Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » Правая вера-ПРАВОСЛАВИЕ-Правильно Славить Бога! » О почитании святых мощей (нетленность мощей)


О почитании святых мощей (нетленность мощей)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

О нетленности мощей

0

2

..............продолжение...
Закон Божий  (о почитании святых мощей)

0

3

3)

Мощи - останки святых, почитаемые Церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.

Один из великих и славных даров, данных Богом человечеству, — нетленные и чудотворные мощи святых угодников Божиих. Почитая святые мощи, люди верят не в мощь, не в могущество или силу самих по себе останков, а в молитвенную помощь святых, перед мощами которых они предстоят. Основанием для христианского почитания нетленных останков святых является Боговоплощение Господа нашего Иисуса Христа. Восприняв человеческое естество во всей полноте, Господь тем самым освятил и возвеличил его. Исполнением евангельских заповедей святые угодники удостаиваются Божественной благодати. Она освящает не только их душу, но и тело. Преображённые Божественным светом тела их становятся храмами Святого Духа. В них Бог живёт Своей благодатью и после телесной кончины святого. И совершает через его нетленные останки великие чудеса. В восьмом веке после Седьмого Вселенского Собора почитание мощей стало всеобщим правилом. В деяниях Собора говорилось: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных». Тогда же было установлено: в каждом храме на престоле, где приносится бескровная Жертва, полагать антиминс — шёлковый плат с частицей мощей какого-либо святого. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию.

Закон Божий!

Само слово «мощи» (греч. ta leipsana от leipo - оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи — все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Цар. 13:21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии.

В Деян. (19:12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов.

Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. Святитель Василий Великий говорит: «Кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика». История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, при императоре Траяне был брошен на растерзание диким зверям, пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими. В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников, и обмытые чистым вином кости их все наперерыв стараются добыть себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Святитель Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Святой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малые частицы, а все тело его обратилось в прах... С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион...»

  Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1 Кор. 6:19; 3:17). Поэтому благостно почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога Живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса — от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу.

Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6:20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6:19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников.

Это уважение выражается:
— в благоговейном собирании и хранении мощей;
— в торжественном открытии и перенесении их;
— в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;
— в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);
— в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках: они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.

Сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только самые мощи, но и различные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окружающий раку. И потому даже вещи святых издревле были предметом благоговейного почитания верующих.

«Бог, — говорит святой Иоанн Златоуст, — разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».

В деяниях Седьмого Вселенского Собора читаем: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых — многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает. Потому дерзнувшие отвергать мощи мученика: если епископы — да будут извергнуты, если монахи и миряне — лишены общения». В Правиле 7 того же Вселенского Собора говорится: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. С этих пор и введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы.

«Бог, — поучает святой Иоанн Златоуст, — для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отвсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда».

Почитая святые мощи, православные верующие верят не в «мощь», не в «могущество» или силу самих по себе  останков святых, а в молитвенное предстояние святых, мощи которых, находясь пред нашим взором, возбуждают в сердцах чувство близости к самим угодникам Божьим, которые жили когда-то в этих телах.

Мощи святых говорят нам о призвании человека стать храмом для обитающего в нём Бога, говорят нам о грядущем воскресении тел и напоминают о мучениках Церкви, своими страданиями и смертью засвидетельствовавших веру в победившего смерть Христа.

ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫТИЯ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

    Один странник, бывший на открытии мощей преподобного Серафима, между прочим говорил : "Дивны дела Твои, Господи! И кто может разъяснить тайну дел Божиих! Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (Пс. 33,21). Ведь кость кости рознь. У нечестивых людей кости мертвые, как сказал Господь про гробы грешников, что они полны костей мертвых и всякой нечистоты. А вот у пророка Елисея кости были живые, они и по успении его пророчествовали, как об этом повествует премудрый сын Сирахов. Ожившие кости видел и пророк Иезекииль. И царь Давид говорит: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе (Пс. 34,10)? Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя (Пс. 34,18). Так вот и теперь у преподобного Серафима Саровского кости прославляют Господа в многочисленном собрании народа русского".
     Происходившие в Саровской обители торжества по случаю открытия святых мощей ознаменовались многими дивными проявлениями благодати Божией. По молитвенному предстательству преподобного отца нашего Серафима слепые прозревали, глухие слышали, немые говорили, хромые ходили.
     На источнике отца Серафима ежедневно совершалось по нескольку, иногда более десяти случаев исцелений. В один такой день было собрано около источника до пятнадцати костылей, оставленных исцелившимися хромыми, и народ эти костыли на берегу речки Саровки сжег, как бы наглядно свидетельствуя тем о силе молитвенного предстательства преподобного отца Серафима. На источнике каждый воочию мог видеть кого-либо из исцелившихся и слышать чистосердечный, простой рассказ об исцелении.
     Между случаями исцелений были и замечательные: один отрок, немой от рождения, стал говорить; одна слепая от рождения начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы. Другая слепая и вовсе стала хорошо видеть. Один остававшийся семь лет недвижимым и глухонемым стал слышать, говорить и ходить.
     Когда одна мать немой девочки коснулась гроба преподобного платком и отерла им лицо больной дочери, последняя, к великой радости матери, тотчас же стала говорить. Так дивно и явно проявил Господь милость Свою через новопрославленного Своего угодника.
     Подлинно, если так можно выразиться, кости преподобного Серафима Саровского прославили Господа при многочисленном собрании народа русского.
     Что прибавить к сему и чем заключить слово? Прибавим слова святителя Иоанна Златоуста и ими заключим сказанное нами: "Не только тела, но и гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Посему призываю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастий или в глубине греховной, – приходите к мощам с верою: вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь от них, приобретши одним воззрением облегчение своей совести. Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, и для счастливых, ибо "утверждает их счастье, и для болящих, ибо возвращает им здравие, и для здравых, ибо отвращает болезни". Аминь.

источник

0

4

4)
где в Св. Писании говорится об излечении от святых мощей?
Отвечает священник Михаил Самохин:

Об исцелении от святых мощей нам известно еще из Ветхого Завета:
«И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13,21).
В Новозаветной Церкви почитание святых мощей было подтверждено 94-м правилом Карфагенского Собора.

0

5

5)

Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин говорит о святых мучениках, что они и по смерти действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.
Святые мощи

0

6

«Как, интересно, сама Матрона относится к тому, что ее останки расчленили на части, упаковали в блестящие ящички и возят по белу свету на показ публике?». Я отвечу только то, что думаю сам, мой ответ – только лишь призыв к размышлению. И, вероятно, мое мнение кого-то шокирует. Я думаю, что сама Матрона относится к такому обращению с ее телом положительно.

В самом деле, Сам Господь сказал Своим ученикам: Я пришел послужить людям, вот и вы – кто хочет из вас быть первым, будь всем слуга. Он Сам отдал тем, кого возлюбил, всё, что имел, отдал самое Свое Тело. И раз за разом, в течение двух тысяч лет, мы приходим, чтобы вкусить этого Тела в Таинстве Евхаристии.

Для нас это не просто вышеестественное (впрочем, «вышеестественное» — не очень подходящее слово, ведь что может быть естественнее, чем отдать себя всего тому, кого любишь!..) средство индивидуального освящения — через Тело и Кровь Христа мы становимся едины с Ним и друг с другом в Его Церкви.

Так поступил Спаситель, отдав Себя людям, так вслед за ним поступают и святые, Его помощники. Следованием за Христом, трудами, молитвой и аскезой они стяжали от Бога преображение и душевного, и телесного своего состава. Мы почитаем святых как старших братьев и сестер, обращаемся за помощью и к ним тоже.

Не только к Богу – ведь Он хочет, чтоб мы научились любить не только Его, но и ближних, друг друга, стали одной семьей. А любовь, как известно, не вздохи на скамейке и не прогулки при луне. Любовь – это трудное, длительное, живое творческое дело, устроение связи между любящими. Обоюдный творческий акт.

Почитая святого и, помимо прочего, его мощи, человек получает еще один шанс коснуться той животворящей силы, которая называется благодатью Божией, а через прикосновение к ней – шанс изменить свою жизнь, свою душу, обрести то, что именуется «метанойя» — «перемена ума».

Ради вот этого изменения, ради обретения и укрепления веры в человеке, хотя бы в одном из тысячи пришедших, святые, предстоя у престола Божия в молитве о нас, с радостью отдают и свои тела Церкви.

Через прикосновение к мощам, через первую неумелую молитву, впервые в жизни, может быть, перекрестившись, притихший человек обретает перспективу сердца: он пришел к волшебному ящичку всего только попросить избавления от болячки или помощи в житейских обстоятельствах – а перед ним открылся вид на бескрайние просторы вечности, открылся Тот, Кто звал и ждал его всю жизнь.

Ребенок пришел попросить рубль – а Отец отдает ему Царство. Кто-то примет – и пойдет дальше за Христом, а кто-то не разглядит, не захочет принять, вернется в свой тесный мирок повседневности, в клетку своего «я», своих страстей, житейских нужд, иллюзий и проблем, люди ведь все разные…

Те, у кого от прикосновения к святыне затеплился в глазах горний свет, те, кто почувствовали, что Христос – рядом, есть. Среди суеты и ажиотажа перед ковчегом, среди звона монет и возни с иконками-свечками, среди немощей человеческих – вот они, эти люди, в эти дни я вижу их своими глазами постоянно.

Много их или мало по сравнению с теми, кто по-язычески пришел за халявным чудом, что с ними будет дальше, примет ли их в храме, когда они придут снова, уже не за здоровьем телесным и решением житейских проблем, а за единым на потребу, пастырь добрый или равнодушный наемник, встретит ли их церковная община любовью и радостью о Христе Воскресшем или очередной идеологией мира сего в православной упаковке, какова будет их жизнь в Церкви Христовой – уже другой разговор….

Священник Сергий Круглов

0

7

Преподобный Амвросий подробно разбирал вопрос о преданиях христианской Церкви почитать честные останки и мощи святых угодников Божиих:

«К таким неписанным преданиям христианской Церкви всегда принадлежал обычай почитать не только честные останки и мощи святых угодников Божиих, но и самые вещи, им принадлежавшие… Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки, или мощи, и почему составился обычай (утвержденный Седьмым Вcеленским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе, как над мощами святых мучеников, – так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания».

Старец приводил в пример чудесную историю о мощах святителя Спиридона Тримифунтского, свидетелями которой были многие люди, в том числе и Николай Васильевич Гоголь:

«Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонского Георгия (отцу Порфирию Григорову), что он сам видел мощи святителя Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством.

Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано; потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай».

На вопрос о ношении на себе креста с мощами старец Амвросий отвечал следующее:

«Спрашиваете, можно ли вам носить на себе крест с мощами. Можно, только во время переезда на другое место, когда бывает это вам нужно. В другое же время иметь их в образной комнате. Сами сознаёте, что для этого требуется чистота жизни».

http://www.pravoslavie.ru/put/61714.htm

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » Правая вера-ПРАВОСЛАВИЕ-Правильно Славить Бога! » О почитании святых мощей (нетленность мощей)