Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О святых людях. Святители

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Святители (часть 1)

Святость есть великое общественное благо и сила.
Архиепископ Сергий (Королев)

Среди всех прославленных угодников Божиих святители это чин святых высшей степени священства — архиереев.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182940903_sviatiteli11.jpg
Архиерей — это предстоятель церковной общины. В переводе с греческого это значит “старший священник”, “начальник священников”.

Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения.

Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются  таковыми и после кончины.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183378541_sviatiteli12.jpg
Подтверждением этому служит почитание самого известного святителя в православном мире — святого Николая архиепископа Мир Ликийских, небольшого города в Малой Азии. Помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого, всегда приходила всем, кто обращался к нему с глубокой верой и надеждой.

В истории Церкви немало святителей, просиявших среди своих современников глубокой верой и благочестивой жизнью.

Но только трем святителям присвоен редкий титул вселенских учителей Церкви это святитель Иоанн Златоуст и его старшие современники — Василий Великий и Григорий Богослов — учителя всей христианской Церкви.

http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183379338_sviatiteli13.jpg
Во времена зарождения догматического учения Церкви Римская Империя была ареной столкновения христианской и языческой традиций. Это была эпоха поисков духовного идеала, богословских споров, еретических заблуждений и крайностей. Именно в это непростое время пришлось проповедовать трем святителям христианские догматы и создавать верное учение, которое впоследствии будет утверждено на Вселенских Соборах.

Святителю Иоанну народ дал редкое звание Златоуста спустя два столетия со дня его блаженной кончины. А в седьмом веке этот почетный титул сделался неотделимым от его имени, с ним он вошел в историю как Иоанн Златоуст.

Талантливый и блестящий оратор, он грозно обличал пороки современного общества и требовал особенной чистоты нравов. Этим он вооружил против себя многих вельмож, и особенно императрицу. Его оклеветали и отправили в ссылку сначала в Армению, а затем в Абхазию. Не добравшись до места ссылки Святитель скончался со словами “Слава Богу за все”.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183379751_sviatiteli14.jpg
Его старший современник Василий, архиепископ Кесарийский прославился неустанной борьбой за чистоту православного учения.

В течение своего святительства он неутомимо проповедовал слово Божие и ревностно защищал Православную Церковь от еретического учения Ария. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как “слава и красота Церкви”, “светило и око вселенной”.

Во время божественной Литургии верующие вспоминают двух Святителей — Иоанна Златоуста и Василия Великого, как составителей чина главной службы православной Церкви.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183381344_sviatiteli15.jpg
Первоначально Литургия была составлена апостолом Иаковом, первым Иерусалимским Патриархом, и была она весьма продолжительной. В IV столетии святитель Василий Великий несколько сократил её. В таком порядке Литургия совершается сейчас в воскресные дни Великого поста и в некоторые праздники.

Немного лет спустя святитель Иоанн Златоуст еще сократил последование Литургии. Совершенство молитв этого чина достигло высшей степени, какая только доступна человечеству. Чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста не менялось до сегодняшнего дня.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183382046_sviatiteli16.jpg
Святитель Григорий Богослов был совоспитаником и сподвижником святого Василия Великого. Рукоположенный своим великим другом во епископа, он был призван в Константинополь, где церковь была в самом бедственном положении — все храмы были заняты последователями еретика Ария и его учеников. Святитель Григорий устроил православный храм в доме своих родственников, где проходили службы и проповеди архиепископа.

После созыва Второго Вселенского Собора, который возглавлял святитель Григорий, были отвергнуты еретические учения, и окончательно утвержден Символ веры — главное исповедание христианской Церкви. Пять слов о Боге-Слове, произнесенные им в Константинополе против ариан, доставили святителю Григорию имя Богослова и вселенского учителя.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183387489_sviatiteli17.jpg
Память каждого из трех Святителей стала праздноваться после их кончины. Но их общий праздник был установлен спустя шесть веков.

В 11-ом веке в Константинополе, столице Византийской Империи возник спор: кто из трех вселенских святителей выше достоинством, и кого из них стоит больше почитать. По воле Божией эти споры прекратились, когда святому епископу Иоанну Мавроподу явились три Святителя: “Объяви, чтобы христиане оставили спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия…”.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183387813_sviatiteli18.jpg
Вселенские учителя и святители объявили Иоанну о своем равенстве перед Богом и повелели установить общий день их памяти. Это повеление было исполнено и общее празднование стало именоваться Собором трех Святителей.

Святые — это врачи, неусыпно пекущиеся о нашем здравии, потому что в себе имеют духовное врачевство, исцеляющее душу и тело.

Преподобный Ефрем Сирин

Святые — соль земли, они смысл ее бытия, они тот плод, ради которого она хранится.
Схиархимандрит Софроний (Сахаров)

http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1183704591_svyatiteli2a.jpg
В истории святости есть множество примеров самоотверженного служения святителей — архиереев, прославленных в лике святых. Многие из святителей прославились в деле распространения и утверждения православной веры.

В евангельской притче о сеятеле Господь говорил о проповедниках слова Божия.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182930353_Svyatiteli2.jpg
Святитель Михаил, первый Киевский митрополит проповедовал и насаждал веру православную подобно сеятелю из евангельской притчи. Родом из Сирии,  святой Михаил был посвящен в сан митрополита в городе Константинополе.

В 988 году он прибыл на русскую землю вместе с другими священнослужителями к князю Владимиру, уже крестившемуся к тому времени.

На долю первого митрополита выпало нелегкое, но благодатное служение. Проповедуя Евангелие на Русской Земле, он основывал первые храмы и духовные училища, крестил и просвещал новообращенных.

Летопись повествует как за три года служения митрополита Киевского "вера православная расцвела и засияла, как солнце". В 992 году митрополит Киевский Михаил преставился ко Господу и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой  Богородицы в Киеве. В восемнадцатом веке его святые мощи были перенесены в Успенский храм Киево-Печерской Лавры.

Постепенно возрастая и укрепляясь, Русская Церковь стала хранительницей православного вероучения и благочестия. Русское государство крепло и возвышалось: во главе стали православные цари, подобно правлению Императоров Великой Византийской Империи.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182937656_Svyatiteli9.jpg

С 1589 г. Русскую Православную Церковь стали возглавлять Патриархи. Одними из первых были святители Иов и Гермоген.

Начало семнадцатого века носит название Смутного времени. Это время шатания и разложения всякого государственного и нравственного порядка. В этот момент полного безвластия только Церковь  сохраняла единство народа.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182930687_Svyatiteli3.jpg
Святитель Иов обличал изменников, составляя обличительные грамоты против власти Лжедмитрия. Отказавшись присягнуть самозванцу, он был низложен и сослан в монастырь.

В конце жизни Святитель благословляет на патриаршество казанского митрополита Гермогена.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182932477_Svyatiteli6.jpg
Святейший патриарх Гермоген продолжил дело святителя Иова. Его грамоты призывали “крепко стоять за веру, унимать грабеж, сохранять братство и спасать Москву”. Они сыграли огромную роль в побуждении ратных людей к мужеству и сплоченности в деле освобождения от врагов отечества.  В своих посланиях патриарх Гермоген обращался и к изменникам. Взывая к их совести, он писал, как и за них болит его сердце и душа. За тех, кто “забыл обеты православной веры и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы”.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182931402_Svyatiteli5.jpg
Святейший Патриарх стал знаменем и духовным лидером народного ополчения, созданного по его благословению.

Изменники насильно свели с престола святейшего патриарха и заточили в Чудов монастырь.

Неоднократно они посылали к нему послов с требованиями распустить войска ополчения и оставить город. Святитель твердо отвечал, что он боится одного Бога и благословит “умереть за православную веру”. Девять месяцев провел патриарх в  тяжком заточении и умер мученической смертью от голода.

Через 300 лет, в 1913 году состоялось торжественное прославление святителя Гермогена. А через несколько лет в России началась новая Смута.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182932780_Svyatiteli7.jpg

В 1917 году, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был избран Предстоятелем Святейший Патриарх Тихон.

“Это была действительно святость, величавая в своей простоте”, — говорили о Патриархе.

Как и во времена святителя Гермогена, русских людей вдохновляло бесстрашие Патриарха, осуждающего произвол богоборческой власти. Годиной великого  Божия посещения назвал это время Святитель Тихон. Причину бедствий России он видел в грехе безверия, призывая к покаянию и очищению молитвой.

Весь груз народного горя — голод, разгул братоубийства, надругательство над Церковью, обрушился на плечи Святейшего Патриарха.

О своей жизни и будущем он не думал, обличая убийство Царской семьи, защищая духовенство и их паству.

“Пусть мое имя погибнет в истории, только бы Церкви была польза” — говорил Святитель, неся до конца свой крест вслед за своим Божественным Учителем.

Святитель преставился ко Господу в  праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. “Побеждайте зло добром!” — были его последние слова.
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1182932919_Svyatiteli8.jpg
Евангелие говорит нам, что “никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, но на подсвечник, чтобы входящие видели свет”. Подобно евангельской свече святители горели перед Богом чистым пламенем молитвы, подвижничества и чистоты. Их духовное попечение и забота, явленная во время земного служения, не оставляет нас и сейчас. Своим предстательством пред Господом они помогают нам в деле утверждения и сохранения Истины Христовой.

Святые никогда не оскудевают в Церкви, как не оскудевает благодать Святого Духа.

Протоирей Сергей Булгаков

Закон Божий

+1

2

2)

Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib28.jpg
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви.

Главное место в этом маленьком соборе святителей можно все же отдать Василию. Все, что есть у Григория и Иоанна, есть и у него. Они борцы с ересями – и он; они яркие проповедники Слова – и он. Мужественный дух, любовь к пустыне, скромный быт, глубокое постижение догматов – все это и многое другое у трех отцов общее. Все трое вышли из святых семейств. Их матери, отцы, братья составляют целые созвездия удивительных в святости личностей. Но Василия отличает высочайшая степень самодисциплины. Василий – организатор, чего не скажешь о Григории и Иоанне или скажешь с натяжкой. Всюду, куда приходил Василий, он оставлял после себя строгую иерархию и порядок. Сам он, без сомнения, был харизматичным человеком, но полагался в церковной практике на далеко не одну лишь силу личного влияния и духовные дары. Дисциплину и устав, закон и организацию – порядок, одним словом, вносил Василий Великий всюду. А ведь дела в Церкви тогда были подобны ночному бою, где всякий разил своих и чужих, ничего не видя и не понимая.

Ум и познания Василия позволяли ему стать ученым, воля и строгость могли сделать из него настоящего монаха, подобного Антонию. Но он пожертвовал всеми талантами ради борьбы за Церковь. Глубоко спрятал он душевную мягкость, чтобы стать несокрушимым, и лишь втайне, подобно другу – Григорию, мог тосковать о жизни безмятежной, о пустыне и уединении. Мало кому понятно, что значит, любя Писание и безмолвие, пожертвовать собою и броситься в гущу борьбы за Церковь и ее догматы, не имея покоя, рискуя жизнью, сгорая ежедневно.

Совсем другой был Иоанн, и уж еще более отличным от первых двух предстает Григорий. Иоанн – народный любимец и вождь, но он – вне системы. Епископы его не любят, причем не только еретические епископы. Двор вне себя от его поучений и обличений. После себя Златоуст оставляет имя, слово и память, но не организацию, не боевое построение. Его друзья и ближайшее окружение после изгнания Иоанна попадают в немилость и становятся жертвами. И это не упрек, а подчеркивание несхожести, ибо во Христе каждый воин воюет как умеет.

А Григорий – это созерцатель. Он, конечно, живет среди людей и назидает паству, поскольку носит высший сан. Но он тяготится саном, тяготится тем, чего так жадно ищут недостойные сана. Епископский омофор становится причиной обиды Григория на Василия. Последний все, не исключая и дружбы, подчиняет интересам Церкви и, по сути, принуждает друга стать архипастырем в тяжелый для Церкви момент. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно на сладкий голос его вещаний, называемых Церковью «пастырской свирелью», люди, зараженные заблуждениями, стекаются в ограду Церкви и принимают Православие.

У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.

***

Тот конфликт, который свел память трех святителей воедино, очень даже понятен. Люди способны все самое святое превратить в предмет пререканий и ссор. Коринфяне ссорились, говоря: «Я Павлов, а я Аполлосов» (см.: 1 Кор. 3: 4). Тогдашние христиане затеяли спор, кто из трех больший и славнейший. Вся сложность в том, что при взгляде на каждого в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство. Рассмотри жизнь Василия (а каждый из нас обязан это сделать), вникни в нее, и ты воскликнешь: «Велик Василий! Кто подобен ему во святых?!» Но начни следом рассматривать образ Иоанна, и вскоре с изумлением произнесешь: «Нет такого, как Иоанн!» Если же вчитаешься в слова Григория и в тишине рассмотришь смиренные черты этого обладателя небесного ума, то забудешь всех, кого хвалил перед этим, говоря: «Моли Бога о мне, чудный Григорие!» Большего среди них нет. Нет именно потому, что они разные. В красоте и точности слов нет равного второму Богослову. А в ревности о славе Божией со Златоустом встанет рядом, быть может, только Илия Фесвитянин. Василий же не просто борец, и аскет, и мудрец, и начальник монахов. Он еще и военачальник, умеющий собрать многих разрозненных борцов и превратить их в войско. Все трое велики, и велики по-разному.

***

У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трех нет у нее в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни, и некому исцелить их.

Всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Не может быть, чтобы ничто из упомянутого не относилось хоть как-то к каждому из пастырей. Но и соединение всех трех дарований в одном лице решительно невозможно!

Проповедник, организатор, уединенный молитвенник.

Усмиритель людского моря, сын битвы и сын молитвенной тишины.

Что-то одно из трех.

***

Если человек командует другими, распоряжается, управляет, пусть смотрит на образ Василя Великого. Он должен не только управлять, превращая все пять пальцев правой руки в указательные, но должен также запасаться всякими знаниями, как это делал Василий. Должен любить пост и книги, в уединении должен черпать силы для борьбы за Истину среди многолюдства.

Если человек проповедует вовремя и не вовремя, как и заповедал Павел апостол, пусть убежит от празднословных трапез и заискивания перед богатыми, по образу Златоуста. Пусть к чтению и проповеди присоединит горячее служение литургии и обильную милостыню, по примеру великого отца, и пусть пожертвует всем для того, чтобы его уста стали устами Слова.

Если же любит уединение человек, любит долгие молитвы и с неохотой отрывает ум от небес ради дел земных, пусть глянет на Григория. Тот, как ни страдал, но оставлял пустыню и занимал кафедру, если Церковь того требовала. Тот пренебрегал своим ради общего и шел трубить в серебряные трубы проповеди, чтобы пали толстые стены Иерихона.

Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого мужа, носящего льняной ефод. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна.
Протоиерей Андрей Ткачев

источник

0

3

3)

  В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).
    От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.
     По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

http://i060.radikal.ru/1002/cc/b224200e08c8.jpg

0