Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год со старцами Псково-Печерского монастыря.


Год со старцами Псково-Печерского монастыря.

Сообщений 1 страница 30 из 84

1

1 января источник

Святой остров

Мы верим, что, когда по воле Господа возникнет новая, преображенная земля, Господь оставит на ней святую обитель, ибо в ней уже столько преображенного, что останется Господу лишь чуть-чуть ее подправить Своей Божественной десницей, как художник добавляет последний мазок на картине... Пусть из уст в уста передают верующие люди друг другу весть о существующем на псковской земле острове благодати, незыблемо возвышающемся среди бурного моря мирского зла.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Земной Ангел

Монах — земной Ангел и небесный человек, если победит искушения, то будет счастлив, ибо велика его награда, радуйся сему. Монах — Ангел, призванный стяжать бесстрастие и память смерти. Монашеским чином пополняется отпадший чин ангелов.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

1 января 2012 года

0

2

Из духовного дневника

...Я хорошо понимаю, как прав был отец Иоанн Кронштадтский, когда говорил: мы должны весело смотреть, прямо, никого не бояться… Мы должны и служить, как Ангелы, — смело.

...Отец Иоанн Кронштадтский говорит: чтобы день был благополучен, надо с утра как можно лучше помолиться. Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Ловите утренние часы». Хватайте утренние часы на молитву.

...Всякая мысль действует на душу. Хорошая мысль действует хорошо, плохая — плохо. Поэтому отец Иоанн Кронштадтский и говорил, что грех в помыслах человека — немаловажное дело, ибо все начало человеческой деятельности в его помышлениях. Обычно люди не придают особого значения греху, когда он лишь в помышлениях. Но Господь наш Иисус Христос говорил: от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф 15, 19)…

Епископ Феодор (Текучёв)

2 января 2012 года

0

3

Сердце и вера

Можно веровать умом, но много выше — веровать сердцем. Веровать сердцем означает поверить, что то, что говорит нам наше сердце, то, к чему мы стремимся и чего желаем, есть несомненная истина. Наше сердце жаждет жизни вечной, и мы верим в нее. Разум являет себя в рассуждениях, доводах, часто очень сложных, длинных умозаключениях. Сердце выражает себя по-иному. Оно обычно не строит доказательств, порой не нуждается даже в словах. Решения его бывают быстры. Когда апостол Иоанн вошел в опустевший гроб Господень, то «и увидел, и уверовал» (Ин 20, 8).

Когда пришла «полнота времен», Бог послал к нам на землю Сына Своего, Который возвестил людям слова любви о подвиге, о совершенстве, о милосердии, о вечной жизни. Слово Евангелия близко нашему сердцу. Нужно только, чтобы сердце отозвалось на него. И когда оно отзовется, то уже само станет судьею всех наших поступков. Апостол, зная это свойство нашего сердца, говорит: Если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу (1 Ин 3, 20–21).

Схиигумен Савва (Остапенко)

Об удовольствиях

Не ищи приятного, спокойного, мягкого, сладкого и прочего; ты — странник на пути к вечной жизни, самоотверженно по этому пути и шествуй.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

3 января 2012 года

0

4

Путеводитель по монастырю

Святые пещеры

Вот как рассказывает об открытии святых пещер инок Снетогорского монастыря Патермуфий. Однажды некий крестьянин (Иван Дементьев) пришел для прорубки леса на гору, на которой ранее было благодатное явление Селишам, отцу и сыну — духовные песнопения и благоухание. Гора вследствие этого явления стала называться святою. Иван Дементьев срубил большое дерево, стоявшее над обрывом, оно, во время падения, своею тяжестью вырвало с корнем другое дерево. Когда оба дерева упали, захватив с собою несколько мелких дерев и осыпав большое количество земли, тогда открылось устье пещеры. Над входом ее нашли надпись: «Богом зданные пещеры ». Было это в 1392 г.

Кем сделана надпись и когда — неизвестно; быть может, ее начертал и первый пустынник, который нашел эту пещеру и поселился в ней по причине самородности ее, в ознаменование будущего величия сего святого места. Известно, по крайней мере, что надпись сия была под особенным охранением Промысла.

4 января 2012 года

0

5

Путеводитель по монастырю

Святые пещеры

Каждый раз при осыпях, случавшихся над входом в пещеру, эта надпись оставалась целою

Много лет после того, говорит летописец, сохранялась эта надпись, пока слух о чудесном сохранении ее не распространился по всему Пскову, его окрестностям и по отдаленнейшим городам Русской земли, когда уже и без надписи ясно открылось пред всеми — это действительно Богом зданная обитель.

Когда первоначально стали населять «Богом зданные пещеры» первые пустынножители, на это нет указания в летописи. Неизвестно также, кто именно были эти пустынножители, подвизавшиеся в ней, долго ли жили они здесь и сколько было их. Только одно лицо того времени, по преданию, известно — это Марк, названный в летописи первым старцем Печерским.

Ныне при входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских: Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной Вассы. Теперь пещеры являются монастырским кладбищем. Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

5 января 2012 года

0

6

Душа человека и мир Божий

Божественный мир, сходящий свыше в нашу душу, можно чувствовать в церкви на Рождество Христово, несмотря на то что мир все воюет и множество наших близких находятся на разных его фронтах. Этот мир может иметь в себе даже воин, сражающийся на поле брани. Даже и в сражении он может иметь в душе мир Божий — и ему не страшно будет и умирать.

...Однако этого мира нельзя найти вне истинной нашей Матери-Церкви, его нельзя найти среди отпадших от нее. И лишь когда они возвращаются в лоно ее, к ним возвращаются мир, радость, и тогда исполняются слова Христовы: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7). Возвращение в лоно Матери-Церкви тех, кто утерял мир с нею, было бы такою радостью для нас и величайшим даром Родившемуся Младенцу Христу.

Будем же надеяться, что Господь умудрит отпадших возвратиться в нее, чтобы обрести им в ней вожделенный мир. Будем надеяться и на то, что Господь в наступающем году пошлет Свой мир и всему миру, даровав победу нашему Отечеству и его союзникам, дабы все мы могли в радости воспеть ангельскую песнь Богу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

Епископ Феодор (Текучёв) Из статьи к празднику Рождества Христова, 1944 г.

6 января 2012 года

0

7

РОЖДЕСТВО Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!

7 января 2012 года

0

8

Рождество Христово

Сегодня — Рождество Христово, день начала подвига Спасителя мира.

Сегодня — день испытания нашей любви и верности Ему. И пусть услышит мир нашей жизнью возвещенную истину: «С нами Бог, разумейте, языцы… яко с нами Бог!» С радостью величайшего праздника Рождества Христова вас всех поздравляем!

Бог Господь Христос Младенцем, пеленами повитым, явился в мир. И Матерь-Дева склонилась над Ним в изумлении перед необъятностью явленной миру тайны. И Матерь Непорочная Дева Мария, послужившая «велией благочестия тайне», в этот миг познала всю высоту радости, потому что человек и Бог явился в мир. И это знала пока только Она одна. И Она одна в этот же миг трепетно предощутила и всю глубину горя крестного пути, на который вступала сейчас с Младенцем на руках.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Господи, Ты — Свет

Нищ я — тяжких грехов исполнен. Милостив буди, Господи, ко мне; на Твою милость уповаю крепко, каясь и слезя о нагости и нищете моей. Даруй и покаяние, и сокрушение мне, и даруй мне зреть грехи моя, помнить о них. Ты еси свят — освяти мя. Не отвержи от Себя мя на суде Твоем. Я — нищ, Ты — богат. Я — грешник, Ты — свят. Я — подл, Ты — велик. Я — зол, Ты — благ. Я — темен, Ты — Свет.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

8 января 2012 года

0

9

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Серафим
(Розенберг А.И.)
1909–1994

9 января 1994 г. поздно вечером монастырский колокол возвестил о кончине старейшего насельника обители — ризничего архимандрита Серафима. 62 года подвизался отец Серафим в монастыре.

Вот что рассказал отец Серафим о своем детстве и юношестве. «Родился 19 июня 1909 г. в С.- Петербурге. Отец, Иван Иванович Розенберг, латыш, лютеранского вероисповедания. Мать, София Васильевна Кононова, русская, православная. Отец был землевладелец села Изборск Псковской губернии. Учился дома и в разных школах. 1925–1928 гг. учился в русской гимназии в г. Юрьеве, в Эстонии. В 1928–1930 гг. проходил военную службу на флоте, в 1930–1932 гг. служил учеником в аптеке при больнице города Печоры. 18 марта 1932 г. был принят в Псково-Печерский монастырь».

9 января 2012 года

0

10

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Серафим
(Розенберг А.И.)
1909–1994

Объясняя причины своего ухода в монастырь, писал: «Не имея интереса ни к каким занятиям, будучи малоразвитым (но при этом хорошо владея немецким, эстонским и английским языками!) и застенчивым и не находя удовлетворения в различных удовольствиях и развлечениях, я стал тяготиться жизнью. Тоска эта заставила меня искать поддержки в религии, до тех пор мне совершенно чуждой. Познакомился ближе с монастырем, читал духовные книги, житие преподобного Серафима Саровского в частности. Наконец попросился, по совету одного монаха, в монастырь. В марте 1932 г. был принят пономарем».

«Цель христианской жизни — стяжание (приобретение) Духа Святаго!» Эти слова преподобного Серафима Саровского утолили духовную жажду Аркадия Розенберга, и он остался в обители навсегда.

Начались ежедневные молитвы и труды пономарем, в иконной лавке, экскурсии для паломников по пещерам. Принял постриг с именем Серафим, затем благодать священного сана диакона и пресвитера через рукоположение от архиепископа Николая (Лейсмана). Для своего духовного руководства переписывает иеромонах Серафим книгу древнего наставника монашества Феодора Студита, ежедневно читает жития святых. По особым дням в году он сопровождал чудотворные иконы на крестных ходах в Печорском крае.

«Иеромонах Серафим данное ему послушание выполняет охотно и хорошо. Каждую минуту своего досуга заполняет полезным трудом. Предан обители и как монах служит образцом для всей братии. Скромен, смиренный, с полным отсутствием гордости. Абсолютно трезвый и до мельчайших подробностей выполняющий монастырскую дисциплину », — писал настоятель монастыря, впоследствии епископ, Владимир (Кобец К.Д., 1884–1960).

10 января 2012 года

0

11

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Серафим
(Розенберг А.И.)
1909–1994

Великая Отечественная война много переживаний принесла отцу Серафиму как ризничему (ответственному за хранение церковных облачений, икон и утвари храмов) монастыря. Насильно была отправлена ризница монастыря в Германию, библиотека и архив обители — в Эстонию. Без вести в 1944 г. пропали родители и сестра. Радость освобождения от немцев была омрачена репрессиями, допросами.

С сентября 1945 г. по ноябрь 1946 г. отец Серафим служил священником в церкви Святой великомученицы Варвары в г. Печоры. Но Господь не оставил подвижника без Своего попечения. Пришла утешительная весть: родители и сестра живы и находятся в Швейцарии. В 1973 г. из плена возвращена в монастырь ризница, а в 1991 г. библиотека. Отец Серафим возводится в сан архимандрита, награждается церковными орденами. Смиренно продолжает, уже прихрамывая, носить в храмы по ступеням лестниц иконы и облачения к богослужению.

Исполняя послушание старцу Симеону, осенью сметает с крыши своей кельи пожелтевшие листья, зимой пилит помельче дровишки для печи; по весне разбрасывает снег от келий, чтоб быстрее таял. На вопросы отвечает с приветливой улыбкой.

11 января 2012 года

0

12

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Серафим
(Розенберг А.И.)
1909–1994

Иногда переводит с иностранных языков письма, приходящие на монастырь. Кроме этого, ежедневно посещает утреннее и вечернее богослужение.

Так проходят годы до последней болезни, и пять лет отец Серафим терпеливо переносит страдания, ежедневно причащается Святых Христовых Таин, читает духовные книги и молится, непрерывно молится. Выходит иногда на непродолжительную прогулку и за любую услугу себе он от души с поклоном говорит: «Благодарю!» Келья отца Серафима находилась рядом с Успенским собором, далеко в стороне от братского корпуса, в котором все на виду у всех. Может быть, поэтому его жизнь другой насельник монастыря архимандрит Феофан (Молявко) назвал «таинственной книгой», которую не прочитать никому. Иконописец отец Зинон, ежедневно последние годы посещавший отца Серафима, отмечает полузатворнический образ жизни своего духовника и наставника, который достиг, по словам святого Силуана Афонского, «благородства души».

12 января 2012 года

0

13

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Серафим
(Розенберг А.И.)
1909–1994

В коридоре перед кельей у отца Серафима висела собственноручная выписка из творений святителя Тихона Задонского для христианского наставления приходящих:

«1. Всяк при Крещении Святом отрекся сатаны, дела которого суть дела злая и Богу весьма ненавистная, то есть: идолослужение, чародеяние, гордость, зависть, вражда, пьянство, блуд, сребролюбие, разбои, хищения, воровства, сквернословия, песни скверныя и все, что противится здравому разуму.

Ты всех сих на крещении отрекся троекратно и на вся сия поплевал; берегись же на сие обращаться!

2. Отрекшися сатаны, ты обещался троекратно служить Христу, Сыну Божию, со Отцом и Святым Его Духом. Ты в службу Христу присягнул, как воины присягают, служить Ему верно, даже до смерти. А служить Христу как? Послушай: веру в Него иметь и с верою жизнь свою в страсе Божием благочестно провождать и Ему по возможности сообразоваться.

3. Пользует сия в памяти содержать:

а) вездеприсутствие Божие; б) житие и вольное страдание Христово рассуждать; в) помнить последния четыре: смерть, никому не минуемую; суд страшный, где за слово, дело и помышление злое ответ воздадим; третие — ад или муку вечную, конца не имущую, грешников ожидающую; четвертое — Царство Небесное, верным, свято житие провождающим, уготованное. Увещеваю сие всякому в своей памяти всегда содержать и домашних своих почаще подкреплять, а паче внушать малым детям, чтобы они знали и помнили свое обещание и от младых лет приучались благочестию».

Эти слова являются духовным завещанием архимандрита Серафима. Даже в далекой Франции, в женском православном монастыре в местечке Бюсси, звучали наставления отца Серафима. Его родная сестра Тамара Ивановна Розенберг часто приезжала туда из Швейцарии и утешала матушек обители чтением душеспасительных писем брата. На вопрос одного монаха, что самое необходимое для мирной жизни в монастыре, отец Серафим ответил: «Слушаться начальство!»

Погребен архимандрит Серафим в Богом зданных пещерах, рядом с отцом своим духовным, схииеромонахом Симеоном, богомудрым учителем монастырского благочестия.

13 января 2012 года

0

14

О Василии Великом

Святитель Василий Великий умел сочетать в себе и внутреннее и наружное благолепие. Во времена святителя Василия Великого жил в пустыне великий святой подвижник Ефрем Сирин. До него дошел слух о святителе Василии Великом. Он оставил пустыню и отправился в Кесарию Каппадокийскую посмотреть такого великого мужа — архиерея Божия. Он пришел в храм, когда служил сам Василий Великий, и когда преподобный Ефрем Сирин увидел его пышные блестящие одежды, то соблазнился и сказал себе: «Какой же это святой, если на нем такие пышные и великолепные одежды?» Но когда святитель Василий Великий вышел, чтобы сказать проповедь, то преподобный Ефрем Сирин видел, как из уст его исходил огонь. Святитель же Василий духом знал, что пришел из пустыни к нему гость, и он посылает своего служителя позвать его к себе, и когда преподобный Ефрем Сирин пришел к нему, то пал на колени перед святителем и просил благословения, так как сам увидел в нем великую благодать Святого Духа в виде огня, исходившего из уст его.
Архимандрит Алипий (Воронов)

Об осуждении

Осуждая других, мы сами себя бесчестим, когда черним честь других. Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему и тому, о ком говорит. Не только осуждать грешно, но и слушать осуждающих грех.

Преподобный Симеон Псково-Печерский

14 января 2012 года

0

15

О внутреннем мире

Ни один из тех, кто ищет житейских приятностей, не может надеяться достигнуть внутреннего мира. Он даже не знает, что это такое.

Вот, опять же, приходит ко мне монах и говорит: «Отец такой-то тем-то и тем-то досаждает мне» — и рассказывает свою сказку. Тогда я спрашиваю этого монаха: «Сколько лет ты уже в монастыре, отче? » — «Тридцать пять». — «Ты постоянно ходишь на ежедневные службы?» — «Ты же знаешь, что хожу ». — «Ты Писание читаешь?» — «Да». — «Тогда ты знаешь, что Господь сказал святому Петру о том, сколь много раз тот должен прощать согрешающему против него». — «И ты против меня», — говорит он и уходит раздраженный. Такая вот чепуха! В мире много старых людей, которые просто ходячие трупы, не думающие ни о чем, кроме своих удобств. Когда мы молоды или даже в среднем возрасте, мы можем скрывать нашу собственную истинную сущность. Старые же люди не могут этого делать. И часто раскрытие истинной сути личности ужасает.

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)

15 января 2012 года

0

16

Смирение привлекает любовь Божию

Чтобы познать Господа, не надо ни богатства, ни учености, но надо быть послушным и воздержанным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге.

Схиигумен Савва (Остапенко)

16 января 2012 года

0

17

Как относиться к человеку?

Вспомнился мне из прошлого такой случай.

Я, еще будучи студентом, спросил однажды моего духовного отца и наставника:

— Как нужно относиться к человеку вообще? Он, нимало не затрудняясь и не задумываясь, ответил мне как что-то ему совершенно известное:

— С благоговением!

Я поразился такому ответу как небывалому. Но он мне объяснил религиозный смысл и повод к нему: всякий человек есть ведь образ Божий; а Богу и иконам мы поклоняемся с благоговением. И к человеку как образу Божию мы должны относиться так же.

Но мы обычно относимся наоборот: стараемся увидеть и видим в другом дурное, любим осуждать его. А уж никак не с благоговением.

После я у отца Иоанна вычитал о том же:

«Грехи-то — короста на человеке, а суть-то в нем — образ Божий!»

И поэтому-то мы в церкви кадим не только Христу, Господу и Божией Матери, но и иконам святых людей. А потом — и богомольцам. И не раз я испытывал чувство радости, когда кадил и Господа со святыми, и простых богомольцев. Они казались мне достойными этого, как образы Божии, или — хорошими. Действительно хорошими.

Вспомнил я и другой случай, и в тот же вечер Похвалы Богородице. Я был ректором духовной семинарии. Тогда была первая война с немцами. Здания семинарии приспособлены были под лазареты. И вот под субботу Похвалы я велел выдать солдатам, пришедшим в храм в больничных халатах, свечи... Во время акафиста (четыре раздела) их зажигали. Как это было отрадно! И солдаты — хорошо молились...

Я все это пишу потому, что хорошими были не какие-нибудь единицы, не исключительные отдельные личности, не только одни святые (те — лишь особенно достойны похваления!), но и вообще христиане. Много таких хороших! Миллионы... Массы... А если я описываю некоторых, то не потому, что только они должны быть названы хорошими, а потому, что эти некоторые почему-нибудь запечатлелись в памяти моей.

А их — и было, и есть еще — много, очень много! Миллионы. Массы. Слава Богу!.. Да еще мы не знаем, кто как кончит. А конец дело красит.

Митрополит Вениамин (Федченков)

17 января 2012 года

0

18

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

Родился отец Симеон в деревне Яковлевской Псковской губернии в 1869 г. 1 марта. Его родителей звали Иоанн и Наталия, крещен в погосте Вехново; во святом крещении назван Василием.

Родители были верующие и богобоязненные и воспитывали младенца в страхе Божием и послушании родителям.

«Жил я, — говорил о. Симеон, — в дому своего отца в деревне Псковской губернии. В семилетнем возрасте я помню, как в дом отца моего приезжал, бывало, о. Корнилий, монах Крыпецкого монастыря; иногда и ночевал у нас и ложился спать всегда со мною и, бывало, говорил мне: “Будешь ты монахом, будешь старец великий”. Иногда брал меня по сбору с собой и говорил: “Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь — подадут нам”. Так и бывало. И много другого говорил он, но я уже забыл.

Будучи десяти лет, я слышал, как люди рассказывали про жизнь Серафима Саровского, как он молился на камне в лесу. Вот я и задумал подражать ему. Нашел в поле большой камень и стал на нем молиться.

18 января 2012 года

0

19

Тропарь

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

19 января 2012 года

0

20

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

С 12-13 лет ежегодно ходил я со своими родителями в Печерский монастырь помолиться. Так мне все в нем нравилось и так хотелось остаться в нем навсегда, и эта мысль меня никогда не покидала. Когда исполнилось мне 20 лет, я стал просить отца, чтобы он отпустил меня в монастырь, но он и слушать не хотел, а говорил: "Женить тебя надо, а не в монахи!" А я еще отвечал: "Не хочу жениться и не буду никогда"; и так продолжалось несколько лет. Потом отец разрешил мне выстроить в усадьбе домик, а для какой цели, я не знал. Не то хотел-таки меня женить и выделить из дому; впоследствии я жил в нем и молился каждый день. По утрам отец приходил ко мне и звал на работу, и скажет, бывало: "Я думал, что ты молишься, а ты спишь..." Так продолжалось до 25-летнего возраста.

В это время жил в нашей местности старец Симеон, как звали его наши деревенские люди, и считали его за блаженного. Этот старец приходил в дом отца моего; родители принимали его, и он иногда оставался ночевать. И вот однажды я решил спросить его совета и благословения идти в монастырь. Но он не дал мне на это никакого ответа. А вот в одно прекрасное время приходит к нам в дом и говорит отцу: "Я пришел к тебе умирать". А я в это время подхожу и говорю: "Батюшка, благослови меня в монастырь!" Он берет веревку, свернул ее жгутом и давай меня бить и гнать из дома во двор, со двора на улицу, и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся домой, сел на лавку, затем лег — и умер. Люди, видевшие это, поняли, что он выгонял меня из дома идти в монастырь.

20 января 2012 года

0

21

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

Но отец по-прежнему не хотел отпускать меня, но потом смирился и отпустил. По прибытии в монастырь был я принят о. Мефодием — наместником монастыря. Он взял меня к себе в келейники. Жил он в настоятельском доме наверху. Пробыв у него в келейниках 7 лет, я, кроме келейного послушания, нес еще общее послушание монастырское, как и вся братия.

В это время строили за монастырскими Святыми воротами гостиницу для богомольцев. Некоторые из братии работали здесь с 5 часов утра и до позднего вечера. И так продолжалось 5 лет, и в продолжение этого времени мне мало приходилось спать на постели, а большей частью засыпал сидя за столом с книгой.

Летом после работы молодые послушники-монахи, бывало, собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горе, в саду, и меня приглашали с собой, но я всегда отговаривался и уклонялся от их бесед ввиду того, что наместник дал послушание сделать то или другое, так как я имел специальность столяра-краснодеревца. Я имел свой столярный верстак и инструмент, а также и токарный станок по дереву, мог вытачивать разные вещи в свободное время. Вот таким образом и оправдывался от собеседования с братией.

В монастыре установлены были многодневные крестные ходы с чудотворными иконами в Псков, Изборск, Порхов, Остров, Качаново, Палкино и другие места Латвии и Эстонии — в память чудесного заступления Пресвятыя Богородицы и в память победы над Баторием.

21 января 2012 года

0

22

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

Ночевали в деревне у прихожан, ели, что было приготовлено, и скажет, бывало, наместник: "Не гнушайтеся; что подают, то и кушай, ибо Господь сказал ученикам, чтобы они ели то, что им подадут, на это Он дал им благословение".

Однажды наместник при разговоре со мной сказал: "Я скоро умру, в день Пасхи, но не дома; а когда меня привезут и будут брать мое тело, то на один час будет от моего тела запах тления, а когда внесут в пещеры, то запах прекратится". Вскоре на Страстной неделе о. Мефодий был вызван в Питер, там он заболел и умер в первый день Пасхи. Когда гроб ввезли в Печоры, то тление прекратилось, а когда внесли в монастырь, то от тела было благоухание. Когда он говорил о смерти, то упомянул, почему на время от его тела будет запах тления. "Это, — говорил, — потому, что меня люди везде хвалили, вот Господь и хотел смирить меня этим запахом по смерти, чтобы я не превозносился". Отец Мефодий похоронен в пещерах монастыря, где и его сестра, схимонахиня Анна.

22 января 2012 года

0

23

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

После смерти о. Мефодия меня перевели из настоятельского дома под трапезную, около ворот; я был в то время иеродиаконом.

Псковской епархией управлял архиепископ Арсений, впоследствии митрополит Новгородский, который иногда приезжал в монастырь для служения и по другим делам. Однажды, проходя мимо моей кельи, заметил на окнах цветы и занавески и спрашивает сопровождающих его иеромонахов: "Кто это живет здесь?" Ему говорят: "Вассиан, иеродиакон". — "Это не по-монашески живет, позовите его сюда". Я подхожу, весь трясусь, и бух ему в ноги: "Простите, Ваше Преосвященство!" Он говорит: "Ты как красная девица живешь, а не как монах!" — "Простите, люблю цветы я, как создание Божие и чистоту". А потом наедине и говорит: "Молодец, так и живи! Лучше в чистоте, чем в грязи!"

Прожив несколько лет в чине иеродиакона, я был посвящен в иеромонахи, после чего вскоре был назначен в Псков, в Снетогорский монастырь, в качестве эконома для восстановления монастырского хозяйства. Прожив там четыре года, вплоть до революции, возвратился в обитель свою, будучи 46 лет. Пробыл несколько времени в монастыре, назначают меня в другое монастырское имение — Мустощево, от монастыря 25 километров в сторону Латвии.

В этом имении пришлось пробыть несколько лет. Было очень много трудностей, из лаптей не вылезал. Нужно было восстанавливать почти вновь все хозяйство, выстроить церковный дом, хозяйственные пристройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество. На это потребовалось много лет.

23 января 2012 года

0

24

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

Когда дело пошло на лад, возвратился в монастырь. Начальство монастыря хотело возложить на меня большое бремя послушания — поставить наместником монастыря. Я стал отказываться, видя, что мне это послушание не под силу. Да к тому еще я очень устал и на этом основании стал просить схиму, в чем мне сначала отказали и все настаивали, чтобы я принял наместничество. Но я наотрез отказался еще ввиду внутреннего внушения принять схиму; на это упорно не соглашался епископ Иоанн (Булин).

Но наконец все же согласился и разрешил постричь меня с именем Симеон, в память Симеона Богоприимца (3 февраля), и перевел меня в келью рядом с храмом Успения Божией Матери, куда привел сам и сказал: "Вот тебе келья, здесь и умрешь". В действительности эта келья представляла нечто ужасное: грязная, мрачная, сырая, темная, стены мокрые, воздух сырой — одна комната с одним оконцем. Размер комнаты 3 x 5 метров, с длинным темным коридором 2 x 10 м. Стены голые, песчаные. Много пришлось приложить трудов, чтобы придать вид жилого помещения. Крыша дырявая, сырость попадала на потолок, а с потолка в келью. Пришлось установить три печки, провести трубы вдоль коридора, чтобы осушить, оштукатурить, побелить, и все это почти своими руками. С Божией помощью все это проделал и смирился.

Но это еще не все. Враг рода человеческого не оставляет в покое человека, а в особенности тех, которые решили последовать Христу, идти Его крестным путем...»

24 января 2012 года

0

25

Десница святой мученицы Татианы

30 января 1977 г. в обитель была перенесена десница святой мученицы Татианы. Долог был путь святыни от города Рима до Псково-Печерского монастыря. Передал ее монастырю брат архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонах Владимир. Отец Афанасий 22 года служил в селе Спасском Клинского района Московской области и все эти годы хранил мощи святой. В свое время он получил эту святыню от благочестивых супругов именитого рода, его духовных чад, впоследствии принявших от отца Афанасия монашеский постриг. Ранее мощи святой хранились в царскосельском государевом дворце. При разграблении дворца они спасли мощи от поругания, выкупив их за золотые монеты. По жестокости тогдашних лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должным благоговением и молитвой.

В обители десную руку мученицы Татианы переоблачили и положили в ковчежце, в коем она покоится и поныне в храме Архистратига Божия Михаила, с правой стороны царских врат.

25 января 2012 года

0

26

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

«По прибытии в новую келью, в которую привел меня настоятель и где мне пришлось ночевать первую ночь одному, приступили ко мне злые духи, которых стала полная келья. Страшные такие, я их раньше никогда не видел, и очень испугался, и не знал, что и делать. А они начали на меня кричать, дергать, гнать. Говорят: "Зачем ты сюда пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить" и т.п. Я закрыл лицо своими руками, чтобы их не видеть, а сам трясся от страха да только говорил: "Господи, прими дух мой".

Думал, что я не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься. А во втором часу они скрылись, но я не мог уже уснуть. Такие страхи продолжались много раз, но мне уже не так были страшны при помощи Божией, как в первое время, и я уже научился отражать их силою креста и молитвы.

Вот так и дожил до конца моей жизни в этой келье по благословению епископа Иоанна. Труден путь монашеский, но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При помощи Его Всесвято- го Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном».
26 января 2012 года

0

27

Псково-Печерский патерик

Преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин В.И., 1869—1960)

По откровению свыше старец Симеон ждал смерти 15 января 1960 г., в день преподобного Серафима Саровского. Всех беспокоило: если умрет в праздники, на Святках, что делать? Пришел к нему наместник о. Алипий и сказал батюшке, чтобы он попросил Господа в эти дни не умирать. Старец ответил: «Хорошо, ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло. По послушанию наместнику о. Алипию батюшка умер 18 января 1960 г.

В этот день паломники стали приходить к старцу с пяти часов утра. Он, как всегда, принимал сидя в кресле, так ему было легче дышать. Время от времени батюшка говорил, что смерть подходит все ближе к груди, а люди все шли и шли на благословение, и всех он благословлял. Около десяти часов утра старец обессилел и лег на кровать. Вскоре отец Симеон глубоко вздохнул и затих...

Отпевание было совершено при многолюдном стечении молящихся со всех концов страны. И у всех вместе со скорбью на душе была «светлая Пасха», чувствовали, что остались сиротами на земле, но обрели теплого молитвенника пред Богом.

Прославление старца Симеона как местночтимого святого Псковской епархии совершилось 1 апреля 2003 г.

27 января 2012 года

0

28

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Феофан (Молявко Ф.А., 1913-2001)

Архимандрит Феофан (в миру Фома Андреевич Молявко) родился 5 апреля 1913 г. в простой крестьянской семье Витебской губернии.

Его отец жил высокодуховной жизнью и привил сыну с ранних лет любовь к Богу. В детстве мальчик паломничал по святым местам Тверского края, а с 13 лет уже был пономарем в Тверском Осташковском монастыре в честь иконы Божией Матери, именуемой «Смоленская». С 1928 по 1930 г. он несет послушание рабочего кухни в монастыре преподобных Зосимы и Савватия Пеновского района Калининской области.

В 1929 г. началось массовое закрытие церквей и монастырей. Исповедовать веру в Бога было опасно для жизни, и игумен монастыря отправляет юного Фому за ворота со словами: «Ты еще молодой, уходи». Он возвратился домой и четыре года крестьянствовал. Но в 1934 г. Фома снова возвращается в Тверской край, останавливается в селе Печниково Каменского района, где три года несет послушание псаломщика в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

28 января 2012 года

0

29

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Феофан (Молявко Ф.А., 1913-2001)

5 мая 1937 г. послушник Фома принял постриг с наречением имени в честь исповедника и святителя Феофана Сигрианского. После пострига старец схиигумен Михаил не дал ему ни молитвенного правила, ни какого-то особенного наставления, вероятно, провидя его дальнейшую жизнь. Возможности выполнять правило не было, не было и духовного руководителя. Обеспокоенный этим, он поехал к прозорливому старцу, который подвизался на одном из островов озера Селигер, и, подходя к одиноко стоящей келье старца, вдруг слышит, как этот угодник Божий говорит своим послушникам: «Вот идет Феофан. Посадите его в лодку, заберите весла и оттолкните от берега». Как вспоминал отец Феофан: «Я очень испугался, так как плавать не умею и очень боюсь воды». Но когда он подошел к келье прозорливого старца, с ним так и поступили. Сказано же ничего не было.

Вернувшись к себе, всё недоумевал, что бы это значило. Но прошло всего несколько дней, и монах Феофан был арестован и сослан по 58-й статье на десять лет. При аресте от него требовали ключи от храма. «Я вам ничего не дам, хотите ломайте, а ключей не получите», — мужественно отвечал он.

С 1937 по 1943 г. был в местах заключения в Ярославской области, где строил железнодорожные мосты. Об этих годах тюрем, лагерей, ссылки отец Феофан не любил рассказывать. Говорил только, что везде есть хорошие люди, даже среди заключенных.

В лагере питание было очень скудным, но в начале Великой Отечественной войны заключенные поставили монаха Феофана ответственным за комнату, где хранился хлеб, и сказали: «Сам кушай по необходимости, но никому без нас не давай ни крошки». И здесь хранил Своего угодника Господь. «Бог-то, Он ведь на всяком месте», — говорил батюшка. Самое тяжелое в жизни было другое — восемь лет без причастия.

29 января 2012 года

0

30

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Феофан (Молявко Ф.А., 1913-2001)

Грозная опасность, нависшая над Россией, необходимость всенародного единения для победы над немецко-фашистскими оккупантами, патриотическая позиция Русской Церкви побудили советское правительство к изменению религиозной политики.

Начали открываться приходы, закрытые в 30-е г.; многие из оставшихся в живых священнослужителей были освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах.

Был избран Святейший Патриарх. Возобновились архиерейские хиротонии.

Отец Феофан был освобожден досрочно, но нигде не мог остановиться. Тогда были строгие правила для вернувшихся из мест заключения. Он уезжает в Ташкент, где трудится в военном госпитале.

С 1944 по 1945 г. монах Феофан призван в армию. На фронте он всегда носил при себе образок святителя Николая. «Бывало, пули и осколки попадают в руку и отскакивают, только щиплют». Но при освобождении Будапешта он был тяжело ранен в ногу, нося потом осколки в своем теле до конца жизни. Отец Феофан был награжден медалями «За участие в Великой Отечественной войне» и «За взятие Будапешта». В мае 1945 г. он возвращается домой. Когда у отца Феофана спросили: «Какая была первая мысль, когда услышали и узнали о победе?» — он говорил: «Я не мог поверить, что остался жив».

30 января 2012 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год со старцами Псково-Печерского монастыря.