Начался Петров пост. Часто слышишь, что этот пост самый нестрогий, если угодно, последний в неофициальной иерархии аскетической значимости, самый непонятный... Попробуем разобраться почему это так, и так ли это вообще.

С одной стороны, в сознании многих верующих наблюдается противопоставление Великого поста и всех остальных. Это, несомненно, связано не только с особой древностью и смыслом Великого поста, но и с его литургической уникальностью, которая другими постами утеряна. Действительно, остальные посты в богослужебном отношении никак не выделяются среди непостных периодов литургического календаря. Мы часто слышим о необходимости возрождения аллилуйных служб во время «малых» постов, пожелание об этом было высказано Поместным Собором 1917-1918 гг. Изначально, богослужение седмичных дней Петрова поста, как, впрочем, и остальных по своему уставу приближалось к великопостному. Впоследствии этот порядок был утрачен, однако для нас важно то, что литургическая «неразличимость» Петрова поста – явление сравнительно позднее и было время, когда отношение к значимости этого поста было иным.

http://pravkniga.ru/pictures/new/.thumbs/ac0f178c3eef1369f26c34355c1256ab_0_500_0.jpg

Несомненно, что различная продолжительность Петрова поста в разные годы также формирует подсознательную установку на его релятивистское восприятие. Изменчивость срока поста интерпретируется греховным сознанием как возможность «регулировать» его строгость по своему усмотрению. Часто приходится слышать такие фразы: «В этом году Петров пост короткий…  Это хорошо!» или «Какой длинный Петров пост в этом году… Какой кошмар!». Говорящие это люди не понимают значимости Петрова поста и смысла поста вообще.

Пост – это не тяжелая обязанность православного христианина, а уникальная возможность вновь собрать себя, рассеянного в суетности мира, потерянного в тоскливой бренности и безысходности смертного существования. В обществе потребления человек расплачивается за каждую вожделенную возможность не только и не сколько деньгами, но прежде всего самим собой, истощая свою душу, разделяя ее на части и теряя ее по частям. Слишком дорогую цену требует мир за свои удовольствия, которые опустошают душу, поскольку не дают ей того главного и насущного, к чему он призвана изначально –  к жизни в Боге.

Поэтому, совершая подвиг поста, человек вовсе не ограничивает себя в пище. Просто пища становится другой – духовной. Наступает время, когда человек может наконец досыта накормить свою душу, изголодавшуюся по любимой духовной пище – молитве. И то, что тело немного ограничит себя, является вполне справедливым. Нужно подумать о душе, которая духовно голодна и потому больна, принести ради нее жертву, которая обратиться в великое благословение для тела, которое не может существовать без души, ибо тело без души именуется смертью.

Однако, скажут иные, разве недостаточно одного Великого Поста или трех постов. Зачем нужен четвертый пост? Ведь если главный пост – Великий, то остальных постов может быть сколько угодно. И три и четыре и пять.. А может быть два или один. Примерно так рассуждают те, кому не посчастливилось ощутить радость и сладость постной жизни.

Петров пост существует, поскольку обладает уникальным сотериологическим смыслом. Литургический календарь устроен более сложно, чем может показаться на первый взгляд. Православные праздники актуализируют события Священной истории, которые совершились в определенный момент времени. Но, наряду с праздниками, существуют посты, которые являются не только временем сугубой аскезы, но и особой литургической формой воспоминания особых периодов Священной истории, длительность и значимость которых предполагает их многодневное почитание.

Рождественский пост посвящен воспоминанию ожиданию народом Божиим своего Спасителя и, потому, тесно связан с Ветхим Заветом. Великий Пост, включающий в себя Святую Четыредесятницу и Страстную Седмицу, суммирует в себе весь опыт бытия Церкви, но, прежде всего, отсылает нас к событиям Нового Завета.  Петров пост, в древности именуемый Апостольским, выражает историческое бытие Христовой Церкви. Это пост апостолов, мучеников и новомучеников. А еще это пост миссионеров. Успенский пост приводит нас к предчувствию бытия в Царстве Божием, ибо посвящается Пресвятой Богородице. Смысл Успенского поста раскрывается и в празднике Преображения, который открывает нам славу будущего мира и в празднике Успения, который посвящен Той, Которая уже вошла в эту славу Царицей Небесной.

Петров пост знаменует собой переход от Нового Завета к истории Церкви. Его начало во времени связано с празднованием центрального события книги Деяний – Святой Пятидесятницы. Подобно тому, как дары Святого Духа наполняют жизнь Церкви, благодать, стяженная верными в праздник Троицы раскрывается и плодоносит в подвиге Петрова поста. Совершая этот подвиг мы посвящаем его Матери Церкви, молимся и постимся вместе с теми, и ради тех, кто сегодня отдает все свои силы Торжеству Православия во всей Вселенной. Этот пост предназначен для сугубой молитвы за всех наследников апостолов: архипастырей и пастырей, за миссионеров, которые продолжают апостольскую миссию в современном мире.

http://pravkniga.ru/pictures/new/.thumbs/6f38d795c8997e53f4bd6e96808de23d_0_500_0.jpg
автор: игумен Серапион (Митько), кандидат философских наук, председатель Миссионерского и Информационно-аналитического отделов Ярославской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.