Россияне смогут завещать свои органы

Граждане России смогут завещать собственные органы. Соответствующий законопроект в последнем, третьем чтении одобрила Государственная Дума.

О непростой ситуации в сфере трансплантологии и нехватке доноров российские врачи говорят давно. Пациентам приходится ждать несколько лет, пока представится возможность для пересадки необходимого органа. Станет ли новый закон спасением для этих больных, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Диков.

Ужасная статистика. Так врачи характеризуют ситуацию в отечественной трансплантологии. И дело вовсе не в квалификации специалистов. Дело — в донорах, точнее — в их отсутствии. Больные по несколько лет стоят в очереди на донорский орган, который мог бы сохранить им жизнь, рассказывает директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. Многие из них шанса на спасение так и не дождутся.

«Речь идет иногда о годах, а иногда и о десятилетии. Причем, не важно, о каких органах идет речь. В некоторых случаях приходится ждать меньше, в некоторых гораздо дольше. Но проблема заключается в том, что большинство пациентов просто не дожидаются органов», — говорит Крестинский.

Закон, одобренный Государственной Думой, позволяет любому россиянину свои органы завещать. Для этого потребуется всего лишь заверить это пожелание у нотариуса. Такую норму нужно было ввести еще двадцать лет назад, рассуждают медики.

Но на пути введения четких и прозрачных правил были препятствия, рассуждает президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов. Это и моральные, и религиозные нормы. Кроме того, просто опасения, как бы благое дело — донорство органа не стало дело криминальным, то есть его продажей. Да и с принятием закона, считает Кузнецов, не стоит верить, что ситуация мгновенно улучшится.

«Я думаю, что пока еще все хорошо не может быть хотя бы потому, что непосредственно к проблеме донорства у нас очень напряженное отношение в обществе. И, в принципе, все новации, которые есть, они воспринимаются очень тяжело, как отдельными специалистами в научных кругах, так и в ряде случаев со стороны руководства страны», — отмечает Кузнецов.

Приятие нормативного акта — это все же путь в правильном направлении. В этом уверен директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. Правовая база, регулирующая эту сферу, еще недавно была белым пятном в отечественном законодательстве.

Крестинский предполагает, что теперь поводов говорить о черном рынке продажи органов будет меньше. А здоровых людей, станет, соответственно, больше.

«В данном случае речь идет о приоритете человека умершего и его мнения над мнением его родственников. То есть, если человек считает, что в случае его гибели его органы могут быть использованы для помощи другим живым людям, то родственники, наследники не могут медицинскому учреждению запретить эти органы изъять.

На мой взгляд, это серьезно может продвинуть вперед развитие нашей трансплантологической службы и помочь тысячам и тысячам больных, нуждающихся в пересадке», — уверен Крестинский.

Специалисты предсказывают, что сделать необходимо еще многое. И это не только построение четкой структуры. А изменение отношения в обществе к проблеме донорства.

По официальной статистике, в Англии пожертвовать свои органы в случае необходимости после своей смерти готовы треть жителей. В России, по словам врачей, на это согласится в лучшем случае один из десяти.

http://news.mail.ru/politics/7281658/?frommail=1