Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора


Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Память I Вселенского Собора (325)
http://i055.radikal.ru/1005/e9/ec287953abc1.jpg

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Однажды апостол Павел собрал пресвитеров Церкви, собрал своих первых последователей, учеников – людей, которых он поставил пасти Церковь Христову, и обратился к ним с такими словами: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».


Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее” (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов—представителей христианских Церквей из разных стран.Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви—святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: “Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией”.

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово “Единосущный”, которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта). 
Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий. Ария поддерживал епископ Никомидийский  Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства (например секта "Свидетелей Иеговы"), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

Тропарь свв. отцам Первого Вселенского Собора, глас 8:
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

Со времен апостольских... христиане пользовались "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй - остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

СИМВОЛ ВЕРЫ
трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.

СИМВОЛ ВЕРЫ
(употребляемый ныне в Православной Церкви)
ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/b004.htm

Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется воскресением отцов Первого Вселенского Собора. И далеко не случайно этот воскресный день, выпадающий между двумя великими праздниками Вознесения Господня и Святой Троицы, посвящен отцам Первого Вселенского Собора.

Ведь Первый Вселенский Собор и его святые отцы явили миру Вселенскую Православную Церковь во всем ее величии. И именно на Первом Вселенском Соборе то таинственное Божественное откровение, которое возвестил Господь наш Иисус Христос всему миру, но прежде всего Церкви, стало приобретать уже совершенно законченный, догматически ясно выраженный характер.

Именно на этом Первом Вселенском Соборе и был принят тот Никео-Цареградский Символ веры, который каждый православный христианин не просто знает и произносит каждый день, но в котором для каждого православного христианина заключено существо церковного вероучения.

Но для нас с вами, дорогие братья и сестры, очень важно евангелие, которое читалось сегодня. Это евангелие, которое как будто не имеет хронологически отношения к периоду, который переживала Церковь между Вознесением Господним и Троицей. Между двумя событиями, которые и определили путь Церкви на этой земле уже без ее божественного Основателя Господа нашего Иисуса Христа.

В сегодняшнем евангельском чтении мы вспоминали о том, как молился Господь наш Иисус Христос о всех нас, и прежде всего о той Церкви, которую Он основал, об учениках Своих. И для нас всех это чрезвычайно значимо. Значимо, потому что Господь наш Иисус Христос просит Своего Небесного Отца укрепить, сохранить, защитить всех тех, кого Он оставляет в этом мире как Своих учеников.

Нам дан великий залог нашего с вами не просто спасения, но постоянного присутствия в нашей жизни благодати Божией, присутствия, покровительства нашего общего Небесного Отца. И обратите внимание, дорогие братья и сестры, что Христос молит не только о мире, но прежде всего о Церкви, которую Он оставляет в этом мире. И то, что именно этот евангельский текст звучит в воскресение между Вознесением и Троицей, имеет для всех нас огромное значение и ко многому всех нас обязывает.

Ведь когда Господь наш Иисус Христос на Елеонской горе возносился на небеса, Он не только свидетельствовал в полной мере торжество Своего дела в этом нашем земном мире, ибо, оставляя его и возносясь в лоно Своего Небесного Отца, Он всем зримо показывал, что все то, о чем Он проповедовал, сбылось.

Но ведь Он к тому же еще и оставлял в этом мире, уже во многом преображенном Его проповедью, Своих верных учеников, Свою Церковь. Оставлял тех, кто должен был теперь уже без Него продолжать Его дело. Он оставлял их не только на это великое служение, но и в какой-то степени на великое заклание. Они должны были не просто продолжать Его дело, они должны были понести Его крест, уже без Христа, Который бы был рядом с ними на этой грешной земле.

Апостолам еще предстояло дождаться праздника Пятидесятницы, когда снисхождением Святого Духа Господь явил им всю полноту Своего благоволения. Когда они через благодать Святого Духа поняли, что Христос Церковь Свою не оставил в полной мере. Ибо Его благодать продолжает эту Церковь созидать. Но земного воплотившегося Богочеловека с ними уже не было.

И конечно, период между Вознесением, когда святые апостолы расстались со Спасителем, и праздником Пятидесятницы, когда они увидели присутствие третьей ипостаси Святой Троицы Святого Духа в Церкви, был трудным для них. Не только потому, что они по-человечески мучительно переживали для себя расставание с божественным Учителем, но еще и потому, что они остались одни в этом враждебном по отношению к Церкви мире.

И вот сегодняшнее евангельское чтение вновь напоминает нам о том, что, оставляя Своих учеников, а значит, и нас с вами, в этом враждебном мире, Христос не оставил нас Своим попечением, не оставил нас Своею помощью. Это должно нас радовать.

Но это нас и ко многому обязывает. Ибо очень часто мы живем в убеждении, что помощь Божия должна приходить в этот мир по Его неизреченной милости и любви как-то сама собой, минуя нас с вами, без наших с вами усилий. И очень часто всей своей жизнью мы напоминаем нашим ближним не о Христе, хотя мы христиане, а о тех, кто был рядом со Христом, когда Он был на земле, желая получить от Него исцеление, помощь, утешение, но кто оставил Христа, как только Ему стало трудно, как только Он вступил на Свой крестный путь.

Сегодня мы должны задуматься прежде всего об этом. О том, что мы оставлены в этом мире Христом продолжать Его дело, о том, что Он доверился нам, но исполняем ли мы Его дело? Зная о том попечении, которое Он оказывает нам, уподобляемся ли мы Ему? Это очень важный вопрос, который мы, как правило, стараемся обходить в своей жизни, уповая на неизреченную милость Божию, и, как будто снимая с себя ответственность за все происходящее.

Вот сегодня мне хотелось бы указать лишь на один знак, который оставлен в этом мире Спасителем, и который, как нельзя лучше, показывает, а достойны ли оказались христиане, оставленные Спасителем в этом мире, Его Божественной помощи.

Наверное, немногим из вас довелось быть в Святой Земле. Но те из вас, кто был там, бывали на Елеонской горе, и они увидели зрелище, которое не может не потрясти.

Действительно, когда Господь наш Иисус Христос возносился с Елеонской горы, то место, где последний раз ступила Его нога, оказалось запечатленным отпечатком обеих Его стоп. Этот камень с отпечатком стоп Спасителя стал почитаться христианами. Когда-то они тайно, рискуя быть узнанными и распятыми на крестах, посещали эти места. Так продолжалось три века.

Но вот Церковь Христова восторжествовала в Римской Империи. И на Елеонской горе был возведен прекраснейший храм Вознесения Господня. И уже не десятки и сотни христиан, таившихся в катакомбах, скрывавшихся от гонителей, но сотни тысяч и миллионы христиан в течение нескольких веков посещали этот замечательный храм.

Казалось бы, дело Христово восторжествовало. И хотя святые апостолы, с которыми Спаситель прощался на Елеонской горе, практически все погибли в этом мире, продолжатели Его дела, в том числе и отцы Вселенских Соборов, казалось бы, ознаменовали полное торжество на земле Православной Церкви, Православной Империи Византийских государей.

Но вот прошло несколько веков. И ощущение того, что дело Христово исполнено, и можно отдохнуть от этого великого дела, привело к тому, что косневшая в своем надменном величии Византийская Империя пала под ударами иноземных и иноверных завоевателей. Сначала арабы, а потом турки разрушили эту Империю, разрушили и храм на Елеонской горе. И уже много веков Елеонская гора является собственностью одного из мусульманских семейств.

И сейчас на Елеонской горе камень, запечатлевший стопы Спасителя, находится не под сенью величественного храма, а под крышей каменной хижины, обнесенной большим каменным забором. Куда днем мусульмане за плату пускают христианских паломников приложиться к стопе Спасителя, а ночью загоняют верблюдов и овец, которые окружают этот последний знак пребывания Спасителя на земле.

Давайте задумаемся, почему случилось так, почему мир, в который пришел Спаситель, не нашел для него лучшего пристанища, нежели хлев, в пещере, где родился Младенец Христос? Ну почему же мир христианский, уже преображенный, казалось бы, сделал так, что последнее место земного пребывания Спасителя тоже превратилось в стойло для скота?

В чем заключается смысл этого всем нам, христианам, вызова мировой истории. Прежде всего, смысл этого вызова истории заключается в том, что мы оказались во многом недостойными не только великого спасительного дела Христова, но и того божественного Покровительства, которое Он оказывал всем нам на протяжении веков существования Церкви.

Да, среди христиан были и святые, их было немало, но основная часть христиан были людьми не просто грешными, но людьми, которые продолжали оставаться людьми от мира сего. То же самое происходит с нами и сейчас.

И вот мы празднуем праздник Вознесения, вот мы предвкушаем праздник Троицы, но разве образ оскверненной Елеонской горы не должен напоминать нам о нашем недостоинстве? Мы всегда стремимся к радости и легкости, праздникам и веселью, даже в церковной жизни. Не понимая, что нам нужно почаще задумываться о нашем недостоинстве, о том, что мы еще не заслужили в полной мере этого праздника, которого ждем. Мы не заслужили в полной мере этого ощущения соприсутствия с Богом в этом мире.

И, тем не менее, Христос продолжает нас любить. И Церковь уже много веков сегодняшним евангелием напоминает нам о том, что Он любил всех, не только христиан. И молился за всех, но прежде всего о нас перед Своим Небесным Отцом.

Давайте будем помнить об этой Его любви. Давайте будем почаще ощущать Его реальное присутствие в этом мире. А Он присутствует везде, не только во Святой Земле, но и во всем мире, преображенном Его Боговоплощением. И будем помнить о том, что Христос доверился нам, именно нам, христианам, Он доверился настолько, что оставил нас вместо Себя на земле, в Церкви Христовой продолжать Его дело. И насколько успешно мы будем продолжать Его дело, во многом зависит от нас.

Мы можем найти не только Елеонскую гору, но и много других печальных символов нашего недостоинства. Но пусть недостоинство нас, христиан, ни в коей мере не скрывает от нас самого Христианства, самой Церкви, которая продолжает жить не нашими достижениями, не нашими добродетелями, но благодатию Божией и Святостью Христа.

Пусть же к празднику Троицы мы подойдем с ощущением того, что мы хотя и не являемся, но, по крайней мере, хотим стать подлинными продолжателями дела Христова, то есть подлинными христианами. И тогда явятся в нашей жизни иные символы, не попирающие святыни, а прославляющие их. Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ТЕМУ: Вселенские соборы (и их правила)

0

2

Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов (в Деян. 15, 6 и 37 правило свв. Апп.). Из-за возникновения вопросов общецерковного значения стали созываться Вселенские Соборы, которыми были точно сформулирован и утвержден ряд основных вероучительных истин, ставших, таким образом, частью Священного Предания. Статус собора устанавливается Церковью на основе характера решений собора и их соответствия церковному опыту, носителем которого является церковный народ.

В качестве "Вселенских" Православная Церковь признает семь Соборов:
I Вселенский собор - Никейский 325 г.
II Вселенский собор - Константинопольский 381 г.
III Вселенский собор - Ефесский 431 г.
IV Вселенский собор - Халкидонский 451 г.
V Вселенский собор - Константинопольский 2-й 553 г.
VI Вселенский собор - Константинопольский 3-й (680-681) гг.
VII Вселенский собор - Никейский 2-й. 787 г.

самая суть
ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР!

Состоялся в 325 г., в г. Никее, при императоре Константине Великом. Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. Соборе участвовало 318 епископов. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором.

Собор созывался прежде всего для того чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками [1]. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.

Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления это император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание.

Участники собора
Точное количество участников собора не известно. Евсевий Кесарийский, личный участник, называет цифру "более 250". Другой участник - Евстафий Антиохийский - говорит о 270. Афанасий Великий, папа Иулий, Люцифер Калабрийский говорят о 300. Сам Константин Великий в своей речи выражается: "Более 300". В дошедших до нас рукописных списках на греческом, на коптском, на сирийском, арабском и др. языках находим до 220 имен.

Так же до нас не дошли сами протоколы этого собора. Однако о чем велись споры на этом соборе и его постановления известны достаточно хорошо и подробно из произведений и переписки его участников [2].

Со стороны ариан на соборе приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ города Никеи Феогнис, Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники: Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария, ливийцы, поддерживающие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.

Православная сторона была представлена на соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников.

Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь, не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия (или Винценций) и Витона (или Вит). По мимо этого из латиноговорящих провинций прибыли Марк Калабрийский из Италии, Cecilian Карфагенский из Африки, Hosius Кордовский из Испании, Nicasius of Dijon из Галии, and Domnus of Stridon с Дуная (? - from the province of the Danube).

Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта (Пицунды) на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии (Иаков Низибийский).

Ход Собора
Согласно Сократу, собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало собора. Акты Халкидонского собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.

А. Карташев, предлагает согласовать эти даты следующим образом:

"20 мая был парад открытия собора. Парад церковный, вставленный в рамки парада придворного, небывалый еще до тех пор "смотр сил" церкви. Пленум собора определился и формальные голосования начались только с 14 июня. A 19 июня проголосовано главное вероопределение. 25 августа состоялось уже торжество закрытия собора. Тут Евсевий Кесарийский произнес свою похвальную речь императору, помещенную им в его "Жизни Константина". Завершилось празднество пышным обедом".

Собор начался с речи императора Константина на латинском языке. "Не медлите, - сказал император, - о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю". Затем эта речь была переведена на греческий язык и начались горячие прения, в которых император принимал активное участие.

Вот как описывает их Евсевий Кесарийский:
"Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был как-то усладителен и приятен. Одних убеждая, других усовещевая, иных, говорящих хорошо, хваля и каждого склоняя к единомыслию, василевс наконец согласил понятия и мнения всех о спорных предметах".

Во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. Накал страстей нарастал. В нужную минуту с хитрым дипломатическим предложением выступил Евсевий Кесарийский, оно состояло в том чтобы взять за основу определения собора текст крещального символа веры, для большинства привычный:

"Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех (άπάντων) видимых и невидимых. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного всей твари (Кол. 1:15), прежде всех веков от Отца Рожденного, через Которого и произошло все... Воплотившегося... Веруем во Единого Духа Святого".

Хитроумный замысел Евсевия состоял в том чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, свести этот собор к формальности приняв православную привычную для всех формулировку, на которую легко должно согласиться большинство, но при этом недостаточно четко сформулированную, и оставляющею место для еретического учения Ария.

Но император Константин перехитрил схитрившего Евсевия. Одобрив текст, он как бы между прочим предложил этот текст обогатить лишь маленьким дополнением, одним словом "единосущный" (омоусиос). При поддержке авторитетных православных епископов, большинство епископата, который будучи православными, не был тем не менее достаточно образованными, чтобы вникнуть и понять все тонкости этого вопроса, поддержало и проголосовало за это, предложенное императором, добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.

После этого главного для ариан поражения, ряд других небольших поправок и дополнений к символу веры, тоже направленных против ариан, но уже не имевших принципиального значения, был принят уже без споров. Вот эти дополнения, согласно Карташеву:

Опущен термин "Логос", но прибавлено "Рожденного" с отрицательным, антиарианским: "Несотворенного". К термину "Единородного" (Моногени) добавлено тяжеловесное разъяснение: "т.е. из сущности Отца". К термину "Рожденного" добавлено решающее: "Омоусион".

В результате получилось следующее знаменитое вероопределение - орос - I Вселенского собора:

"Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа". Далее - анафематизм:

"А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем - таковых анафематствует кафолическая церковь".

Это - не "символ" (часто смешивают его с символом Никео-Цареградским II Вселенского собора), а именно орос, ибо в символе не место анафематизму.

Результаты Собора

Карташев:

Масса "восточного" епископата под давлением императорской воли подписала Никейский орос без достаточного внутреннего понимания и убеждения. Смирились пред волей Константина и открытые противники "единосущия". И Евсевий Кесарийский, столь заносчиво щеголявший своей рационалистической логикой перед Александром Александрийским, теперь, желая сохранить благоволение императора Константина, решил оппортунистически (а не умом и сердцем) подписать чуждое ему вероизложение. Он затем опубликовал перед своей паствой лукавое софистическое объяснение своего поступка. Св. Афанасий не без ядовитости рассказывает нам об этой изворотливости Евсевия. Другой оппортунист, придворный Евсевий Никомидийский, и местный Никейский епископ Феогнис решили подписать орос, но уперлись перед подписанием анафематизма. A вот провинциальные некарьеристы, от начала друзья Ария ливийцы Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский честно отказались от подписи. Все трое вместе с Арием немедленно были сняты с мест своей службы и высланы государственной властью в Иллирию. Прямой провинциал Секунд упрекал придворного Евсевия: "Ты, Евсевий, подписал, чтобы не попасть в ссылку. Но я верю Богу, не пройдет и года, как тебя тоже вышлют". И действительно, уже в конце 325 г. и Евсевий и Феогнис были сосланы.

К сожалению, формально приняв правильную формулировку православной веры, как бы извне, Церковь, внутренне не была готова к ее признанию "своей" истиной. Поэтому за кажущимся торжеством Православия на I Вселенском Соборе, последовала такая острая антиникеевская реакция, что порой казалось Церковь не устоит и падет под натиском ереси. Понадобилось почти 70 лет чтобы Церковь, внутренне усвоила решение I Вселенского Собора, осознав, уточнив и дополнив его богословие.

Другие решения Собора
Помимо решения главного вопроса стоявшего перед Собором, выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей, отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений.

Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора, разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская), пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот что пишет об этом В.В. Болотов:

Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычия праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, говорил он, что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычия. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора, не приняли правила определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии используемой Александрийской и Римской Церквями [3].

По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.

Болотов В.В.:

По вопросу о наличных мелитианах собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.

Так же на Соборе было принято 20 канонических правила регулирующих жизнь Церкви.

Тропарь свв. отцам I-го Вселенского Собора

Препросла́вен еси́, Христе́ Бо́же на́ш, / свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый / и те́ми ко и́стенней ве́ре вся ны наста́вивый, / Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́

0

3

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Дея. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13). Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора