В Русской Церкви считают бесперспективным стремление раскольников в Абхазии заручиться поддержкой Константинополя

Москва, 12 января 2012 г.

Заместитель главы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов

Попытки запрещенных в служении клириков заручиться поддержкой Константинопольского патриархата в создании новой "митрополии" в Абхазии не приведут к желаемому результату, полагают в Русской Православной Церкви.

"Мы думаем, что, ожидая из Стамбула решений о будущем Православной Церкви в Абхазии, наши братья ошибаются и принимают желаемое ими за действительное", - так замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов прокомментировал по просьбе "Интерфакс-Религия" информацию о встрече иеромонаха Дорофея (Дбара), главы совета неканонической структуры "Священная митрополия Абхазии", с Патриархом Константинопольским Варфоломеем.

Как сообщил отец Дорофей радиостанции "Эхо Москвы", "вмешательство Вселенской (Константинопольской - "ИФ") Церкви неизбежно" в вопрос о статусе "Абхазской церкви". По его словам, этот вопрос якобы будет обсуждаться на ближайшем заседании Синода Константинопольской Церкви.

Отец Николай напомнил, что состоявшееся под руководством иеромонаха Дорофея 15 мая прошлого года в Абхазии т.н. церковно-народное собрание, на котором было принято решение об учреждении самостоятельной "митрополии" с центром в Новом Афоне, не имело никаких канонических полномочий, не было поддержано большинством абхазских православных и фактически явилось "учинением раскола".

Инициаторами упомянутого мероприятия были "трое сравнительно молодых священнослужителей": уже упомянутый отец Дорофей и иеромонах Андрей (Ампар), а также иеродиакон Давид (Сарсания), однако "все остальное православное духовенство в Абхазии не приняло их действия и осудило раскол, как и большинство православных верующих республики", подчеркнул отец Николай.

Тогда же, в мае, епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Церкви, где получили священный сан.

Московский патриархат летом прошлого года уведомил об этих событиях Константинопольского Патриарха в официальном письме "по существующей практике", дабы отца Дорофея "не допускали к совершению священнодействий, если он появится в пределах Константинопольской Церкви". Что же касается иеродиакона Давида Сарсания, то он был рукоположен в Грузинской Православной Церкви, которая и правомочна принимать в отношении него канонические решения, пояснил представитель Русской Церкви.
Он указал на то, что православие в Абхазии "находится в непростом положении, нуждается в укреплении и урегулировании своего канонического статуса", и больше всего православным республики нужны "единство, внутренний мир, добрососедство с окружением".

"Жаль, что небольшая группа лиц, не пользующихся народной поддержкой, теперь старается использовать состоявшуюся в Стамбуле встречу для дальнейшего углубления раскола", - посетовал отец Николай.

Что же касается информации о том, что церковное положение в Абхазии якобы будет обсуждаться на заседании Синода Константинопольской Церкви, то, как заявил собеседник агентства, Синод любой поместной Церкви может не только решать свои внутренние дела, но и обсуждать любые вопросы, в том числе интересоваться положением на территории других поместных Церквей.

"А вот чего он никак не может - это принимать по таким вопросам решения, которые обладали бы какой-либо канонической силой или изменили бы канонический статус священнослужителей другой поместной Церкви. Все Церкви обязаны уважать канонические пределы других Церквей, иначе православное единство будет разрушено", - подчеркнул отец Николай.

По его словам, об этом "вполне справедливо" заявили главы Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской и Кипрской Православных Церквей, а также представитель Антиохийской церкви на встрече в Стамбуле, прошедшей по инициативе патриарха Варфоломея в сентябре 2011 года. В принятом ими совместном документе подчеркнута "необходимость для каждой Православной Церкви почитать и строго соблюдать географические границы каждой юрисдикции, которые были установлены священными канонами и учредительными постановлениями".
источник