Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Миссионерские письма( святитель Николай Сербский)


Миссионерские письма( святитель Николай Сербский)

Сообщений 31 страница 60 из 72

31

Письмо 163
жене, о безумном муже

Пишешь о том, сколько горя вынесла ты от своего мужа. Он поносил тебя, выгонял из дома, даже избивал. Но ты с молитвой и надеждой на Всевидящего нашла в себе достаточно сил, чтобы перенести все это, никому не жалуясь и не вынося из дома своей беды. Страдание умягчило твою душу, искоренило гордость и еще сильнее привязало тебя к Богу. Было время, когда ты думала, что сойдешь с ума, но не ты сошла с ума – твой муж сошел. Сейчас ты в тревоге за его душу спрашиваешь: “Могут ли спастись безумные?”.
Если веришь в Бога и Его Промысл, веруй до конца и без колебаний. Если, по слову Божию, птица не упадет на землю без воли Отца вашего, как же человек может впасть в болезнь и страдания без воли Его? А основная воля Божия о человеке – чтобы все спаслись. Значит, безумие попущено твоему мужу ради его спасения. Если бы милостивый Господь не желал его спасти, Он не поразил бы его такой страшной болезнью: Он поразил бы его смертью во грехах его. Всякой болезнью и мукой Лекарь небесный лечит души человеческие. Поэтому тяжелобольным следует сожалеть не столько о себе, сколько о телесно здоровых, которых смерть настигает во грехе. Сказано: в чем застану, в том и сужду, если во грехе – тогда осуждение, если в покаянии – прощение и награда.
Но ты можешь сказать: ведь сейчас он не может ни каяться, ни молиться. Поэтому ты будешь молиться за него, ты будешь приносить жертву. А он в своем теперешнем состоянии может только страдать себе на спасение, другим на страх. Всякая больница указует перстом на Бога, но никакая не делает этого так явно, как больница для душевнобольных.
Возложи упование свое на Господа и будь спокойна.

святитель Николай Сербский

0

32

Письмо 157
одинокой женщине, о молитве

Вы огорчены тем, что Господь не слышит Вашей молитвы! Не ропщите на Того, Кто дал нам душу и жизнь, разум и дух. Прошу Вас, не жалуйтесь на Того, Кто имеет в тысячу раз больше прав жаловаться на нас и Ангелам, и святым Своим. Пусть Господь и не исполняет наших просьб буквально, но молитвы приносят плод в наших душах, делая их богаче и мужественнее. Это тайна, которая открылась духовным делателям. Скажем, кто-то посеял пшеницу и молится, чтобы семена принесли обильный урожай. Вместо пшеницы из семян вырастает трава. Он снова молится о пшенице, но из этой травы вырастают овес и просо. Он опять молится о пшенице, и наконец колосья наполняются пшеничными зернами и созревают и ложатся от тяжести к ногам молитвенника.
Все наши молитвы в свое время приносят свой плод, как говорит русский поэт Петр Вяземский:
И в ясный день, и средь метели,
При встрече с счастьем иль бедой –
Несется ль туча над тобой,
Или звезда сияет –
Молись! Молись! Молись!
В нас тайные плоды
Святой молитвы созревают!
Господь заповедал нам молиться не для того, чтобы узнать, что нам нужно: еще до зачатия нашего ведомо Ему все, что нам потребуется в каждый миг жизни. Он заповедал нам молиться для того, чтобы в лучах молитвы наши души росли, возвышались, ширились и созревали. Если Он сразу же не отзывается на наши молитвы, то, значит, Он хочет, чтобы с нами было не по нашей, а по Его воле. Значит, Он готовит нам нечто большее и лучшее, нежели то, чего мы просим у Него в молитве. Поэтому всякую молитву мы должны сокрушенно завершать словами: “Отче, да будет, как Ты хочешь, а не как я

святитель Николай Сербский

0

33

Помеха добродетели

Многим кажется, что, будь они на другом месте, они были бы лучше.

Богатому кажется, что добродетели мешает богатство, бедному кажется, что - бедность, ученому - ученость, невежественному - невежество, больному - болезнь, старому - старость, молодому - молодость.

Это всего лишь самообман и признание своего духовного поражения. Представьте, если бы плохой воин оправдывался: на этом месте я буду побежден; дайте мне другое, и я буду храбр! Настоящий воин всегда мужествен, победит он или погибнет.

Если бы святой царь Лазарь покинул поле битвы, то считался бы побежденным; но, оставшись, выстояв до конца, он победил.

Адам потерял веру в раю, Иов укрепил веру на гноище. Пророк Илья ни разу не сказал: голод мешает мне быть послушным Богу! И царь Давид не говорил: корона мешает моему послушанию.

cвятитель Николай Сербский

0

34

Любовь Божия

Любовь Божия к человеку предвосхищает любовь человека к Богу.

Кто знает, любил бы ребенок мать, если бы прежде не ощутил ее любви к себе?

Также и человек не может возжечь в себе любовь к Богу до тех пор, пока не ощутит неистощимой любви Божией к самому себе.

святитель Николай Сербский

0

35

Рабы, ничего не стоящие

Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги - злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними - неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10).

святитель Николай Сербский

http://cs5354.userapi.com/u161863615/-14/x_fd3ad57c.jpg

+1

36

Святитель Николай Сербский.

0

37

Жизнь истинная

Как ни странно это звучит, но это правда: мы приходим в этот мир, чтобы спасаться от него. Так же как люди уходят на войну не ради наслаждения войной, но чтобы спастись от неё!

Ради большего блага люди идут воевать; ради большего блага, чем земная жизнь, мы рождаемся в этот мир. Ради вечной и лучшей жизни мы рождаемся в эту жизнь.

Истинные христиане всегда считали свою жизнь военной службой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно помнят о конце своей жизни и возвращении в свое Небесное Отечество.

святитель Николай Сербский

http://cs11427.userapi.com/u12002026/-14/x_95eaa27b.jpg

0

38

Исчезновение
Великим станешь тогда, когда мысленно превратишь себя в ничто, когда духом своим поднимешься к Духу бескрайнему и бесконечному и посмотришь на себя с той высоты так же объективно, как смотришь на все, что окружает тебя; когда с той высоты посмотришь на себя как на мертвеца, как на прах; когда сроднишься с бессмертием и Жизнью Вечной. Тогда тебе откроются бессилие и тщета смерти; увидишь саму смерть в прошлом: в прошлом, без настоящего и будущего. Тогда смерть, непрестанно грозящая разлучить тебя с твоим телом, будет для тебя не страшнее ветра, уносящего твою шляпу. Ибо тогда ты узнаешь, что душа твоя может жить без тела, как голова - без шляпы.

святитель  Николай Сербский

0

39

Исповедь
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку увидеть свою тень.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть свою немощь, которую он скрывает под маской силы.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку вскрыть зловонный гнойник своей души, который он искусно заглушает внешним благоуханием.
Исповедь - требование Церкви, чтобы человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, увидел себя тем карликом-горбуном, каким он предстает наедине с Богом.
Никто не идет к врачу, чтобы похвалиться своим здоровьем, но чтобы показать свои язвы.
Никто не идет к духовнику, чтобы похвалиться своей праведностью, но, чтобы показать опасную трещину на своей праведности. Человек, идущий в лечебницу, оставляет гордыню за ее порогом; человек, приходящий на исповедь, оставляет гордыню за порогом церкви. Счастье для него, если, возвращаясь обратно, он забудет о ней. Дай Боже, чтобы, выходя, он вместо костыля гордыни оперся бы на костыль смирения.

святитель Николай Сербский

http://cs303207.userapi.com/u4660363/145146543/x_65d36a1b.jpg

0

40

Страх греха
Чем духовнее человек, тем больше страшит его грех. Так же, как лунатика, очнувшегося над пропастью, охватывает ужас перед ней.
В самом деле, грешники - моральные лунатики. Горе лунатику, очнувшемуся слишком поздно, когда ноги его уже скользят по краю глубокой пропасти. Ибо его пробуждение лишь засвидетельствует его падение в пропасть.

святитель Николай Сербский

http://cs5973.userapi.com/u12002026/-14/x_e22c4185.jpg

0

41

Будь человеком. Это драгоценнее всех корон и важнее всех престолов.
cвятитель Николай Сербский.

0

42

Святой и природа
Для святого природа представляет прошлое. Он изучил её азбуку, прочёл её слова, выслушал её звуки, понял все, что она поведала ему, и закрыл книгу. Только в святом природа смогла достичь своей цели: она пробудила в нем человека, указала ему на Бога и - укрылась от его глаз.
Святой бесконечно благодарен природе и бесконечно милосерден к ней, потому и она считает его своим единственным на земле настоящим другом.
Воистину нет более трогательной картины, чем дружба святого и диких зверей. И это несмотря на то, что он смотрит на нее, как взрослый на детские забавы: вот еще один взгляд, еще одна сочувственная улыбка, еще одно нежное воспоминание, - и путнику снова пора в дорогу, вперед и вверх, чрез все невзгоды. Он должен забыть обо всем. Оставить всё, чтобы познать и обрести всё. Для гурмана природа - будущее, для художника - настоящее, для святого - прошлое.

Николай Сербский

0

43

святитель Николай Сербский
Письмо 54
братьям Радославу и Милосаву, на их вопрос о камнях, которые вопиют [1]

Когда Господь последний раз входил в Иерусалим, народ вышел Ему навстречу. Множество глаз с удивлением смотрело на Него, и множество уст восклицало: осанна Сыну Давидову! благословен Царь Израилев! [2] Услышав это, фарисеи, побледнев от зависти, сказали Ему, чтобы Он запретил народу приветствовать Его. Кроткий Господь ответил им: если они умолкнут, камни возопиют. Сейчас, спустя девятнадцать столетий после этого события, вы спрашиваете, что это за камни и как камень может вопиять.

Разве вы не читали, как спустя пять дней евреи действительно умолкли, а камни возопили о том, что Христос – Сын Божий? Когда в Великую Пятницу Он умер на Кресте, земля потряслась и камни расселись. Камни трескались и с грохотом распадались. Это – язык камней, вопль камней. Может ли быть язык выразительнее и вопль страшнее? Может ли быть свидетельство о благословенном Царе, Который сошел к людям и Которого безумцы отвергли и умертвили, достовернее?

Другие камни. Когда евреи умолкли, язычники воскликнули: "Осанна!". Евреи смотрели на язычников как на мертвые камни. В духовном смысле они действительно были камнями, не знавшими о едином живом Боге, поклонниками идолов. Евреи умолкли о Сыне Божием, и апостолы разошлись по свету крестить языческие народы. И народы эти стали ожившими камнями, по словам апостола Петра: и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный [3]. Как живые камни, язычники стали славить Господа, пока евреи молчали и побивали их камнями.

Еще есть камни. Когда уста евреев умолкли, возопили камни храма Соломонова. И по сей день вопиют. Ибо исполнилось пророчество об этом храме: и камня на камне не осталось [4]. Гордости и славы Израиля, храма Соломонова, сегодня не существует. Сохранились только остатки стен, ровно столько, чтобы дщери и сыны Израиля могли каждую субботу биться о них головой, о "стену плача", с воплем и рыданием. Остатки этих камней своим молчанием возвещают о проигранной битве.

И еще есть камни. Евреи давно молчат о Христе. Не радуются Ему, не славят Его, не восклицают: "Осанна!". Потому оскорбленный Бог презрел их единственный храм и его жертвы. Попустил его разорение. Но сотни тысяч каменных храмов воздвигнуты во всем мире во славу Христа. И эти камни свидетельствуют и вопиют о том, о чем евреи молчат.

Есть и другие камни. До поры не вопиют они, но возопят в конце времен, пред Вторым пришествием Господа. Прорек Прозорливый о конце света: и земля потрясется, и солнце померкнет, и луна утратит свое сияние, и звезды спадут с неба [5]. Что есть земля, луна и солнце, если не камни? На своем языке, так, как умеют, эти огненные камни возопят в назначенный час. В тот час, когда явятся многие лжепророки, и умножится беззаконие, и любовь к Богу охладеет. Одним словом, когда христиане умолкнут вслед за евреями. Тогда тела небесные, эти огненные каменья Божии, возопят на своем языке, как они умеют. И возвестят приход Судии, как когда-то восточная звезда возвестила о рождении Спасителя.

Мир вам и здравия от Господа.
См.: Лк. 19, 40.— Ред. ^
Ср.: Мф. 21, 9; Ин. 12, 13.— Ред. ^
1 Пет. 2, 5.— Ред. ^
См.: Мф. 24, 1–2.— Ред. ^
Ср.: Мф. 24, 29.— Ред. ^

0

44

Светлое Воскресение Христово

Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнурённые тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе.

О, воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем!
О, пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу!

Радуется небо, радуется и земля.

Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери.

Победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего.

Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей.

Когда один царь земной одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит.
Когда человек победит своего соседа, то под одною крышей - песня, а под другою - плач.
Но нет на земле победной радости, что не отравле-на злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника.
Он и сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость.

Когда Тамерлан победил султана Баязида, он посадил последнего в железную клетку и пред клеткою устроил празднество и пир.
Вся его радость состояла в злорадстве; его злоба служила пищею его веселью.
О, братия, какою же краткою радостью бывает злорадство!
О, какою ядовитою пищей веселью является злоба!

Когда король Стефан Дечанский победил короля болгарского, он не хотел ни вторгаться в болгарские земли, ни порабощать болгарский народ, но с поля битвы направился в уединённую келию, чтобы поститься и молиться Богу.
Сей победитель благороднее оного; однако и эта победа, как и всякая че-ловеческая победа, не лишена своего жала для побеждённых.
И самая благородная человеческая победа подобна некоему солнцу, которое одною половиной испускало бы светлые, а другою - тёмные лучи.

Только Христова победа - как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним.
Только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотою радости.
Только она - победа, в коей нет злорадства и злобы.

Кто не возрадуется победе Господа Иисуса Христа?
Се, Он победил не ради Себя, но ради нас.
Его победа не сделала Его ни более великим, ни более живым, ни более богатым; но сделала таковыми нас.

Его победа - не себялюбие, а любовь, не похищение, а дар.
Земные победители вырывают победу; Христос - единственный, Кто победу отдаёт.

Ни один земной победитель, царь или воевода, не желает, чтобы его победу отделяли от него и приписывали другому; только воскресший Господь обеими руками протягивает Свою победу каждому из нас и не гневается, но радуется, когда Его победа делает нас победителями, то есть более великими, живыми и богатыми, чем мы являемся.

Воскресением Своим Господь победил двух злейших врагов человеческой жизни и человеческого достоинства: смерть и грех.
Сии два врага рода людского родились ещё тогда, когда первый человек перестал быть родным Богу, преступив заповедь послушания Творцу своему.
В Раю человек не знал ни смерти, ни греха, ни страха, ни стыда.
Ибо, прилепившийся к Богу живому, человек не мог знать смерти; и, живущий в совершенном послушании Богу, он не мог знать греха. А где не ведают смерти, не ведают и страха; и где не ведают греха, не ведают и стыда от греха.
Как только человек согрешил, нарушив спасительное послушание Богу, страх и стыд вошли в него; он почувствовал себя безконечно удалённым от Бога и предугадал над собою косу смерти.

Потомство Адама, поколение за поколением, заземлялось и распадалось, греша со стыдом и умирая со страхом и ужасом. Люди скрывались от Бога между деревьями, между камнями, между золотом и прахом; и чем больше они скрывались, тем больше от истинного Бога удалялись и истинного Бога забывали.
Природа, некогда лежавшая у ног человека, постепенно вознеслась над главою его, так что в конце концов совершенно заслонила от него лице Божие и стала для него вместо Бога.
И человек начал обожествлять природу, то есть её слушаться, с нею соотносить своё поведение, ей молиться и ей приносить жертвы.
Но обожествлённая природа не могла спасти ни себя, ни человека от смерти и тления. Страшный путь, которым шло человечество, был путь греха; и сей окаянный путь безошибочно вел в один только многоскорбный град - град мертвых.
Цари людские царствовали над людьми, а грех и смерть царствовали над людьми и над царями. Чем дальше, тем больше росло бремя греха, будто снежный ком, катящийся с горы. Род людской находился в крайнем отчаянии, когда явился небесный Исполин, дабы спасти его.

…Грешащие питаются грехом, и от греха жизнь в них постепенно исчезает.
Ядущие же живаго Господа воистину питаются жизнью, и жизнь в них все более возрастает, а смерть умаляется. А чем более возрастает жизнь, тем отвратительнее становится грех. Пошлая и жалкая сладость греха заменяется в них животворящею и радостною сладостью Христа Победителя.

Блаженны испытавшие и вкусившие эту тайну в своей жизни.
Их можно назвать сынами света и чадами благодати.
Когда они преставятся от жития сего, они словно выйдут из врачебницы - но уже не как болящие.

А теперь спросим: "Кого воскресший Господь освободил победою Своей над грехом и смертью?"
Людей только ли одной национальности? Или одной расы? Или одного сословия?
Или одного общественного положения?
Никак.
Подобное освобождение свойственно злорадным и злобным победам земных победителей. Господь не назван ни иудеелюбцем, ни еллинолюбцем, ни бедняколюбцем, ни аристократолюбцем; но назван Он Человеколюбцем.
Следовательно, Свою победу Он предназначил человеку, вне зависимости от всех различий, которые люди проводят между собою.
Тем, кто приимет и усвоит победу сию, Он обещал жизнь вечную и сонаследие в Царствии Небесном. Он никому не навязывает Своей победы, хотя она и столь драгоценна, но оставляет людям свободу: принять её или не принять.
Как в Раю человек сделал свободный выбор, взяв из рук сата-ны погибель, смерть и грех, так и сейчас он должен свободно избрать, взять ли ему жизнь и спасение из рук Бога Победителя.
Воскресший Господь снял завесу с истинного Бога и с истинного человека и явил нам Собою величие и красоту и Одного, и другого.
Никто не может познать истинного Бога, кроме как чрез воскресшего Господа Иисуса Христа; и никто не может познать истинного человека, кроме как чрез Него единого.

Христос воскресе, братия!

Воскресением Своим Христос победил грех и смерть, сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощённый род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога и человека.
Ему подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков.

Аминь.

Святитель Николай Сербский (Велимирович).

0

45

Достижения
Всякое достижение, в учении или в труде, завоеванное трудом и усилием, но без Бога, усиливает жажду достижений. Пусть ты вложил в свое достижение самый упорный труд, но без Бога оно грех. А всякий грех усиливает жажду нового греха. То же, что приобретено с именем Божиим, делает человека счастливым, ибо утоляет жажду.

Николай Сербский

0

46

Без Бога как без воздуха

Как птица, попав в безвоздушное пространство, тотчас устремит свой полет прочь, назад, так и ты отвратись и беги от собрания неверующих, ибо среди них ты не сможешь удержаться на крыльях, но падешь. Снова прошу тебя: как птица, попавшая в безвоздушное пространство, тотчас устремит свой полет прочь, назад, так и ты отвратись и беги от собрания неверующих, ибо среди них ты не сможешь удержаться на крыльях, но падешь.

Бог - воздух твоей души. Без этого воздуха душа твоя упадет на землю и будет ползти в пыли, как змея.

Николай Сербский

http://cs9645.userapi.com/u166953905/-14/x_18db7b62.jpg

0

47

***
Каждый день грешить и каждый день каяться - значит топтаться на месте, вместо того чтобы идти вперед. До тех пор пока покаяние не пересилит и грех не уменьшится, дни наши будут наполнены строительством и разрушением одной и той же башни. Должно потрудиться, чтобы однажды сохранилось хоть что-нибудь неразрушенное со вчерашнего дня. Этот день будет первым днем твоей жизни...

***
Человек ненавидит того, против кого грешен. Сначала боится, потом ненавидит.
Когда человек согрешит против своего друга, он испытывает перед ним страх, который превращается в ненависть. А ненависть ослепляет.
Человек боится того, кто знает его грехи. За страхом приходит ненависть.
Когда человек понимает, что грех его кому-то известен, его душу наполняет страх, страх быстро перерастает в ненависть. А ненависть ослепляет.
То же происходит в душе человека, который знает свой грех перед Богом и знает, что Богу известен его грех. И тогда человека охватывает страх перед Богом, страх перетекает в ненависть, от которой душа человека слепнет. Ослепленный ненавистью к человеку, человек замышляет убийство. Поскольку же убийство Бога невозможно, то ослепленный ненавистью к Нему человек вместо убийства прибегает к тому, что он считает равносильным ему, - к отрицанию Бога, которое поистине равносильно самоубийству.

Святитель Николай Сербский

0

48

http://forumupload.ru/uploads/000a/2c/8c/26386-1.gif

Святитель Николай Сербский Степану Д.,   что нам делать, чтобы лучше жить:

Как сам пишешь, много лет служил ты одному господину. Не проходило дня, чтобы ты не думал о нем, о том, чего он хочет, о чем просит, что планирует. Однако твой господин был смертным человеком и – умер. Но существует Господин бессмертный, Который не умирает, Который был Господином и над твоим господином, и над всеми царями и царедворцами этого мира. Это – Господь Бог, Творец и Вседержитель неба и земли. Разве не естественно людям, подданным этого Господина над господами, всякий день помышлять о Нем? Узнавать Его волю, изучать Его заповеди, проникать в Его намерения? Но именно то, что было бы совершенно естественно, люди отвергли и стали жить по своей воле, своими мыслями, по своим правилам и законам. И плод такой жизни очевиден: смуты, заблуждения, отчаяние, пропасть в душах людей и между людьми.

Видя все это сам, ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку…

Говорят, что некогда в древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: “Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?”. Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: “И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;

бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;

почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;

молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;

надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;

просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;

исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;

благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;

славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!”.

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.

Господь да обрадует тебя.

0

49

Ключ к тайне

Христос воскресе - значит, воистину есть Бог.
Христос воскресе - значит, воистину существует духовный мир, мир реальный и бессмертный.
Христос воскресе - значит, жизнь сильнее смерти.
Христос воскресе - значит, добро сильнее зла.
Христос воскресе - значит, все упования христиан оправданы.
Христос воскресе - значит, все жизненные трудности разрешены.
Все трудности разрешены, главные и мучительные тайны раскрыты, цепи тьмы и страданий разорваны, ибо Христос воскресе!
Святитель Николай Сербский

0

50

Подражай святым

Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это - вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный. Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что можно спасти от безпощадности смерти. Но не ожидай, что сможешь убелить свою душу без долгой и трудной духовной брани, которая очищает души. Конечно, весь твой труд может оказаться напрасным без животворящей благодати Божией. Именно благодать и есть то же, что вода при стирке полотна. Прачка трудится руками, использует мыло, доску, корыто, но промывает, отбеливает только вода. Так же и с тобой: тебе принадлежит пост, молитва, покаяние и добрые дела, но благодать суть Божия вода, что омывает, чистит и убеляет. Потому и молится пророк: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… омый мя… и паче снега убелюся (Пс. 50, 3, 4, 9).

Николай Сербский

0

51

Плотские люди легко приспосабливаются к этому миру. Духовные всегда чувствуют себя в нем пришельцами и чужаками.

Святитель Николай Сербский

0

52

свт Николай Сербский:

Знаешь ли, дитя мое, отчего закрываются небеса, когда поля жаждут дождя, и открываются, когда поля не желают дождя ?

От преступлений человеческих смутилась природа и отступила от законов своих.

Знаешь ли, дитя мое, отчего нивы, зачав весной плоды обильные, летом родят пустые колосья?

Оттого, что дщери человеческие возненавидели плод утробы своей и убивают его в расцвете.

Знаешь ли, дитя мое, отчего пересыхают источники, а плоды земные не имеют больше той сладости, которую имели?

От греха человеческого, через который немощь в природу вошла.

Знаешь ли, дитя мое, отчего народ, побеждающий врагов, терпит поражение от собственных раздоров и ест хлеб, горький от слез и злобы?

Оттого, что, победив врагов внешних, не победил их в себе.

Знаешь ли, дитя мое, отчего мать детей своих питает и насытить не может?

Оттого, что, вскармливая их грудью своей, не песнь любви поет, а песнь ненависти к соседу.

Знаешь ли, дитя мое, отчего люди стали уродливы и лишились красоты предков своих?

Оттого, что презрели образ Божий, что изнутри, в душе, творит красоту лица, и личину земную предпочли.

Знаешь ли, дитя мое, отчего умножились болезни и моры страшные?

Оттого, что вообразили люди здоровье не даром Божиим, но данью, которую должна им природа. А то, что с мукой отъемлется, с двойными муками приходится защищать.

Знаешь ли, дитя мое, отчего люди воюют за землю, не стыдясь уподобления кротам?

Оттого, что земля проросла в сердцах и глаза их только то видят, что растет в сердце. И оттого, что грех сделал их слишком немощными для борьбы за небо.

Не плачь, дитя мое, скоро придет Господь и все поставит на свое место.

0

53

Рыбы Геннисаретского озера, у которых нет разума, как у человека, и нет ушей, чтобы слышать услышали слово Христово и послушно поплыли в сети, а мы, имеющие уши слышать, почему-то упрямо закрываем свой слух и не хотим повиноваться Евангельскому слову.

Святитель Николай Сербский

0

54

Святитель Николай Сербский. "Молитвы на озере"
Любовь делает меня богом, а Тебя, Господи, Человеком.
Смотри, там, где один,— там нет любви. Где двое собираются, там лишь призрак любви. Где соединились трое, там любовь. Имя Тебе — Любовь, ибо имя Тебе — Троица Единосущная.
Был бы Ты один, не был бы ни любовью, ни ненавистью.
Был бы двоичен, ненависть и любовь в Тебе сменяли бы друг друга.
Но троичен Ты, и нет в Тебе ни тени перемен.
Любовь не знает ни пространства, ни времени. Она вне времени и пространства. День для нее как век и век как день.
Когда я соединен с Тобой любовью, нет ни земли, ни неба — есть только Бог, нет разделения на «я» и «Ты» — есть только Бог.
Три ипостаси в любви — девство, познание и святость. Если нет в любви девства, нет в ней умиления, есть эгоизм и страсть. Если нет в ней мудрости, она — безумие. Без святости любовь не сила, без святости любовь — слабость. Когда страсть, безумие и слабость объединяются, наступает ад, который диавол называет любовью.
Если душа моя сохранит чистоту девства, разум — мудрость прозорливую, а дух — свет животворящий, тогда и я стану любовью, которая с Твоей любовью — одно. Через любовь себя вижу, как Тебя, и Ты видишь меня, как Себя. Через любовь на Тебя смотрю и себя не вижу, и Ты через любовь смотришь на меня и Себя не видишь.
Любовь приносит себя в жертву и переживает жертву, как дар, а не как потерю.
Чада земные, слово «Любовь» — из всех молитв самая долгая.

0

55

Достижения

Всякое достижение, в учении или в труде, завоеванное трудом и усилием, но без Бога, усиливает жажду достижений. Пусть ты вложил в свое достижение самый упорный труд, но без Бога оно грех. А всякий грех усиливает жажду нового греха.

То же, что приобретено с именем Божиим, делает человека счастливым, ибо утоляет жажду.

Николай Сербский

0

56

Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога? В двух Своих Заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать людей при условии, что они будут слышать Его. Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался.
(Святитель Николай Сербский)

0

57

Когда человек непременно вспоминает о Боге?

И самый худший человек хотя бы три раза в жизни вспоминает о Боге:
когда видит праведника, страдающего за чужое преступление;
когда сам страдает за чужое преступление;
когда приходит смертный час.

Трижды в жизни должен заплакать и самый закоренелый грешник:

когда его, гонимого людьми, будто дикого зверя, ласкает материнская рука;
когда его, больного и одинокого, навещает бывший враг, принеся подарки и прощение;
когда ему перед смертью священник говорит: «Не бойся — Божия милость больше, чем твои грехи!»

Трижды человек сам себе кажется подобным Богу:
когда у него родится сын;
когда он поймет и примет Христа;
и когда примирится со своими страданиями за правду.

Свт. Николай Сербский

0

58

"Предай забвению как можно скорее свои добрые дела и заслуги... Не записывай своих добрых дел, ибо если запишешь их, они быстро поблекнут, если же забудешь о них, они будут вписаны в вечность" (св. Николай Сербский. Мысли о добре и зле).

0

59

Третья заповедь.
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Что? Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея", а святые угодники Божии падают ниц.
Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу?
Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно из них не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир.
Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает храбрости и водворяет мир в душе человека. Поминание этого утешающего имени облегчает последний вздох его.
Свт. Николай Сербский

0

60

Великий человек
Невозможно стать великим до тех пор, пока не начнешь считать себя мертвым. Невозможно стать великим до тех пор, пока боишься чего-то больше Бога, пока любишь кого-то больше Бога и пока не станешь видеть свою смерть в прошлом, а не в грядущем.

Николай Сербский

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Миссионерские письма( святитель Николай Сербский)