Малое деревцо

Мы видим, что малое деревцо легко склоняется в любую сторону, и как наклонилось, так и растет. То же случается и с юношей: чему научится, к тому и привыкнет, а к чему привыкнет, то впоследствии и будет делать. Научится ли добру в своей юности, - добро будет делать во время последующей жизни. Научится ли злу - будет злым в течение всей своей жизни. Из того же отрока может выйти или ангел, или дьявол. Какое воспитание и пример он получит, таков и будет, ибо от воспитания, как от семени, зависит вся последующая жизнь. Поэтому-то слово Божие увещевает родителей "Воспитывать детей своих в наставлении и учении Господнем" (Еф. 6:4). И в Притчах Соломоновых написано: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Пр. Сол. 13:25).

Многие родители дают детям своим солидное светское образование, тратят немалые деньги на обучение их разным наукам и языкам, другие стараются обучить их коммерческому делу или другим специальностям; но едва ли кто учит детей своих жить по-христиански. А без этого всякая наука - ни к чему, и всякая мудрость - повод к самомнению. Ибо какая польза христианину знать иностранные языки, но жить безбожно? Что толку быть искусным в торговом деле, но не иметь страха Божия? Такие мудрецы бывают гораздо хуже необразованных простаков. Если юное сердце склонно ко злу, то к нему и стремится, когда не удерживается страхом Божиим и уздой наказания, в особенности же те, кто ум свой погружают в науки и искусства, а злой воли не исправляют. Такие преуспевают во зле, как то показывают многочисленные примеры.

Поэтому, христианин, в первую очередь, позаботься научить детей своих жить по-христиански, ибо без этого все науки пойдут не на пользу. Бог с тебя не взыщет, учил ли ты детей своих светскому обращению и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты их жить по-христиански, наставлял ли их в благочестии. Горе юным детям, у которых злые отцы! Чему они у них могут научиться, кроме зла? Ибо как злой может научить добру? Хотя и бывает, что злой отец наказывает своих детей за своеволие, но своим плохим примером соблазняет их, ибо юных людей больше учат дела, чем слова и наказания. Отсюда происходит, что у злых отцов дети злые, а внуки еще более злыми становятся. И таким образом бедный человек, научившись злу и привыкнув насыщаться нечестием, как хлебом, падает от зла во зло и от беззакония к беззаконию и стремится к погибели, подобно камню брошенному с горы.

И хотя бывает, что некоторые из таковых, видя свою беду и погибель, ужасаются, но, увлекаемые плохой привычкой, как веревкой, обращаются к нечестию. Зло же это происходит от плохого воспитания и примера. Горе таким детям, и особенно отцам, которые не только не научают детей добру, но соблазнительным примером подают повод ко всякому злу. Такие отцы убивают не тела, но их души, за которые умер Христос, и лишают их не временной, но вечной жизни. Узнают они об этом своем ужасном несчастии там, где все будет явлено и где всякому будут представлены перед глазами его дела. Ради этого, отцы, в которых есть искра благочестия, должны стараться научить своих детей жить по-христиански и вливать в их юные сердца "Чистое словесное молоко, дабы от него возрасти им во спасение" (1 Петр. 2:2). Учить наукам и искусствам полезно, но учить жить по-христиански - нужнее всего, ибо без этого главного все остальное - ничто.

Внимайте этому, родители, чтобы не сделаться убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил жить по-христиански. Живут на свете и язычники, находящиеся во тьме и идолопоклонстве более чем самые скоты, но добродетельно живут только христиане. Поэтому мы являемся должниками отцов, нас родивших и крестивших, но в отношении отцов, научивших нас жить благочестиво, мы являемся еще большими должниками, ибо они родили нас для вечной жизни.

Блажен кто "сотворит и научит" хорошо (Мф. 5:19). Блажен родитель, который родил детей не только для временной, но и для вечной жизни! И, напротив, окаянен родитель, который своим детям закрыл дверь к вечной жизни - то ли по своей небрежности, то ли своим соблазнительным поведением. Лучше было бы ему не родиться, чем родиться и стать причиной вечной гибели - своей и своих детей.