои. Если же думаешь, что голова есть твоя собственность, то перемени, если можешь, хоть один волос.

Буди же слово ваше: ей, ей: ни, ни. Дабы ты не сказал: как же мне поверят? - Он говорит: поверят, если всегда станешь говорить правду, и никогда не будешь божиться: потому что никто так не теряет доверия, как тот, кто часто божится.

Лишше же сею, от неприязни есть. Божба, кроме: ей и ни, есть дело излишнее и происходит от диавола. Но ты спросишь: ужели и закон Моисеев был худ, когда повелевал клясться? Знай, что в то время божба не составляла худого дела: но божиться после Христа есть дело уже худое, подобно как обрезываться и вообще иудействовать. Сосать грудь младенцу прилично, а мужу непристойно. Мы более не под законом, но под благодатию.

Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб (Исход. 21, 24). Закон из снисхождения допустил право равного возмездия, дабы не обижали друг друга, и дабы обидевший боялся подвергнуться тому же, чему подвергся обиженный.

Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему другую. Злым называет здесь диавола, действующего посредством человека, показывая сим, что бьющий распаляется диаволом. Итак ужели диаволу не должно противиться? Должно, только не обратными ударами, а терпением, ибо огонь гасится не огнем, а водою. Впрочем не думай, что здесь говорится только об ударе в щеку: нет, но и о всякой другой обиде.

И хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. Отдай ему и срачицу, когда поведет тебя в суд, и станет делать тревогу, а не тогда, когда просто будет просить ее у тебя. Под ризою собственно разумеется так называемое у нас исподнее платье, а под срачицею - верхнее платье: впрочем эти названия иногда употребляются одно вместо другого.

И аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два. Что рассуждать о ризе и срачице, говорит Господь? Самое тело твое отдай, если кто насильно потащит тебя, и сделай для него более, нежели сколько требует.

************
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Рим. 2, 14-29; Мф. 5, 33-41). "А Я говорю вам: не противься злому"; иначе отдай себя на жертву своенравию и злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Кто заповедь эту дал, тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что претерпи только первые натиски злобы, - люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигает злобу которая от одного лица переходит в семью, а потом из поколения в поколение

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/646/55646080_1267040678_810.gif
Протоиерей Александр Шаргунов
В этих словах Христа – раскрытие третьей заповеди: «Не употребляй имени Господа твоего напрасно». Именно это означает «не преступай клятвы». Ложная клятва – нечестие по отношению к Богу и неправда по отношению к человеку. Ложно клянущийся как бы говорит: «Господи, помоги мне», а сам желает, чтобы Господь ни за что не помог ему, поскольку дает лживую клятву. Это не означает, что всякая клятва – грех. В относительно недавние времена клятва в судах, военная присяга, приносимая с верой в Бога, означала, что люди воздают имени Божию подобающую ему честь. Они обращаются к высшей правде, к высшему знанию, к высшему суду – для устроения по справедливости земной человеческой жизни.

Что имеет в виду Христос, говоря: «Не клянись вовсе»? Прежде всего, ненужное употребление имени Божия в обыденном разговоре – признак безблагодатного, не знающего страха Божия, сердца. И мы должны избегать клятвенных обещаний в делах, которые не зависят от одного нашего произволения. Безумие призывать в свидетели нашей правды небо – это все равно, что клясться Самим Богом. «Не клянись ни землей, – говорит Христос, – потому что это тоже было бы клятвой ее Творцом и Владыкой; ни Иерусалимом – потому что его освящает Царь царствующих и Господь господствующих; ни головою твоею – потому что она принадлежит более Богу, чем тебе, со всеми ее дарованиями, и ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». От лукавого, от лжи, которая есть во всех людях, подвластных ему, ибо «всяк человек ложь». Ваше слово должно быть значимо само по себе: «да», если это действительно да, и «нет», если это действительно нет. Святость и правдивость ваша да будет известна всем человекам. Христос зовет к подлинности наших слов. Мы знаем, как мало прямоты и простоты в человеческих отношениях, искаженных изнутри двусмысленной сложностью, подменами, хитростью, лукавством, саморекламой. Господь не создает новой морали. Он ничего не упраздняет. Он раскрывает глубину того, что является подлинной человечностью. Но приобщиться ей по-настоящему могут только те, кто приходит ко Христу – истинному Богу и совершенному Человеку.

«Вы слышали, что сказано, – говорит Христос, – око за око и зуб за зуб». Этот ветхозаветный закон возмездия в свое время очень сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве «репрессивных мер» со стороны государств, по-прежнему именующих себя христианскими. Термины «эскалация военных действий», политика «с позиции силы» и нанесение «превентивного удара» постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же древний, доветхозаветный дикий инстинкт.

Что же означают слова Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Евангелие не дает никогда готовых нравственных рецептов. Речь идет скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щеку. Он ответил твердо и с достоинством: «Что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 23). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия – там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников. Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.

Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности, когда жертвой их являются другие, – абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделен от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло, с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда, по милости Божией, мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает еще одну победу – оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.

Что значит подставить другую щеку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому, одна щека – наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы подставить другую щеку – себя – жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щеку – смирение и твердость любви Христовой. Наш Господь ради нас принял заушения. Тем, кто захотел неправедно судиться с Ним, Он отдал и верхнюю, и нижнюю одежду. И взошел на Крест, обнаженный от Небесной славы. И Он прошел не одно, а два поприща по дороге к Голгофе, чтобы принять Крестную смерть не в ненависти, а в любви ко всему роду человеческому.

0

3

Иеродиакон Герман с братией Валаамского монастыря, Валаамская Литургия св. Иоанна Златоустого, третий антифон. Нагорная проповедь (Мф. 5, 3-12)

0