Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БОЖЬИ ДЕТКИ (жизнь снаружи) » Когда (в каком возрасте) крестить ребенка ?


Когда (в каком возрасте) крестить ребенка ?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1


КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
А. Исторические свидетельства

Согласно Святым Отцам Церкви и церковным писателям совершение крещения над младенцами встречается в действительной жизни Церкви уже в эпоху святых Апостолов. Самые обширные сведения мы находим в Карфагенской церкви в III веке, в основном эта практика не имела господствующего положения вплоть до эпохи императора Юстиниана. Тенденция принимать крещение тем, кто достигает зрелого возраста, наблюдаемая в течение IV столетия, позже ослабляется. Святитель Григорий Богослов поддержал крещение младенцев. Об этом смотрите в Θρησρευτική καί Ἠθικῇ Ἐγκυκλοπαιδείᾳ (Θ.Η. Ε.), τομ. 9, σελ. 444.

Определено также: кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили (Рим. 5:12), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.
(Карфаг.1:124)

В Апостольских постановлениях, которые по преданию были собраны свмч. Климентом, папой Римским, учеником апостола Петра, древнейшем христианском письменном памятнике уже говориться о крещении младенцев:

А кто говорит: «когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо «не отлагай, - говорит (Писание), - обратитися ко Господу, не веси бо, что породит находящий день» (Сир. 5, 8. Притч.3, 28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо «Пустите, - говорит (Господь) – детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мф.19, 14).1

На Карфагенских соборах в 250 и 419 гг. был поднят вопрос о крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости крещения их:

«определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».

В послании к Фидию свмч. Киприана Карфагенского, святитель Карфагенский приводит текст соборного определения 250г. о необходимости крещения младенцев:

«Если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется Крещение и благодать; тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. И потом, возлюбленный брат, на Соборе нашем состоялось такое определение: от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного, никого нам не должно устранять, - что надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорожденным младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие».2

В упомянутом нами Карфагенском соборе 419 года также говорится, что Крещение над младенцами совершается во отпущение прародительского греха, от которого не свободен, согласно учению апостола Павла (Рим. 5, 12) никто из людей, даже новорожденные младенцы.

«Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».3

В Послании Восточных патриархов, авторитетной Символической книге Православной Церкви, указывается та же причина, по которой необходимо совершать крещение младенцев:

«сие таинство (Крещение) уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный». (Ответ на вопрос 103).

не получившие отпущение в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех и, следовательно, не спасаются,

младенцы спасаются, как говорится у евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасется. (чл.10)4

Хотя в IV и начале V века были, как мы уже упоминали в самом начале, случаи крещения даже святителей в позднее время, чаще всего в возрасте 30 лет, однако те же Святые Отцы нам сохранили весьма важные свидетельства о необходимости крестить в младенческом возрасте

Б. Свидетельства святых Отцов и Соборов
1. Непосредственные свидетельства
Свт. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? – Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу».5

Блаженный Августин, который прошел длинный жизненный путь на котором ему пришлось пережить всю трагедию отпадения от Бога в юношеские годы, стремительно бороться с разными испытаниями в поисках Истины, который свои духовные искания и прорыв к Божественному Свету описал в замечательной книге «Исповедь», о крещении младенцев писал:

«Это (крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца».6

О том, что крещение младенцев является древней практикой Церкви, которая вовсе не противоречит другой практике, параллельной крещению младенцев, крещению в зрелом возрасте, свидетельствует и Ориген в III столетии. Он даже называет обычай крестить младенцев апостольским преданием: «Церковь приняла предание от Апосотлов преподавать крещение младенцам». «Младенцы крещаются во оставление грехов…Так как через таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы».7

На VI Вселенском соборе правилом 84 было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».8

1) свт. Григорий Богослов: У тебя есть младенец? Не давай времени усилится повреждению1: пусть будет освящен в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу...Дай ему (твоему младенцу) Троицу – сие великое и доброе хранилище».2

«Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. И причиной этому для нас является осмодневное обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоей печатью, и совершалось еще над еще неразумными».3

2) Св. Фирмилиан Кесарийский (письмо в посланиях свмч. Киприана, (Ἐπιστολή οε, см. Ἁγ. Νικοδήμος Ἁγιορείτης, Πηδάλιον, 1982, σελ. 524 )

3) Диакон Олимпиадор: «Что же касается младенцев, то они поражены прародительским грехом, и по этой причине и дитя крестим, чтобы посредством его очистился он от грязи преступления Адама». (Толкование на книгу Иова, см. Ἁγ. Νικόδημος Ἁγιορείτης, Πηδάλιον, 1982)

4) Свщмч. Киприан Карфагенский: «тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприяли заразу древней смерти через самое рождение, и которые тем удобнее приступают к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные грехи, а чужие грехи». (Ἐπιστολή 65, 5, παρά Π. Τρεμπέλα, Δογματική, τόμ. 1, σελ. 536)

«Он же называет грех прародительский чуждым, который считается чуждым младенцам по их произволению, не собственный их, но через общение и передачу, как они его приняли» (Ἁγ. Νικόδημος Ἁγιορείτης, Πηδάλιον, 1982)

5) Свщмч. Ириней Лионский: «[в крещении нуждаются дети и младенцы], так как Христос пришел Сам спасти всех, кто через него возрождается в Бога, младенцев, малышей и детей, юношей и старцев» (Ἔλεγχος..., V 16, III 18, 1 καί II 4, παρά II. Τρεμπέλα, Δογματική, τόμ. 1, σελ. 537)

6) Св. Исидор Пелусиот: «Для тех, кто ведет споры о причине по которой "крестят безгрешных младенцев" [cв. Исидор] признает, что в крещении они «от распространившейся в природе из-за преступления скверны омываются», именно так он характеризует…»(по Τρεμπέλα, Δογματική, τόμ. 1, σελ. 559)

2. Косвенные упоминания соборов

1) Ересь пелагиан отрицает наличие первородного греха в человеческом роде, а, следовательно, и необходимость крещения младенцев. «Но таким образом достоинство крещения младенцев ставится под сомнение» (Βας. Στεφανίδου, ἘκκληαστικήἸστορία, Ἀθῆναι1978, σ. 250)

Карфагенский собор 418 года (124 правилом) анафематствует пелагианство, которое отрицает, что новорожденный младенец крещается во оставление прародительского греха «кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но ложном значении) да будет анафема».4

2) 14 правило IV Вселенского Собора (451 по Р. Х.) косвенно сообщается о крещении младенцев и детей, и, следовательно, дает об этом свидетельство. Слова канона «приводить их к общению с кафолической Церковью» имеют в виду, что дети не имеют самовластия и не способны принимать решение о своем крещении.

[Передал сей документ] Иеромонах Лука Григориатский 4. 09. 2007


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 В греч. оригинале стоит иное существительное ἡ κακία - злость, порочность

2 русском переводе: Свт. Григорий Богослов. Творения. Репринт СТСЛ. 1994, т. 1, Слово 40, На святое Крещение, с. 554, PG 36, 380-381

3 с. 562. PG 36, 400

4 В русском переводе см. Правила Православной Церкви СТСЛ, 1996, т.2, с.258, правило 110 (124)

Итак, нами приведено более чем достаточно свидетельств из творений Святых Отцов Церкви, учителей Церкви и соборных определений, чтобы понять, что крещение младенцев Церковь совершала изначально, с апостольского времени. Безусловно, крещение младенцев совершалось в семьях уже принявших христианство, или в тех семьях, где принимали христианство всей семьей, как например, в доме Лидии (Деян. 16, 14. 15) или доме Стефана (1 Кор. 1, 16). Параллельно с этим обычаем существовал обычай принимать крещение в зрелом, сознательном возрасте. И таких примеров в жизни Церкви также много. Но последний обычай никогда не исключал обычая первого, крещения младенцев. И, как замечает авторитетный канонист епископ Никодим (Милош), с V века крещение детей стало повсеместным правилом для всей Церкви. Одним из причин для этого послужило то, что в V и VI веках «Греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собой разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые».

а также читайте темы: http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=159 "Кто без крестов ,тот не Христов" -нательный крестик!!!
http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=162 "Все о причастии детей"
http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=157 "Крещение-духовное рождение"

0

2

0

3

А мы последнего крестили в возрасте 10 дней. Это был самый маленький крещаемый в нашем храме.

Приехали из роддома в пятницу. В субботу муж с детьми пощел в храм. А мы дома остались, как отверженные. Так больно стало. Вот думаю, как своих уговорить пораньше маленького крестить. Приходит супруг домой и говорит. Родители просили поговорить с тобой, только ты спокойно все прими. А может мы пораньше покрестим? Радости не было предела. Уже в среду и покрестили, а в субботу на первое причастие принесли.

0

4

так здорово ! http://forumupload.ru/uploads/000a/2c/8c/16650-3.gif

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » БОЖЬИ ДЕТКИ (жизнь снаружи) » Когда (в каком возрасте) крестить ребенка ?