Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » заблуждения,оккультизм,суеверия » беснование и одержимость ( об отчитках и психических расстройствах)


беснование и одержимость ( об отчитках и психических расстройствах)

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

БЕСНОВАНИЕ И ОДЕРЖИМОСТЬ -Хлыст Божий!

Современная, оторванная от Церкви, психиатрия не в состоянии отличить больного от одержимого, хотя таких способов множество. Вот один из них: перед больным ставят десять стаканов с водой, из которых девять - со святой водой, а один - с простой. Но какой именно с какой водой – больной не знает. И затем, сколько бы ему ни предлагали выбрать один стакан из десяти, он всегда безошибочно берет стакан с простой водой (воду освященную бес боится панически). Другой пример: читается простая заклинательная молитва, например “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…” Люди с психическими отклонениями, как правило, реагируют на это совершенно спокойно, одержимых же начинает изворачивать, изгибать дугой; они кричат, просят прекратить чтение.
Священник Родион

Упорное неверие в злых духов — есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов… Я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы, по неисповедимым судьбам Божиим, и производили в них умственное помешательство, произносили через них страшные хулы и сквернословия; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол, как нудили его лезть на стену и пр. Таковых, думаю вместе с Апостолом, Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется
(1 Кор.5:5).                                                                                         
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Одержимость и беснование в обыденной жизни.
Механизм одержимости известен.
Но.
Прежде всего, необходимо различать понятия одержимости и беснования. О обиходе эти слова часто путают и употребляют одно вместо другого.
Беснование – это ненормальное состояние тела,
одержимость – души.
При бесновании демон в большей или меньшей степени перехватывает контроль над телом и отталкивает душу от “руля”. При бесновании человек (его тело) действует непроизвольно, спонтанно – порой вопреки отчаянному сопротивлению самого человека.
При одержимости демон овладевает самой душой человека, превращая его в своего добровольного раба. Самая распространенная форма одержимости в обиходе – одержимость человека страстями! Ища удовлетворения своей страсти, человек исполняет волю демона, “подсадившего” его на эту страсть.
Беснование и одержимость - это разные состояния, но порой их нелегко отличить друг от друга, поскольку не бывает беснования без одержимости! Человек, совершенно свободный от страстей, конечно, не бывает бесноватым. Поэтому “чистого” беснования без одержимости не бывает.
Напротив, одержимость без беснования вполне возможна. Ведь страсть, тайно живущая в душе человека, может до времени не проявлять себя. Подвижники, проходящие умно-сердечную молитву, еще не вполне свободны от одержимости страстьми (что и проявляется в драматической борьбе такого человека с являющимися ему призраками), однако они держат свои страсти в состоянии совершенного подавления. Страсти не проявляются у них на уровне тела, но только в виде образов – в поле внимания души.
У тех же, кто не стяжал благодати умно-сердечной молитвы, одержимость проявляется на уровне тела даже во время молитвы – даже во время умной (но не сердечной) молитвы. Молитва такого человека может быть предельно внимательной, но она не вполне искренняя, так как сердце такого человека еще не согрето Благодатью. А неискренность (пусть тончайшая) молитвы проявляется на уровне тела в некоей раздвоенности, которая на языке современной психотерапии называется “диссоциацией” и обычно используется для наведения транса в эриксоновском гипнозе. Конечно, только специалист может различить у такого человека признаки диссоциации и попытаться использовать их для установления “раппорта” и затем наведения транса. (Впрочем, для неведения транса “специалисту” придется сначала попытаться как-либо отвлечь такого человека от молитвы, иначе раппорт установить не удастся: все-таки умная молитва – это дело нешуточное и для демонов невыносимое.)
У нас же, простых смертных, кто не стяжал еще даже и умной молитвы, “диссоциацию” часто можно замечать и невооруженным глазом. Заметить ее всегда бывает легче у другого, чем у самого себя (согласно слову Господа о бревне и соринке в глазу). “Диссоциация” проявляется в тонких, порой едва заметных непроизвольных микродвижениях, микроинтонациях, микрогримасах, не соответствующих сознательному намерению и выражению человека. Порой эта самая “диссоциация” проявляется и вполне “весомо, грубо, зримо” в ошибочных действиях на МАКРО уровне: в описках, опечатках, оговорках, вообще – в действиях тела, не соответствующих осознаваемому намерению души.
Как известно, Фрейд объяснял подобные феномены вторжение в нашу деятельность “бессознательного”, наших “бессознательных желаний”. По Фрейду, ошибки не бывают случайными, но всегда являются симптомом какого-либо “бессознательного желания”. Но это – интерпретация Фреда.
В действительности подобное непослушание тела желаниям души является просто-напросто тонким, порой едва уловимым проявлением того же феномена, который в более грубом явном виде и называется беснованием.
Итак, беснование и одержимость ходят рука об руку (вынужденно разлучаясь только при умно-сердечной молитве). Однако если одержимость вполне явно свойственна всякому человеку, который хоть сколько-то потакает своим страстям, то беснование – это чаще всего лишь тончайший грим, наложенный на лицо страстного человека, который только в исключительных ситуациях покрывает лицо страшной маской явного беснования!
Итак, будем различать беснование и одержимость. И поговорим теперь об одержимости как феномене более первичном и фундаментальном.
Святые Отцы, описывая механизм формирования страсти, указывают, что первым шагом тут является принятие помысла, то есть, говоря по-русски, мысли, пришедшей в голову.
Содержанием этой мысли быть какой-либо образ, представление, намерение, замысел, идея – в конечном итоге, целый роман или музыкальная пьеса. Фиксируя помысел как заслуживающую внимания мысль, фиксируя на нем внимание, мы вступаем в духовный контакт с духом, который предложил нашему вниманию этот помысел. Это еще далеко не одержимость, но только необходимая предпосылка одержимости, ее необходимое, но далеко не достаточное условие! Отцы называют этот этап “прилогом”.
Следующий шаг к одержимости – это собеседование с помыслом, то есть, какие-либо манипуляции с пришедшим в голову образом, какое-либо комбинирование этой мысли с другими своими мыслями или взаимное комбинирование отдельных деталей этого помысла. Эту стадию Отцы называют “собеседование с помыслом”. Важно понимать, что на этом этапе уже не вполне работает общее правило, что демоны не могут читать мысли человека! Демонам недоступны наши мысли, исходящие из глубин нашего собственного ума. Однако когда мы как-либо работаем с помыслами, хозяин этих помыслов, конечно, замечает наши манипуляции и отвечает на них встречными манипуляциями. Рассматривание, активное изучение помысла – это всегда в какой-то мере уже взаимодействие с духом, автором помысла. Наивно рассуждать в данном случае о том, что “демоны не читают наши мысли”. Недаром Отцы называют это этап “беседой”, а не просто “слушанием”.
Следующий этап – это собственно принятие, одобрение помысла, принятие данного намерения, мысли, образа как своего собственного. Когда это случилось, человек уже одержим. Суть дела в том, что СЧИТАЯ ПОМЫСЕЛ СВОИМ, мы становимся должниками и рабами автора этого помысла. С этого момента душа человека становится вместилищем духовной энергии, давшей этому помыслу начало и поддерживающей его бытие. А энергия эта не безлична, но всегда личностна. И энергия данной личности, автора помысла, начинает жить в нашей душе своей собственной жизнью. С того момента, как я принял помысел, в моей душе уже действует страсть, а страсти (по слову Варсонофия Великого) суть демоны.
Конечно, это не финал, а только зарождение, начало формирования собственно страсти, с которой будет потом так трудно бороться. Страсть, захватив через принятие помысла некий плацдарм в душе человека, вступает во взаимодействие с другими энергиями души (и увы, с другими страстями). На этом этапе человек еще может опомниться и сравнительно легко изгнать из своей души новорожденную страсть. Но если он начнет вместо этого принимать новые и новые помыслы, сродные уже принятому, то страсть начнет укореняться и так далее – все это подробно описывается в соответствующей литературе.
Но мы сейчас говорим не о страстях, а об одержимости вообще. Конечно, всякая одержимость может быть названа страстью. Но наибольший практический интерес представляют некоторые наиболее сильные страсти, которым порабощен практически каждый человек и которые поэтому подробно изучаются в святоотеческой литературе.
Нам важно понять, что одержимость овладевает нами через помысел. Это понимают в общем-то все православные (хотя бы чисто теоретически, на уровне слов). Мало кто из нас понимает вот что: помысел может попадать в наше воображение не только напрямую от демона, так сказать, телепатическим путем. Дело в том, что культура человечества (в самом широком смысле этого слова) есть воплощённые помыслы. И если церковная культура – это воплощенные помыслы свыше, то светская культура – это воплощенные помыслы сниже (позвольте так выразиться). Человек может смотреть на (вслушиваться, вдумываться в) произведение культуры, не понимаю его, не улавливая – чего, собственно, тут такого, почему все говорят, что это здорово. Но в тот момент, когда он вдруг понимает, схватывает, постигая наконец, почему это так здорово, он становится одержимым тем самым духом, который вдохновлял автора!
http://proza-pravoslavie.narod.ru/1-2/oderjimost.htm

Что такое "отчитка"или что необходимо знать об отчитке (экзорцизме), чтобы на нее НЕ  идти

Этот чин должен, совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. [size=12]Массовые "отчитки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина. Участвовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья

На фоне оккультной моды на боязнь "сглаза" и "порчи" среди части православных распространилось нездоровое отношение к так называемой "отчитке", или чину изгнания злых духов, который воспринимается как некая "православная таблетка" от порчи. На массовые "сеансы" отчитки (невиданные прежде в православной практике) не только рвутся попасть страдающие разными болячками; выкрики страдающих душевными болезнями или одержимых людей со всей тщательностью записываются на магнитофон, "откровениям" демонов посвящаются целые видеофильмы. Насколько безопасны для души эти игры с лукавыми, можно сказать, "диалоги" с бесами? 
Что такое "отчитка"или что необходимо знать об отчитке (экзорцизме), чтобы на нее не идти

Такого метода лечения, как "отчитка", не существует. "Отчитка" или, правильнее, чин изгнания злых духов, совершается над человеком, который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами. Этот чин должен, совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые "отчитки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина. Участвовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья.

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике - крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16:16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364 год) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (Правило 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..." [1].

Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановления апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем ". В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2]. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы (Григорий Синаит в XIV веке, пишет еп. Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо соблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" [3], а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ex opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян. 19:13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" [4].

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже - внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая Таинства покаяния, соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования [5], поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания ".

"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей " [6].

"О божественных дарованиях" находим следующее: "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими" [7].

Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно" (Вопрос 381) [8].

Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им - дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" (Вопрос 301) [9].

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом отвечал словами из Евангелия: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5:16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17:21) (Вопрос 673) [10].

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие" (Слово 30) [11].

Блаженный Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются" [12].

Святитель Игнатий Брянчанинов: "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой..."

"Поминайте на молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божий... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" [13].

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде - так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека - "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи - своего рода психологическая революция человека против Бога. По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира - антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фес. 2:3,8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
_____________
1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - М., 1892. -С. 445.
2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия. Богословские труды. Сборник 21. - С. 31.
3. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С.-Пб.,1905. Т. 1. -С. 274.
4. Там же. -С. 72.
5. Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского. Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 1993. -С. 190.
6. Лавсаик. - М., 1992. -С. 126-127
7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. - С. 440.
8. Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. -С. 263.
9. Там же. -С. 223.
10. Там же. -С. 416.
11. Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. - М., 1993. -С. 137.
12. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45.
13. Свят. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. - М., 1995. –С. 217-218.

Алексей Ильич Осипов,
профессор Московской духовной академии
Православная беседа, № 1, 2000

В последнее время часто задаются вопросы по поводу отчитки.

Спрашивают, к каким старцам, куда можно поехать на отчитку, для того, чтобы исцелиться не только от беснования, но и от других страстей, которые часто мучают человека. Побывавшие на таких отчитках очень часто говорят о том, что в места, где совершается отчитка, приезжают не только те, кто одержим духами злобы поднебесной, но и люди, которые страдают от других пороков — пьянства, наркомании, табакокурения; рекомендуют проходить отчитку тем, кто изменяет своим женам, мужьям, кто подвержен приступам гнева и прочим страстям. Вот что хотелось бы сказать по поводу чина отчитки:

Православная церковь никогда не знала этого чина.

Никогда не совершалась отчитка над людьми, не совершалась массово, когда в одном храме собирались десять, двадцать, а то и более человек и эти люди, слушая молитвы священника, надеялись на исцеление от беснования.

Святейший Патриарх Алексий резко высказывался по этому поводу и говорил о том, что никогда никому благословения на проведение отчитки не давал. Это значит, что любая отчитка, совершенная тем или иным лицом, незаконна, не благословлена Церковью.

И действительно, вам никто не покажет письменное благословение Патриарха, которое благословляет тому или иному священнику совершать отчитку. Однако же мы видим, что в некоторых местах,  порой несколько раз в неделю, совершается этот чин. Почему же так?

Прежде всего, мне кажется, причина заключается в том, что некоторые люди, именующие себя старцами, или называемые так другими людьми, порой даже священнослужители, не вполне отвечают за свои поступки, не понимают, что они берут духовную ответственность, которая им не по силам. И, к сожалению, чаще всего от этих массовых отчиток мы видим вред, душепагубное воздействие на этих людей, видим, как люди, участвующие в этих отчитках, начинают в этом видеть всю свою жизнь христианина. Их порой не встретишь в храме — на обычной службе, на Литургии, за всенощной, на молебне, однако они посещают год за годом различные монастыри, разного рода так называемых старцев и жаждут исцеления, жаждут, чтобы бесы покинули их.

Однако, если исцеление и происходит, то не потому, что данные священнослужители столь духовны и их чин благословлен Богом. Но милосердный Господь, видя немощь человеческую, порой совершает чудо там, где его не должно было бы быть, потому что милосердию Божию нет предела. Но это исключение.

А вот случаев, когда люди не получают духовной помощи от этого, а получают больший вред — гораздо больше. Уже в интернете появляются сайты, посвященные отчиткам, и там записаны слова, которые говорят демоны во время богослужения. Но разве Господь призывал нас слушать демонов? Разве демоны говорят правду? Когда ко Господу пришел одержимый легионом бесов, то Господь запретил бесам говорить, хотя они не говорили никакой хулы на Господа, наоборот — они исповедовали Господа нашего Иисуса Христа как Сына Божия, однако же Господь повелел им замолчать и изгнал их из бесноватого.

Да, беснование — явление широко распространенное в нынешнем мире, хотя на самом деле одержимых бесами намного меньше, нежели так кажется, потому что очень многие из тех, кто считает себя бесноватыми, просто душевно больны и всякого рода проверки, когда им наливают святую воду в один стакан, а в другой простую воду, тоже не доказывают того, что этот человек одержим бесами. Все это может быть следствием глубокой духовной, душевной болезни человека.

Но, допустим, что человек действительно одержим бесом. Что же делать такому человеку, как ему получить исцеление? Прежде всего таковой человек должен приложить все свои усилия, чтобы исправить свою жизнь, исправить ее так, чтобы демону не было места в его душе, демону не было доступа к этому человеку. Нужно вести христианскую жизнь, полноценную христианскую жизнь, молиться дома, посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться. Тому же, кто уже поражен этой болезнью — одержимостью — требуется порой не только посещение своего храма, но, по благословению духовника, посещение разного рода святых мест.

Много христианских святынь на нашей Святой Руси и посещение этих святых мест с благоговением, с молитвой много может помочь тому, кто одержим бесами. Есть святые, которым молятся об исцелении от одержимости. Это священномученик Киприан и мученик Трифон, и у нас на Руси есть замечательный святой, у могилы которого и у мощей которого происходит множество исцелений и в том числе преимущественно исцелений от беснования, от одержимости бесами. Это святой преподобный Иоанн Святогорский. Любой желающий имеет возможность приехать в Святогорскую Лавру и там просить об исцелении этого замечательного святого - преподобного Иоанна.

И не только там, но и на любом месте благочестиво живущий человек, смиренно сознающий свою немощь, живущий христианской жизнью, получит в нужное время исцеление, если он одержим бесами. Получит — потому что милосердию Божию нет предела и если душе человека полезно исцелиться от одержимости, тогда это исцеление произойдет. Если же человеку нет от этого пользы, если образ жизни человека погибельный, или, как бывает, человек долгое время, будучи одержимым живет христианской жизнью, а по исцелении забывает об этом и Господь повествует о таком случае — когда демон выйдет из человека и, вновь возвращаясь, увидит пустым этого человека, то он, взяв других, более злейших, чем он сам, бесов, вновь поселяется в этого человека и, как говорит Господь, последнее бывает этому человеку хуже, нежели первое.

Поэтому прежде всего будем заботиться о своей душе и когда наша жизнь будет богоугодна и спасительна, тогда и одержимости не будет в нас, ибо Господь не допустит страдания тому, кому они не спасительны и не даст испытаний тех, которые не приводят человека ко спасению. Поэтому тем, кто одержим бесами, нужно вести христианский образ жизни, посещать по мере необходимости святыни, а также не забывать свой храм, приходить в храм, исповедоваться, причащаться и не искать каких-либо духовных старцев, прозорливцев, чудотворцев, потому что Господь везде с нами и через любого священника может произойти исцеление, потому что священник молится от лица Церкви и для исцеления не нужно того, чтобы это был какой-либо святой старец.

Да, мы знаем, как древние подвижники, величайшие святые исцеляли одержимых. Но ведь посмотрим на их житие. Они долгие годы проживали в затворах, в пустынях, несли особый тяжелый подвиг. К сожалению, такой подвиг нынешним подвижникам порой не под силу, а если он не под силу им, тогда и не нужно брать на себя больше, нежели мы можем понести. Достаточно нести тот крест, который возложен на нас Господом, и совершать то служение, на которое мы поставлены святой Церковью, соблюдая благословение Святейшего Патриарха, который запретил всякого рода отчитки.

Отдельно хотелось бы сказать по поводу того, что на отчитки едут люди, не одержимые бесами, но одержимые иными страстями — винопитием, блудом и прочими. Эти страсти человек может оставить сам. Ибо человек волен бороться со своими грехами. А Господь никогда не оставит человека страждущего, который искренне стремится исправиться, получить спасение, быть с Богом. Посещая подобные отчитки, можно стать бесноватым. Примеры этому имеются  Когда человек, будучи здравым, из любопытства или из желания исцелиться от какой-либо страсти, посещал отчитки — и вместо того, чтобы получить исцеление от своей страсти, он еще и становился одержимым бесами. Храни нас Господь от этого искушения, о котором все чаще и чаще слышно, которое все глубже проникает в церковную среду, ибо это не благословлено священноначалием, а значит, греховно, неправильно по своей сути. Надеюсь, что мое скромное мнение будет кому-нибудь полезно.

Конечно же, и я могу ошибаться. Но послушание почившему в Бозе Патриарху Алексию важнее, нежели сиюминутное облегчение от страданий, потому как то, что делается вопреки благословению — душегубительно, пагубно и не принесет пользы тому, кто прибегает к этому, каковы бы ни были его благие намерения.

Храни вас Господь.[/size]

Протоиерей Андрей Ефанов: "Православная церковь никогда не знала чина отчитки"  http://pravkniga.ru/mnenie.html?id=1334

0

2

2)
В Церкви создадут координационный центр по организации работы с душевнобольными прихожанами

В рамках Рождественских чтений впервые состоялся «круглый стол» на тему «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями».

Выступающие на секции перечислили ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается прихожане, страдающие психическими расстройствами и обращающиеся за помощью к приходскому священству. Так, по словам ректора Православного гуманитарного института «Со-действие» Петра Кондратьева, большинство их не отличают душевную болезнь от проблем духовного порядка. Вместо того, чтобы идти к психиатру, они просят благословения на отчитку, ошибочно полагая, что это решит их проблемы с психическим нездоровьем. «Например, человек видит прямую связь между грехом и нарушением психики, которое в данный момент переживает, - говорит врач-психиатр Национального центра психического здоровья Ольга Щелокова. - И даже проводит прямую связь: шизофрения - следствие греха гордости. Хотя шизофрения имеет, прежде всего, биологическую природу, является телесным заболеванием».

А вот прямо противоположный случай. Астенический невроз возникает как следствие завышенных притязаний человека и ощущения неспособности их удовлетворить. Например, человек считает, что обязан стать успешным, занять высокое общественное и материальное положение. При этом он понимает, что не справляется с завышенными стандартами и у него возникает печальное самоукорение, что он недостаточно хорош, чтобы достигнуть завышенных требований. Он загоняет себя в тупик - это постоянное раздражение, истощение, у него возникает не проходящая усталость, нарушается сон, возникает тревога по необоснованным поводам. Здесь можно выявить очевидную связь между его состоянием и переоценкой своих возможностей, подогреваемой тщеславием и самомнением. Хотя связь и непрямая. Ведь тщеславие не всех приводит к неврозу.

«Другая проблема в том, что есть немало психиатров, преимущественно получивших образование в советское время, которые убеждены, что вера в Бога - это так же форма психического расстройства», - продолжает Петр Кондратьев. А это препятствует установлению доверительных отношений между врачом и пациентом. Еще одна проблема – присутствие в нашем обществе такого явления как стигматизация. Оно выражается в настороженном и недоверчивом отношении окружающих людей к страдающим душевным недугом. Им трудно найти работу, с ними избегают общаться, они испытывают психологическое давление и притеснение родственников. В этих условиях храм становится последним прибежищем, где душевнобольные люди могут встретить внимание, сочувствие и человечное отношение.

Конечно, чтобы общаться с этой категорией прихожан и уметь отличать духовный недуг от психического пастырям и социальным работникам на приходах нужна соответствующая подготовка. По этому поводу митрополит Сурожский Антоний как-то заметил, что сфера духа и сфера души так глубоко проникают друг в друга, что мы не всегда можем провести между ними границы. По мнению выступающих, 72 часа курса «пастырской психиатрии», который читается в ПСТГУ, в МДАиС явно недостаточно. В какой-то степени здесь может помочь «Настольная книга священнослужителя», где опубликована работа Дмитрия Мелихова, сформулировавшего курс пастырской психиатрии. В ней перечислены восемь пунктов, позволяющие до некоторой степени определить, что данного человека следует направить все-таки ко врачу.

«Есть некие «якорные точки», на которые священник может опираться в постановке предварительного диагноза, - говорит Ольга Щелокова. - Например, такие критерии как состояние переоценки собственной личности, переоценки своих возможностей, легкомысленное отношение к жизни, бессмысленные траты денег, ощущения беспричинно бодрости и энергии, которые не проходят длительное время - могут быть расценены как грех гордости и самомнения. Но если человек говорит при этом, что ему в сутки хватает на сон всего 2-3 часов и он чувствует себя выспавшимся и отдохнувшим – это может подсказать, что здесь явные нарушения психики с определенным диагнозом, который надо лечить психиатрическими методами».

Подводя итоги «круглого стола» в части помощи духовенству, его участниками было принято решение начать подготовку создания координационного центра, на базе которого будет аккумулироваться информация по теме душепопечения о страдающих психическими расстройствами прихожан и создаваться сообщество специалистов. Всех, кто хочет участвовать в этой работе, просят присылать свои предложения на адрес: artvuz@mail.ru
Алексей Реутский
источник

0

3

3)
из книги "Несвятые святые"  архимандрита Тихона Шевкунова

Отчитки
Я только один раз побывал на отчитках у игумена Адриана, но этого было более чем достаточно. В битком набитом храме раздавались отчаянные и в самом буквальном смыс¬ле нечеловеческие крики. Люди рычали, блеяли, визжали и кудахтали. А ругались так — хоть уши за¬тыкай. Иные крутились юлой и со всей силы грохались оземь. Причем видно было, что они сами от себя такого совершенно не ожидали. Один ин¬теллигентный мужчина с перепуганным до смерти лицом носился по храму, хрюкал, как кабан, и в из¬неможении опустился на пол лишь после того, как его насильно подтащили к священнику и окропили святой водой.
Отчитка — это русское название экзорцизма, осо¬бый молебен, чин изгнания бесов. Происходящее жутко описывать, а присутствовать на подобных действах еще страшнее. Как это все выдерживал отец Адриан — не знаю.
Начинал отец Адриан свой монашеский путь в Троице-Сергиевой лавре. Там он тоже занимался отчитками, но скрыто, не на виду, в какой-то от¬даленной от туристических маршрутов церквуш¬ке. Рассказывают, что однажды в монастырь при¬ехали высокопоставленные советские работники и, на свою беду, захотели дотошно осмотреть все до¬стопримечательности без исключения. В том числе и храм, из которого доносились странные крики.
Делать было нечего, и монахи привели их в цер¬ковь, где косноязычный и с виду весь какой-то рас¬трепанный отец Адриан как раз читал заклинательные молитвы. Экскурсанты остолбенели, увидев валяющихся по полу людей, орущих дикими голо¬сами. Но представьте состояние высокопоставлен¬ных гостей, когда одна из прибывших с ними дам,

ответственный советский работник, вдруг зашипе¬ла, замяукала на весь храм, словно мартовская кош¬ка, покатилась по полу и в довершение всего заора¬ла такие непристойности, что и бывалые мужчины ничего подобного не слыхивали!
Позже эта дама снова поехала в лавру. Но теперь уже одна. Разыскала того самого косноязычного игу¬мена Адриана и задала ему единственный вопрос: что с ней было?
Батюшка Адриан, как человек простой, и отве¬тил ей попросту:
— В тебе бес сидит! От него твои беды.
— Но почему именно во мне?! — возмутилась дама.
— А это ты уж не у меня спрашивай, а вот у него! — и отец Адриан ткнул перстом в икону Страшного Суда, прямо в страшное изображение рогатого, омерзительного существа. Но, увидев, как поблед¬нела его посетительница, поспешил успокоить ее: — Да не убивайся ты. Может, Господь это попустил, чтобы тебя через болезнь к вере привести.
Отец Адриан как в воду глядел. Дама стала приез¬жать в лавру, исповедовалась за всю жизнь, причас¬тилась, и приступов беснования с ней больше не повторялось. Вскоре отец Адриан сказал, что боль¬ше ей на отчитки ходить не надо: вера во Христа, жизнь по заповедям Божиим, участие в Таинствах Церкви — все это изгоняет любую духовную нечисть из человеческой души.
Но у самого игумена Адриана после этого собы¬тия начались неприятности, поскольку дама своего нового отношения к вере скрывать не стала. Разра¬зился скандал, завершившийся тем, что под давлени¬ем властей наместник монастыря отправил игумена Адриана подальше, в провинциальный Печерский
монастырь, дабы ответственные советские товарищи могли спокойно ездить на экскурсии в Троице-Сер- гиеву лавру, попивать наливки с отцом экономом и глубокомысленно рассуждатьмол, «что-то такое в этой Церкви все же есть».

** *
Позже, через много лет, мне рассказывали врачи-психиатры, как в до¬революционной России отличали психически боль¬ных от бесноватых. Врачи использовали простой способ: ставили перед больным несколько чашек с обычной водой и одну — с крещенской. Если па¬циент спокойно отпивал воду из всех чашек, его от¬правляли в больницу. Если же он отказывался пить из чашки со святой водой, начинал буйствовать, впадал в забытье, это уже было по ведомству экзорциста.
Отчитка или изгнание бесов — дело мало того что неспокойное, но и весьма опасное. Чтобы в этом убедиться, достаточно один раз попасть на подоб¬ный обряд. Впрочем, все это относится к настоящей отчитке. Потому что на них, без сомнения, нередко встречаются симулянты, кликуши или действитель¬но психически больные люди. Но бывают и особо отвратительные случаи — игра в «отчитку» со сто¬роны «исцелителя». Слава Богу, это встречается не часто. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о подобных субъектах: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые прини¬мают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований».
Бесы — как паразиты в теле человека. О них можно не знать, даже не верить в их существова¬ние, но они действительно паразитируют в душах и — незаметно для своих хозяев — управляют их мыслями и поступками. А те и понять не могут, по¬чему с ними происходят странные, дурные и несу¬разные вещи, а вся жизнь превращается в перевали¬вание из одной ошибки в другую. У Церкви есть все возможности к исправлению таких судеб. Да только дело в том, что исцелиться человек может, лишь из¬менив себя. Молитва священника — деятельная, но всего лишь помощь.
Разумеется, не все священники способны совер¬шать чин изгнания бесов. Отец Адриан был чуть ли не единственным в те, 80-е годы, кто брался за это дело. Кажется, был еще отец Василий в Васьк-Нарве в Эстонии.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) скептически относился к этой практике. Не потому, что считал ее чем-то неправильным, но потому, что был убеж¬ден: тлетворное воздействие из духовного мира человеку необходимо исцелять личным покаяни¬ем, Таинствами Церкви и трудом по исполнению Христовых заповедей. Хотя он и не отрицал пользы, которую может принести участие в молебнах с заклинательными молитвами, но скорбел, что те, кто приходят на отчитки, хотят исцелиться, не прило¬жив собственного труда. А такого в духовной жизни не бывает.

** *
Отчитка — это не только очень тяжелое, но и весь¬ма опасное дело. Как-то мне, послушнику, довелось быть на приходе у отца Рафаила на престольном празднике его деревенского храма, дне памяти свя¬тителя Митрофана Воронежского. Ко всенощной приехали несколько священников из соседних при¬ходов. Между ними был батюшка, удививший меня.
Во-первых, у него был полный рот золотых зубов. А во-вторых, когда мы укладывались спать в единст¬венной комнате — кто на кроватях, кто на полу, — он, сняв свой священнический подрясник, надел спе¬циально привезенный с собой особый белый подряс¬ник для сна. На мой недоуменный вопрос священник серьезно сообщил, что это я, мальчишка, могу спать в трусиках и в маечке, а он, священник, должен от¬ходить ко сну в подряснике. Вдруг именно в эту ночь будет Второе Пришествие Иисуса Христа? Что же, ему, иерею Божию, встречать Господа в трусах? Мне тогда понравилась такая его вера.
Еще интереснее было происхождение золотых зубов батюшки. Вообще-то у священников это ред¬кость. Ну ладно — один-два зуба, а тут полон рот... В общем, кто-то не удержался и спросил, откуда у него такая красота. И вот священник, усевшись с ногами на кровати в своем белом подряснике, при свете ночника поведал собравшимся свою историю.
В миру он заведовал областной киносетью. На этой высокой должности и позолотил от души себе уста. Нравилось ему так. Несмотря на род деятель¬ности, он был очень набожным. Жил вдвоем с ма¬менькой, и был у них духовник-старец где-то на глухом приходе в Белгородской области. Пришло время, и старец благословил ему готовиться к при¬нятию священного сана. Через год его рукоположи¬ли и назначили настоятелем в деревенскую церковь неподалеку от райцентра.
Так прослужил он десять лет. Похоронил ма¬меньку. Время от времени наведывался к своему духовнику и к старцам в Псково-Печерский мона¬стырь. Однажды из райцентра к нему привели бес¬новатую девочку. Сначала священник ни в какую
не соглашался совершить отчитку, заверяя, что не готов к такому великому делу. Но в конце концов мать девочки и прочая ее родня батюшку уговорили. Понимая, что дело предстоит серьезное, священ¬ник посвятил целую неделю посту и молитве и тогда только, впервые в жизни, совершил положенный чин. Девочка исцелилась.
Священник очень обрадовался. И за девочку, и за себя. За девочку потому, что дитя и в самом деле перестало мучиться, страдать за грехи родителей. А за себя — поскольку почувствовал, что и он не так прост!..
Прошло недели две. Как-то раз после обеда ба¬тюшка уселся в кресле у окошка и раскрыл обла¬стную газету ознакомиться с новостями. Дочитав увлекательную статью, он опустил газетный лист и... окоченел от ужаса. Прямо перед ним стоял — он. Тот самый, кого удалось изгнать из девочки. Просто стоял и внимательно смотрел батюшке прямо в глаза. От одного этого взгляда священник, не помня себя, выскочил в окно и бросился бежать напролом неведомо куда. Батюшка был человеком грузным и совершенно не спортивным, но начал он приходить в себя лишь пробежав несколько кило¬метров. Не заходя домой, он направился во Псков, занял у друзей денег и поехал к своему старцу-духовнику.
Для начала старец как следует отругал свое чадо за самочиние. К таким делам, как отчитка, нельзя приступать без особого благословения и молитв духовника. Этим наш священник само¬надеянно и легкомысленно пренебрег. Так же, как нельзя после временных побед, дающихся не за наши достоинства, а по благодати Божией
и молитвам Церкви, расслабляться, почитывать газетки, а особенно в глубине души тщеславить¬ся и умиляться своим несравненным духовным подвигам. Старец напомнил слова преподобного Серафима Саровского, что дьявол, если бы ему было попущено Богом, мог бы по ненависти своей мгновенно уничтожить мир. В конце беседы ста¬рец предупредил свое духовное чадо, чтобы тот был готов к новым испытаниям. Одним лишь ли¬цезрением врага человеческого рода его приклю¬чения не закончатся. Дьявол обязательно найдет время жестоко отомстить самонадеянному, но ду¬ховно весьма еще слабому батюшке, вступивше¬му неподготовленным в открытый бой с силами зла. Старец пообещал молиться и отправил его восвояси.
Минуло месяца полтора. Священник уже стал под¬забывать о случившемся, как вдруг однажды ночью к нему постучали. Священник жил один. На вопрос, кто пришел столь поздно и что посетителям надо, из-за двери ответили, что приехали звать его в со¬седнее село к умирающему — причастить. Батюшка открыл дверь, и на него сразу набросились несколь¬ко человек. Били его жестоко. Выпытывали, где он хранит деньги. Священник показал им все, кроме места, где хранил ключи от храма. Взяв, что смогли, злодеи напоследок клещами вырвали у батюшки зо¬лотые зубы.
Прихожане нашли своего священника еле жи¬вым. От боли во рту он даже не мог кричать, лишь стонал. В больнице батюшка провел несколько ме¬сяцев. А когда бандитов нашли и пригласили потер¬певшего для опознания, он, увидев их, не выдержал и заплакал как ребенок.
Но не зря говорят: время все лечит. Священник поправился и снова стал служить в своем храме. А прихожане, благодарные за то, что священник не выдал, где хранит ключи, и геройски сохранил невредимым их храм, собрали деньги батюшке на новые зубы, снова золотые. То ли вкус у них был такой, то ли священник уже не мыслил себя без зо¬лотых зубов.
* * *
Сам я только однажды брался за подобное дело. Но, конечно, не за отчитку, а лишь восполнил до конца Таинство крещения одного мальчика, сокращенное когда-то не известным мне священ¬ником.
Служил я в то время в Донском монастыре. Как- то ко мне пришел мужчина лет сорока, подпол¬ковник милиции Валерий Иванович Постоев. Он был неверующим и даже некрещеным, но, кроме как в Церковь, идти ему было некуда. С его един¬ственным десятилетним сыном Валерой творилось немыслимое. В присутствии мальчика стали заго¬раться вещи. Сами по себе. При появлении Валеры
горело все — холодильники, подушки, стулья, крова¬ти, шкафы. В гости семейство Постоевых уже не хо¬дило: пожар был обеспечен в течение двадцати ми¬нут. В школу мальчика по той же причине не пускали.
Валеру осматривали врачи и экстрасенсы, сотруд¬ники ФСБ и еще каких-то особо закрытых учрежде¬ний — все было бесполезно. В нескольких газетах вышли сенсационные репортажи с фотографиями мальчика и пожарищ. Но родителям было не до сла¬вы. На всякий случай они окрестили сына. Однако все вокруг горело по-прежнему. Отчаявшийся под¬полковник забрел в Донской монастырь — кто-то посоветовал ему помолиться у только что открытых мощей святителя Тихона. Здесь мы и встретились.
Я не мог взять в толк, почему после крещения пожары не прекращались. Пока не задал вопрос: сколько времени продолжалось крещение ребен¬ка? Подполковник ответил, что меньше получаса. Обычно крещение одного человека происходит гораздо дольше. И сразу стало понятно: священ¬ник, совершавший Таинство, пропустил особые, древние молитвы, которые в Церкви называют заклинательными. Их всего четыре, и некоторые из них довольно длинные. К сожалению, бывает, что священники, особенно, как сейчас говорят, модер¬нистски настроенные, пропускают эти молитвы, считая их ненужными. А именно в них Церковь властью, данной ей от Бога, просит об избавлении человеческой души от гнездящегося в ней древне¬го зла. Но нашим модернистам все это кажется ку¬рьезным и архаичным. Они боятся показаться несо¬временными и смешными в глазах прихожан. Хотя я ни разу не видел, чтобы при крещении это вызы¬вало хотя бы усмешку у людей даже малоцерковных.
Я написал про Валеру Постоева отцу Иоанну, и тот ответил, что надо восполнить непрочитанные над мальчиком заклинательные молитвы. Так мы и сделали в храме Донского монастыря. С этого дня пожары закончились. Подполковник Валерий Ива¬нович окрестился, а все его домашние стали наши¬ми прихожанами. Мальчик давно уже вырос и тоже стал майором милиции. Сейчас он преподает в Мо¬сковской высшей школе милиции и вспоминает о прошедшем по сохранившимся в семейном архи¬ве фотографиям квартирных пожарищ.

0

4

"«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост - всестороннее воздержание, молитва - всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост."
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК.

0

5

особо рекомендовано любителям йоги,гороскопов и т.п.

Одержимость и беснование. Часть 1


Одержимость и беснование. Часть 2

0

6

"За холмами". Смертельная отчитка.
Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька.
Обычная трагедия: все хотели только добра, а вышло очень плохо...

Фильм основан на реальной истории, случившейся в 2005 году.
Маричика Ирина Корнич была сиротой и выросла в приюте в городе Арад на западе Румынии. Ирина, а вслед за ней и ее родной брат Василий с малолетнего возраста после детского дома вместе уезжали на два года в Германию на заработки. А потом попытались найти себя в монашеской жизни. 23-летняя Ирина пришла в монастырь Святой Троицы (область Васлуй на севро-востоке Румынии). По сообщениям местных СМИ, она прибыла в этот отдаленный монастырь за три месяца до смерти, первоначально она лишь хотела навестить подругу, но потом решила остаться.
Василий излагает историю так: Ирина привезла из Германии четыре тысячи евро, одолжила их одной семье, но никак не могла добиться возврата и в связи с этим стала сильно переживать, впала в беснование, которое привело к смерти.

Румынское агентство Mediafax сообщает, что Корничи страдала шизофренией и что это заставило священника и других монахинь предположить, что она одержима дьяволом. 10 июня у нее начались припадки. Изгонять бесов взялся 13 июня вместе с четырьмя монахинями духовник монастыря отец Даниил.  А 15-го Ирина скончалась от асфиксии, то есть удушья.

29-летний священник Даниил уверяет, что все делал, как предписано в книгах: совершил литургию, читал молитвы Иоанна Златоуста и Василия Великого. Никто не распинал девушку, говорит он, это было бы кощунством. Ей подложили под спину подставку для удобства, руки и ноги зафиксировали, чтобы не дралась во время обряда, как это бывает с бесноватыми, а полотенцем завязали рот, чтобы не богохульствовала при молитвах. Отец Даниил сам вызвал “скорую помощь” и передал врачам Ирину, по его словам, еще живой. Впрочем, областной врач утверждает, что констатировал смерть девушки еще в монастыре, а забрал ее в реанимацию в надежде вывести из клинической смерти.

Как выяснилось, Даниил вовсе не запрещал отпевать Ирину. Он сам отпевал ее в монастыре и хотел там же похоронить. Реакция церковных властей на случившееся последовала немедленно. Епископ Корнилий, викарий Хушской епархии, сразу же запретил Даниилу дальнейшее служение вплоть до окончания полного разбирательства всех обстоятельств этой истории. Возбуждено уголовное дело против отца Даниила и четырех монахинь по подозрению в лишении свободы и последующей смерти жертвы.

- Трудно дать исчерпывающую оценку этой истории, - считает Андрей Кураев, - пока неизвестны результаты не столько уголовного, сколько духовного расследования. Но очевидно, что ни отец Даниил, ни монахини не собирались убивать девушку. Они считали, что оказывают ей помощь. Проблема еще и в том, что светские СМИ и правосудие принципиально не признают наличия духовных болезней и демонических реалий. Если исходить из практики экзорцизма, по-нашему - вычитки, то формально отец Даниил делал все правильно. Но ему определенно можно поставить в вину самочиние. Молодой священник, увидев, что его первоначальные усилия не дают результата, должен был бы незамедлительно обратиться к более опытному духовнику. Случилось то, что на церковном языке называется впаданием в прелесть, когда человек преувеличивает свои духовные возможности и статус.

Практика экзорцизма духовно опасна для тех монахов, которые к ней прибегают и рискуют стать жертвой гордыни. Очевидно, именно это и было в румынском монастыре. Поскольку это общеправославная проблема, очень важно, чтобы в семинариях появился элементарный курс психологии. Ведь обязательно нужно понять природу того или иного поведения человека. Владимир Даль, когда изучал в ХIХ веке этот феномен, приходил к выводу о том, что среди русских женщин было распространено кликушеское поведение по социально-психологическим мотивам, когда неприметная женщина, представая кликушей, оказывалась в центре внимания. По словам Даля, иногда хорошая порка могла быть лучшим средством излечения от такого рода кликушества. Но самое тревожное, что вычитки сегодня становятся своеобразной модой. Очень плохо, что люди целыми автобусами едут к такого рода монахам. Это нечто совсем не традиционное. В церковной традиции монах брался за вычитку по благословению епископа, и весь монастырь молился и постился несколько дней, чтобы помочь ему. Если удавалось с одним бесноватым справиться - и то хорошо! А сегодня это становится бизнесом.

Андрей Кураев заметил, что проблема эта очень актуальна для нашей церкви, о чем и Патриарх Алексий, и другие иерархи неоднократно высказывались в последнее время. Вот, в частности, мнение митрополита Киевского Владимира, которое может быть комментарием и к румынской трагедии:

“У молодого духовенства есть тяготение быть старцем и давать советы, сводить и разводить браки, налагать епитимии и, особенно, заниматься вычиткой... Есть некоторые священнослужители, которые практикуют вычитку без всякого благословения на то правящего архиерея или епархиального духовника. Это серьезные вещи, играть с этим нельзя. Они усугубляют заблуждения нашего верующего, скорее даже неверующего народа, что всякая болезнь - это уже одержимость бесовская. К этому все приравнивается: удачи или неудачи, зачесалось левое ухо или правое, даже плохое или хорошее настроение - уже от дьявола. Что бы ни случилось - все от беса, давай вычитку. Потому что это нравится людям, это доходно... Такое отношение недопустимо как для молодых, так и для пожилых священников”.

Коновалов Валерий. Труд-7 №113 за 23.06.2005
(дискуссия уже была здесь http://sobor.by/forum/viewtopic.php?f=39&t=155)

***

Священник Даниил Короджяну осужден на 7 лет тюрьмы

***
Все-таки нужна в семинариях пастырская психология и психиатрия - чтобы отличать душевное от духовного... И еще важный вывод из фильма: ну нельзя  в монастырь "уходить", убегать от проблем. Монастырь не выход из безвыходности. В монастырь приводить должно только Призвание...

http://diak-kuraev.livejournal.com/393080.html

0

7

Что же такое беснование? В той крайней форме, которая представлена в Евангельском повествовании, — это, конечно, полное, безграничное господство темной силы над духовной и физической природой человека. И мысли, и чувства, и движения — все в руках этой силы, которая, по природе своей не имея способности принести пользу, приносит не просто вред, но ввергает жизнь в полный кошмар. Собственно говоря, это уже не человеческая жизнь. В ней нет ничего человеческого, а только боль, страдание, скорбь, гнев, потому что над человеком господствует злой дух. Конечно, это крайняя форма беснования, но сила зла действительно способна оказывать реальное влияние на людей.

Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наша знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха — грех господствует над нами.

К счастью, очень часто после этого приходит раскаяние. Человек раскаивается пред Господом в своих мыслях и поступках, и даже в самый момент совершения греха в глубине души сознает, что поступает по диавольской воле, что нарушает волю Божию. Поэтому временные беснования наши, — а каждый проходил и проходит через то, о чем сейчас идет речь, — сменяются присутствием благодати Божией, которая подается нам через наше раскаяние, через осознание наших грехов, через принятие Святых Христовых Таин.

Но временное беснование может расширять свое пространство в душе человека. Если совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если находим какие-то объяснения, в том числе псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то пространство беснования в нашей душе расширяется. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией. Когда это происходит в жизни отдельного человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, перешла через некий баланс. И, если не произойдет чудо Божие, эта чаша весов с ускорением устремляется вниз, в бездну, и человек становится добычей темной силы, — тогда уже мало что может его спасти.

Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать, не раскаяться, не взмолиться о пощаде к Богу, не принять Святых Христовых Таин, то это падение может быть необратимым.

Но все то, что справедливо в отношении человека, справедливо и в отношении человеческого общества. И переживаемая нами эпоха отличается от всех предыдущих тем, что смешение добра и зла, полное забвение, игнорирование, отрицание Божиего закона — на уровне мировоззрения, убеждений и действий каждого человека, — становятся сегодня не просто возможными, но нередко и оправдываемыми, в том числе законодательно, как это мы видим в целом ряде стран мира, когда грех, испепеленный огнем и серой над градами Содомом и Гоморрой, ныне провозглашается правом людей и, более того, защищается законом.

Если человек теряет способность отличать добро от зла, если голос его совести спит, если он постоянно оправдывает совершение греха, он становится не просто отчасти бесноватым — он становится жертвой темной силы. Иногда это действительно приводит к страшным проявлениям, таким, как припадки, когда только опытный психиатр может отличить физическую болезнь головного мозга и нервной системы от воздействия темной силы. А иногда это воздействие темной силы и порабощение ею человека не сопровождается никаким буйством и никаким помешательством: человек может быть умным, привлекательным, веселым, остроумным, внешне симпатичным и преуспевающим — и одновременно бесноватым.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

0

8

0

9

Как вы относитесь к отчитке?

Ну вы уже знаете, наверное, как я отношусь – отрицательно и даже очень отрицательно. Какая причина? Потому что целый ряд отцов (если кто-то интересуется, возьмите книжку Осипова «Путь разума в поисках истины», там он привел целый ряд отцов), суть которых к чему сводится? К центральной мысли, если хотите, святого Иоанна Кассиана Римлянина, который говорит: «Нельзя назвать тех монахов добродетельными и истинными, которые пытаются изгонять бесов и являть свою силу перед всеми людьми и показывать». Это он говорил. Обратитесь к истории Церкви – когда к Антонию Великому пришел один вельможа, генерал, с просьбой исцелить его бесноватую дочь, Антоний Великий даже не открыл ему двери своей кельи. Слышите? А сказал ему: «Я такой же грешный человек, как и ты, но если ты хочешь, чтобы исцелилась твоя дочь, то иди и помолись, и я буду вместе с тобой». Генерал поверил. Пошел, помолился, и дочь исцелилась. Даже не вышел Антоний Великий!

Сергий преподобный, все вы его слушаете, единственный раз в жизни, один раз за всю свою жизнь что сделал? Привели к нему восемь мужиков, вельможу какого-то, который тоже был бесноватый, и просят его. Так что сделал преподобный Сергий? Собрал всю братию (слышите?), пошли в храм, совершили молебен, потом опять братья вышли из храма, и он только благословил этого вельможу, и больше ничего. Никаких отчиток! Даже великие святые не занимались этим, не смели!

А что пишут святые? «Как ты, не очистившийся от страстей, хозяевами которых являются бесы, пытаешься изгнать бесов из других людей? Они поругаются над тобою». И действительно, в деяниях апостолов мы находим страшный факт, когда, помните, семь сыновей первосвященника, узнав, что, оказывается, можно именем Христа изгонять бесов, начали деньжата зарабатывать. Ну что вы хотите – еврейского первосвященника. Деньги, что вы хотите? И нарвались. К одному пришли, а он им ответил: «Знаю Христа, и Павла знаю, а вы кто такие?». Набросился на них, растерзал с них одежды, и эти семь сыновей голяком дули по улице от него. Показал им, действительно «как ты, не очистившийся от страстей, хочешь изгнать демонов этих страстей из других людей?». Потому не называем мы этих монахов добродетельными, которые занимаются этим.

Знаете, что творится? Сейчас в Риме, я не так давно был, устроены и уже несколько лет существуют курсы, подумайте только, двухмесячные курсы по изгнанию бесов! Бедные святые десятками лет подвизались, очищали свою душу, получали какие дары и не занимались этим. А тут молодежь, студенты, двухмесячные курсы – их учат, как изгонять бесов. Надо прочитать вот то-то, надо покропить святой водичкой это, всё в порядке. Представляете, до чего дошло? До абсурда. И вот, увы, сейчас, в перестройку, когда сняты границы идейные между Россией и Западом, к нам потекла эта грязная волна. Вот беда-то какая! И у нас некоторые (слава Богу, что у нас это достаточно редкое явление), как ты смеешь, действительно? Антоний Великий не смел, преподобный Сергий не смел! А тут что творится? Вы простите меня, простите, я, наверное, согрешаю – деньги и слава. Вот беда какая, вот беда. Но только никому об этом не говорите.

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » заблуждения,оккультизм,суеверия » беснование и одержимость ( об отчитках и психических расстройствах)