Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БОЖЬИ ДЕТКИ (жизнь снаружи) » Исповедь в жизни ребенка !


Исповедь в жизни ребенка !

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Исповедь ребенка

Священник Константин Пархоменко
Как ребенку исповедоваться?

Правильно говорить, скорее, не о исповеди ребенка, а о духовническом окормлении ребенка.

Исповедь и духовническое окормление это разные вещи.

Исповедаться, значит рассказать о каких-то грехах. Если ты в путешествии (например, паломнической поездке по монастырям), и хочешь причаститься, нужно исповедаться. Это не глубокий анализ твоей души (право на такой анализ имеет лишь духовник, а из священников случайно встретившихся, святой старец). Это просто покаянный рассказ о том, как ты в эти дни, прошедшие с последней исповеди, не удержался на духовной высоте, соскользнул вниз.

Духовническое окормление это совсем другое! Напомню, что слово окормление не имеет ничего общего с кормлением, пищей. Оно происходит от слова корма, кормчий. Кормчий на корабле это рулевой, тот, кто направляет судно к цели.

Так и духовник направляет душу своего духовного чада по бушующим водам житейского моря к пристани Царства Небесного.

Духовник должен быть у каждого христианина и, конечно, у ребенка тоже.

Роль духовника с самого рождения ребенка исполняют родители. Они воспитывают ребенка, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына или дочери авторитетом навсегда, даже когда сам этот ребенок станет взрослым.

Но естественно, что с какого-то времени родители для взрослеющего ребенка не могут быть абсолютным авторитетом. Они не могут быть так компетентны в духовных вопросах, как, например, служитель Церкви. Даже если родители безусловно компетентны, то мнение священника для ребенка - мнение еще одного очень авторитетного человека.

И вот начиная с семилетнего (по современной практике) возраста ребенок начинает исповедоваться. Это не значит, что он говорит священнику на исповеди нечто, что утаил от родителей. От родителей в идеале не должно быть секретов в 7, да даже в 10 или 15 лет (хотя у ребенка есть право какие-то вопросы с родителями не обсуждать, а решать только с духовником).

То, что ребенок начал исповедоваться означает, что ребенок теперь к своей жизни относится совершенно сознательно и ответственно. Священник помогает ребенку идти путем духовной жизни, помогает исправиться, может даже наложить епитимью, дать какое-то послушание.

Начиная исповедываться маленький человек должен прийти к пониманию, что поступки его (и добрые и злые) не что-то случайное и малозначительное, но что в них осуществляется его личность. Эти поступки могут приближать к Богу, делать малыша сотрудником Божиим, могут от Бога и от вечности отлучать.

С 7 лет начинается постепенная передача ребенка из родительских рук в руки Церкви. Когда ребенок вырастет то мнение Церкви, какие бы прекрасные и умные его родители ни были, будет для него высшим мнением.

Первая исповедь это важное событие в духовной жизни ребенка. Она может запомниться как момент подлинной встречи с милующей очистительной Божьей любовью, может стать неприятным действием, когда в душу бесцеремонно вламываются и требуют быстрее рассказать о тайнах (может быть глубоко спрятанных, грустных для ребенка) твоей души.

Второе может произойти совсем не из-за малоопытности или нечуткости священника. Просто если вы приведете малыша на воскресную Литургию, где в очереди на исповедь стоят до сотни, до двух сотен человек и для каждого у исповедующего священника есть 30 секунд, спешка священника явление вынужденное и неизбежное.

Лучше всего заранее договориться со священником о встрече. Каждый батюшка какие-то дни проводит при храме. Он совершает требы, отвечает на вопросы приходящих и проч.

Вы можете договориться с ним и определить день и время когда вы с ребенком придете. И прийти на исповедь днем в назначенное время. А потом, в ближайшее воскресенье, или хоть завтра, причастить малыша уже без исповеди.

Что касается священника, то у него есть опыт духовнического общения с детьми. И если у него будет время (хотя бы 5-10 минут) состоится хорошая, настоящая духовническая беседа.

Первая исповедь ребенка

К первой исповеди ребенка надо подготовить.

Конечно, если вы регулярно ходите в храм, малыш знает, что наступит день, когда он начнет исповедываться.

Расскажите, что такое настоящее покаяние. Это не перечисление: соврал, смалодушничал, обидел, непослушался. Духовническое окормление это лечение и воспитание души. Ты, скажите, ребенку, стоишь перед самим Господом. А батюшка назначенный от Бога свидетель твоего покаяния и духовный наставник. Священник даст совет, ободрит, засвидетельствует молитвой, что ты, Катенька искренне каешься и хочешь исправиться.

Объясняйте, что покаяться, значит не просто попросить Бога о прощении, но и, в первую очередь, обещать, что будешь всеми силами стараться воздерживаться от греха в дальнейшем.

Скажите ребенку: раньше тебе помогали духовно расти только мы - мама и папа, бабушка, дедушка и проч. Но теперь ты уже не маленький ребенок. Ты ответственный за свои поступки христианин. Сознательный член Церкви. И теперь помогать в духовном твоем росте, вместе с нами, будет священник.

Посидите с ребенком и поговорите что такое грех. Как он думает, в чем его грехи, в чем нужно каяться? Составьте вместе его первую исповедь (составлять вместе исповедь, или проверять уже составленную можно и до подросткового возраста, если этого хочет ребенок). Скажите, что если у тебя есть что-то тайное, о чем мы, родители не знаем, ты побоялся, или постеснялся сказать, скажи это священнику. От духовника ничего нельзя скрывать. Об этом никто не узнает, тайна исповеди священна!

Еще очень важное! В чем будет ребенок каяться? Когда ко мне приходят восьмилетние дети, и каются в гордости и тщеславии, я спрашиваю: а в чем твоя гордость проявляется. Ребенок молчит. Спрашиваю: что такое гордость? Молчит.

Ясно, что эту исповедь ребенок подготовил вместе с мамой, она просто продиктовала в чем ребенку нужно покаяться, а он, не понимая, эти грехи записал.

Важно помнить, что ребенок должен каяться в том, что он осознает как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень четко будет определено что хорошо, а что плохо.

Ребенок копирует родителей. И если он видит, что мама или папа никого не осуждают, не сплетничают, стараются помогать другим, не злятся, не осуждают, он будет знать, что так надо поступать и ему. Но родители (даже самые замечательные) не идеальны, не святые. Поэтому важно, чтобы родители имели силу признаться в ошибке, попросить у того же ребенка прощение за неправильный поступок. Например, наказали ребенка просто так, потому что подвернулся под руку, а мы устали на работе, у нас стресс… Как родителю-христианину выйти из этой ситуации? Прижать к себе малыша, расцеловать и попросить прощение за то, что мы сорвались.

Выругались вслух, осудили кого-то, например, при просмотре телевизионной программы новостей, тут же вслух осудить себя, осудить в том, что поступил недостойно. Этим мы подадим самый верный добрый пример.

(Естественно, что такие греховные моменты – редкое явление в семье христианина.)

Очень важно чтобы у семьи было время обсудить (например, за вечерним чаем) какой-то поступок книжного героя, киногероя. Родители говорят, их ребенок молчит, слушает. И постепенно делает вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации. Любой совместный просмотр или чтение должны комментироваться.

Но мы касаемся совершенно другой темы – темы христианского воспитания ребенка. А об этом говорить сейчас не будем.

Из Дневника: Исповедь (первая в жизни) 8-летней девочки. Интеллегентнейшее личико, просто Ангел. Старательно на трех страницах разноцветными ручками написала исповедь: «Я один раз хвасталась… Иногда я набрасываюсь на пищу, не сказав Богу спасибо… У меня есть несколько капель гнева… Я гневничаю на Юленьку». В конце исповеди: «Я очень, очень искренне каюсь. И обещаю, что не буду больше грешить». Вот бы и нам так относиться к нашим грехам.


Если исповедоваться пока рано…

Недавно, после воскресной Литургии ко мне подошла прихожанка с четырехлетним ребенком и попросила помочь в решении сложной ситуации, в которую попал сын. «А теперь скажи батюшке без утайки, честно, откуда ты взял это колечко», сказала она и протянула сыну копеечное колечко с бусинкой. Ребенок взял кольцо и мне показалось, что он сейчас провалится сквозь землю. Он вертел в пальцах кольцо и потупившись молчал.

Я спросил малыша, что имеет в виду мама.

Мальчик молчал.

Спросил, неужели это кольцо он у кого-то украл?.. Был в гостях и тайком взял.

Его глаза набухали слезами.

Чтобы не травмировать малыша я подозвал маму и она сказала, за сына, что они действительно были в гостях. И он действительно взял это колечко тайком... Мальчик стоял понурившись, пунцовый. Было видно, что он жутко расстроен всей этой ситуацией.

Я поговорил с ним – понимает ли он как это плохо? Обещает ли вернуть людям у которых украл? Дет ли вот сейчас, перед иконой Господа обещание, что больше не будет без спроса ничего брать?

Он кивал…

…Вот такая зарисовка, которая показывает правильное, на мой взгляд, отношение к греху даже в младенце.

В одной книге я прочитал, что исповедуя детей священник блаженствует – с земли он попадает на небо, от исповедей взрослых – к исповеди детей.

Это идеалистичный взгляд. Пороки взрослых действительно более грубы и тяжелы по последствиям. Но и грешащий, пусть, на своем уровне, ребенок, тоже совершает страшные вещи. Мучить животных, обманывать родителей, тайком издеваться над младшим братом или сестрой, украсть шоколадку, врать, и т.д., все эти «невинные» детские грехи – верный путь к большим, взрослым, страшным грехам.

Поэтому мое глубокое убеждение – и к детским грехам следует относиться максимально серьезно и вдумчиво. Наблюдать от исповеди к исповеди – есть ли рост, в некоторых случаях даже отлучать от Причастия, словом помогать духовному развитию ребенка.

Пусть регулярная исповедь детей начинается с 7-ми летнего возраста, в отдельных случаях можно подводить ребенка на беседу с батюшкой и в 4 года.

Как часто малышу исповедоваться?

Самая правильная на мой взгляд практика, когда ребенка приводят родители на исповедь днем, во время дежурства священника.

…На днях одна прихожанка стала подробно перечислять грехи и разные жизненные ситуации. Я попросил ее чуть поспешить, после чего она меня поразила словами: «Я, конечно, ценю Ваше время, батюшка, но и Вы меня поймите. Я хочу спокойно, серьезно исповедаться». Я поразился. Причем тут мое время?.. За спиной этой женщины стояло 180 человек (воскресный день Великого Поста). Но она совершенно не осознавала, что всем надо подойти к священнику, а Литургия длится всего полтора часа. И что из всего народа процентов 10 – первый раз пришли в храм. Они готовились к причастию, их нужно действительно серьезней исповедовать…

Что же делать в такой ситуации? Ситуация актуальна и для взрослого и для ребенка.

Выше я говорил, что у каждого священника (за исключением, может быть, настоятеля большого храма) есть дни так называемого «дежурства». Он совершает требы, беседует с людьми. Нужно подойти и спросить: «Батюшка: Я хотел бы прийти к Вам на серьезную исповедь (или на духовническую беседу). Когда это удобно?» И священник скажет в какие дни (или день) на предстоящей неделе он будет доступен для спокойной и обстоятельной беседы. (Если исповедь первая за всю жизнь, то ее можно разделить на несколько частей. Одна девушка ко мне приходила 6 раз, чтобы мы с ней по полчаса за каждый раз, разобрали всю ее прежнюю жизнь.)

Я глубоко убежден, что каждый христианин (особенно новоначальный, нашим церковным бабушкам это по большому счету не нужно) должен исповедоваться у духовника, скажем, раз в месяц. Приходить днем на исповедь.

У меня есть какое-то количество духовных чад и именно эту практику я им рекомендую. Не стоять в очереди каждый воскресный день, а приходить на исповедь раз в месяц. А потом месяц причащаться без исповеди. Каждое воскресенье. Если что-то будет на душе тяжелое, то подойти к исповедующему священнику, но если ничего особенного нет, каяться в душе перед Богом и подходить к Святой Чаше.

То же актуально и для детей. Родители узнают, когда священник служит и приезжают с малюткой на исповедь. Можно в один день совместить исповедь мамы, папы и дитя. Сначала исповедуется, мама, потом папа, а потом подойдет ребенок.

Несколько благочестивых семей так и делают. Я их знаю по именам, знаю обстоятельства их жизни и с радостью встречаю и совершаю исповедь. Без спешки и нервов.

А малыши на праздник мне, своему духовнику, делают подарки. Картинку нарисуют, что-то слепят из глины, спекут куличик и т.д. И поверьте, всем хорошо.

Если взрослый человек может исповедоваться и раз в месяц, то ребенку желательно даже чаще.

P.S. Хотя это не относится прямо к нашей теме, но вопрос этот возникает у многих, многих он беспокоит. Как найти духовника? И взрослому и ребенку.

Хорошо, если у ребенка духовником будет тот батюшка, что окормляет родителей.

Как найти духовника родителям?

Это несложно. Вот вы начинаете церковную жизнь. Не спешите становиться духовной дочерью или сыном первого священника у которого исповедались. Походите на службы, присмотритесь к священникам в храме, послушайте их проповеди. Съездите в другие храмы.

Если сердце вдруг загорается и вы видите что вот этот священник отвечает на ваши тайные душевные вопросы, его мироощущение вам близко, подойдите к нему после службы и попросите о подробной исповеди или беседе. Священник назначит время, вы сможете прийти, пообщаться и решить, можете ли вы просить этого священника быть вашим духовным наставником.

Когда я говорю присмотреться к священнику, послушать его проповеди, это не значит, что я предлагаю выбрать самого благообразного или симпатичного, или наделенного даром красноречия батюшку. Все священники равно благодатны и имеют от Бога власть духовничества.

Просто в Церкви (так было и будет всегда) есть священники более строгие в вопросах церковной дисциплины, аскетизма, есть священники более мягкие.

Естественно, что если вы хотите сделать в своей духовной жизни упор на аскетические и молитвенные подвиги: пост, длинное молитвенное правило, послушания и проч., вам лучше обратиться к священнику – монаху (это иеромонах, игумен, архимандрит).

Если у вас семья, дети, лучше выбрать женатого священника (священник, иначе - иерей, протоиерей). Он лучше знает заботы семейные и даст вам более адекватный ответ.

Я хочу, Вас, дорогие читатели, уверить: любой священник (каким бы грозным или неприступным он не казался на вид) совершенно нормально отнесется к просьбе встретиться с ним в храме и поговорить. Так же нормально просить священника стать вашим духовником.

0

2

......в продолжении темы

Когда и как приучать ребенка к исповеди?

В семьях, где дети воспитываются в православном духе, их надо готовить к исповеди, по крайней мере, через отношения родителей и детей — чистые и откровенные. Ребенок должен без утайки, не опасаясь рассказывать родителям всё. Но дети зачастую ловчат и хитрят. Их надо постепенно приучать к исповеди. Это не будет буквально исповедь, но если родители часто общаются со своим духовником, то они могут приводить детей к нему на благословение и тогда священник может хотя бы кратко побеседовать с ними, тогда малыши смогут рассказать о каких-то своих недостатках. Постепенно они приучаются к этому и начинают даже раньше семи лет что-то говорить о своих грехах. Как правило, с семи лет ребенок уже должен исповедоваться. Но поначалу детям трудно даже стоять на одном месте. Я знаю одного человека, теперь уже священника, он с четырех лет начал ходить к духовнику и поначалу не мог даже стоять на одном месте. Надо было взять его за ручку, чтобы он постоял немножко, тогда он мог что-нибудь сказать. Другой мальчик, который теперь тоже уже в церкви служит, смотрел в лицо духовнику и хотел вызвать улыбку, для того чтобы смягчить "трагизм" этой ситуации. Потому что если батюшка улыбается, значит все уже будет хорошо. Но дети, конечно, исповедуются чисто, искренне.
Архимандрит Алексий (Поликарпов),

0

3

Участие детей старше семи лет в церковных Таинствах.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Georgy_Kochetkov_17Feb07.jpg/220px-Georgy_Kochetkov_17Feb07.jpg

Священник Георгий Кочетков делится основанными на практическом опыте знаниями об участии детей в Таинствах Церкви. Автор дает ответы на такие немаловажные вопросы, как: имеет ли первая исповедь особое значение? Следует ли к ней специально готовиться? Нужна ли детям общая исповедь? С какого возраста следует апеллировать к сознательности ребенка? Уместно ли принуждение при подготовке к Таинству?

В  статьях, которые уже появились на портале «Богослов.Ru», многое сказано о норме детского участия в Таинствах Исповеди и Причастия, поэтому я хотел бы лишь добавить какие-то важные, на мой взгляд, акценты. И первое, что я хотел бы сказать, – это то, что исповедь и причастие детей действительно, как об этом уже говорили многие авторы, не могут быть жестко связаны. При этом при подготовке к Таинству ребенку надо научиться внимать себе, вникать в себя, нужна молитвенная, аскетическая, та или иная постовая подготовка к причастию, но самое главное здесь для детей – это примирение. Ведь в силу определенных психологических особенностей у детей существуют большие проблемы с эгоизмом, зацикленностью на себе и на своем, а это очень неблагоприятно сказывается на восприятии ими церковности Таинств. Кроме того, в наше время некоторого всеобщего психоза дети часто бывают немирными. Большая проблема в том, что они часто обижаются и обижают других.

Для того, чтобы дети постепенно учились видеть эти вещи в себе и обращать на них внимание, нужно прежде всего начинать с серьезной подготовки к первой исповеди. Обычно дети начинают исповедоваться перед причастием со школьного возраста. В наше время это шесть, семь, восемь лет – в зависимости от личных особенностей ребенка. И здесь, действительно, не надо всех подгонять под одну гребенку: исповедь может начинаться в разном возрасте. Есть дети более развитые, есть менее развитые.

Первая исповедь

Подготовка к первой исповеди имеет принципиальное значение, потому что в это время дети должны как-то определиться, во-первых, с тем, что они называются христианами не случайно – это значит, что они верят в Бога, доверяют Ему и стараются жить по любви, – и во-вторых, с тем, что они отвечают за свои грехи, как раз начиная где-то со школьного возраста. Дети дошкольного возраста тоже грешат, и они прекрасно чувствуют, когда это происходит, но они не несут за это полной личной ответственности, в отличие от школьников, которые уже в состоянии в каких-то своих основных деяниях отвечать за то, что они делают. За доброе они могут получить благодарность, за злое – они должны знать, что необходимо покаяние, а значит, исправление.

Итак, первое, что важно, это чтобы они поняли, что покаяние – это исправление, это стремление исправить свою жизнь, самого себя с помощью Божьей. Это они должны очень четко понять: что не всё всегда получается своими силами. Такого рода вещи они могут воспринять сразу.

Конечно, они обычно еще сами не читают ни Писание, ни молитвы: они могут присоединяться к чему-то, что делают взрослые, но не более. Их важно не перегружать, важно, чтобы всё соответствовало их возрастному уровню, их духовной ответственности. Очень хорошо, когда у детей есть возможность готовиться к первой исповеди вместе с другими детьми, из других семей. Хорошо, когда вместе собираются мальчики и девочки, дети разных национальностей, живущие в разных контекстах, имеющие разный достаток, разное положение в обществе и т. д. Очень важно, чтобы они почувствовали, что перед лицом Христа они составляют единство, что во Христе нет этих различий, что это различия только человеческие. И поэтому нужно преодолевать всякую зависть, всякое стремление к неравенству по принципу несправедливости: тут урвал побольше – значит, ты лучше; тут тебя похвалили, хотя ты, может быть, обманул или списал – и ты молодец. Они должны понять, что так жить невозможно.

Конечно, первую исповедь и причастие после первой исповеди нужно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей, чтобы они понимали, что покаяние – это тоже праздник, так же как и пост. Ведь пост для христианина – это не унылое время, когда тебе всё запрещают и всё против твоей воли. Нет, это совсем другое. Это когда ты чаще обращаешь внимание на Бога, когда ты лучше живешь, когда ты получаешь больше благодати и в твоей жизни больше радости и света, меньше тьмы. Вот это дети должны почувствовать сразу.

Как часто детям нужно причащаться и исповедоваться?

Вообще говоря, они должны уже с младенчества знать церковную норму: причащаться надо каждый раз, когда присутствуешь на Литургии. Сколько бы раз ты ни был на Литургии, хоть каждую неделю, ты должен каждый раз причащаться. Если один раз в год – пусть один раз в год. Если ты уже школьник, значит, нужно готовиться и знать, что ты идешь и на исповедь, и на причастие. Конечно, если причастие редкое, то каждый раз будет нужда в исповеди, а если причащаешься чаще – раз в месяц или больше, – то уже не всегда. Я считаю, что личная исповедь, как и групповая детская исповедь[1], если такая возможность есть, должна совершаться для всех детей до подросткового возраста примерно два раза в год. Почему не раз в год? Потому что дети очень быстро меняются, настолько быстро, что через год они просто забывают всё, что было до этого. И в этом случае не происходит формирования какого-то духовного базиса, накопления опыта. Поэтому, учитывая эту быструю изменчивость детей, приходится делать особое усилие и два или три раза в год приводить их на специальные исповеди.

Исповедь для группы детей

Хорошо, когда есть возможность в каком-нибудь большом приходе или, как у нас, в братстве, собирать детей по возрастам и проводить для них специальные исповеди. У меня есть такой опыт и такая возможность. В нашем братстве мы разбиваем детей по возрастам таким образом: семь-восемь – девять-одиннадцать лет; потом младшие подростки – двенадцать-тринадцать лет и старшие подростки – четырнадцать-пятнадцать лет; потом младшая молодежь – от шестнадцати до двадцати одного года. Старшая же молодежь – это те, кто после двадцати одного года проходят полноценную катехизацию, то есть подготовку к восприятию и воплощению христианской жизни.

Исповеди детей, которые совершаются регулярно, последовательно, с определенным накопительным результатом, безусловно, имеют свои плоды. Если была подготовка к первой исповеди, если потом дети достаточно регулярно приходят в храм (кто-то бывает на Литургии раз в неделю, кто-то раз в месяц, иногда еще реже, например, раз в два месяца – я лично никак не препятствую этой практике, потому что это зависит от общего состояния семьи, от духовного уровня родителей и детей, да и от возраста тоже), то, безусловно, изменения происходят очень большие. Дети не только каются и не только получают наставления от священника, но они, во-первых, находятся в определенной среде, а во-вторых, этот накопительный результат начинает со временем чувствоваться, и дети начинают еще и помогать друг другу. Очень важно воспитывать в них чувство благоговения, ответственности. Всё это постепенно приходит. Конечно, не в один миг, не в один месяц и даже, может быть, не в один год, но довольно быстро и очень ощутимо.

Слово священника

Во время общей части исповеди очень важна интерактивность, определенная степень включенности самих детей в этот процесс. Им можно задавать какие-то вопросы, и тогда они не отключаются, не так быстро устают, к тому же это приводит их в более-менее нормальное, уравновешенное нервно-психическое и душевное состояние, что в наше время, согласитесь, не является простым делом.

Общую исповедь надо проводить так, чтобы каждый человек, каждый ребенок мог высказать свою точку зрения, когда священник задает какой-то вопрос всей группе. При этом сами дети очень хорошо чувствуют, что им говорить, а чего не говорить, и если говорить, то как. Они никогда не станут говорить так, чтобы это, скажем, дало повод для насмешек. Здесь надо доверять духовному чутью детей, даже самых маленьких, даже школьников первых классов. Дети сейчас, особенно москвичи и петербуржцы, очень развиты интеллектуально, иногда даже слишком. И они сами себе прекрасные «цензоры».

Я очень надеюсь, что нам удастся в ближайшее время издать сборник таких проповедей перед личной исповедью: это как раз общая часть, общее слово для детей разных возрастов, примеры такого рода разговоров. Эти тексты полезны не только для меня самого, чтобы можно было анализировать то, как это происходит, но, может быть, они будут интересны и другим.

Частная исповедь

Перед частной исповедью ребенка нужно попросить как-то подумать заранее, может быть, заранее написать свою покаянную грамоту, но с возможностью добавить что-то от себя и в процессе покаяния, в процессе самой исповеди. Очень важно, чтобы не родители писали что-то за детей, чтобы не они навязывали им свои представления, а чтобы сами дети на своем уровне участвовали в Таинстве. Это дает возможность священнику легче сориентироваться, прочувствовать ситуацию, составить какой-то план дальнейших шагов, понять, на что нужно сделать акценты в покаянии, чего нужно добиваться обязательно, а что можно отложить на будущее.

В детской группе личный разговор после прочтения покаянной грамоты ребенка важно не превратить в общий разговор и тем более не сделать так, чтобы кто-то над кем-то мог посмеяться, чтобы этим можно было как-то злоупотребить. Это уже дело такта и духовной трезвенности священника. Тем не менее, иногда нужно какие-то важные вопросы выносить на общий разговор, то есть даже после прочтения личных покаянных грамот такой разговор возможен, потому что бывают какие-то совершенно очевидно общие для всех проблемы, которые иногда требуют дополнительного разъяснения. Но только это надо делать так, чтобы такое обсуждение было не выступлением против какого-то конкретного человека, но разъяснением позиции Церкви, раскрытием ее опыта по тому или иному конкретному вопросу.


Усилие и насилие

Одной из важных проблем при обсуждении участия детей в Таинствах остается вопрос о границах возможного и допустимого принуждения в каждой из возрастных групп. И здесь надо прежде всего помнить о том, что христианство – это вера в Бога и в человека, а значит, в том числе и в ребенка. Надо находить какие-то возможности для подготовки детей любого возраста к Таинствам, будь то Крещение, Покаяние или Таинство Причащения. Не всегда им можно что-то объяснить по существу, но дети прекрасно перенимают благоговейное отношение к происходящему от своих родителей, как и от крестных и от других людей рядом с ними. Особенно внимательно они смотрят за своими сверстниками. Это всегда надо учитывать. Если у сверстников не будет благоговения, то и у вашего ребенка не будет благоговения. Если разнесется слух, скажем, о каком-то злоупотреблении со стороны священника на исповеди или о каком-то принуждении, жестокости, проявленных во время совершения Таинства со стороны старших или со стороны священнослужителей, то потом очень трудно будет наладить отношения с детьми. Всё это надо иметь в виду.

Конечно, усилие и насилие – вопрос сложный. Так как дети не понимают глубинного смысла Таинств, не так легко привести их к состоянию добровольного принятия и добровольного проявления желания участвовать в них. Дети обычно доверяют родителям, и по доверию к родителям, а также, возможно, к своим старшим братьям и сестрам в семье они делают то же, что делают старшие. Это очень важно. Мой опыт однозначно показывает, что детки начинают вырываться или неадекватно ведут себя в храме только тогда, когда сами родители или нецерковные, или слишком редко приносят или приводят ребенка в храм. Если ребенок бывает в храме более или менее регулярно, он ничего там не боится, не вырывается и не кричит, ведет себя достаточно адекватно: благоговейно и спокойно. Нужно достигать именно этого. Если ребенок почему-либо ведет себя не так, как следует, то надо просто на некоторое время отложить его крещение или исповедь, или причастие, надо просто поводить его в храм, надо действительно вместе с ним поготовиться к соучастию и сослужению во время Таинства. И это непременно даст свой результат. Конечно, чем старше дети, тем больше их собственная включенность в Таинство, в церковное богослужение, и этим надо пользоваться. Не надо думать, что детям вплоть до молодежного возраста нельзя ничего говорить о Таинствах. Можно, только нужно очень хорошо понимать, что и сколько они могут вместить как своим сердцем, так и своим умом.

Ребенку очень важен духовный опыт. Если он почувствует благодать и духовную радость в результате причастия или покаяния, если он почувствует и примет любовь Божию, любовь Церкви к себе, то он будет готов не только прийти еще и еще раз, но и сам будет готов являть такую любовь по отношению к другим и молиться об этом.

Вообще я считаю, что вплоть до переходного возраста дети должны быть там, где их родители. Когда родители идут в храм, они должны стараться при любой возможности брать с собой своих детей. Да, иногда это бывает невозможно, но ведь не всегда. Тем более что у многих людей сейчас есть машины и другие средства для исполнения этого желания. Начиная же с переходного возраста, даже с двенадцати лет, картина уже другая. Здесь главное родителям увидеть, что их ребенок уже не совсем ребенок, что он уже постепенно становится взрослым человеком, а значит, претендует на определенную самостоятельность в суждениях и решениях, значит, с ним уже надо считаться и согласовываться, уже надо спрашивать его решения, его пожелания: хочет он причаститься или нет, хочет он готовиться к участию в Таинстве или нет. Это, конечно, не значит, что всё нужно отдать на откуп ребенку, что его левая пятка захотела, то и делать, – это тоже может привести к очень плохим результатам. Да, нужно играть ведущую роль, но хоть какой-то уровень согласования со старшими детьми, тем более с подростками и молодежью, просто необходим.

Если условно поделить всех детей по возрастам (я не говорю здесь о дошкольниках, потому что они заслуживают отдельного разговора), то от семи и до одиннадцати лет включительно это все-таки еще дети, которые должны быть привязаны к своим родителям, для которых родители должны быть естественно любимыми и авторитетными людьми. Конечно, и таким детям ни в коем случае нельзя ничего навязывать. Они просто сами с удовольствием будут делать то, что делают их родители, если не проявлять жестокости, насилия, если не перегибать палку в ту или иную сторону. А вот начиная с переходного возраста, с двенадцати лет, надо с подростками (а с шестнадцати лет уже с молодежью) обязательно находить общий язык и ничего не делать, если ребенок категорически против, если видно, что для него абсолютно неприемлемо то или иное действие в Церкви. Известно, что подростки и молодежь проходят разные кризисные периоды. В период этих кризисов они могут даже потерять веру, сказать: «Я ни во что не верю; меня вообще не спрашивали, когда меня крестили; вы сами разбирайтесь, а я не хочу». Тогда надо уметь потерпеть, подождать, помочь подростку или молодому человеку выйти из такого кризисного периода. И ни в коем случае не причащать, не исповедовать их насильно. Никогда ни к чему хорошему это не приводит.

[1] Имеется в виду слово священника перед исповедью, адресованное детям (чаще всего одной возрастной группы), после чего каждый ребенок подходит к священнику с личной исповедью. – Авт.

Кочетков Георгий свящ.

bogoslov.ru

0

4

Случается, что ко мне приходит на исповедь, вернее, посылается на исповедь ребенок лет семи-восьми, впервые. На исповеди он перечисляет целый ряд прегрешений. Я слушаю, а потом обыкновенно спрашиваю его:
— Скажи: это ты чувствуешь себя виноватым или ты мне повторяешь то, в чем упрекают тебя твои родители?
— Нет. это мне мама сказала, что я должен исповедовать то или другое, потому что это ее сердит, и этим я нарушаю покой домашней жизни.
-Теперь забудь. Не об этом речь идет. Ты пришел не для того, чтобы мне рассказывать о том, на что сердится твоя мать или твой отец. А ты мне скажи вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь?
— Да.
— Ты читал Евангелие?
— Мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал…
— Скажи мне: тебе Христос нравится как человек?
— Да.
— Ты хотел бы с ним подружиться?
— О, да.
— И ты знаешь, что такое быть другом?
— Да. Это значит: быть другом.
— Нет, этого недостаточно. Друг — это человек, который верен своему другу во всех обстоятельствах жизни; который готов все делать, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если все другие от него отвернутся. Друг — это человек, который верен своему другу до конца. Вот представь: ты в школе. Если бы Христос был простым мальчиком, и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если вы хотите Его бить, бейте и меня, потому что я — с Ним? Если ты готов быть таким другом, то ты можешь сказать: да, я друг Христов: и уже ставить перед собой вопросы для твоей исповеди. Читай Евангелие! Ты можешь узнать из него о том, как можно прожить, чтобы в самом себе не разочароваться; как можно прожить, чтобы Он радовался за тебя, видя, какой ты человек, каким ты стал, ради этой дружбы. Ты понимаешь это?
— Да.
— Ты готов на это идти?
— Да…

митрополит Антоний Сурожский

0

5

1. Начиная с какого возраста ребёнок должен исповедоваться

На мой взгляд, довольно важным проблемным моментом в сегодняшней жизни Церкви является практика детской исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи. Как писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит.

Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Не вижу в этом ничего катастрофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

2. Как часто нужно исповедовать ребёнка

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, — это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресение или, по крайней мере, часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом – с семи лет – их водят тоже чуть ли не каждое воскресение под разрешительную молитву.

Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику – то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать – вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз.

Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет: «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко.

Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время – давать им благословение на причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.

3. Насколько часто надо причащать маленьких детей

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают.

И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь.

Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве – «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

4. Родительское участие в подготовке к исповеди

Главное, чего нужно избегать родителям при подготовке ребенка к исповеди, в том числе и к первой, — это наговаривания ему списков тех грехов, которые с их точки зрения, у него есть, или, вернее, автоматического перенесения каких-то его не самых лучших качеств в разряд грехов, в которых он должен покаяться священнику. И, конечно же, ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему сказал в ответ, и не забыл ли он о таком-то грехе.

В данном случае родители должны отойти в сторону и понимать, что Исповедь, даже семилетнего человека, — это Таинство. Вмешательство кого бы то ни было в Таинство церковное, особенно такое деликатное, как Таинство Исповеди, является совершенно неприемлемым. И любое вторжение туда, где есть только Бог, исповедующийся человек и принимающий исповедь священник, пагубно. Ребенок может поделиться тем, что он говорил, если ему самому захотелось. Но не надо показывать нашу чрезвычайную в этом заинтересованность. Рассказал – хорошо, нет – ничего страшного…

Чаще дети говорят не то, что они сами сказали на исповеди, а то, что услышали от священника. Останавливать их в этом не нужно, но входить в какое-либо обсуждение и толкование слов священника или, тем более, критику, если это не совпадает с тем, что, на наш взгляд, необходимо было бы нашему ребенку услышать, нельзя. Более того, нельзя, исходя из этих слов ребёнка, потом идти и что-то выяснять у священника. Или пытаться ему помочь правильнее обращаться с собственным чадом: знаете, батюшка, вот Вася сказал мне, что Вы ему дали такой совет, а я-то знаю, что он Вам не вполне правильно все изложил, поэтому Вы не вполне разобрались, и лучше бы Вам в следующий раз сказать ему то-то и то-то. От такого материнского напора, безусловно, нужно себя удерживать.

В тех случаях, когда это сознание нужно воспитывать в прихожанах, его нужно воспитывать через проповедь, через саму организацию совершения исповеди, через предварительное многократное оповещение о том, что не нужно подходить слишком близко, нельзя каким-то образом реагировать, если вы что-то случайным образом услышали во время исповеди. Может быть, проводить особенные беседы с родителями и с прародителями об их деликатном отношении к исповеди детей и внуков. Всё это, безусловно, в том или ином виде может иметь место.

5. Как научить ребенка правильно исповедоваться

Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребёнку каяться, должен быть совершитель этого Таинства – священник. Ведь покаяние – это не только некое внутреннее состояние, но ещё и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. В зависимости от меры духовного взросления ребёнка его надо подводить к первой исповеди.

Задача родителей – объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах.

И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, — в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребёнка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

6. Может ли ребёнок сам выбирать, у какого священника исповедоваться

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится – и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители-христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого-то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения – боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких ощущений почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

7. Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное – уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, — чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться.

И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Это только некоторые моменты, связанные с современной практикой детской исповеди, которые я изложил просто как приглашение к тому, чтобы мы продолжили это обсуждать и, вероятно, в очень слабой дискуссионной форме. Но хочется, чтобы люди в значительной степени более духовно опытные и десятилетиями имеющие духовническую практику, высказались бы по этому поводу.

Протоиерей Максим Козлов

http://simvol-veri.ru/xp/images/stories/medic/ispoved_9518-vi.jpg

источник

0

6

Как исповедоваться детям?

0

7

— Можно ли объяснить, что такое покаяние, семилетнему ребенку?

— Очень сложная проблема. Я в этом не преуспел. Да, с семи лет дети исповедуются, особенно в воцерковленных семьях. Они исповедуются регулярно, и эта исповедь превращается иногда в формальность: «Не слушался, баловался, толкался». Накидывается епитрахиль, читается разрешительная молитву, один убегает, подходит следующий, повторяет почти дословно. А много ли стоят эти слова?

Мне кажется, детям лучше исповедоваться редко. Причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться редко! Покаянное состояние ребенка представляется с трудом. «Множество содеянных мною лютых…», «Яко свиния лежит в калу, тако и аз греху служу» — не поймет ещё этого сердце ребеночка, не бывает у детей таких настроений, они по своей природе оптимисты.

А вот в отрочестве возможно рождение свыше. То, что ребенок получил от родителей по факту рождения и воспитания в христианской семье — как бы бесплатно, — входит теперь в его сознание, становится личным переживанием. Для этого надо глубоко почувствовать свою греховность, но и прощающую милость Божию.

У кого это происходит, тот становится христианином. А кто не пережил это, потихонечку отходит в сторону. Такие люди не отрекаются от Бога, отмечают церковные праздники, соблюдают некоторые посты, но от реальной духовной жизни они далеки. Регулярная исповедь, которая была с семи лет, не подтолкнула их к этой жизни. Необходимо рождение свыше от Бога.

Думаю, гораздо важнее проводить с детьми душепопечительные беседы. Если бы пастырь время от времени приходил на занятия в воскресную школу и беседовал с детьми о каких-то грехах, пользы было бы больше. Она и есть — многие детские грехи люди исповедуют уже потом, став взрослыми, иногда даже ближе к пожилому возрасту.

Скажем, дети не способны к исповеданию своих плотских грехов, а такие грехи уже с раннего детства есть. Но понять это и исповедовать их в семь лет ребенок не может. Уже лет в 30–40 многие вспоминают, какие у них в детстве были некрасивые привычки, поступки, еще что-то. Выдавливать из восьмилетнего ребенка то, что он сам еще по причине незрелости не осознал, не надо. Придет время — сам расскажет.

Детская исповедь — дело тонкое, и у меня самого по ней больше вопросов, чем ответов. Но то, что происходит на практике, чаще всего формально и не результативно.

Протоиерей Геннадий Фаст

0

8

Как подготовить ребенка к исповеди?

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.
- Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?
Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.
Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это — беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, — все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.
Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.
После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.
Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», — это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя.У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.
А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния.Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.
Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить — как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.
Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим — большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!
Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.
И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.
А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…
Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.
У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.
Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.
Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».
И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.
И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.
И ребенку так можно сказать?
И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.
Возраст начала исповедования — 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?
Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.
Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!
Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

http://aleksandronevskii.prihod.ru/rodi … id/1120387

Отредактировано Христина (2013-08-29 01:50:09)

0

9

Купелька. О таинстве исповеди

0

10

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ; КАК ГОТОВИТЬСЯ РЕБЕНКУ К ПЕРВОЙ ИСПОВЕДИ
Фрагмент новой книги «Закон Божий»

http://www.pravoslavie.ru/sm/69644.htm

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БОЖЬИ ДЕТКИ (жизнь снаружи) » Исповедь в жизни ребенка !