Невидимая борьба христианина
Когда одно государство враждует против другого, то возникает война. Нечто подобное случается и в духовной жизни, потому что все христиане имеют невидимых врагов, которые постоянно воюют против них. На обычной войне люди восстают против людей, а в духовной жизни сатана и его демоны восстают против христиан. Люди, восстающие на людей, видны, враги же наши - сатана и его ангелы -невидимы. Тяжки нам видимые враги, но хуже их враги невидимые - демоны. На видимой войне, чем враг злее и хитрее, тем опаснее. Но нет злейшего и хитрейшего врага, чем сатана и его демоны, поэтому-то и борьба с ними очень трудная. Война между людьми обычно кончается перемирием, но сатана и его злые ангелы никогда не спят, всегда бодрствуют, стараясь нас погубить - и так до самой нашей смерти.
Люди выходят на войну с оружием в руках и им друг друга поражают: так и на войне христианской есть - оружие духовное. Демоны борются с нами оружием наших собственных страстей, и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. Христианское оружие есть слово Божие и молитва. Этим оружием христиане защищают себя от демонов, делая недействительными их стрелы. Христианин без молитвы и слова Божия все равно, что воин без оружия. Поэтому, будучи воином Христовым, он должен вооружаться мечом слова Божия и оружием молитвы. Сказано: "Непрестанно молитесь" (1 Сол. 5:17). Воины должны бодрствовать и быть осторожными в окружении врагов, так и христиане в своей борьбе должны поступать осмотрительно и бодрствовать, ибо враги их всегда вокруг: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердой верой" (1 Пет. 5:8-9).
Воины дружно объединяются для борьбы с врагом: так и христианам должно единодушно подвизаться против своего врага - дьявола. На войне воины друг другу помогают, так и христианам надо помогать друг другу то советом, то утешением, то молитвой. Неприятель, когда ослабеет, то призывает на помощь себе других союзников: так и враг наш дьявол, когда сам не может одолеть христианина, то привлекает себе в помощь злых людей и через них ведет войну с христианином. Поэтому всякий человек, который своего ближнего прельщает, преследует, озлобляет или толкает на грех, вместе с дьяволом против него вооружается. На войне имеются начальники и полководцы, которые воинов учат и поощряют против врага, так и в христианской войне есть пастыри и учители, которые словом Божиим вооружают христиан против их невидимых врагов и наставляют их, как против него стоять и подвизаться. Как и на обычной войне, дьявол тоже старается прежде всего погубить начальников, т.е. пастырей Церкви, чтобы легче пленить прочих христиан. Без доброго и разумного пастыря люди, как заблудшие овцы. Потому враг рода человеческого восстанавливает против доброго пастыря злых людей, чтобы люди клеветали на него, а наставления его не принимали. Из-за этого пастыри и учители претерпевают много поношений, злословия, гонений и даже изгнания, о чем свидетельствуют все прошедшие века. Поэтому остерегайся, христианин, осуждать кого-либо, а в особенности - пастыря, чтобы, злословя его, тебе не оказаться заодно с дьяволом.
Замечай, христианин, злобу, вражду и лютость своего невидимого врага и берегись его. Он старается у тебя отнять вечное и нетленное сокровище, твое спасение. Ты же береги это сокровище больше самой своей временной жизни. Христианин, как всякий воин, чем больше лет сражается, тем становится искуснее, чем больше подвергается искушениям, тем больше научается христианской жизни. Поэтому и говорит Апостол: "С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1:2-4).
После войны победители с торжеством и радостью возвращаются в отечество и принимают заслуженные почести: так и христиане, благополучно окончившие свою борьбу в этой временной жизни, идут радостно в отечество небесное и получают венец правды от Царя Небесного, Иисуса Христа. "Подвигом добрым я подвизался, - пишет апостол Павел, - течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный;- и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:7-8).
Ободряя нас в этой борьбе с невидимыми врагами, Апостол пишет: "Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности. И обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6:10-17).
Итак, видишь ли, христианин, что твоя жизнь в этом мире есть ничто иное, как непрестанная борьба, - не против людей, а против дьявола и демонов. Враги эти невидимы и весьма злобны и коварны. Нам нельзя дремать, но надо бодрствовать и поступать осмотрительно. Вечное спасение здесь или приобретается, или теряется, и в этом подвиге и победе нам не обойтись без Христовой помощи. Поэтому нам надо постоянно молиться и взывать ко Христу-Подвигоположнику, чтобы помог и укрепил нас. Его помощь нам необходима непрестанно, ибо враги наши ни на минуту не успокаиваются. Надо молиться и о наших пастырях и духовных наставниках, на которых демоны больше всего устремляются, да поможет им Господь.
Слово Божие и молитва - оружие христианское. Поэтому тот, кто оставляет слово Божие и молитву, тот поступает, как воин, который, будучи на войне, сложил свое оружие и отдался в плен.
Итак, христианин вступивший на подвиг, не унывай, не отчаивайся, ведя войну с лютыми врагами твоего спасения, но стой непоколебимо. Христос нас ободряет: "Мужайтесь, Я победил мир" (Ин. 16:33). "Если Бог за нас, то кто против нас?!" (Рим. 8:31). "С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших" (Пс. 107:14). Упавший, не лежи, но восстань, как воин Христов. Ведь на обычной войне, будучи ранимые и падая, встают и продолжают сражаться. Так и ты поступай, встань, ободрись и, призвав Господа сил, Иисуса Христа в помощь, подвизайся против супостата. Христос - Царь наш, заступник наш, помощник наш, Христос крепок и силен в брани. Он сам зовет нас на борьбу и на подвиг против нашего врага. "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Ап. 2:10).
свт. Тихон Задонский
Отредактировано Наташа (2010-03-18 21:06:42)