Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » Что значит считать себя хуже всех?


Что значит считать себя хуже всех?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Что значит считать себя хуже всех?

Считать себя «тупее, уродливее и неудачливее всех» – не есть смирение. Если человек действительно умный и красивый он никогда не сможет искренне считать себя глупым и уродливым.

Но необходимо понимать и помнить, что ум, красота, здоровье – это дар Божий, никакой заслуги человека в этом нет, а, следовательно, и гордиться нечем. Если ты красивее, чем твой ближний, это не значит, что ты – лучше, и нельзя из-за этого считать ближнего хуже себя. Другими словами, смирение – это не уничижение своих достоинств, а памятование того, что твой ближний, пусть не такой красивый и умный – такое же любимое чадо Божие, и отношение к нему должно быть соответствующее.

Смиренных людей очень мало. Смиренный человек – это, можно сказать, святой человек, потому что мир с Богом означает, что человек преодолевает свои грехи. Только грех разделяет человека с Богом, а если у него внутри мир, значит и грехов нет. Смиренный человек уподобляется Богу. Господь сказал: “Я кроток и смирен сердцем.” Преподобные превзошли человеческую природу, уподобляясь Богу. Смирение-необходимое условие этого уподобления: Писание говорит: Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

Очень хорошо различие реального и мнимого смирения описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута». Это письма, написаны от лица опытного демона (Баламута) своему юному племяннику (Гнусику) и содержат советы как искушать человека, уводить его от Христа. Так вот, в 14-м письме есть замечательное место, которое простым понятным языком разъясняет суть смирения. Еще поясню, что поскольку переписка идет от имени бесов, то Врагом в данной ситуации называется Господь, и все, что описывается как благо – на самом деле вред для человека, и наоборот.

"Мой дорогой Гнусик!

Особенно тревожит меня в твоем докладе, что подопечный больше не принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное обращение. Он не обещает добродетели, он даже не ожидает благодати на всю жизнь – он только надеется всякий день и час получать поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А это очень плохо!
Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный приобрел смирение – заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь в нем чувство юмора и здравомыслие. Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.

Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют в конце концов именно для этого; пока они не служат этой цели от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой.

Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особенное (а именно – плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное – чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины – считать себя дураком.А поскольку то, во что они старались верить – явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь недостижимого.

Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться этому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду.

Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель – в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах – чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.
Твой любящий дядя Баламут."

И еще замечательный пример:
Митрополит Антоний Сурожский

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:

«Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!»

- «А что ты делаешь против него?»

- «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает».

- «А в чем же заключается твое тщеславие?»

- «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!»

Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!»

Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:

«Что же тогда мне делать? Я погибла!»

- «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту».

- «А как же это сделать?» – говорит она.

«Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице».

Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, – от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они воспринимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.

Смирение – это дар Божий тому, кто искренне желает его получить и от души молит Господа об этом.

Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром».

Протоиерей Александр Ильяшенко
Источник

0

2

Человек, по замыслу Божию – это венец творения, прекрасная заключительная нота, вершина всех созданий Божиих и царственное драгоценное украшение всего Космоса, всей Вселенной, всего Мироздания!

Преп. Макарий Великий прекрасно говорит, что «нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души человеческой с Богом и у Бога с душой… Бог сотворил разные твари: сотворил небо и землю, солнце, луну, воды, древа плодоносные, всякие виды животных. Но ни в одной из сих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же не утвердил Господь в них престола, не установил с ними общения. Благоволил же о едином человеке, с ним вступив во общение и в нем почивая!»

Сердце человеческое – это таинственный прекрасный Престол, на котором человек должен приносить Творцу свою главную жертву – сокрушенный дух.

Время любого Поста – это удивительная возможность для каждого из нас еще и еще раз прочувствовать и понять: великое достоинство человека; высоту вышнего звания; «ощутить, – как говорит преп. Антоний Великий, – сладость жизни по Богу». И одновременно ужаснуться от видения глубины нашего падения, нашего добровольного удаления себя от Бога Живаго…

Душа, призванная быть обладательницей всего мира, жалко ползает по земле, довольствуясь тленом и плотью. Сердце, призванное быть умелым огранщиком духовных небесных алмазов, с удовольствием играется стекляшками земных дел и временных наслаждений! Ум, призванный быть Царем с радостью напяливает на себя грязные нищенские одежды срамных помыслов…

«Почетно, но и очень опасно быть человеком», – говорят св. отцы.

Человек пытается закрыть глаза на неумолимые метафизические вопросы о тайне бытия, о вечной жизни, о Боге, о смерти, о Суде, об аде и рае.

Человек пытается забыться и для этого выбирает наиболее удобный для себя способ: деньги, слава, успех, наркотики, водка, блуд, собирание марок, установка новых спортивных рекордов.

Человек хочет спрятаться от Бога! Спрятаться – обставив себя как крепостию красивыми вещами, влиятельными друзьями, накопленным богатством…

Но как бы человек не относился к Вечным вопросам – они все равно будут подстерегать его на том или ином повороте его жизненной дороги... Человек плывет по реке жизни, беззаботно и радостно. Строит какие-то планы. Но как блаженный старец Паисий замечательно говорит: «Течение реки уносит нас далеко от того места, где мы хотели бы оказаться!» Неожиданная болезнь, смерть близких, какая-то внезапная катастрофа – и пробивается в человеческом сердце броня самодовольства, броня уверенности в себе, в правильности своей жизни. То, что человек считал светом в своей душе, оказывается страшной тьмой.

Преп. Амвросий говорит, что человек – как жук. Когда тепло, светло, тихо – жук летает и думает: «Все поля – мои, все луга – мои». А пойдет дождик, подует ветер, жук прижмется к листку и говорит: «Только не спихни!» И порою человеку бывает полезно быть спихнутым с этой укатанной, ровной, удобной, самодовольной колеи жизни! Чтобы он услышал Евангельские слова: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться! Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?»

Как бы человек не насыщал себя из корытца земных дел – все же в любом человеке есть такой внутренний сердечный голод, голод по такой полноте, которую не может насытить, наполнить, удовлетворить ничто земное, вещественное, временное…

Только Церковь, только Вера, только Сам Христос Господь могут сдвинуть человеческую душу с мертвой точки, с того места, на котором духовная жизнь человека остановилась, замерла и стала похожей на загнивающую стоячую болотную воду…

Душа человеческая грехом раздроблена на части и задача подвижнической жизни христианина (как говорят св. отцы) – исцелиться от этой трагической раздробленности! Душа должна стать целой, целостной, цельной, целомудренной! Эту целостность душа обретает в Церковных Таинствах, в непрестанной молитве, в покаянии, в стяжании благодати Св. Духа!

И первое, что мы должны понять, осознать – что наша душа очень больна, что она вся – в проказе, в струпьях, в ранах и греховном гное. Чтобы мы не просто декларировали, что «да, мол, мы грешные, самые грешные», а чтобы по-настоящему, очень глубоко и очень серьезно прочувствовали черноту своей души, ее отдаленность от Бога!

О величайшем достоинстве христиан св. Ап. Павел говорит: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел…» Звание христиан, учеников Христовых налагает на нас большую ответственность! А мы, зачастую, зная Божественную Небесную, Евангельскую весть, зная, что надо спасаться – все равно ведем очень расслабленную, вялую, пустую, неглубокую и не духовную жизнь! Наша жизнь как верующих людей не убедительна для окружающего мира.

Мир и нас, современных христиан, как-то засасывает, увлекает, опьяняет, кружит голову! Мир очень много обещает, но всегда обманывает!  Главное – это не расплескать Божественную благодать, которую дает нам Господь! Не растоптать сапогами повседневности, равнодушия, пошлости – те ростки духовной жизни, которые только начинают прорастать в нашем сердце!

Христиане – это люди, увлеченные Небом! «Духа не угошайте!» – говорит Ап. Павел и предостерегает нас: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков!»  Вы искуплены драгоценной кровию Христа Спасителя! Не делайтесь рабами человеков, кумиров, рабами телевизоров, наркотиков, рабами успеха, денег… А самое главное – не делайтесь рабами своей гордыни, своей самости, самонадеянности!

Нужно, чтобы мы были православными не только в храме, но и за его порогом – там, в наших буднях, в наших ежедневных встречах с людьми, в нашей семье!

Преп. Нил Синайский говорит, что «нужно найти себе путь ко всему Прекрасному!» Это таинственное Прекрасное – Сам Бог, Сам Христос, Святая Церковь, Вера, Таинства, Евангелие, Благодать Св. Духа! Поэтому наше сердце должно пульсировать в одном ритме с жизнью Церкви! И все наши дела, планы, заботы мы должны «обернуть  золотым покрывалом молитвы»! Должны почувствовать Небесный, Прекрасный удивительный «аромат Православия», должны познать «сладость Церковной жизни». Тогда мы поймем таинственный, удивительный, глубокий, возвышенный, неземной смысл слов Спасителя:

«Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам!»

http://www.optina.ru/sermon/pt36/

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » Что значит считать себя хуже всех?