Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Апостол и Евангелист Иоанн

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Житие Апостола и Евангелиста Иоанна  ЖИТИЯ СВЯТЫХ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА ! (Октябрь)

видеокнига о Любимом ученике Господа

I-II

0

2

III

0

3

IV

0

4

V-VI

0

5

VII

0

6

VIII

0

7

IX

0

8

X

0

9

XI

0

10

XII

0

11

XIII-XIV

0

12

XV

0

13

XVI-XVII

0

14

XVIII

0

15

Проповедь епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Прекрасно каждое послание святых апостолов. В каждом послании Божья сила, Божья благодать, но в словах апостола любви Иоанна Богослова, на каком бы языке их ни читать, - не чудо ли это? - чувствуется особый неземной ритм, подобный биению Божественного сердца. Ритм, который он, может быть, уловил, припадая к груди Божественного Учителя.

Трудно говорить о святом апостоле и евангелисте Иоанне Богослове. Слишком много можно о нем сказать. В своей Божественной щедрости Господь наделил его такими дарами, а он нас, что нелегко их удержать. Свет его боговдохновенного слова заливает, ослепляет нас. Ослепительно и все то, что мы знаем о нем самом и о его жизни.

Вспомним главное, он не только один из двенадцати, он один из трех, вместе с Петром и братом своим Иаковом. С ними он присутствует при воскрешении дочери Иаира и созерцает славу Христову на горе Преображения. Но он же вдвоем с Петром исцеляет хромого вскоре после сошествия Святого Духа. Наконец, уже только один из всех Иоанн возлежит на груди Господней на Тайной Вечери, идет за Христом на судилище, когда все другие скрылись, вводит Петра на двор Первосвященника, стоит у подножия Креста, и ему Господь поручает Свою Пречистую Матерь.

Что ни скажешь про апостола Иоанна, слова о нем сами собой обращаются во хвалу. И какое слово ни выхватишь из его речи, это слово звучит, как ангельский голос. Какою райскою вестью доносится до нас, например, некоторые слова Иоанна в Откровении Апокалипсиса. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба,… говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном».

Кому другому дано было такое откровение? Ему и только ему дано было сказать самые сладкие и в то же время самые огненные слова, какие только может воспринять человеческое ухо. Ведь это он сказал, что Бог есть Любовь, что Бог есть Свет, и что нет в Нем никакой тьмы. Или: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает». И, наконец, «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».

Это только некоторые из незаменимых слов Иоанна. Такие слова проникают сразу в сердце. И неудивительно, что он, Иоанн, с таким трепетом любви пишет о той сверхчеловеческой радости, которая дана была ему и другим апостолам, радости видеть воплощенного Сына Божия, с Ним пребывать и жить около Него.

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна».

Что можем мы сделать сегодня в день памяти святого Иоанна Богослова? Может быть, самое для нас нужное. Это дома, в час, когда это будет для нас всего удобнее, спокойно и внимательно, закрыв двери, прочесть его Первое Послание.

**************

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

У креста стояли четыре солдата, делившие между собою одежды Иисуса, бросавшие о них жребий. Этим четырем солдатам евангелист противопоставляет четырех женщин, которые тоже стояли у креста: Мать Иисуса, сестра Матери, Мария Магдалина и Мария, жена Клеопы.

Но был здесь и любимый ученик Господа. Он оказался единственным из учеников, который стал свидетелем последних часов и минут жизни Учителя, свидетелем Его крестной смерти. А, следовательно, преимущественным посредником и гарантом евангельского предания. Умирая, Господь обратился к Своей Матери и к этому ученику, высказав им Свою последнюю волю. «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». Или, несколько точнее, по-церковнославянски: «И от того часа поят ученик Ю во своя си», то есть в свою собственность.

Так Сын выразил заботу о Своей Матери. Однако смысл этого вручения не исчерпывается заботой о Родительнице. Уже вся приподнятость и торжественность сообщения евангелиста говорит об особом значении и особой ценности происходившего. Ведь речь здесь идет о часе исполнения великого и спасительного дела Иисуса Христа на земле и о начале совсем нового будущего.

Когда Спаситель завершает Свой жертвенный подвиг, перед Его взором уже предстает грядущая Церковь. Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, Матерь Господа являет здесь в Евангелии от Иоанна всех, ищущих спасения и с верою принимающих его. Она символизирует в этот момент всю будущую Церковь Христову.

Любимый ученик, сам евангелист Иоанн, полнее и глубже других учеников проник в спасительную тайну Божественного Учителя, и теперь он наделяется полномочием нести свою благую весть об этой тайне далее, Церкви и миру до скончания века.

Он, по завещанию Господа, берет Матерь Божию, а в Ней и всю Церковь Христову, весь народ Божий во своя си, то есть в духовную собственность ученичества Иисуса Христа, в сферу действия Духа Христова, где верующие могут обрести свое новое жизненное пространство.

Последние слова Евангелия от Иоанна, читаемые на Утрени и на Литургии дня его церковной памяти, снова говорят о любимом ученике, то есть о самом Иоанне. Имя свое евангелист из естественной скромности не называет. Благодаря его особому евангельскому преданию Церковь именно ему обязана своим глубоким богословским разумением Личности и Дела Спасителя.

Это о нем, о Иоанне, полные таинственности слова воскресшего Господа, обращенные к Петру: «Хощу, да той пребывает, дондеже прииду». Я хочу, чтобы он пребывал до тех пор, пока Я не приду. В Церкви, вероятно, эти слова вызвали недоумение и непонимание. Как это постоянно подчеркивается в Евангелии от Иоанна, слова Спасителя понимаются чаще всего буквально, поверхностно. За буквой люди не в состоянии разглядеть более глубокий духовный смысл.

Евангелист частично разъясняет: Иисус не сказал, что Его любимый ученик не умрет, Он имел в виду нечто совсем другое. Ключ к пониманию слова Господа дает слово «пребывать», оставаться. Речь идет не о том, что Иоанн останется в жизни сей до Второго Христова Пришествия. Речь идет о том, что он пребудет до конца в своем свидетельстве, нашедшем свое письменное выражение в Евангелии и доныне, и до дня Второго Пришествия пребывающем, читаемом и изучаемом в Церкви.

Именно это Евангелие Церковь в лице Пресвятой Девы, порученная Господом духовному учительству его любимого ученика, именно это Евангелие Церковь называет по преимуществу духовным. О свидетельстве евангелиста Церковь Христова, исходя из собственного опыта, может утверждать, что оно истинно.

Иоанн стоял у креста. Он видел, он знал, он засвидетельствовал и «истинно свидетельство его», он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Но истинность свидетельства согласно пониманию Иоанна не сводится к свидетельству о внешних событиях и фактах, но глубинному значению этих фактов для веры и для той жизни, которая вместе с верой обретается.

Вот это и есть то основное и пребывающее в Церкви, о чем говорил воскресший Господь апостолу Петру. И ныне мы прославляем любимого ученика Господа, апостола и евангелиста Иоанна, уважительно названного Церковью Богословом и апостолом любви. Прославляем и взываем к нему, пребывающему в небесных обителях возле его Божественного Учителя, Который любил его на земле: «Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас». Аминь.

0

16

Новый Завет

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Глава 1.

1О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- 2ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- 3о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

4И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

5И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

6Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

8Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас.

9Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

10Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло'ва Его нет в нас.

********

Глава 2.

1Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

3А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.

4Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.

6Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

7Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

8Но притом и новую заповедь пишу вам, что' есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15Не люби'те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

18Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.

19Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то' открылось, что не все наши.

20Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.

21Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то', что всякая ложь не от истины.

22Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

23Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

24Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

25Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

26Это я написал вам об обольщающих вас.

27Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

28Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

29Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то', что всякий, делающий правду, рожден от Него.

********
Глава 3.

1Смотри'те, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

2Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что' будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

3И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

4Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

5И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.

6Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

7Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.

8Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

9Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

10Дети Божии и дети диавола узнаю'тся так: || всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

11Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, 12не та'к, ка'к Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

13Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

14Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.

15Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

16Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

17А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?

18Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

19И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; 20ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.

21Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, 22и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

23А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

24И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

***********
Глава 4.

1Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

2Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

5Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

6Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

7Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

9Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

10В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

11Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

12Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

14И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

15Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

20Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

21И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

**********
Глава 5.

1Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

2Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

3Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

4Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

5Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

6Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

7Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

8И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

9Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

10Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

11Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

12Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

13Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

15А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него.

16Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

17Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

18Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

19Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.

20Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна'ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

21Дети! храните себя от идолов. Аминь.

http://www.javax.ru/gif/arows/6.gifТолкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова(преподобный Иустин (Попович)

***************************************************************************************************************
Новый Завет
Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Глава 1.

1Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 2ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

3Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

4Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

5И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

6Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

7Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

8Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

9Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

10Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

11Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

12Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

13Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

***************************************************************************************************************

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Глава 1.

1Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

3Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4Для меня нет бо'льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

5Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

6Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, 7ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

8Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

9Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

13Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, 14а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

****************

Кроме первого, пространного соборного послания, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал два небольших. По своему языку и содержанию они несколько отличаются от других произведений апостола. Умение писать по-разному, каждый раз подбирая новые, подходящие для различных случаев и людей слова, — отличительная черта Иоанна Богослова.

Глубокомысленное и образное повествование Евангелия… Таинственный, пророческий слог Апокалипсиса… Убедительные и проникновенные поучения Первого послания… Все эти столь разные произведения написаны одним автором, обладавшим удивительным даром слова. Второе, и особенно третье послания обладают ещё одной особенностью. В них апостол обращается к лично знакомым ему людям.

Во Втором послании
святой апостол пишет к одной из малоазийских христианских общин. Из текста послания не ясно, Церковь какого города имеет в виду апостол. Иоанн Богослов обращается «к избранной госпоже», не называя её по имени.

На самом деле апостол подразумевает здесь всю христианскую общину того места, куда он отправляет своё послание. Все христиане — дети этой «госпожи». Этим образным сравнением апостол Иоанн открывает читателям одну важную истину. Церковь — это действительно семья.

К братской любви, в первую очередь, и призывает своих читателей апостол Иоанн. «Не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга» (2 Ин. 1, 5), — пишет он, напоминая о том, что истина «Бог есть любовь» — самая важная. С неё начинается апостольская проповедь, и именно она лежит в основании христианской веры.

Это небольшое послание уведомляет христиан неизвестной малоазийской Церкви о том, что апостол Иоанн надеется сам скоро прийти к ним. Поэтому он пишет лишь о самом главном.

А самое важное в христианстве, по учению апостола, наряду с заповедью любви, — это учение о Боговоплощении. Иоанн Богослов призывает своих читателей остерегаться тех, кто отрицает, что Бог действительно стал Человеком.

«Многие обольстители вошли в мир, — пишет апостол, — не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1, 7). Иоанн Богослов советует даже не приветствовать и не пускать в дом подобных лжеучителей, чтобы даже косвенно не участвовать в делах тьмы.

Кончается это послание трогательным обещанием апостола разъяснить ещё многие вопросы уже не «на бумаге чернилами», а «устами к устам», то есть при личной встрече, чтобы общая радость от встречи «была полна» (2 Ин. 1, 12).

Третье послание апостола Иоанна обращено уже не к целой общине, а к конкретному человеку Гаию. И содержание этого короткого письма тоже посвящено конкретному вопросу. Апостол просит содействовать его ученикам, у которых возник конфликт с неким Диотрефом. Диотреф захотел первенствовать в Церкви и причинил многие скорби проповедникам, посланным Иоанном Богословом.

Апостол надеется сам разрешить смуту, возникшую в Церкви. Поэтому, как и в предыдущем послании, обещает встретиться «лицом к лицу» с адресатом и рассказать ему обо всём подробней.

Однако даже в коротком письме апостол Иоанн всё же находит место для нескольких добрых назидательных слов своему собрату. «Возлюбленный! — пишет он, — не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин. 1, 11). Всё послание проникнуто искренней любовью и к самому Гаию, и к тем людям, о которых идёт речь и которые тоже, наверное, это послание прочитают.

Иоанна Богослова не случайно называют апостолом любви. Даже в его коротеньких, имеющих практическое назначение письмах невозможно не почувствовать, какой истинной радостью и любовью ко всем людям было переполнено сердце апостола.

Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова (1,4)

0

17

Житие

Закон Божий-Соб.пос-ния св.ап. Иоанна Богослова.Часть 1

Закон Божий-Соб.пос-ния св.ап. Иоанна Богослова.Часть 2

0

18

о Святом Апостоле Иоанне Богослове

К.В.Корепанов. История апостольского века. Апостол Иоанн. Жизнь и труды апостола Иоанна Богослова

Слово митрополита. Память апостола Иоанна Богослова

0

19

О. Андрей (Кураев) - Иоанн Богослов

0

20

СВЯТОЙ ИОАНН БОГОСЛОВ - УЧИТЕЛЬ ВЕРЫ И ЛЮБВИ

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов почитается по преимуществу образцом и проповедником любви. Любовью дышит его Евангелие, уроками о любви исполнены его послания, и разительным примером той же любви служит вся жизнь его. Он истолковал все тайны любви - и истинное начало ее, и движение ее в делах, и ее конец - высоту, до которой возводит она человека. С этой стороны особенно и известен святой Иоанн, и кто ни стал бы рассуждать о любви, тотчас вспоминает о нем, как образце любви, и обращается к нему, как к учителю любви.

Но, посмотрите, какое употребление сделали из этого нынешние умники. Есть у них особый род суемудрия, называемый индифферентизмом, по которому они думают и говорят: "Верь как хочешь - это все равно; только люби людей, как братьев, благодетельствуй им и действуй на них благотворно. Вон, - говорят, - и евангелист Иоанн только и пишет, что о любви. В любви у него свет и всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, ходит во тьме, пребывает в смерти, есть человекоубийца. Известно также, что когда евангелист устарел и не мог уже ходить сам, то его на руках вносили в церковь, и он твердил только: "Братие, будем любить друг друга!" Вот как он ценил любовь. Так, - говорят, - надобно и нам: люби - и только, а веруй как себе хочешь".

Противопоставим же лжеучению этих краснобаев истинное учение святого Иоанна Богослова и оградим таким образом смысл свой от колебания в началах христианского здравомыслия суемудрием индифферентизма.

Этим умникам хочется самим все устраивать, без Бога - и свое внешнее благосостояние, и свою нравственность. Оттого они всячески ухищряются сплесть такую систему учения, чтобы в ней о Боге и помину не было, - и бьют на любовь. "Вы себя-то, - говорят, они, - взаимно любите, а о Боге что думать!" Но с этой-то стороны особенно и поражает их святой евангелист. Действительно, он непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности. Смотрите, откуда производит он любовь. Бог, говорит он, возлюби нас и посла Сына Своего очищение о гресех наших, и затем прибавляет: аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любить (1Ин.4:10-11). Стало быть, по учению его, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно, что веруй как хочешь. Потом говорит: возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть... Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает... Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин.4:7-16). Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, так что, если кто говорит, что он любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжет и истины нет в нем (ср. 1Ин.2:4). Поэтому все учение святого евангелиста о любви можно сократить так: чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его и в Себе Самом, и, особенно, в Его спасительных действиях на нас; познать, стало быть, и веровать. В чем же вся воля Божия? В вере и любви. Вот вам, говорит он, заповедь: да веруете в Сына Божия Иисуса Христа, и любите друг друга! (1Ин.3:23). Значит, не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, и притом так, что вера есть источник любви; так что если собрать воедино только те места, где святой евангелист Иоанн говорит об одной любви, то и тогда учением его никак нельзя утверждать лжи суемудрия, что люби, дескать, только, а веруй как хочешь.

Но у святого Иоанна, кроме учения о любви, есть еще учение о вере, независимо от закона любви, - и смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: "Веруй как хочешь". С первых же стихов своего послания о чем идет у него проповедь? О том, говорит он, что мы видели, что слышали и что руки наши осязали - о Словеси животнем, о том, что живот явися, тот живот, Иже бе у Отца и явися нам; все это поведаем вам, да общение имате с нами; а наше общение, прибавляет он, со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом (1Ин.1:1-3). Значит, у святого Иоанна Богослова, как и у всех апостолов, главная проповедь - об общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же после этого останавливаться на последнем, не имея первого?

Далее святой Иоанн задает себе вопрос: кто же есть лживый? Никто, отвечает он, разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихристов, отметаяйся Отца и Сына. Всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать... Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (1Ин.2:22-23; 4:15) Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом, - как же после этого говорить "веруй как хочешь"?

А вот и еще предостережение. Возлюбленнии, говорит святой евангелист, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть; яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов (1Ин.4:1-3). Но кто говорит "веруй как хочешь", тот не исповедует Иисуса Христа, потому что если б исповедовал, то не говорил бы так; стало быть, и он от Бога несть. От кого же? Отвечайте сами...

Наконец, святой евангелист всю сущность христианства изображает так: живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот; а не имеяй Сына Божия живота не имать (1Ин.5:11-12). Следовательно, кто не верует в Сына Божия, тот не имеет живота вечного. После этого как же все равно, что веруй как хочешь? Нет, - вемы, яко Сын Божий прииде и дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1Ин.5:20).

Этих извлечений, кажется, достаточно, дабы показать индифферентистам, что они напрасно думают найти опору своей лжи в учении святого Иоанна Богослова. Верно, они говорят так потому, что никогда не читали святых и боговдохновенных его писаний, а ссылаются на него по слуху о его любвеобильности. Но пусть они теперь выставляют и другое, кроме сего, в защиту своего лжеучения, - нам, верующим, достаточно одного слова возлюбленного ученика Христова, чтобы отвергнуть его, и не колеблясь веровать исключительно тому, что передано от Господа чрез святых Его апостолов и содержится Церковию.

"Домашняя беседа", 1873, вып. 46, с. 1128-1131.

Святитель Феофан Затворник
Созерцание и Размышление

Ссылка

0

21

http://cs9192.vk.me/v9192796/e7/-KTtT6QS4Ws.jpg

0