Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Неделя Всех Святых

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Неделя Всех Святых

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать - учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию. (святитель Феофан Затворник)

В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых.
http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib462.jpg

Статья из т. 9 «Православной энциклопедии».

Всех Святых неделя [греч. Κυριακὴ τῶν ῾Αϒίων Πάντων], 1-я неделя (воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в к-рую совершается память всех святых.

На Востоке появление памятей всех мучеников, или всех святых, относится по крайней мере к кон. IV - нач. V в. В проповеди свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», сообщается, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы (PG. 50. Col. 705-712). Среди песнопений прп. Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая (Bickell G. S. Ephraem Syri carmina Nisibena. Lpz., 1866. P. 23, 89). Сир. Лекционарий 411 г. указывает эту память в пятницу после Пасхи (A Syriac Lectionary from the Church of the Forty Martyrs in Mardin, Tur Abdin, Mesopotamia / ed. A. Vööbus. Louvain, 1986. P. XVIII-XXVII. (CSCO; 485)). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., 22 янв. указана память всех мучеников с последованием на литургии: тропарь 4-го гласа «Радуйтесь, мученики Господни», чтения (прокимен из Пс 115, Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, Евр 12. 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Ин 15. 20-16. 5a), тропарь 2-го гласа на умовение рук «Изначальные установления», тропарь 4-го гласа на перенесение Даров «Тебе жертва». Кроме того, 16 апр. в этом памятнике отмечается память «апостолов и всех святых, принявших их учение», без указания последования (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1]. P. 31-32; [Pars. 2]. P. 31; T. 2. [Pars. 1]. P. 2; [Pars. 2]. P. 5). Впосл. в правосл. Церкви установилась отмеченная уже у свт. Иоанна Златоуста традиция праздновать память всех святых в 1-е воскресенье после Пятидесятницы. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, В. с. н. указывает на то, что сонмы святых в разные эпохи просияли в мире по благодати Св. Духа.

В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., согласно Типикону Великой ц., В. с. н. имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9; 5. 15-6. 3b) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа Τῶν ἐν ὅλῳ τῷ κόσμῳ μαρτύρων σου (Иже во всем мире мученик Твоих). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр 11. 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс 32. 1. Для В. с. н. Типикон Великой ц. указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресв. Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после В. с. н.- Собор Пресв. Богородицы (Mateos. Typicon. T. 2. P. 142-146).

В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском - служба В. с. н. имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до совр. печатных изданий иерусалимского Типикона служба В. с. н. излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. В. с. н. имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; В. с. н. открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея.

Гимнографическое последование, приводимое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа Τῶν ἐν ὅλῳ τῷ κόσμῳ μαρτύρων σου (Иже во всем мире мученик Твоих), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа ῾Ως ἀπαρχὰς τῆς φύσεως, τῷ φυτουρϒῷ τῆς κτίσεως

(Яко начатки естества, Насадителю твари), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Τῶν ἁϒίων πάντων πολυώνυμα τάϒματα μέλπων (Воспеваю многоименные чины всех святых), ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ ἐβύθισε (Колесницегонителя фараона погрузи), нач.: Τῶν σῶν ῾Αϒίων ἀνυμῶν τὰ τάϒματα (Твоих святых воспевая чины); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в совр. книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях В. с. н. сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; нек-рые песнопения посвящены святителям и преподобным (напр., 1-й тропарь 3-й песни канона, 3-й тропарь 4-й песни канона). Кроме гимнографических произведений для В. с. н. создавались проповеди и поучения (кроме упомянутого слова свт. Иоанна Златоуста, известность получили, напр., слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха К-польского († 1075), и свт. Григория Паламы († 1359) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 249, 258).

В Греции и на Балканах существует традиция называть детей в честь праздника Всех святых именем Панайот (Παναϒιότης), к-рое является сокращенной формой от греч. Πάντων [τῶν] ἁϒίων (Всех святых).

Аналог В. с. н. имеется и на лат. Западе. В 609 или 610 г. св. папа Бонифаций IV освятил в Риме бывш. Пантеон как храм во имя Пресв. Богородицы и всех мучеников; этот день, 13 мая, стал праздноваться как память этих святых (ср. дату празднования с днем памяти Всех святых, указанным у прп. Ефрема Сирина). Папа Григорий III (731-741) освятил во имя Всех святых одну из часовен базилики св. Петра и установил ежегодное празднование памяти этого события 1 нояб., а папа Григорий IV (827-844) официально утвердил праздник Всех святых в Римско-католической Церкви. 31 окт., накануне праздника, полагался пост (DACL. T. 15. Fasc. 164-165. P., 1946. Col. 438-439).

В Ирландии канун дня всех святых (англ. Halloween, от All Hallows' Eve, т. е. канун Всех святых) в народном сознании отождествился с древним кельт. праздником Самайн и сделался, несмотря на пост, днем разнузданного веселья. В XX в. Хеллоуин получил благодаря выходцам из Ирландии большую популярность в США и оттуда распространился по всему миру. Будучи языческим по происхождению и являясь отчасти насмешкой над праздником Всех святых, обычай праздновать Хеллоуин с христ. т. зр. следует оценивать отрицательно.

А . А . Лукашевич

http://www.sedmitza.ru/text/1187776.html

Архиепископ Андрей (Рымаренко) Неделя всех Святых

Братья и сестры!

В прошлую неделю святая Церковь вкладывала в наши руки цветы и, как бы, говорила нам: смотрите, как бездушная природа послушна своему Творцу. Со дней Рождества земля повернулась к солнцу, которое стало давать земле свою живительную теплоту. И природа не оказалась неблагодарной к своему Творцу. В ответ на Его ласку она произвела эту дивную красоту, эти цветы, а дальше произведет плоды. А мы? В ответ на духовную теплоту Божьей Благодати, так обильно излиянной на нас, приносим ли мы нашему Творцу духовную красоту, цветы, плоды добродетелей? Ведь Он стал Человеком ради нас, умер за нас, воскрес для нас, вознесся на Небо, чтобы ниспослать нам Духа Своего Святого! А мы? Не является ли эта красота природы вокруг нас укором нашей совести? Ответим честно: Да, является. Но мало того, мы еще хотим оправдать свое нерадение, свою неблагодарность. Заповеди Христовы прекрасны, говорим мы, и если люди станут их исполнять, то вся земля превратится в прекрасный Божий цветник. Но возможно ли это для слабых человеческих сил! И вот сегодняшнее воскресенье, Воскресенье Всех Святых, громко, во всеуслышание мира отвечает на этот вопрос: да, возможно.

Все Святые, воспоминаемые сегодня, шли по примеру Христа, и все в их время, в их обстоятельствах жизни исполняли Заповедь Божью... любви к Богу и ближнему. А времена их подчас были трудные, может быть, труднее наших, и обстоятельства их жизни были нередко опаснее в духовном отношении, а часто и в житейском отношении хуже наших. А они все таки шли, боролись... и дошли до горних обителей, где и торжествуют ныне.

Посмотрите только на стенную живопись нашего храма, и вы увидите их: мученики, исповедники, преподобные, юродивые, образованные, простые, богатые, бедные, святители, монашествующие, мирские... Вот сколько звезд Господь возжег на Своем духовном небосклоне. Это — Церковь Небесная. Она всеобъемлющая, а пополняется она Церковью Земной, воинствующей. Там для каждого есть место. Вот что говорит сегодняшний Апостол: "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника Веры Иисуса".

И подумайте только: ведь все эти Святые были живыми людьми, такими же как мы. И все они были, как и мы, разными людьми. И пути их были разными. Но все они, безусловно все, имели три свойства, которые были у всех одинаковы. Эти свойства указаны нам в сегодняшнем Евангелии. Они обязательны для всех, а значит и для нас, их нельзя миновать. Вот они: "И так всякого, кто исповедает Меня перед людьми того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным". Вот первое. Чувствуете ли вы, братья, как для нас, современных людей это важно? Ведь весь мир кругом нас, как бы спрашивает нас: "Христианин ли ты или наш?" И мы не можем оставить этот вопрос без ответа. И в речах наших, и в поступках, и в мыслях, и в чувствах... (а ведь и чувства наши как-то передаются другим), мы громко и твердо должны ответить: "Да, я христианин!"

А вот второе: "Кто любит отца или мать более нежели Меня, недостоин Меня, а кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня". Вот и ныне, от нас с вами Господь требует этой всепоглощающей любви. Любить Его больше всех и больше всего. И только при такой любви к Нему мы сможем по настоящему любить и родных, и чужих, и даже врагов наших. И, наконец, третье: "И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня". Это положение даже и объяснять не приходится: у каждого есть свои скорби и трудности в жизни. И они личные, у каждого свои. Трудно, тяжело, но такова наша жизнь, а, значит, такова о нас Воля Божия...

Возблагодарим же Господа и за наш этот крест. Без него нельзя спастись. А Господь хочет всем нам спастись и соединиться в одно Торжество со всеми святыми, которых мы сегодня прославляем...

Митрополит Филарет Вознесенский

Церковь Православная ныне прославляет всех угодников Божиих, всех святых. Так и называется сегодняшний воскресный день — Неделя Всех Святых. Пред нами стоит могущественный, неисчислимый сонм первых рабов Христовых, которые приняли святое Христово слово не так, как написанное где-то, кому-то, для кого-то, а как себе самим, приняли его, взяли его в руководство всей своей жизни и исполнили Христовы заповеди. Они прославлены и сияют во славе в Царствии Небесном.

Конечно, их жизнь и подвиг для нас — назидание, с них нужно брать пример, но сами вы знаете, какими примерами заполнена теперь жизнь! Много ли добрых примеров христианской жизни мы видим теперь?! Когда видишь то, что творится в мире, — все эти несказанные мерзости, о которых, по слову апостола "срамно есть и глаголати", — когда мерзость совершается безнаказанно, нагло, вызывающе и утверждается, как нечто правильное, справедливое и чуть ли не святое, то невольно думается, что человек, у которого настоящая христианская православная настроенность, среди многолюдства земного, теперь как будто в пустыне. Все живут другим. Посмотрите, и на жизнь текущую — и на литературу — чем люди живут? Думают ли о том, что их ждет? Думают ли о том, что Христос дал нам заповеди не для того, чтобы мы игнорировали их, а старались жить, как учит Церковь.

Это делали святые угодники Божии, за это они и прославлены. А теперешние люди? Не так давно приводили мы здесь одно место из Апокалипсиса, где Господь говорит одному из служителей Церкви: "Знаю твои дела — ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч!" Нам не только уж быть горячим, но хоть бы следовать велениям души, исполнять Божий закон.

Но есть такие, которые идут против него... Но если человек не спит духовно, не дремлет, а все-таки как-то что-то духовно переживает и если он не верит в то, что сейчас делают в жизни, и от этого скорбит, страдает, во всяком случае, не дремлет, не спит, есть надежда на то, что он придет в церковь. Разве мало мы видим примеров, когда богоборцы, отрицатели, обращаются на путь истины. Начиная с апостола Павла, который не только отрицал Христа, Его подвиг и Его святое дело, но и христиан как хулителей — он только Отца признавал, а после того что было, стал первоверховным апостолом! Не просто верующим человеком, не просто верующим учеником, а одним из величайших проповедников христианства.

Господь в Апокалипсисе говорит: "О, если бы ты был холоден или горяч, но так как ты не холоден и не горяч (а теплый), то извергну тебя из Уст Моих" — говорит грозно Господь. Так Господь говорит о тех, кто равнодушен к Его святому делу. Теперь, фактически, об этом и не думают. Чем только теперь не интересуются люди, что только в мозги себе не вкладывают, а Божий закон забыли. Иногда говорят красивые слова. Но слова, что могут, когда эти слова от лица мерзкой лжи?!

Вот нам и нужно помнить, возлюбленные, об этом, в сегодняшний день, когда Церковь прославляет всех верных Божиих рабов. Вот на той неделе, если Бог даст, Русская Церковь будет славить своих святых. А вы знаете, что теперь их, русских святых, больше, чем в каком-либо народе, потому что в эпохе страшных кровавых гонений последних лет, дала Церковь миллионы мучеников. Поэтому теперь русский народ дал миру столько угодников Божиих, как никакой другой народ, никакой другой народ на земле! Мы должны помнить, что они своими подвигами пролили кровь, выдержали страшные мучения и, однако же, не отреклись, а жили верою. Цель верующих, нашей русской, хорошей, доброй веры, жить верой прежде всего. А теперь, что за жизнь? Сплошная грязь!.. Грязь и зло... Глядя на все это, возлюбленные, нужно молить Господа Бога, чтобы Господь научил нас, как должно, Его святому закону и научил брать пример с тех людей, которые закон этот приняли, исполнили и прославили здесь Бога Всемогущего. Аминь.  Мысли Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях Неделя Всех Святых

(Мф.10:32-33, 37-38; 19:27-30). "Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, сия исполняйте; и Бог мира будет с вами" (Филип. 4:8). Так говорит Апостол Павел и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала. С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они —"божественные угли", горящие огнем Господней любви, они — сеятели "честное проповедание православно сеющие" и от них "прозябло божественным земледелием и благодатью" все что честно, праведно, пречисто и прелюбезно — "аще кая добродетель и аще кая похвала" — на земле.

Вот почему Православные, преимущественно перед прочими исповеданиями, радуются в день всех Святых.

Св. Угодников почитают все вступившие в ограду церковную, но больше всего почитают или почитали русские и это почитание считают первым делом своей жизни. Ради поклонения св. Угоднику Божию они шли в далекие края.

Нет ему пути далекого:
Был у Матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы,

говорил о русском паломнике поэт Некрасов. И чем глуше место, тем с большей жаждой туда идут.

Раньше все святые были мучениками, а потом, если и не умирали насильственной смертью, то свою веру исповедали, запечатлев в своей душе лик Христов, и к нему то и шел народ. Бывало раньше народ не знает, кто правитель в этой области, кто здесь богат и силен, но знает какой здесь угодник Божий. Для народа Церковь и праведность — это Святое Семейство, которое облежит облако угодников Божиих, и все они живут одною жизнью. Жизнь светская, мирская — это больной и неотвязчивый призрак, от которого хочется освободиться. Русскому народу святые — близкие и родные. Я был раз в Румынии, в храме, и спрашивал, где же рака угодника Божия св. Димитрия, погребенного в этой церкви. И никто не знал. Про него забыли. Потом выяснилось, что его могила под полом и плита над ней вделана в пол. По ней ходили и не знали, кто здесь почиет.

"Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя".

У русских людей должно быть всегда, а теперь особенно, одно желание: — в начале веселия моего положу тебя, Иерусалим, и если не положу и не помяну его — "прильпе язык мой гортани моему".

У русских есть живое сознание, что мало исполнять только заповеди, но что нужно отдать всего себя на служение правде. Надо отвергнуться себя, не жить по желаниям своего греховного сердца, а по правде Божией, надо взять свой крест, ибо в этом и есть сущность несения креста. Настоящее христианство там, где есть самоотречение. Протестанты говорят, что русские больше знают святых и забыли Христа. Это безумие, ибо между святыми и Христом не соревнование, а единство. Предстояние перед святыми, это предстояние странника перед морем бесконечной благодати Божией. Жизнь мученика и смерть его — это не бегство, остановленное внешней силой мучителя. Нет. Мученик — это олень, жаждущий и бросающийся к воде. "Так желает душа моя к Тебе, Боже" (Пс. 41:2).

Русское отношение к святым не знает национализма: Святый Алексей, столь чтимый на Руси, был итальянцем, а первый юродивый на Руси, Прокопий Устюжский, был немцем.

Воины прославляют воинов и вождей, христиане — христиан и угодников Божиих. Сегодня все они прославляются, и пусть лучи их славы осветят и нас грешных.
[/size]

0

2

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Матерь Божья и все святые, память которых мы сегодня празднуем. Те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны или своими современниками или иногда годы или столетия спустя - все святые являются ответом земли на любовь Божию. И это не только их личный ответ за самих себя, но от лица всей твари и от нашего лица также. Потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых.

И эти святые, чьи имена переданы нам, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.

Святые Божии в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном присутствии как бы держат и охватывают все творение.

Как дивно, что мы все принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин, женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил и учил и умер за нас. Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все, что было причиной распятия.

Потому что если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство. Один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников, и Христос явился ему и сказал: Никогда так не молись. Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него.

Святые это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности это стать такими, чтобы смерть его не была бы напрасной. Взять на себя крест означает именно это. Отвергнуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало и окружает Христа ненавистью и непониманием.

И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время. Потому что в те дни они могли в Нем ошибиться. Но в наши дни, две тысячи лет спустя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова, Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам, что он подлинно отдал Свою жизнь за нас и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него, как можно нам не отозваться?

Поэтому в этот сегодняшний день примем новое решение: внимать, как они, всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит и ответить благодарностью и решимостью.

И тогда, если мы принесем Богу эту малую нашу благодарность, нашу добрую волю, сила, чтобы нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог, сила будет от Бога; как Он сказал: сила Моя в немощи совершается. Моей благодати тебе достаточно. И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас.

Сомневаться не в чем – все возможно. Если только мы дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на небо.

Давайте же начнем заново. Так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас. И чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем Его светом. Это может быть малый огонек, малая свеча, это может быть свет, блистающий подобно великим святым, но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным. Будем в радости, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе. Аминь.

0